Религиозная Самара: католицизм
---
В 1762 г. Екатерина II даровала католикам-колонистам свободу вероисповедания, но на строительство храмов и монастырей действовали некоторые ограничения. Их разрешалось строить только в колониях. Поволжье стало основным ареалом размещения колонистов, в том числе и Самарская губерния. Кроме немцев проживали также поляки, литовцы, латыши, французы и католики других национальностей. К 1891 г. в губернии построено 11 храмов, но ни одного в городе, все в колониях-деревнях.
По закону храм можно было построить если "приход состоял не менее чем из ста дворов прихожан". В 1861 г. католики наконец получили разрешение от властей на строительство храма, и в 1964 г. завершили строительство и ожидали освящения храма. Но неожиданно в январе 1965 г. купец Аннаев, на чьи деньги строился храм, подписал дарственную Евангелическо-Лютеранскому обществу. Этот храм и в наши дни принадлежит им. Существует две версии почему Аннаев внезапно изменил свое решение. Первая - большая часть римско-католиков покинула города. Вторая - власти запретили передачу храма из-за польского восстания 1863 г.
Отсутствие храма доставляло множество неудобств верующим. Где отпевать умерших, крестить детей? Ближайший храм был в Казани. Чаще всего обращались к ксендзам, которые проживали в Самаре. Но даже для этого было необходимо при каждом случай обращаться в канцелярию губернатора: "Разрешить проживающим в Самаре ксендзам И. Бальцевичу и И. Совинскому похоронить умершую сегодня супругу доктора Станиславского". И так каждый раз. В 1883 г. католики сняли квартиру в частном доме, обустроили алтарь, завели другие церковные принадлежности и начали богослужения в этой каплице (часовня, молельня). Через три месяца каплица была закрыта решением губернатора, из-за отсутствия разрешения.
В 1888 г. разрешение наконец получено и построили деревянное двухэтажное здание для богослужений.
Сейчас только размер здания напоминает о старом костеле. Окна переделаны, весь декор снят.
С образованием прихода, встал вопрос о собственном кладбище. Власти на запрос католической общины предложили два варианта - участок земли в 12 верстах от города, куда не было проезда зимой и лютеранское кладбище. Лютеране ответили категорическим отказом. Вот что писал католический священник Каревич: "Практикуемое ныне по неотложной необходимости погребение католиков на православном или лютеранском кладбище для меня сопряжено с большими неудобствами, со стороны же администрации тех кладбищ вызывается всякий раз неудовольствия и нарекания, ведущие иногда, при исполнении погребальной церемонии, к пререканиям со сторожами, оскорбляющим как религиозные чувства, так и святость места вечного успокоения усопших". В итоге место под кладбище выделили рядом с другими иноверческими кладбищами. Из тех кладбищ сохранились только мусульманское и еврейское. Старообрядческие, лютеранское, католическое застроили заводами, парками, жилыми домами.
Детский парк Щорса на месте Всехсвятского кладбища.
Небольшое напоминание осталось в виде гранитной плиты историку Сергею Платонову. Его отправили в ссылку в Самару, где в 1933 г. он и умер. В большинстве источников пишут о том что кладбище закрылось в середине 20-х или 1926 г. Но наверняка территория кладбищ застраивалась неравномерно и Платонова успели на нем похоронить.
Предположительно католическая часовня на кладбище.
В 1902 г. началось строительство каменного храма в неоготическом стиле. Костел Пресвятого Сердца Иисуса построен в 1906 г. русским архитектором А. Щербачевым по проекту Богдановича-Дворжецкого. В деревянном же здании разместилась приходская гостиница, приют и школа.
1906-1915 гг.
Во время первой мировой войны католическая община также помогала военнопленным, большинство которых были католиками.
После прихода большевиков к власти все здания и церковное имущество забрали "в бесплатное и бессрочное пользование". Община владела двумя зданиями, храмом, часовней и двумя кладбищенскими участками с двумя сторожками.
Число верующих резко сокращается, если в 1918 г. в списке 171 человек, в 1925 г. - 76, в 1927 г. - 56.
В 1930 г. "трудящиеся поляки г. Самара, поселков Новая Павловка и 1 мая приняли решения на общем собрании закрыть костел и использовать здание под детский театр". Верующие католики оспорили это решение в Москве и Секретариат по религиозным делам отменил решение самарского крайисполкома. На что самарские власти ответили: "Здание уже переоборудовано в детский театр, на что затрачено 5000 р., но крайисполком готов предоставить верующим другое здание". На том московские и самарские власти порешили, а что думали верующие никого не волновало. От церкви предложенной взамен костела католики отказались, так как она не соответствует католическим канонам.
Помимо детского театра в годы Советской власти в костеле размещались - кинотеатр, театральный техникум, клуб строителей. К счастью само здание почти не пострадало. Были только утрачены кресты на башнях и исчез орган. Хотя существовала реальная опасность. Клуб строителей хотел "провести реконструкцию посредством устройства железобетонных перекрытий внутри здания, что даст возможность сделать в здании два этажа, увеличение полезной площади и уменьшение акустики". К счастью архитектурно-экспертный совет им отказал. Синагогу совет не пощадил и там возвели бетонные перекрытия.
В 1938 году в здании находился антирелигиозный музей, а с 1941-1993 там размещался краеведческий музей.
В 1995 году храм вернули католической общине и началось восстановление утраченных элементов, снос надстройки второго этажа, ремонт коммуникаций. Огромную помощь в восстановлении храма оказала семья отца Томаса из Ирландии. В 1996 году храм повторно освятили. В 2000 году на шпили храма вернулись кресты.
В 2000 г. в алтарной части появилась фреска - копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста». После последней реставрации сменился и основной колор внутреннего помещения, с бледно желтого на бледно голубой.
Весь прошлый год храм стоял в лесах. Чистили кирпичи и обновляли некоторые элементы фасада.
Храм чист и пуст. Несколько икон и крестов, кафедра и фреска - вот и все убранство.
Исповедальня.
Сейчас неофициально храм называют "польский костел". Не потому что большинство прихожан поляки, просто наиболее сильное влияние именно из Польши. Литература на польском. Настоятель и две монахини тоже из Польши.
В прошлом году реставрировали не только фасад но и внутренние помещения. Стало больше похоже на "евроремонт", чем на отреставрированные помещения храма начала ХХ в.
Снаружи и издали вроде все норм выглядит.
Еще они зачем то срубили деревья, которые были перед храмом. Было так.
Стало так.
Может это оригинальное историческое остекление, не знаю.
Но было вот так.
Перила сделана так, как будто ее заказывали в загородную баню с дизайном "под старину".
Какие то кабеля висят. Белый кабель канал отвратительный. Можно же было аккуратно открытую проводку провести.
Самарский храм относится к салезианскому монашескому ордену. У католиков несколько десятков различных орденов и монашеских конгрегаций. Разбираться в различиях и нюансах прошу в Википедию. Возможно некоторые названия кто-то слышал: иезуиты, августинцы, трапписты.
Взято: drunkdick.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]