Школы уведут в регионы
---
Минпросвещения анонсировал второй этап реформы управления школами. Их собираются вывести из ведения муниципалитетов и отдать под управление субъектов федерации.
К 20 августа 2018 года завершится прием соответствующих предложений от регионов и начнется апробация перехода на новую систему. Как сообщает "Коммерсант", об этом накануне заявила замглавы Минпросвещения Татьяна Синюгина. Речь идет о реформе управления школами, которую министерство анонсировало в июле 2017 года: тогда инициативу объясняли необходимостью "возвращения школ в государство" и укреплением "единого образовательного пространства".
— Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем, — жаловалась Ольга Васильева, возглавлявшая тогда ныне расформированное ведомство.
В настоящее время, согласно действующему законодательству, в большинстве регионов школы подчиняются властям муниципалитетов. Это означает, что местные власти могут самостоятельно распределять полученные из региональных бюджетов деньги на их развитие, а также назначать директоров школ.
Новая схема подчинения школ уже действует в нескольких регионах — в том числе, в Самарской и Астраханской областях. При этом, говорилось, что эксперимент показал неплохие результаты, но затем встал вопрос, надо ли распространять его на все регионы. С запуском пилотного проекта в 2017 году к подобной модели управления присоединились 16 субъектов федерации, а к настоящему моменту к ней готовятся перейти еще 20 регионов. Окончательный список будет сформирован после того, как завершится сбор предложений.
Татьяна Синюгина пояснила, что в течение прошлого года Минпросвещения совместно с экспертным сообществом проводило экспертизу предложенных регионами моделей по передаче функций управления. В итоге были отобраны три из них, которые и будут обкатываться в течение следующего года в регионах. О каких именно моделях идет речь, в Минпросвещения не уточнили.
При этом, еще в 2017 году главы регионов высказывали мнение, что решение по вопросу переподчинения школ должно оставаться за субъектом.
— Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра, — комментировал вопрос ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004 – 2013 годах.
Эксперты считают, что в действующую систему вкладывать деньги бесполезно: так как муниципальных денег всегда не хватает на обновление инфраструктуры в школах. На эти цели по всей стране необходимо около 4 трлн рублей, что сопоставимо со годовым бюджетом страны на образование. Часть экспертов полагают, что перевод на региональную модель управления образовательными учреждениями позволит привлечь в эту сферу частные инвестиции.
— Инвестор не будет договариваться с каждым муниципалитетом отдельно, а без частных средств задачу обновления инфраструктуры не решить, иначе через несколько лет мы будем наблюдать, как ветхие здания школ просто осыпаются, — заявил научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
Впрочем, также было озвучено мнение, что перевод подчинения школ на уровень регионов снизит роль родительской общественности, так как она не сможет больше повлиять на решение о назначении руководители той или иной школы.
Комментирует министр образования Челябинской области, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ Александр Кузнецов: "Эта тема не новая, ей уже больше года. Список регионов, принимающих участие в эксперименте, известен. Есть три разных модели, которые предлагают реализовать. Риски, вне всяких сомнений, есть. Никто никого насильно заставлять принимать ту или иную модель не собирается. Можно сказать, что апробация моделей передачи полномочий учредителя учебных заведений с муниципального на уровень властей субъекта федерации - это добровольное решение региона."
По мнению доктора экономических наук, директора Центра экономики непрерывного образовШколы уведут в регионыания Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяны Клячко, проблема не в том, на муниципальном или региональном уровне находится школа, а в том, как она финансируется: "Когда муниципалитеты получают деньги от региона, они могут перераспределять их между школами. Это совсем не значит, что муниципалитет потратит деньги на какие-то другие нужды. Этого практически невозможно сделать, так как выдаётся субвенция на вполне определённые цели. Просто муниципалитеты перераспределяют деньги от одной школы к другой. При этом нарушается принцип нормативно-подушевого финансирования. В этой связи перевод школ на региональный уровень свидетельствует о том, что эту проблему будет решать сам регион."
Депутат Думы Великого Новгорода, заместитель председателя постоянной комиссии по экономике и финансам, доцент кафедры журналистики НовГУ им. Ярослава Мудрого Елена Михайлова считает, что реформа принесет пользу только в одном случае: "при реализации стандарта в любой городской и сельской школе, чтоб вне зависимости от географии там были одинаково хорошие вай-фай, учебное оборудование и книги, тёплые туалеты без дефицита гигиенических средств и спортивное оборудование с бассейном. В сторону паритета должна бы выправиться и оплата труда учителей, а то пока московские педагоги получают в 3-5 раз больше новгородских коллег, хотя учат детей одному и тому же доброму-светлому-вечному."
