Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 19. Заключительная
---
Мечта как социальный феномен многогранна, поэтому при изучении требует привлечения к ней специалистов самого широкого профиля. Предпринятая в настоящей работе попытка ее теоретического анализа ни в коей мере не претендует на его завершенность и полноту – некоторые составляющие этой проблемы мы только обозначили.
Проведенный анализ темы работы позволяет в качестве главных итогов сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что мечта всегда являлась одной из основных проблем существования и развития общества и отдельной личности, предметом внимания научной общественности она стала сравнительно недавно – приблизительно с к. XVII в. Такой парадокс не случаен: как мечты отдельной личности, социальной группы, общества, так и представления, мнения о мечтах находятся в непосредственной зависимости от исторического развития общества.
Традиционное общество, характеризующееся сословностью и закрытостью практически не оставляло рядовому индивиду возможности изменения своей социальной роли, статуса и положения. В общественном сознании отсутствовала противоречивость, парадоксальность, неустойчивость, представления о существующей социальной реальности были стабильны и неопровержимы. Мечта как образ чего-то иного, инвариантного будущего была бессмысленна, не могла стать целью. Поэтому, как правило, мечтатели ассоциировались с лентяями, бездельниками, а сама мечта с пустой тратой времени, негативно влияющей на личность.
Тем не менее, было бы ошибочно утверждать, что мечты не существовало.
В период античности в общественном сознании она воплощалась в виде легенд о "золотом веке", Эдеме, стране изобилия и т.д. и включала желание иметь все, но не прикладывать никаких усилий для достижения благ. И в настоящее время данная мечта является одной из наиболее распространенных, выражаясь и в народном фольклоре, и в художественных произведениях, и в серьезной литературе. Как емко заметил каталонский философ Франциско Пухольс: «величайшая мечта человечества в плане общественном, есть священная свобода жить без необходимости работать».
Таким образом со времен античности и до средних веков в общественном сознании бытовали мечты о наступлении такого времени, когда все беды уйдут, и наступит всеобщее счастье, о такой стране, где не нужно будет работать, беспокоиться о насущных нуждах, где будет дано каждому в изобилии желаемое им.
В средние века мечты об идеальной социальной реальности формировались под сильным влиянием религии, которая в те времена являлась господствующей формой общественного сознания. Так вера в Бога признавалась главным гарантом стабильности в желаемой философам социальной реальности. Выражаясь словами Т. Кампанеллы, «человек должен быть всецело предан религии, и всегда почитать своего творца».
В период нового времени мечты трансформировались в утопические проекты об идеальном государственном устройстве, справедливом обществе.
С к. XVII в. начинается постепенное разрушение традиционного общества. Мечта начинает приобретать смысл, ее осуществление стало возможным, зависящим лишь от силы воли и способности человека к ее осуществлению. Более того, произошла идеализация мечты как стремления улучшить, изменить свою жизнь.
Однако, "чем сложнее и многообразнее становится общественная и политическая жизнь, тем слабее оказываются связи отдельного индивида с каждым из прежних институтов (абсолютной властью государя или сеньора, церковным приходом, территориальной общиной) и тем относительно свободнее становится сам человек, но одновременно тем сильнее проявляется потребность в универсальных правилах регулирования поведения, символах и ценностях, объединяющих людей в общество".
Таким образом, с одной стороны каждый индивид получил право мечтать фактически о чем угодно: любом социальном статусе, положении, роли и т.д. и воплощать свою мечту в выбранном направлении. Никто больше не диктовал ему чего он хочет и кем он должен стать, теперь каждый получил возможность выбрать свой жизненный путь самостоятельно. Такая свобода стала пугающей, человек не был готов взять на себя столь большую ответственность, привычка жить в четко заданных рамках, когда ответственность была минимальной, а подчинение максимальным оказались для индивидов более желанными, чем практически безграничная свобода.
