«Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Часть I
---
Все фотографии, кроме первой, из интернета.
В ГМИИ имени А.С. Пушкина заканчивает свою работу выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», на которой демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Эта выставка не только впервые представляет в России творчество отдельно взятой художественной династии Кранахов, но и имеет в своей основе вескую историческую причину. Дело в том, что в собрании ГМИИ с 1946 года сохраняется некоторое количество работ, ранее бывших частью собрания замка Фриденштайн в Готе, и теперь, впервые за 70 лет, пришло время эти работы показать, объединив их в экспозиции с теми произведениями, которые нам были одолжены из замка Фриденштайн, а также из музеев Будапешта, Мадрида и Берлина.
Карьера Лукаса Кранаха начинается в 1506 году, когда он переезжает в город Виттенберг и становится придворным художником курфюрста Саксонии. Он не только пишет маслом картины, но и расписывает дворцы, создает декорации для театральных представлений и вообще выполняет самую разнообразную работу, вплоть до чеканки монет по собственным эскизам и иллюстрирования книг в собственной печатной мастерской. Лукас Кранах, помимо того, что был превосходным художником, представляется нам сегодня как человек довольно предприимчивый: он несколько раз избирался бургомистром города, жил в огромном доме, пожертвованном ему саксонским курфюрстом, имел монополию на торговлю алкоголем и держал главную аптеку в городе. У него в каком-то смысле была живописная фабрика, и его, иногда изобилующий повторами метод, отчасти своим возникновением обязан тому, что в 1509 году он съездил в Нидерланды и познакомился там с техникой копирования: по прозрачной кальке методом игольчатого перевода контура делалась репродукция.
Подпись Кранаха
Свою подпись — дракона с крыльями — Лукас Кранах получил как герб, как специальную привилегию от курфюрста Саксонии, который разрешил художнику клеймить работы изображением крылатого дракона, несущего в пасти рубиновое кольцо. Многочисленные попытки объяснить символизм с точки зрения алхимии или геральдики до сих пор не очень удавались, что позволило исследователям видеть в нем почти что угодно — например, отсылку к «пламенности и стремительности» манеры художника. После 1537 года этот дракон печально опустит крылья вниз в память о рано умершем старшем сыне Лукаса Кранаха Гансе.
Лукас Кранах Старший. «Голгофа с предстоящими» (1515) Дерево (липа) темпера, масло Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина попала в ГМИИ из Готы.
Эта работа открывается живописную часть выставки, т.к. является самой ранней по времени написания.
Лукас Кранах Старший. «Голгофа с предстоящими» фрагмент
Кранах писал это Распятие несколько раз. Один раз — с гравюры Дюрера совершенно фронтально, плоскостью, другой раз он расставил эти три креста буквой П, так что между ними появилось странное пространство, в котором стояли те же самые фигуры. В версии, представленной на выставке, по диагональному положению крестов видно, что на Кранаха повлиял итальянский Ренессанс с открытой им пространственной перспективой, хотя на картине никакой перспективы нет, фигуры как будто вырезаны из бумаги. Эта работа показывает, что Лукас Кранах в раннем периоде еще экспериментирует и меняет свои композиционные приемы.
Лукас Кранах Старший. «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» дерево (бук) темпера, масло Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
Данная работа, привезенная для выставки из Мадрида, напоминает об интересной проблеме: как в работах Кранаха соотносятся Италия, где, в отличие от Дюрера, он никогда не был, и те виденные им ренессансные образы, которые все же проникают в Германию. Предшественником Кранаха на службе у курфюрста Саксонии был итальянец Якопо де Барбари, некоторые сюжеты из его живописи есть и у Кранаха, ну и, конечно, некоторые картины и гравюры вывозились из Италии в Германию. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне. На картине итальянского мастера у Мадонны в одежде сочетаются те же три цвета, что и на картине Кранаха, — красный, зеленый, синий, но только за Мадонной Перуджино нет того пейзажа, который окружает Мадонну на картине Лукаса Кранаха. В начале XVI века немецкие художники, писавшие ели, сосны и альпийские долины, начинают оформляться в так называемую Дунайскую школу живописи, связанную с такими именами, как Альбрехт Альтдорфер и Вольф Губер. Именно они создали определенное видение немецкого пейзажа, вдохновлявшее потом и романтиков XIX века.
