Пещерный монастырь Саввы Освященного
---
А вы были когда-нибудь в горном монастыре? В монастыре, который
высечен прямо в скале. Где залы, алтарь, трапезные, келии и прочие помещения находятся в горной породе. К тому же, монастырь не мертвый. Это не один из тех, который дошел до нас в сухих преданиях и оставил после себя лишь ряд пустынных углублений и пещер. Нет, здесь дело обстоит иначе. Монастырь живёт полноценной жизнью и по сей день.
Над с. Терновка Балаклавского района г.Севастополя возвышается скала Челтер-Кая. Она нависает над Кара-Кобинской и Шульской долинами, с другой стороны от монастыря Шулдан. На западной стороне отчетливо видны четыре яруса пещер. На вершине стоит крест. Он виден хорошо со всех сторон.
Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. "Челтер" в переводе - "решетка", Мармара - название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Основание христианской обители, по мнению исследователей, приходится на конец VIII ст. Хотя первые монахи-отшельники могли появиться здесь и ранее.
В настоящее время в Челтере более пятидесяти пещер: кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви.
Монастырь не многочисленный. Как мне сказал местный прислужник (рабочий) повстречавшийся там, всего в монастыре постоянно проживают 6 монахов. Плюс, четверо рабочих. Рабочии, как правило, на выходные ездят домой. Но не все. Некоторые предпочитают покой нежели мерскую суету.
В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку.
Пещеры со 2-го по 5-й ярус - единый ансамбль и, когда-то, имели общий ход-калитку на восточном краю второго яруса.
К ней от подножия скалы ведут ступеньки вырубленной в скале лестницы. Визитной карточкой монастыря является огромный колонный зал 32 метра в длину, каменный свод которого поддерживают 5 мощных колонн.
Вдоль колоннады - несколько больших зерновых ям с тщательно обработанными стенками. Церковь и тарапаны, костницы и зерновые ямы - всё в одном большом помещении.
Присмотревшись к скальной поверхности пола, мы увидели водоотводные канавки, отводившие дождевую воду от зерновой ямы, направляя её в высеченный рядом в скале водоём. Бассейн вырублен на краю обрыва и разделён надвое поперечной перемычкой, по уровню которой через отверстие происходит водосброс излишка воды в долину. Видимо, в дождливый период здесь негромко шумел искусственный водопад высотой в две сотни метров. Относительно же уровня моря бассейн находится на высоте 400 м и, что удивительно, порос самым обычным болотным камышом, занесённым сюда, по всей видимости, любопыт ными птицами.
Поднимаемся тропинкой в пещеры верхних ярусов, где наверху над оконным проёмом виден высеченный в центре полуарочной ниши крест. Оконный проём, видимо, разделялся колонной-перемычкой, ныне наполовину разрушенной. Крест с расширяющимися концами изъеден природной эрозией, тем не менее сохранился довольно хорошо.
Третий ярус, скорее всего, служил жилищем для монахов, это отдельные уединенные кельи. В центральном помещении этого яруса вырублены две гробницы, над которыми видны слабые следы греческой надписи. Судя по углублениям в полу, пещера была разде лена перегородками на 4 части, одна из них с могилами - часовня. На ее потолке, на месте алтарной преграды, вырублен крест, справа от престола в квадратной вырезке тоже крест.
В четвертом ярусе тоже была церковь, вход в которую располагался над алтарем храма второго яруса. В настоящее время он разрушен, и без специального снаряжения туда не подняться. А было бы любопытно взглянуть на кресты, высеченные на стене алтаря, и остатки греческой надписи: "раб Божий... 6911-й (1403 год)".
На пятый ярус - верхнее плато - можно подняться по ступенькам, вырубленным в скале с западной стороны монастыря. Через естественный полузасыпанный карстовый провал можно пройти к часовне. Она невелика, на ее стенах много граффити, часть южной стены обрушилась. Рядом - естественная пещера, уходящая на несколько десятков метров в глубь горы.
А какой чудесный вид открывается с вершины горы.
Несколько веков назад в условиях усиления мусульманства особую важность приобретали сохранявшиеся очаги греческого Православия, и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма, расположенные в самом сердце Крымского ханства, неподалеку от Бахчисарая.
Взято: alik-morozov.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]