Поэтому в большинстве случаев мечты не столько индивидуальны, сколько коллективны, ретранслируют требования социума, господствующие стереотипы, моду и пр.
Мечта как социологическая категория непосредственно связанна с категорией социальной реальности, т.к. представляет собой инвариантную социальную реальность, идеальную для индивида или социальной общности, и одновременно выступает отражением существующей социальной реальности в личностном или общественном сознании.
Мечта – это образ социальной реальности, которая представляется идеальной, как удовлетворяющей потребностям субъекта, образ желаемых социального статуса, положения и роли. Мечта также отражает оценку существующей социальной реальности в сознании субъекта, восприятие им наличествующих социальных статуса, положения и роли.
Яркость, подробность мечты и частота мечтаний свидетельствуют о степени неудовлетворенности субъекта социальной реальностью, в которой он вынужден существовать.
В рамках данного определения мечта может быть:
1) субъектнонаправленной (в центре мечты - сам субъект, который занимает желаемое социальное положение, обладает наиболее подходящим для него социальным статусом);
2) объектнонаправленной (в центре мечты – реальность как объект переработки в идеальную в процессе мечтания).
Мечта выступает важнейшим регулятором социальных процессов в обществе, выполняя функции социального катализатора, социального стабилизатора и социального катализатора.
Нельзя отрицать, что многогранность и неоднозначность рассматриваемого феномена представляют определенную сложность при анализе мечты и выделении ее сути, механизмов, средств, последствий и т.д. В то же время, процессы глобализации, демократизации и демографический рост стимулируют необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с мечтами больших социальных групп, и требуют оценки данного феномена.
Необходимо подчеркнуть, что мечта как социологическая категория нуждается в своем дальнейшем исследовании, выявлении специфических черт и особенностей. Роль мечты как социального регулятора трудно переоценить, т.к. ее возможности позволяют успешно выполнять функции социального стабилизатора, социального катализатора и социального ингибитора.
Источники.
Дали С. Дневник одного гения. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
Кампанелла Т. Город солнца. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 168 с.
Гудков Л.Разрушительная сила единственно верных идей // Вокруг света № 12, декабрь 2011. С. 103-1
Проведенный анализ темы работы позволяет в качестве главных итогов сделать следующие выводы.
Несмотря на то, что мечта всегда являлась одной из основных проблем существования и развития общества и отдельной личности, предметом внимания научной общественности она стала сравнительно недавно – приблизительно с к. XVII в. Такой парадокс не случаен: как мечты отдельной личности, социальной группы, общества, так и представления, мнения о мечтах находятся в непосредственной зависимости от исторического развития общества.
Традиционное общество, характеризующееся сословностью и закрытостью практически не оставляло рядовому индивиду возможности изменения своей социальной роли, статуса и положения. В общественном сознании отсутствовала противоречивость, парадоксальность, неустойчивость, представления о существующей социальной реальности были стабильны и неопровержимы. Мечта как образ чего-то иного, инвариантного будущего была бессмысленна, не могла стать целью. Поэтому, как правило, мечтатели ассоциировались с лентяями, бездельниками, а сама мечта с пустой тратой времени, негативно влияющей на личность.
Тем не менее, было бы ошибочно утверждать, что мечты не существовало.
В период античности в общественном сознании она воплощалась в виде легенд о "золотом веке", Эдеме, стране изобилия и т.д. и включала желание иметь все, но не прикладывать никаких усилий для достижения благ. И в настоящее время данная мечта является одной из наиболее распространенных, выражаясь и в народном фольклоре, и в художественных произведениях, и в серьезной литературе. Как емко заметил каталонский философ Франциско Пухольс: «величайшая мечта человечества в плане общественном, есть священная свобода жить без необходимости работать».
Таким образом со времен античности и до средних веков в общественном сознании бытовали мечты о наступлении такого времени, когда все беды уйдут, и наступит всеобщее счастье, о такой стране, где не нужно будет работать, беспокоиться о насущных нуждах, где будет дано каждому в изобилии желаемое им.