Лукас Кранах Старший. «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)» вторая половина 1510х. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Работа сделана в очень необычной технике: это пергамент на дереве, то есть это фактически графическая работа, наклеенная на более твердое основание. Возможно, он хранилась в мастерской и служила образцом для работавших в ней художников. Споры велись и вокруг авторства: до середины XIX века она считалась работой Дюрера. Очень интересна ее иконография: здесь изображен Христос с неким женским персонажем. По форме работа очень напоминает портрет двух супругов, но мы понимаем, что по иконографическим соображениям это невозможно. В женском персонаже на протяжении веков видели и изображение Девы Марии, и изображение Марии Магдалины. Наиболее уместно предположить, что на картине изображена либо святая Екатерина, которая сочеталась с Христом мистическим браком, либо сама Церковь, «Экклесия», воплощенная в таком аллегорическом образе женской фигуры. Сам Кранах был свидетелем на одной очень необычной свадьбе — на свадьбе Мартина Лютера, который был католическим священником, перешедшим в протестантизм. Лютер, решивший сочетаться браком с Катариной фон Бора, выступил как абсолютный протестант, потому что нарушил целибат — обет безбрачия для священников. Очень соблазнительно было бы провести здесь историческую параллель. Впрочем, по более прозаической версии, мы имеем дело всего лишь с образцом для копирования лиц в мастерской, наклеенным позже на доску.
Лукас Кранах Старший. «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» вторая половина 1510 г дерево (липа), темпера, масло Будапешт, Музей изящных искусств
Это работа раннего периода, написанная, когда все стереотипы кранаховского творчества еще не сложились. На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. Четыре святые со своими традиционными атрибутами даны как индивидуальные, портретные изображения. В дорогих придворных платьях и с узнаваемыми атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночками цветов у Доротеи, башней за спиной Варвары. Екатерина Александрийская считалась покровительницей студентов, Доротея – садовников, Варвара – горняков и военных, поскольку защищала от внезапной смерти без причастия, Маргарита – исцелительницей бесноватых, заступницей от клеветы и неправедного суда. Меч в руке святой Екатерины— атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Корзина роз у Доротеи — не просто милая деталь, а тоже атрибут мученичества: когда ее вели на казнь, к героине обратился писарь, попросивший, когда она будет в саду своего небесного жениха, прислать оттуда розы. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения), и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Характерный южнонемецкий скалистый пейзаж на заднем плане и перспективно сокращающиеся амурчики, скорее всего, заимствованны с какой-то ренессансной гравюры. Согласно "Золотой легенде" («Золотая легенда» - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г, одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии), святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного происхождения и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих добродетелях. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал своей невестой, что символизировало ее связь со Всевышним. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом – орудиями ее мученичества.
Лукас Кранах Старший (?). «Сожжение запрещенных книг правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином)» около 1530 Дерево, темпера, масло Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эта работа более грубая, выполненная уже в мастерской. Возможно, что на картине изображен император Константин, который изобличает первую ересь язычника Ария и сжигает его книги. Поэтому сюжет о ересях и истинной вере рифмуется с идеями, возникавшими в Виттенберге в это время. Ведь именно Виттенберг был тем самым городом, в котором Мартин Лютер прибил к дверям собора свои тезисы новой протестантской веры.
Лукас Кранах Старший (?). «Сожжение запрещенных книг правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином)» фрагмент
Интересно как повторяется история. В 1998 году в Екатеринбурге, во дворе духовного училища РПЦ по указанию епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона публично сожгли неправильные книги — «модернистские» и «еретические» богословские произведения протоиереев Александра Меня, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа и Николая Афанасьева. В январе этого года в Республике Коми сожгли десятки книг. Еще сотни — изъяли из библиотечных фондов. «Запрещенными» оказались классические учебники, по которым занимаются в ведущих российских вузах, написанные профессорами МГУ, ВШЭ и других.
