Армянский Перун - бог грома и войны
---
Продолжение исследования армянского язычества, начатого в прошлой статье, повествующей о косматом Перуне. Там мы разбирали текст армянской хроники "История Тарона"созданной в VII -IX вв.
Дохристианские армянские языческие культы представленные в хронике "История Тарона" существенно отличаются от иранской по своей сути религии Армянского нагорья начала н.э. Этому должно быть какое-то объяснение, ведь хорошо известно, что Армения длительно находилась под контролем персидских империй, сменявших друг друга в Закавказье. Государства Ахеменидов, Парфян, Сасанидов создавали не только царские династии на Армянском нагорье, но и существенно влияли на местную культуру. Иранские боги Ормазд, Митра и богиня Анахита сформировали весь верховный пантеон армянского язычества.
В "Истории Тарона" мы видим какого-то иного бога и полное отсутствие упоминаний об иранском религиозном пантеоне. Исходя из текста хроники, косматый бог Гисанэ был пришлым в Армении. Его культ якобы принесли некие индийские жрецы, но в то же время в его облике прослеживаются и какие-то местные (кавказские, анатолийские) черты и функции.
Так кем же был косматый бог Гисанэ из армянского Тарона?
После разрушения капища "индийского" бога на его месте был возведен один из самых известных армянских монастырей - Св. Иоанна Крестителя (св. Карапета). Григорий Просветитель, основатель этого монастыря, запретил посещать его женщинам, ибо, как известно, женщина (Саломея) была повинна в смерти Иоанна Предтечи.
"История Тарона"
Разместив мощи Григор "написал на медной дощечке и положил (ее) на алтарь , чтобы ни одна женщина не смела входить через двери церкви, не топтала священные мощи, и что будет непримиримая вражда к тем, кто войдет или даже намекнет на это; сам Писидон читал эту дощечку"
Но женщина из княжеского рода Арцруни ослушалась священного запрета, она вошла в монастырь и стала жертвой бога этой местности. Как ни странно, но мстителем по хронике "История Тарона" выступил поверженный когда-то языческий бог Гисанэ, капище которого занимал теперь христианский монастырь.
Вот как описывала Мариам Арцруни в своем видении грозного косматого бога:
"История Тарона"
"Вижу человека с длинными волосами, который в громыхающих тучах, выйдя из церкви, идет ко мне. Вижу острое оружие, окрашенное кровью, которое он спрятал. И сказав это, она тут же упала и умерла.
А служители, взяв тело женщины, понесли и, приготовив могилу, там же похоронили (где это случилось). И поставили каменный крест и написали на нем следующее: "Кто посмеет (дерзнет) посягнуть на божий храм, этот меч будет на нем".
Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш.
Косы и длинные волосы бога Гисанэ мы подробно рассматривали в прошлой статье. Как мы помним, "индийский" бог и его служители носили длинные косы, вполне возможно этот облик появился на Армянском нагорье с приходом гуннов - тюркоязычных племен из степей Дагестана. Также возможно, что армянский княжеский род Мамиконянов, чьим владением и был Тарон, появился в Армении именно с приходом северных степных кочевников. Хотя составитель таронской хроники считал их индами:
"История Тарона"
И вид у них был вызывающий удивление (странный): были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами.
Теперь рассмотрим какими функциями и признаками (кроме косматости) обладал великий бог Гисанэ.
Мариам Арцруни в своем видении связывает появление длинноволосого бога с "громыхающими тучами", в руках он нес "острое оружие, окрашенное кровью", можно допустить, что речь идет о мече, ибо в следующем абзаце хроники Тарона мы читаем: "Кто посмеет (дерзнет) посягнуть на божий храм, этот меч будет на нем".
Итак, мы имеем образ грозного божества, повелевающего небесным громом. В сущности, это некий аналог славянского Перуна - бога громовержца. Также, это несомненно бог войны, владеющий мечом. Как известно, почитание бога в облике меча было характерно для кочевников Великой Степи. Например, в IV веке н. э. Аммиан Марцелин, писал, что «аланы почитают обнаженный меч, воткнутый в землю, как своего бога войны».
