Культ Сталина в двух ярких примерах прибалтийской архитектуры
---
Признаюсь в одной своей слабости. Хоть я по убеждениям и не сталинист, скорее даже наоборот, мне очень нравится сталинская архитектура послевоенного времени.
В тот короткий период с 1945 по 1955 годы на территории бывшего Советского Союза и в соседних странах было воздвигнуто огромное количество величественных зданий, которые одним своим видом должны были вызывать уверенность в восстановление разрушенной страны и веру в торжество коммунизма. Строили тогда с небывалым размахом, используя множество классических архитектурных форм и создавая на их базе нечто совершенно новое. Строения в стиле сталинского ампира или барокко всегда поражают воображение, хотя у многих и ассоциируются с излишней помпезностью и отсутствием индивидуализма.
В своём блоге я уже не раз писал о подобных архитектурных шедеврах. Вспомнить хотя бы впечатляющую сталинскую высотку в Варшаве или Трептов-парк в БерлинеИ. Совсем не давно я писал и о вильнюском стадионе „Жальгирис“, который уже очень скоро будет снесён. Многие тогда заметили, что подобные здания лишены функционализма и их место давно на свалке истории. Моё же мнение иное...
На этот раз я расскажу о двух очень ярких строениях того периода, которые сумели пережить смутные времена и теперь одним своим видом напоминают эпоху сталинского монументализма. Речь пойдёт об аэропортах в Вильнюсе и Риге. И если аэровокзал в моём родном городе знаком многим и уже давно удачно вписался в современные реалии, то рижский аэропорт „Спилве“ знает далеко не каждый. Сейчас он пока переживает забвение, но имеет далекоидущие планы на будущее.
2.
Центральное здание аэропорта в Вильнюсе не нуждается в особом представлении. Когда Вильнюс превратился в центр недорогих перелётов, через него проходит огромное количество пассажиров ежегодно. Но далеко не все при этом обращают внимание на его центральное здание с интереснейшим фасадом.
3.
Оно было построено в 1954 году и представляет собой типичный образец сталинского ампира. Один из архитекторов вильнюского аэровокзала, Дмитрий Бурлин, многим может быть знаком, как автор проектов Останкинской башни и могилы Неизвестного Солдата у кремлёвской стены.
4.
В Вильнюсе во время реконструкций оставили не только внешний фасад с колоннадой и оригинальными барельефами, изображающими мотивы из уже такого далёкого советского прошлого, но и сохранили внутренние интерьеры.
5.
Я здесь бывал, наверное, сотни раз и каждый раз восхищался богатой лепниной на колоннах и потолках, удивительно красивыми громоздкими люстрами и балюстрадой.
6.
Теперь здесь размещается зал прибытия.
7.
Внешне это здание тоже выглядит очень эффектно. Одни оригинальные балкончики чего стоят.
8.
Вильнюский аэропорт пережил две масштабные реконструкции в 1993 и 2007 годах. Были построены новые терминалы, парковки и подъездные пути.
9.
Просто удивительно, как при этом бережно отнеслись к наследию сталинских времён.
10.
Кстати, в 1995 году я лично участвовал в реновации здания авиакасс. Тогда меня, только что закончившего строительный факультет бакалавла, определили сюда помощником прораба. Этот проект оказался первым и последним моим местом работы по данной специальности. Вот как это здание выглядит в наши дни.
11.
Работы по реконструкции аэропорта не прекращаются и сейчас. В частности в данный момент строят новые подъезды для общественного транспорта.
12.
Рижский аэропорт „Спилве“ очень похож по форме на вильнюский и в тоже время разительно отличается от него по содержанию. Мы его посетили в начале года. Стояла унылая пора межсезонья, которая только подчеркнуло забвение этого некогда одного из красивейших зданий рижской столицы.
13.
Этот аэропорт был построен почти одновременно с вильнюским в 1954 году на месте разрушенного в годы войны. Его также строили немецкие военнопленные и он также является памятником сталинского архитектурного монументализма. Его архитектор, Сергей Воробьев, постарался вложить в своё детище максимум блеска и роскоши.
14.
Тяжёлые колонны, мраморная облицовка, прекрасные барельефы и богатая внутренняя отделка – в своё время это здание поражало своей красотой и мощью. Внутри помещений полы были застелены дорогими китайскими коврами.
15.
Здесь был лучший ресторан в городе, которым руководил известный на всю страну шеф-повар из Грузии. К сожалению, очень быстро аэропорт перестал справляться с растущим пассажирским потоком и уже в 1974 году был построен новый аэропорт в Марупе, который поставил точку в карьерном росте старого аэропорта.
16.
Понемного тот пришёл в упадок, а с независимостью Латвии и вовсе был забыт и заброшен. Удивительным образом за последнюю четверть века это здание не похерели и не развалили. Сохранился даже большой советский герб на фасаде здания.
17.
Теперь здесь внутри размещается музей авиации. Правда, график его работы отсутствует.
18.
Рижане и гости столицы не сильно балуют своим вниманием этот аэропорт. А вот кинематографисты и художники его просто обожают.
19.
Мне он тоже очень понравился. Но, к сожалению, близлежащая территория здесь превращена в помойку.
20.
Былое великолепие ещё можно отследить по некоторых сохранившимся вспомогательным помещения и деталям.
21.
Читал где-то что есть грандиозные планы по реконструкции и модернизации всей этой практически заброшенной большой территории. Надеюсь при этом главное здание аэропорта „Спилве“ не пострадает и с ним обойдутся так же бережно, как это сделали в Вильнюсе.
22.
Пусть эти памятники архитектуры и воплощают в себе культ Сталина. Как бы там ни было это часть нашей истории, память о которой должна сохраняться сквозь века...
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]