Российские вузы: кто лучший в мире
---
В свежий рейтинг Academic Ranking of World Universities по версии Шанхайского университета вошли 12 российских вузов. В топ-500 попали лишь четыре.
В основную часть вошли МГУ имени Ломоносова (86-е место), Санкт-Петербургский госуниверситет (301 – 400), Новосибирский государственный университет и МФТИ (оба в группе 401 – 500). Отметим, что московский физтех попал в рейтинг впервые.
Еще восемь российских вузов вошли в группу учебных заведений, занимающих места с 501 по 1000. Среди них Томский государственный университет и Уральский федеральный университет (701–800); Университет ИТМО, Казанский федеральный университет и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (801–900), а также Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Томский политехнический университет (901–1000).
Лидерами рейтинга ведущих мировых вузов стали Гарвардский (лидирует уже 16-й год подряд), Стэнфордский, Кембриджский университеты, Массачусетский технологический институт и Калифорнийский университет в Беркли.
Глобальный рейтинг, составляемый 2003 года на ежегодной основе, готовится в Шанхае Центром исследования университетов мирового класса (CWCU). Изначально он задумывался составителями как инструмент оценки тех позиций, которые занимают китайские вузы на мировом рынке образования. Впоследствии рейтинг привлек большое внимание и заслужил доверие со стороны университетов, правительств и СМИ по всему миру, отмечает ТАСС.
Рейтинг строится на основании шести индикаторов: Число лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии среди выпускников и сотрудников, число наиболее часто цитируемых исследователей в различных предметных областях, число статей, опубликованных в журналах Nature и Science, число статей, проиндексированных в Science Citation Index, академическая производительность на одного представителя научно-преподавательского состава вуза. Для формирований рейтинга его авторы произвели оценку более 1500 университетов мира, 500 из которых вошли в публикуемую часть рейтинга.
— Российские университеты существенно улучшили свои позиции в Академическом рейтинге университетов мира за 2018 год, — заявил президент и генеральный директор Независимой организации ShanghaiRanking Consultancy Йенг Чанг, комментируя результаты опубликованного рейтинга (его слова приводит РИА "Новости").
Московский университет подтвердил статус одного из лучших университетов мира, улучшив показатели в престижном Шанхайском рейтинге университетов, заявил ректор МГУ Виктор Садовничий.
— Отмечу, что в отличие от других международных рейтингов составители ARWU отказались от использования данных, предоставляемых самими университетами и получаемых в результате опросов экспертов. Делается ставка на использование только объективных данных из открытого доступа, — подчеркнул он.
Проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, в свою очередь, подчеркнул, что университет всегда был ориентирован на подготовку кадров, которые могут решать сложнейшие научные задачи: благодаря разветвленной системе базовых кафедр начиная с третьего курса студенты проходят практику в ведущих институтах РАН, промышленных и ИТ-компаниях.
— Для усиления этой связи только в этом году мы открыли девять лабораторий с ведущими институтами РАН, а также провели конкурс на возвращение специалистов из лучших мировых центров, среди которых Калтех, Оксфорд и Ганновер, — рассказал он (цитата по "Ъ").
Напомним, в середине июля вышел предметный рейтинг ARWU, в который вошли 17 российских университетов, из них шесть попали в топ-100 лучших высших учебных заведений мира.
По мнению Натальи Антоновой, доктора социологических наук, доцента кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, ситуация с попаданием российских вузов в мировые рейтинги двоякая: "С одной стороны, несомненно, обучение в престижном вузе, занимающем ведущие позиции в рейтингах, тем более, мировых, позволяет абитуриенту самоутвердиться, получить чувство удовлетворения от того, что он учится в престижном вузе. С другой стороны, показатели на основе, которых делаются рейтинги, не совсем явно свидетельствуют о качестве получаемого образования, потому что ситуация сегодня в высших школах такова, что иногда вузы в погоне за показателями начинают отодвигать конкретного заказчика - студента на вторые позиции."
Доктор философских наук, профессор, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Колесникова разделяет это мнение: "Участие в рейтингах полезно для вуза, потому что это стимулирует и придаёт кураж, возникает некая конкуренция, которая всегда полезна. С другой стороны, принципиально важно понимать процедуру, методику подсчёта рейтинговых баллов. Необходимо, чтобы все было прозрачно. Те вузы, которые попадают в топы, получают определённую дополнительную поддержку от государства. В вопросе, в какой мере позиция вуза в рейтинге связана с чисто учебными процессами, у меня есть сомнения. Параметры, подсчитывающиеся в рамках рейтинга, не всегда напрямую связаны с качеством учебных программ. Рейтинги оценивают техническое обеспечение университетов, количество научных публикаций. Надо признать, что сегодня погоня за публикациями иногда профанирует сами публикации с точки зрения содержания."
Вадим Бобровский, заместитель министра образования Челябинской области, кандидат экономических наук, также прокомментировал ситуацию: "Безусловно, рейтинги важны. Последнее изменение, касающееся разделения федерального Министерства на Министерство просвещения и Министерство науки, тому подтверждение. Мы стремимся и принимаем управленческие меры для попадания наших вузов в рейтинги. В последние годы успешно реализуется программа 5-100, направленная на попадание наших российских вузов в мировые топы. Рейтингов как минимум двадцать, и разные вузы по-разному себя в них чувствуют. Что же касается абитуриентов, то им нужно больше ориентироваться на показатель процента трудоустроенных по специальности, потому что конечная цель по окончании вуза заключается в успешной работе по специальности".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
В основную часть вошли МГУ имени Ломоносова (86-е место), Санкт-Петербургский госуниверситет (301 – 400), Новосибирский государственный университет и МФТИ (оба в группе 401 – 500). Отметим, что московский физтех попал в рейтинг впервые.