Многочисленные фрагменты из хроники Тарона подтверждают наше предположение о военной функции "армянского Перуна". Жрецы бога Гисанэ многократно упоминают эпитеты своего громовержца
"История Тарона"
«...наш великий бог Войны...».
«...ибо великий Гисанэ должен выйти на войну против отступивших от веры князей».
«...великий Гисанэ пошел войной на вас и предаст нам в руки и накажет слепотой и смертью»
Очень интересно упоминание в "Истории Тарона" неких зловещих "людей севера", которые решили напасть на войско Григория Просветителя, когда он начал уничтожать языческие капища в Тароне.
Находясь в одном из трех основанных "индами" городов (в Мелди) соратники Св.Григория узнали, что:
"История Тарона"
"Ночью пришел (один) муж и сказал, что люди севера идут на нас. И мы захотели перейти на другой берег в находящуюся там крепость, что называлась Ованс".
Армянские средневековые хронисты под "людьми севера" почти всегда подразумевали северных кочевников - гуннов и хазар, которые регулярно тревожили своими набегами Закавказье. Если мы предполагаем, что "инды" из "Истории Тарона" - это какие-то выходцы с Северного Кавказа, территорий подвластных гуннам, то можно предположить связь между угрозой нашествия "людей севера" и разрушением языческих капищ в Армении. Несомненно, вожди гуннов могли быть заинтересованны в существовании своего анклава на Армянском нагорье, где процветал культ их "северных" богов. Поэтому, они могли ответить на разрушение своих храмов очередным нашествием. В тексте хроники есть прямые указания на то, что "люди севера" были именно гуннами. Их предводителя звали "Тедрехон - царь севера", возможно это искаженное Тенгри-хан.
Интересно, что составитель "Истории Тарона" приписывает громовые функции и непосредственно войску гуннов ("северных людей"). В тексте явно прослеживается связь между громом издаваемым "великим богом войны Гисанэ" и войском "царя севера":
"История Тарона"
"...внезапно до нас дошел ужасный грохот, подобный грому; и спереди село окружили пешие, а сзади - всадники. И стали слышны роги войны, и грохот со всех сторон, и ржание коней".
Теперь, выяснив, кем могли быть "косматые жрецы бога Гисанэ", рассмотрим религиозные представления самих гуннов, в IV - VII вв. обитавших в степных районах современного Дагестана. О язычестве гуннов повествует другой армянский, а скорее албанский, хронист VII века Мовсес Каганкатваци в своей "Истории страны Алуанк" (История Албании) в рассказе о крещении гуннов Дагестана, я писал об этом тексте ранее.
Мовсес Каганкатваци "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК"
«Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат, приносили в жертву коней на кострах.
Первое, что бросается в глаза в тексте "Истории страны Алуанк" - это совпадение имен бога грозы Куара у гуннов Дагестана и основателя города Куара в Тароне. В таронской хронике Куар не назван богом, но он один из главных персонажей, его имя идет первым в списке трех братьев. В легенде об основании Киева Куар соответсвует Кию, чьим именем и называют город. В Истории Тарона" название горы Каркэ, где "инды" воздвигают свое святилище, созвучно именно Куара. Хорошо известно, что средневековые хронисты допускали много неточностей при передачи информации, поэтому вполне разумно допустить, что верховного бога грозы и войны у пришлых "индов" звали именно Куар, также как и у гуннов в Дагестане, а имя Гисанэ (волосатый) могло быть просто эпитетом этого бога.
Именно гуннский Куар Гисанэ - косматый бог войны, грома и молний стал верховным богом армянского языческого Тарона. Само имя Куар возможно имеет иранское происхождение и восходит к иранскому Hwar - солнце, также пехлеви - xvaršêt, перс. xuršēt «сияющее солнце», осет. хур «солнце», отсюда др.русское Хорс.
Мовсес Каганкатваци "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК"
"...в этот великий день [праздника Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище Чопа, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старших жрецов".
В "Истории страны Алуанк" имя бога громовержца дублируется дважды. "Громогласное кладбище Чопа", где тюркское Чоппа - имя бога грозы и молнии в карачаево-балкарской мифологии.
В следующей главе мы рассмотрим местные (анатолийские, закавказские) корни бога войны, грозы и молний.