Лукас Кранах Старший и мастерская. «Святой Иероним в пустыне» вторая половина 1520х годов дерево (липа) темпера, масло Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея
Иероним - христианский святой, почитающийся в католицизме и в православии. Главная заслуга святого Иеронима - перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета. Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название "Вульгата" является каноническим латинским текстом Библии по сей день. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков. Иероним родился в 347 году в римской провинции Далмация. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу. Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним избавил льва от занозы, и тот должен был ему служить в монастыре, основанном святым Иеронимом.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская), около 1519 г. Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Это левая створка утраченного триптиха традиционно считалась собственноручной работой Лукаса Кранаха Старшего, но в настоящее время исследователи считают ее работой подмастерьев Кранаха. Св. Женевьева Парижская происходила из древнего галльского рода. В 451 году она предсказала спасение Парижа от нашествия гуннов под предводительством Атиллы. В 460 году благословила постройку над могилой Св. Дионисия, поэтому у Кранаха обращенный в землю палец святой указывает на мощи святого Дионисия в каменистой почве. На месте могилы Св. Дионисия в последствии был построено знаменитое аббатство Сен-Дени. История об этом чудесном обнаружении сохранена в знаменитой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Скорее всего, заказчиком был француз. Молитвами святой Женевьевы король франков Хлодвиг I, принял христианство. Традиционно святая считалась заступницей Парижа. Ее популярности в германоязычных землях способствовало смешение представлений о святой с ее тезкой – фольклорном персонаже пфальцграфине Геновефе Брабантской, ставшей отдалённом прообразом героини сказки Шарля Перро о Красной Шапочке.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская)
На картине святая Женевьева изображена со своим традиционным атрибутом – горящей свечой. Согласно преданию, огонь чудесным образом зажегся, когда святая взяла потухшую свечу в руке во время произнесения церковной молитвы. Фигура святой на темном фоне напоминает створки дюреровских алтарей. Довольно негибкие, угловатые контуры ее платья напоминают о том, что в мастерской Кранаха делалась и деревянная гравюра.
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1522-1523. Дерево (липа), темпера, масло. В 1825 приобретена для Эрмитажа; с 1930 в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом. Работа немного спилена по правому краю при реставрации в Эрмитаже еще в позапрошлом веке, монограмма автора утеряна. Однако ее выдающееся качество подтверждает в том числе и новая ИК-съемка перед выставкой, открывшая авторский рисунок.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Фрагмент.
Сочиненный (однако, весьма характерный для Германии) гористый пейзаж с рекой позади Марии также имеет иносказательный смысл: гора и скалы – символы духовного возвышения, неколебимой твердости веры. Здесь появляется характерный для Кранаха узкоглазый плоскостный тип женских лиц, который потом проявится и в его Венерах, и в его Лукрециях.
Лукас Кранах Старший Портрет рыжеволосого мужчины с баками 1526 Дерево (красный бук) темпера, масло
Портрет знатного горожанина в костюме бургомистра был передан в Готу в 1936 году на временное хранение из Гейдельберга. Согласно условиям договора между музеями Готы и Гейдельберга, картина должна была вернуться домой "по окончании войны". В январе 1946 года она была обнаружена "трофейными бригадами" и отправлена вместе с другими картинами в Москву.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Христос и грешница» дерево (липа) темпера, масло Будапешт, Музей изящных искусств. Картина ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази
Возможно, эта вещь Ганса Кранаха, достоверных работ которого известно мало, потому что он в возрасте 24 лет скоропостижно скончался во время путешествия по Италии. Вероятно, до своей смерти в 1537-м он, как старший сын, занимал место главного ученика в мастерской Кранаха. После смерти Ганса Лукас Кранах почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.
Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна: "Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень." Об этом есть и соответствующая подпись в верхней части картины, известная инструкция для тех, кто без греха. Работа интересна своей живописью: яркая, недавно отреставрированная, она блестяще демонстрирует прозрачную накидку-вуаль на лице женщины и почти трехмерные детали на костюме персонажа слева. Сами же «грешные типы» очень похожи на босховских персонажей, близки нидерландской живописи, а вот композиция — полукруг из фигур на темном фоне — наоборот, итальянская и отсылает к венецианской традиции. Именно такой символизм милующего, а не карающего Христа был наиболее приятен протестантизму, свои основные догмы строящему именно на презумпции божественного милосердия.
Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево (красный бук),темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Из ''трофейного фонда''. Долгое время считалось, что этот женский портрет является парным к "Портрету бургомистра" или, как портрет представлен на выставке - «Портрету рыжеволосого мужчины с баками» . Сейчас доказано, что это самостоятельная картина, лишь случайно совпадающая по колористическому решению. Мастерская Кранахов писала множество заказных портретов.
http://strana.ru/afisha/24336973
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/
http://rg.ru/2016/03/02/v-gmii-otkrylas-vystavka-kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom.html#dae7fc67/16401/2
http://www.dw.com/ru/фотогалерея-кранахи-из-готы-в-москве/a-19091592?maca=rus-rss-ru-top-1051-xml-mrss
http://index-agregator.ru/?hostname=www.echo.msk.ru&path=/blog/tatiana_pelipeiko/1728242-echo/
http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom
http://mayak-parnasa.livejournal.com/715122.html
http://my.mail.ru/mail/peysikov/photo/7112/7187.html
http://www.m24.ru/m/galleries/4816/
http://www.colta.ru/articles/art/10621?part=1
Государственный Эрмитаж Живопись XIV-XVI веков. Редакторы М.И. Артамонов и В.Ф.Левинсон-Лессинг Совместное издание издательства Артия, Прага и издательства «Советский художник» Ленинград 1965г
Продолжение следует
В ГМИИ имени А.С. Пушкина заканчивает свою работу выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом», на которой демонстрируются картины Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии. Эта выставка не только впервые представляет в России творчество отдельно взятой художественной династии Кранахов, но и имеет в своей основе вескую историческую причину. Дело в том, что в собрании ГМИИ с 1946 года сохраняется некоторое количество работ, ранее бывших частью собрания замка Фриденштайн в Готе, и теперь, впервые за 70 лет, пришло время эти работы показать, объединив их в экспозиции с теми произведениями, которые нам были одолжены из замка Фриденштайн, а также из музеев Будапешта, Мадрида и Берлина.
Карьера Лукаса Кранаха начинается в 1506 году, когда он переезжает в город Виттенберг и становится придворным художником курфюрста Саксонии. Он не только пишет маслом картины, но и расписывает дворцы, создает декорации для театральных представлений и вообще выполняет самую разнообразную работу, вплоть до чеканки монет по собственным эскизам и иллюстрирования книг в собственной печатной мастерской. Лукас Кранах, помимо того, что был превосходным художником, представляется нам сегодня как человек довольно предприимчивый: он несколько раз избирался бургомистром города, жил в огромном доме, пожертвованном ему саксонским курфюрстом, имел монополию на торговлю алкоголем и держал главную аптеку в городе. У него в каком-то смысле была живописная фабрика, и его, иногда изобилующий повторами метод, отчасти своим возникновением обязан тому, что в 1509 году он съездил в Нидерланды и познакомился там с техникой копирования: по прозрачной кальке методом игольчатого перевода контура делалась репродукция.
Подпись Кранаха
Свою подпись — дракона с крыльями — Лукас Кранах получил как герб, как специальную привилегию от курфюрста Саксонии, который разрешил художнику клеймить работы изображением крылатого дракона, несущего в пасти рубиновое кольцо. Многочисленные попытки объяснить символизм с точки зрения алхимии или геральдики до сих пор не очень удавались, что позволило исследователям видеть в нем почти что угодно — например, отсылку к «пламенности и стремительности» манеры художника. После 1537 года этот дракон печально опустит крылья вниз в память о рано умершем старшем сыне Лукаса Кранаха Гансе.
Лукас Кранах Старший. «Голгофа с предстоящими» (1515) Дерево (липа) темпера, масло Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина попала в ГМИИ из Готы.
Эта работа открывается живописную часть выставки, т.к. является самой ранней по времени написания.
Лукас Кранах Старший. «Голгофа с предстоящими» фрагмент
Кранах писал это Распятие несколько раз. Один раз — с гравюры Дюрера совершенно фронтально, плоскостью, другой раз он расставил эти три креста буквой П, так что между ними появилось странное пространство, в котором стояли те же самые фигуры. В версии, представленной на выставке, по диагональному положению крестов видно, что на Кранаха повлиял итальянский Ренессанс с открытой им пространственной перспективой, хотя на картине никакой перспективы нет, фигуры как будто вырезаны из бумаги. Эта работа показывает, что Лукас Кранах в раннем периоде еще экспериментирует и меняет свои композиционные приемы.