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
К 20 августа 2018 года завершится прием соответствующих предложений от регионов и начнется апробация перехода на новую систему. Как сообщает "Коммерсант", об этом накануне заявила замглавы Минпросвещения Татьяна Синюгина. Речь идет о реформе управления школами, которую министерство анонсировало в июле 2017 года: тогда инициативу объясняли необходимостью "возвращения школ в государство" и укреплением "единого образовательного пространства".
— Трудно себе представить, что 44 тыс. школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем, — жаловалась Ольга Васильева, возглавлявшая тогда ныне расформированное ведомство.
В настоящее время, согласно действующему законодательству, в большинстве регионов школы подчиняются властям муниципалитетов. Это означает, что местные власти могут самостоятельно распределять полученные из региональных бюджетов деньги на их развитие, а также назначать директоров школ.
Новая схема подчинения школ уже действует в нескольких регионах — в том числе, в Самарской и Астраханской областях. При этом, говорилось, что эксперимент показал неплохие результаты, но затем встал вопрос, надо ли распространять его на все регионы. С запуском пилотного проекта в 2017 году к подобной модели управления присоединились 16 субъектов федерации, а к настоящему моменту к ней готовятся перейти еще 20 регионов. Окончательный список будет сформирован после того, как завершится сбор предложений.
Татьяна Синюгина пояснила, что в течение прошлого года Минпросвещения совместно с экспертным сообществом проводило экспертизу предложенных регионами моделей по передаче функций управления. В итоге были отобраны три из них, которые и будут обкатываться в течение следующего года в регионах. О каких именно моделях идет речь, в Минпросвещения не уточнили.
При этом, еще в 2017 году главы регионов высказывали мнение, что решение по вопросу переподчинения школ должно оставаться за субъектом.
— Губернаторы говорили, что ряд вопросов имеет очень сильную местную привязку: строительство дороги к школе, ремонт, питание. Если регион достаточно большой, а муниципалитеты разрозненные, то эти вопросы очень сложно администрировать из единого центра, — комментировал вопрос ректор МГПУ Игорь Реморенко, работавший в Минобрнауки в 2004 – 2013 годах.
Эксперты считают, что в действующую систему вкладывать деньги бесполезно: так как муниципальных денег всегда не хватает на обновление инфраструктуры в школах. На эти цели по всей стране необходимо около 4 трлн рублей, что сопоставимо со годовым бюджетом страны на образование. Часть экспертов полагают, что перевод на региональную модель управления образовательными учреждениями позволит привлечь в эту сферу частные инвестиции.
— Инвестор не будет договариваться с каждым муниципалитетом отдельно, а без частных средств задачу обновления инфраструктуры не решить, иначе через несколько лет мы будем наблюдать, как ветхие здания школ просто осыпаются, — заявил научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
Впрочем, также было озвучено мнение, что перевод подчинения школ на уровень регионов снизит роль родительской общественности, так как она не сможет больше повлиять на решение о назначении руководители той или иной школы.
Комментирует министр образования Челябинской области, кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ Александр Кузнецов: "Эта тема не новая, ей уже больше года. Список регионов, принимающих участие в эксперименте, известен. Есть три разных модели, которые предлагают реализовать. Риски, вне всяких сомнений, есть. Никто никого насильно заставлять принимать ту или иную модель не собирается. Можно сказать, что апробация моделей передачи полномочий учредителя учебных заведений с муниципального на уровень властей субъекта федерации - это добровольное решение региона."
По мнению доктора экономических наук, директора Центра экономики непрерывного образовШколы уведут в регионыания Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяны Клячко, проблема не в том, на муниципальном или региональном уровне находится школа, а в том, как она финансируется: "Когда муниципалитеты получают деньги от региона, они могут перераспределять их между школами. Это совсем не значит, что муниципалитет потратит деньги на какие-то другие нужды. Этого практически невозможно сделать, так как выдаётся субвенция на вполне определённые цели. Просто муниципалитеты перераспределяют деньги от одной школы к другой. При этом нарушается принцип нормативно-подушевого финансирования. В этой связи перевод школ на региональный уровень свидетельствует о том, что эту проблему будет решать сам регион."
Депутат Думы Великого Новгорода, заместитель председателя постоянной комиссии по экономике и финансам, доцент кафедры журналистики НовГУ им. Ярослава Мудрого Елена Михайлова считает, что реформа принесет пользу только в одном случае: "при реализации стандарта в любой городской и сельской школе, чтоб вне зависимости от географии там были одинаково хорошие вай-фай, учебное оборудование и книги, тёплые туалеты без дефицита гигиенических средств и спортивное оборудование с бассейном. В сторону паритета должна бы выправиться и оплата труда учителей, а то пока московские педагоги получают в 3-5 раз больше новгородских коллег, хотя учат детей одному и тому же доброму-светлому-вечному."
Ну, как-то так.
Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]