Читайте предыдущие части на моем канале Яндекс Дзен:
Дохристианские армянские языческие культы представленные в хронике "История Тарона" существенно отличаются от иранской по своей сути религии Армянского нагорья начала н.э. Этому должно быть какое-то объяснение, ведь хорошо известно, что Армения длительно находилась под контролем персидских империй, сменявших друг друга в Закавказье. Государства Ахеменидов, Парфян, Сасанидов создавали не только царские династии на Армянском нагорье, но и существенно влияли на местную культуру. Иранские боги Ормазд, Митра и богиня Анахита сформировали весь верховный пантеон армянского язычества.
В "Истории Тарона" мы видим какого-то иного бога и полное отсутствие упоминаний об иранском религиозном пантеоне. Исходя из текста хроники, косматый бог Гисанэ был пришлым в Армении. Его культ якобы принесли некие индийские жрецы, но в то же время в его облике прослеживаются и какие-то местные (кавказские, анатолийские) черты и функции.
Так кем же был косматый бог Гисанэ из армянского Тарона?
После разрушения капища "индийского" бога на его месте был возведен один из самых известных армянских монастырей - Св. Иоанна Крестителя (св. Карапета). Григорий Просветитель, основатель этого монастыря, запретил посещать его женщинам, ибо, как известно, женщина (Саломея) была повинна в смерти Иоанна Предтечи.
"История Тарона"
Разместив мощи Григор "написал на медной дощечке и положил (ее) на алтарь , чтобы ни одна женщина не смела входить через двери церкви, не топтала священные мощи, и что будет непримиримая вражда к тем, кто войдет или даже намекнет на это; сам Писидон читал эту дощечку"
Но женщина из княжеского рода Арцруни ослушалась священного запрета, она вошла в монастырь и стала жертвой бога этой местности. Как ни странно, но мстителем по хронике "История Тарона" выступил поверженный когда-то языческий бог Гисанэ, капище которого занимал теперь христианский монастырь.
Вот как описывала Мариам Арцруни в своем видении грозного косматого бога:
"История Тарона"
"Вижу человека с длинными волосами, который в громыхающих тучах, выйдя из церкви, идет ко мне. Вижу острое оружие, окрашенное кровью, которое он спрятал. И сказав это, она тут же упала и умерла.
А служители, взяв тело женщины, понесли и, приготовив могилу, там же похоронили (где это случилось). И поставили каменный крест и написали на нем следующее: "Кто посмеет (дерзнет) посягнуть на божий храм, этот меч будет на нем".
Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш.
Косы и длинные волосы бога Гисанэ мы подробно рассматривали в прошлой статье. Как мы помним, "индийский" бог и его служители носили длинные косы, вполне возможно этот облик появился на Армянском нагорье с приходом гуннов - тюркоязычных племен из степей Дагестана. Также возможно, что армянский княжеский род Мамиконянов, чьим владением и был Тарон, появился в Армении именно с приходом северных степных кочевников. Хотя составитель таронской хроники считал их индами:
"История Тарона"
И вид у них был вызывающий удивление (странный): были они черны, косасты (длинноволосы) и безобразны, потому что по роду (племени) являлись индами.
Теперь рассмотрим какими функциями и признаками (кроме косматости) обладал великий бог Гисанэ.
Мариам Арцруни в своем видении связывает появление длинноволосого бога с "громыхающими тучами", в руках он нес "острое оружие, окрашенное кровью", можно допустить, что речь идет о мече, ибо в следующем абзаце хроники Тарона мы читаем: "Кто посмеет (дерзнет) посягнуть на божий храм, этот меч будет на нем".
Итак, мы имеем образ грозного божества, повелевающего небесным громом. В сущности, это некий аналог славянского Перуна - бога громовержца. Также, это несомненно бог войны, владеющий мечом. Как известно, почитание бога в облике меча было характерно для кочевников Великой Степи. Например, в IV веке н. э. Аммиан Марцелин, писал, что «аланы почитают обнаженный меч, воткнутый в землю, как своего бога войны».
Многочисленные фрагменты из хроники Тарона подтверждают наше предположение о военной функции "армянского Перуна". Жрецы бога Гисанэ многократно упоминают эпитеты своего громовержца
"История Тарона"
«...наш великий бог Войны...».
«...ибо великий Гисанэ должен выйти на войну против отступивших от веры князей».