В средние века мечты об идеальной социальной реальности формировались под сильным влиянием религии, которая в те времена являлась господствующей формой общественного сознания. Так вера в Бога признавалась главным гарантом стабильности в желаемой философам социальной реальности. Выражаясь словами Т. Кампанеллы, «человек должен быть всецело предан религии, и всегда почитать своего творца».
В период нового времени мечты трансформировались в утопические проекты об идеальном государственном устройстве, справедливом обществе.
С к. XVII в. начинается постепенное разрушение традиционного общества. Мечта начинает приобретать смысл, ее осуществление стало возможным, зависящим лишь от силы воли и способности человека к ее осуществлению. Более того, произошла идеализация мечты как стремления улучшить, изменить свою жизнь.
Однако, "чем сложнее и многообразнее становится общественная и политическая жизнь, тем слабее оказываются связи отдельного индивида с каждым из прежних институтов (абсолютной властью государя или сеньора, церковным приходом, территориальной общиной) и тем относительно свободнее становится сам человек, но одновременно тем сильнее проявляется потребность в универсальных правилах регулирования поведения, символах и ценностях, объединяющих людей в общество".
Таким образом, с одной стороны каждый индивид получил право мечтать фактически о чем угодно: любом социальном статусе, положении, роли и т.д. и воплощать свою мечту в выбранном направлении. Никто больше не диктовал ему чего он хочет и кем он должен стать, теперь каждый получил возможность выбрать свой жизненный путь самостоятельно. Такая свобода стала пугающей, человек не был готов взять на себя столь большую ответственность, привычка жить в четко заданных рамках, когда ответственность была минимальной, а подчинение максимальным оказались для индивидов более желанными, чем практически безграничная свобода.
Поэтому в большинстве случаев мечты не столько индивидуальны, сколько коллективны, ретранслируют требования социума, господствующие стереотипы, моду и пр.
Мечта как социологическая категория непосредственно связанна с категорией социальной реальности, т.к. представляет собой инвариантную социальную реальность, идеальную для индивида или социальной общности, и одновременно выступает отражением существующей социальной реальности в личностном или общественном сознании.
Мечта – это образ социальной реальности, которая представляется идеальной, как удовлетворяющей потребностям субъекта, образ желаемых социального статуса, положения и роли. Мечта также отражает оценку существующей социальной реальности в сознании субъекта, восприятие им наличествующих социальных статуса, положения и роли.
Яркость, подробность мечты и частота мечтаний свидетельствуют о степени неудовлетворенности субъекта социальной реальностью, в которой он вынужден существовать.
В рамках данного определения мечта может быть:
1) субъектнонаправленной (в центре мечты - сам субъект, который занимает желаемое социальное положение, обладает наиболее подходящим для него социальным статусом);
2) объектнонаправленной (в центре мечты – реальность как объект переработки в идеальную в процессе мечтания).
Мечта выступает важнейшим регулятором социальных процессов в обществе, выполняя функции социального катализатора, социального стабилизатора и социального катализатора.
Нельзя отрицать, что многогранность и неоднозначность рассматриваемого феномена представляют определенную сложность при анализе мечты и выделении ее сути, механизмов, средств, последствий и т.д. В то же время, процессы глобализации, демократизации и демографический рост стимулируют необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с мечтами больших социальных групп, и требуют оценки данного феномена.
Необходимо подчеркнуть, что мечта как социологическая категория нуждается в своем дальнейшем исследовании, выявлении специфических черт и особенностей. Роль мечты как социального регулятора трудно переоценить, т.к. ее возможности позволяют успешно выполнять функции социального стабилизатора, социального катализатора и социального ингибитора.
Источники.
Дали С. Дневник одного гения. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
Кампанелла Т. Город солнца. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 168 с.
Гудков Л.Разрушительная сила единственно верных идей // Вокруг света № 12, декабрь 2011. С. 103-1
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]