Эйфелевая башня Петербурга
---
Представляете, в Петербурге есть инженерное творение, связанное с великим и всемирно известным Эйфелем. Просто его невская работа не так высоко уходит в небо и несет совершенно иной архитектурный смысл, если в Париже была задача удивить, то в нашем городе нужно просто доставить людей с одного берега на другой. Да, по его проекту тут должны были построить мост. Казалось бы, можно раскрутить эту мысль в основу всего сюжета, но строительство омрачили финансовые вопросы, и поэтому давайте лучше поговорим про взяточничество в нашей стране. Вы думаете, я буду талдычить из рупора на Марсовом поле про современность? Нет! Эта история произошла больше века тому назад, когда "Димон" еще не родился, а для уточки не нужен был домик.
Не буду размалевывать своими чернилами по вашему экрану предыдущие версии наплавных мостов, существовавших на месте нынешней переправы. Просто в их архитектуре не за что зацепится, а в истории некуда копнуть. Тут были временные конструкции, но давайте перейдем сразу к концу XIX века и петициям с просьбой построить новый современный мост, обновив конструкции. Документ на имя царя подписало почти 2.000 человек, и тем самым наше правительство тех лет не смогло скрыться от народного стона и решило заново соединить Троицкую и Суворовскую площади. На строительство моста объявили инженерный тендер и даже присвоили проектное название - Суворовский, но со временем в основу легла другая сторона Петербурга и иная площадь.
2.
Эйфелевая башня Петербурга
Построить переправу через Неву и вписать свое имя в историю одного из самых красивых городов мечтали инженерные компании всей Европы. Пять заявок подали русские инженеры, шесть – французы, две – голландцы и по одной прилетело от болгар, венгров и даже испанцев, а победил в конкурсе Гюстав Эйфель. Вы зададите логичный вопрос, а что же тогда помешало постройке? Оказывается, по совершенно формальным причинам на устроенный конкурс не успела податься французская компания "Батиньоль", так что ее проект специальная комиссия рассмотрела уже вне обязательной программы.
3.
Ну и этот проект покорил их настолько, что все остальные конкурсные работы признали не подходящими, организовали новый тендер, но уже с меньшим количеством блекджека и бюрократии. На этот раз помимо упомянутой компании "Батиньоль" участвовали еще два кандидата, но симпатии Государственной думы все-таки остались на стороне французов, и некоторые историки поговаривают, что кандидаты были липовые, сугубо для галочки, создавая тем самым иллюзию выбора. Ну а люди говорят, что многие тендеры по такой схеме проходят и сейчас.
4.
фото с сайта https://pastvu.com/
В чем же был инженерный изыск задуманного сооружения? Оказывается, консольно-арочная система, которую запатентовали французские инженеры, позволяла сократить размеры опор моста, что делало его легким и изящным. Поэтому в 1897 году ход проекту дал лично Николай II, выделив на строительство моста 5,2 миллиона рублей. Но видать рабочие стачки, контр санкции и русский дух требовали от царя импортозамещения, поэтому в договоре прописали: "возводить переправу должны исключительно русские рабочие из русских материалов". Никаких таджиков, французов и арабов.
5.
Имперское взяточничество
Стройка закипела, сталь забурлила, а резные формы начали переплетаться в единую форму. Стройка дружбы, так называли бы ее журналисты, ведь считалось, что Россия пошла на встречу Франции, выбрав этот проект, а интересы строительной фирмы защищал будущий президент Франции - Клемансо. Казалось бы, под таким патронажем все должно пройти гладко. Но есть в Петербурге довольно давняя традиция - вылазить за рамки бюджета, поэтому окончив работы строители потребовали дополнительную сумму сверх сметы. Они утверждали, что понесли излишние расходы в 700 тысяч рублей по вине города.
6.
Если вы сейчас думаете, что давать на лапу тенденция современная и пришла исключительно из современного общества, то вынужден вас разочаровать. Если верить исследованиям Льва Лурье, а не доверять главному историку города у меня поводов нет, то оказывается, что представитель компании "Батиньоль" в России Ландау, получил право компенсировать откатом аж 5% от требуемых его фирмой у нашего города денег - 35 тысяч рублей.
7.
фото с сайта https://pastvu.com/
Казалось бы, на этом факте можно и остановиться, но история была бы не полной без шоколадки "Россия", а так же без понесенного наказания. Такого же незначительного, как и в современной истории. Ведь продолжая исследования Лурье обнаружил, что экономный Ландау много платить отчислениями не собирался, а корыстный гласный по фамилии Романов, пользуясь своим влиянием в городском самоуправлении добился выплаты в 700 тысяч для "Батиньоля" за гораздо меньший процент, всего-то за жалких 20 тысяч рубликов. За что кстати почти сразу же и получил два года тюрьмы.
8.
Пролет под пролетом
Ну и конечно же такая конструкция не смогла остаться незамеченной у одного из лучших летчиков нашего отечества. Товарщ Чкалов, в честь которого даже именовали одну из станций нашего метро, совершил исторический пролет под пролетом, как бы при этом масло не звучало маслянисто. В узких кругах поговаривают, что Герой Советского Союза был экспрессивным, но смелым, поэтому своими выкрутасами не раз доводил начальство до нервных срывов, а коллег по летному цеху до восхищенных аплодисментов.
9.
Так случилось и в тот день, когда он пролетел под мостом Равенства, а Троицкий мост тогда назывался так, чем и заслужил особую пометку в личное дело, дополнительное взыскание, но и занес имя в историю. Но еще сложнее пришлось при съемках документального фильма, ведь в 1940 году про погибшего Героя решили снять кино и уже некий товарищ Борисенко, повторяя смертельный номер на гидроплане Ш-2 сделал на камеру шесть точно таких же пролетов. Шесть, Карл!
10.
В завершении же поста, хочу вам рассказать забавный факт - на мосту есть точка, указывающая на его середину. Она находится на перилах в том месте, где узоры на решетке меняют свой наклон. Так что если вы ее вдруг найдете, то обязательно вспомните обо мне. Подписывайтесь на мой инстаграм. Ну, а для любителей такого же текстового формата напоминаю про еще рабочий телеграм-канал.
Что скрывают львы?
Тайна золотой заклепки
Ушастый спаситель
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com
Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.
Взято: alkopona.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]