«...великий Гисанэ пошел войной на вас и предаст нам в руки и накажет слепотой и смертью»
Очень интересно упоминание в "Истории Тарона" неких зловещих "людей севера", которые решили напасть на войско Григория Просветителя, когда он начал уничтожать языческие капища в Тароне.
Находясь в одном из трех основанных "индами" городов (в Мелди) соратники Св.Григория узнали, что:
"История Тарона"
"Ночью пришел (один) муж и сказал, что люди севера идут на нас. И мы захотели перейти на другой берег в находящуюся там крепость, что называлась Ованс".
Армянские средневековые хронисты под "людьми севера" почти всегда подразумевали северных кочевников - гуннов и хазар, которые регулярно тревожили своими набегами Закавказье. Если мы предполагаем, что "инды" из "Истории Тарона" - это какие-то выходцы с Северного Кавказа, территорий подвластных гуннам, то можно предположить связь между угрозой нашествия "людей севера" и разрушением языческих капищ в Армении. Несомненно, вожди гуннов могли быть заинтересованны в существовании своего анклава на Армянском нагорье, где процветал культ их "северных" богов. Поэтому, они могли ответить на разрушение своих храмов очередным нашествием. В тексте хроники есть прямые указания на то, что "люди севера" были именно гуннами. Их предводителя звали "Тедрехон - царь севера", возможно это искаженное Тенгри-хан.
Интересно, что составитель "Истории Тарона" приписывает громовые функции и непосредственно войску гуннов ("северных людей"). В тексте явно прослеживается связь между громом издаваемым "великим богом войны Гисанэ" и войском "царя севера":
"История Тарона"
"...внезапно до нас дошел ужасный грохот, подобный грому; и спереди село окружили пешие, а сзади - всадники. И стали слышны роги войны, и грохот со всех сторон, и ржание коней".
Теперь, выяснив, кем могли быть "косматые жрецы бога Гисанэ", рассмотрим религиозные представления самих гуннов, в IV - VII вв. обитавших в степных районах современного Дагестана. О язычестве гуннов повествует другой армянский, а скорее албанский, хронист VII века Мовсес Каганкатваци в своей "Истории страны Алуанк" (История Албании) в рассказе о крещении гуннов Дагестана, я писал об этом тексте ранее.
Мовсес Каганкатваци "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК"
«Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат, приносили в жертву коней на кострах.
Первое, что бросается в глаза в тексте "Истории страны Алуанк" - это совпадение имен бога грозы Куара у гуннов Дагестана и основателя города Куара в Тароне. В таронской хронике Куар не назван богом, но он один из главных персонажей, его имя идет первым в списке трех братьев. В легенде об основании Киева Куар соответсвует Кию, чьим именем и называют город. В Истории Тарона" название горы Каркэ, где "инды" воздвигают свое святилище, созвучно именно Куара. Хорошо известно, что средневековые хронисты допускали много неточностей при передачи информации, поэтому вполне разумно допустить, что верховного бога грозы и войны у пришлых "индов" звали именно Куар, также как и у гуннов в Дагестане, а имя Гисанэ (волосатый) могло быть просто эпитетом этого бога.
Именно гуннский Куар Гисанэ - косматый бог войны, грома и молний стал верховным богом армянского языческого Тарона. Само имя Куар возможно имеет иранское происхождение и восходит к иранскому Hwar - солнце, также пехлеви - xvaršêt, перс. xuršēt «сияющее солнце», осет. хур «солнце», отсюда др.русское Хорс.
Мовсес Каганкатваци "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК"
"...в этот великий день [праздника Пасхи] прежде всего должно быть сожжено громогласное кладбище Чопа, называемое Даркунанд, руками этих уверовавших старших жрецов".
В "Истории страны Алуанк" имя бога громовержца дублируется дважды. "Громогласное кладбище Чопа", где тюркское Чоппа - имя бога грозы и молнии в карачаево-балкарской мифологии.
В следующей главе мы рассмотрим местные (анатолийские, закавказские) корни бога войны, грозы и молний.
Читайте предыдущие части на моем канале Яндекс Дзен:
Армянский Перун - косматый демон
Про индусов основавших город Киев
Взято: maximus101.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]