Еще восемь российских вузов вошли в группу учебных заведений, занимающих места с 501 по 1000. Среди них Томский государственный университет и Уральский федеральный университет (701–800); Университет ИТМО, Казанский федеральный университет и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (801–900), а также Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Томский политехнический университет (901–1000).
Лидерами рейтинга ведущих мировых вузов стали Гарвардский (лидирует уже 16-й год подряд), Стэнфордский, Кембриджский университеты, Массачусетский технологический институт и Калифорнийский университет в Беркли.
Глобальный рейтинг, составляемый 2003 года на ежегодной основе, готовится в Шанхае Центром исследования университетов мирового класса (CWCU). Изначально он задумывался составителями как инструмент оценки тех позиций, которые занимают китайские вузы на мировом рынке образования. Впоследствии рейтинг привлек большое внимание и заслужил доверие со стороны университетов, правительств и СМИ по всему миру, отмечает ТАСС.
Рейтинг строится на основании шести индикаторов: Число лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии среди выпускников и сотрудников, число наиболее часто цитируемых исследователей в различных предметных областях, число статей, опубликованных в журналах Nature и Science, число статей, проиндексированных в Science Citation Index, академическая производительность на одного представителя научно-преподавательского состава вуза. Для формирований рейтинга его авторы произвели оценку более 1500 университетов мира, 500 из которых вошли в публикуемую часть рейтинга.
— Российские университеты существенно улучшили свои позиции в Академическом рейтинге университетов мира за 2018 год, — заявил президент и генеральный директор Независимой организации ShanghaiRanking Consultancy Йенг Чанг, комментируя результаты опубликованного рейтинга (его слова приводит РИА "Новости").
Московский университет подтвердил статус одного из лучших университетов мира, улучшив показатели в престижном Шанхайском рейтинге университетов, заявил ректор МГУ Виктор Садовничий.
— Отмечу, что в отличие от других международных рейтингов составители ARWU отказались от использования данных, предоставляемых самими университетами и получаемых в результате опросов экспертов. Делается ставка на использование только объективных данных из открытого доступа, — подчеркнул он.
Проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган, в свою очередь, подчеркнул, что университет всегда был ориентирован на подготовку кадров, которые могут решать сложнейшие научные задачи: благодаря разветвленной системе базовых кафедр начиная с третьего курса студенты проходят практику в ведущих институтах РАН, промышленных и ИТ-компаниях.
— Для усиления этой связи только в этом году мы открыли девять лабораторий с ведущими институтами РАН, а также провели конкурс на возвращение специалистов из лучших мировых центров, среди которых Калтех, Оксфорд и Ганновер, — рассказал он (цитата по "Ъ").
Напомним, в середине июля вышел предметный рейтинг ARWU, в который вошли 17 российских университетов, из них шесть попали в топ-100 лучших высших учебных заведений мира.
По мнению Натальи Антоновой, доктора социологических наук, доцента кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, ситуация с попаданием российских вузов в мировые рейтинги двоякая: "С одной стороны, несомненно, обучение в престижном вузе, занимающем ведущие позиции в рейтингах, тем более, мировых, позволяет абитуриенту самоутвердиться, получить чувство удовлетворения от того, что он учится в престижном вузе. С другой стороны, показатели на основе, которых делаются рейтинги, не совсем явно свидетельствуют о качестве получаемого образования, потому что ситуация сегодня в высших школах такова, что иногда вузы в погоне за показателями начинают отодвигать конкретного заказчика - студента на вторые позиции."
Доктор философских наук, профессор, декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ирина Колесникова разделяет это мнение: "Участие в рейтингах полезно для вуза, потому что это стимулирует и придаёт кураж, возникает некая конкуренция, которая всегда полезна. С другой стороны, принципиально важно понимать процедуру, методику подсчёта рейтинговых баллов. Необходимо, чтобы все было прозрачно. Те вузы, которые попадают в топы, получают определённую дополнительную поддержку от государства. В вопросе, в какой мере позиция вуза в рейтинге связана с чисто учебными процессами, у меня есть сомнения. Параметры, подсчитывающиеся в рамках рейтинга, не всегда напрямую связаны с качеством учебных программ. Рейтинги оценивают техническое обеспечение университетов, количество научных публикаций. Надо признать, что сегодня погоня за публикациями иногда профанирует сами публикации с точки зрения содержания."
Вадим Бобровский, заместитель министра образования Челябинской области, кандидат экономических наук, также прокомментировал ситуацию: "Безусловно, рейтинги важны. Последнее изменение, касающееся разделения федерального Министерства на Министерство просвещения и Министерство науки, тому подтверждение. Мы стремимся и принимаем управленческие меры для попадания наших вузов в рейтинги. В последние годы успешно реализуется программа 5-100, направленная на попадание наших российских вузов в мировые топы. Рейтингов как минимум двадцать, и разные вузы по-разному себя в них чувствуют. Что же касается абитуриентов, то им нужно больше ориентироваться на показатель процента трудоустроенных по специальности, потому что конечная цель по окончании вуза заключается в успешной работе по специальности".
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]