Лукас Кранах Старший. «Мадонна и Младенец с гроздью винограда» дерево (бук) темпера, масло Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы
Данная работа, привезенная для выставки из Мадрида, напоминает об интересной проблеме: как в работах Кранаха соотносятся Италия, где, в отличие от Дюрера, он никогда не был, и те виденные им ренессансные образы, которые все же проникают в Германию. Предшественником Кранаха на службе у курфюрста Саксонии был итальянец Якопо де Барбари, некоторые сюжеты из его живописи есть и у Кранаха, ну и, конечно, некоторые картины и гравюры вывозились из Италии в Германию. Эта работа, сюжет которой потом будет повторяться во множестве произведений Кранаха, очень близко подходит к «Мадонне с Младенцем» Пьетро Перуджино, хранящейся в Национальной Галерее в Вашингтоне. На картине итальянского мастера у Мадонны в одежде сочетаются те же три цвета, что и на картине Кранаха, — красный, зеленый, синий, но только за Мадонной Перуджино нет того пейзажа, который окружает Мадонну на картине Лукаса Кранаха. В начале XVI века немецкие художники, писавшие ели, сосны и альпийские долины, начинают оформляться в так называемую Дунайскую школу живописи, связанную с такими именами, как Альбрехт Альтдорфер и Вольф Губер. Именно они создали определенное видение немецкого пейзажа, вдохновлявшее потом и романтиков XIX века.
Лукас Кранах Старший. «Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина)» вторая половина 1510х. Пергамент, наклеенный на дубовую основу, темпера, масло Гота, Фонд замка Фриденштайн
Работа сделана в очень необычной технике: это пергамент на дереве, то есть это фактически графическая работа, наклеенная на более твердое основание. Возможно, он хранилась в мастерской и служила образцом для работавших в ней художников. Споры велись и вокруг авторства: до середины XIX века она считалась работой Дюрера. Очень интересна ее иконография: здесь изображен Христос с неким женским персонажем. По форме работа очень напоминает портрет двух супругов, но мы понимаем, что по иконографическим соображениям это невозможно. В женском персонаже на протяжении веков видели и изображение Девы Марии, и изображение Марии Магдалины. Наиболее уместно предположить, что на картине изображена либо святая Екатерина, которая сочеталась с Христом мистическим браком, либо сама Церковь, «Экклесия», воплощенная в таком аллегорическом образе женской фигуры. Сам Кранах был свидетелем на одной очень необычной свадьбе — на свадьбе Мартина Лютера, который был католическим священником, перешедшим в протестантизм. Лютер, решивший сочетаться браком с Катариной фон Бора, выступил как абсолютный протестант, потому что нарушил целибат — обет безбрачия для священников. Очень соблазнительно было бы провести здесь историческую параллель. Впрочем, по более прозаической версии, мы имеем дело всего лишь с образцом для копирования лиц в мастерской, наклеенным позже на доску.
Лукас Кранах Старший. «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» вторая половина 1510 г дерево (липа), темпера, масло Будапешт, Музей изящных искусств
Это работа раннего периода, написанная, когда все стереотипы кранаховского творчества еще не сложились. На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. Четыре святые со своими традиционными атрибутами даны как индивидуальные, портретные изображения. В дорогих придворных платьях и с узнаваемыми атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночками цветов у Доротеи, башней за спиной Варвары. Екатерина Александрийская считалась покровительницей студентов, Доротея – садовников, Варвара – горняков и военных, поскольку защищала от внезапной смерти без причастия, Маргарита – исцелительницей бесноватых, заступницей от клеветы и неправедного суда. Меч в руке святой Екатерины— атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Корзина роз у Доротеи — не просто милая деталь, а тоже атрибут мученичества: когда ее вели на казнь, к героине обратился писарь, попросивший, когда она будет в саду своего небесного жениха, прислать оттуда розы. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной. Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения), и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Характерный южнонемецкий скалистый пейзаж на заднем плане и перспективно сокращающиеся амурчики, скорее всего, заимствованны с какой-то ренессансной гравюры. Согласно "Золотой легенде" («Золотая легенда» - сочинение Иакова Ворагинского, собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г, одна из самых любимых книг Средневековья, в XIV—XVI вв. стоявшая на втором месте по популярности после Библии), святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного происхождения и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Она объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет ее в этих добродетелях. После принятия крещения у Екатерины случилось мистическое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Младенцем Христом и Богоматерью. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал своей невестой, что символизировало ее связь со Всевышним. На картине святая Екатерина изображена в уже устоявшемся образе коленопреклоненная облаченная в дорогие одежды (что символизирует ее происхождение), с мечом и сломанным колесом – орудиями ее мученичества.
Лукас Кранах Старший (?). «Сожжение запрещенных книг правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином)» около 1530 Дерево, темпера, масло Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эта работа более грубая, выполненная уже в мастерской. Возможно, что на картине изображен император Константин, который изобличает первую ересь язычника Ария и сжигает его книги. Поэтому сюжет о ересях и истинной вере рифмуется с идеями, возникавшими в Виттенберге в это время. Ведь именно Виттенберг был тем самым городом, в котором Мартин Лютер прибил к дверям собора свои тезисы новой протестантской веры.
Лукас Кранах Старший (?). «Сожжение запрещенных книг правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином)» фрагмент
Интересно как повторяется история. В 1998 году в Екатеринбурге, во дворе духовного училища РПЦ по указанию епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона публично сожгли неправильные книги — «модернистские» и «еретические» богословские произведения протоиереев Александра Меня, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа и Николая Афанасьева. В январе этого года в Республике Коми сожгли десятки книг. Еще сотни — изъяли из библиотечных фондов. «Запрещенными» оказались классические учебники, по которым занимаются в ведущих российских вузах, написанные профессорами МГУ, ВШЭ и других.
Лукас Кранах Старший и мастерская. «Святой Иероним в пустыне» вторая половина 1520х годов дерево (липа) темпера, масло Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея
Иероним - христианский святой, почитающийся в католицизме и в православии. Главная заслуга святого Иеронима - перевод Ветхого завета на латинский язык и редакция латинской версии Нового завета. Латинская Библия, созданная Иеронимом и получившая название "Вульгата" является каноническим латинским текстом Библии по сей день. Святой Иероним считается небесным покровителем всех переводчиков. Иероним родился в 347 году в римской провинции Далмация. В сирийском городе Антиохия зимой 373-374 года Иероним тяжело заболел и у него было видение, заставившее его отказаться от светского обучения и посвятить себя Богу. Иероним удалился в Халкидскую пустыню в Сирии, где начал изучать язык иудеев с целью чтения библейских текстов в оригинале. Иероним избавил льва от занозы, и тот должен был ему служить в монастыре, основанном святым Иеронимом.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская), около 1519 г. Дерево (липа), темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Это левая створка утраченного триптиха традиционно считалась собственноручной работой Лукаса Кранаха Старшего, но в настоящее время исследователи считают ее работой подмастерьев Кранаха. Св. Женевьева Парижская происходила из древнего галльского рода. В 451 году она предсказала спасение Парижа от нашествия гуннов под предводительством Атиллы. В 460 году благословила постройку над могилой Св. Дионисия, поэтому у Кранаха обращенный в землю палец святой указывает на мощи святого Дионисия в каменистой почве. На месте могилы Св. Дионисия в последствии был построено знаменитое аббатство Сен-Дени. История об этом чудесном обнаружении сохранена в знаменитой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Скорее всего, заказчиком был француз. Молитвами святой Женевьевы король франков Хлодвиг I, принял христианство. Традиционно святая считалась заступницей Парижа. Ее популярности в германоязычных землях способствовало смешение представлений о святой с ее тезкой – фольклорном персонаже пфальцграфине Геновефе Брабантской, ставшей отдалённом прообразом героини сказки Шарля Перро о Красной Шапочке.
Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Фрагмент. Святая Геновефа (Святая Женевьева Парижская)
На картине святая Женевьева изображена со своим традиционным атрибутом – горящей свечой. Согласно преданию, огонь чудесным образом зажегся, когда святая взяла потухшую свечу в руке во время произнесения церковной молитвы. Фигура святой на темном фоне напоминает створки дюреровских алтарей. Довольно негибкие, угловатые контуры ее платья напоминают о том, что в мастерской Кранаха делалась и деревянная гравюра.
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1522-1523. Дерево (липа), темпера, масло. В 1825 приобретена для Эрмитажа; с 1930 в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом. Работа немного спилена по правому краю при реставрации в Эрмитаже еще в позапрошлом веке, монограмма автора утеряна. Однако ее выдающееся качество подтверждает в том числе и новая ИК-съемка перед выставкой, открывшая авторский рисунок.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников
Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Фрагмент.
Сочиненный (однако, весьма характерный для Германии) гористый пейзаж с рекой позади Марии также имеет иносказательный смысл: гора и скалы – символы духовного возвышения, неколебимой твердости веры. Здесь появляется характерный для Кранаха узкоглазый плоскостный тип женских лиц, который потом проявится и в его Венерах, и в его Лукрециях.
Лукас Кранах Старший Портрет рыжеволосого мужчины с баками 1526 Дерево (красный бук) темпера, масло
Портрет знатного горожанина в костюме бургомистра был передан в Готу в 1936 году на временное хранение из Гейдельберга. Согласно условиям договора между музеями Готы и Гейдельберга, картина должна была вернуться домой "по окончании войны". В январе 1946 года она была обнаружена "трофейными бригадами" и отправлена вместе с другими картинами в Москву.
Лукас Кранах Старший и мастерская (Ганс Кранах?). «Христос и грешница» дерево (липа) темпера, масло Будапешт, Музей изящных искусств. Картина ведет происхождение из собрания австро-венгерского рода князей Эстерхази
Возможно, эта вещь Ганса Кранаха, достоверных работ которого известно мало, потому что он в возрасте 24 лет скоропостижно скончался во время путешествия по Италии. Вероятно, до своей смерти в 1537-м он, как старший сын, занимал место главного ученика в мастерской Кранаха. После смерти Ганса Лукас Кранах почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.
Назидательная история о Христе и грешнице, получившая распространение в искусстве стран Западной Европы начиная со второй половины XV столетия, основана на тексте Евагелия от Иоанна: "Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?.. Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень." Об этом есть и соответствующая подпись в верхней части картины, известная инструкция для тех, кто без греха. Работа интересна своей живописью: яркая, недавно отреставрированная, она блестяще демонстрирует прозрачную накидку-вуаль на лице женщины и почти трехмерные детали на костюме персонажа слева. Сами же «грешные типы» очень похожи на босховских персонажей, близки нидерландской живописи, а вот композиция — полукруг из фигур на темном фоне — наоборот, итальянская и отсылает к венецианской традиции. Именно такой символизм милующего, а не карающего Христа был наиболее приятен протестантизму, свои основные догмы строящему именно на презумпции божественного милосердия.
Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526 года. Дерево (красный бук),темпера, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Из ''трофейного фонда''. Долгое время считалось, что этот женский портрет является парным к "Портрету бургомистра" или, как портрет представлен на выставке - «Портрету рыжеволосого мужчины с баками» . Сейчас доказано, что это самостоятельная картина, лишь случайно совпадающая по колористическому решению. Мастерская Кранахов писала множество заказных портретов.
http://strana.ru/afisha/24336973
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/
http://rg.ru/2016/03/02/v-gmii-otkrylas-vystavka-kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom.html#dae7fc67/16401/2
http://www.dw.com/ru/фотогалерея-кранахи-из-готы-в-москве/a-19091592?maca=rus-rss-ru-top-1051-xml-mrss
http://index-agregator.ru/?hostname=www.echo.msk.ru&path=/blog/tatiana_pelipeiko/1728242-echo/
http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/kranahi-mezhdu-renessansom-i-manerizmom
http://mayak-parnasa.livejournal.com/715122.html
http://my.mail.ru/mail/peysikov/photo/7112/7187.html
http://www.m24.ru/m/galleries/4816/
http://www.colta.ru/articles/art/10621?part=1
Государственный Эрмитаж Живопись XIV-XVI веков. Редакторы М.И. Артамонов и В.Ф.Левинсон-Лессинг Совместное издание издательства Артия, Прага и издательства «Советский художник» Ленинград 1965г
Продолжение следует
Взято: vittasim.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]