Удивительная история Китая: преданья старины глубокой (династии Ся и Шан)
---
Продолжаем экскурс в историю Китая. Сегодня рассказ пойдет о первых правителях на китайской земле (для кого-то мифических, а для кого-то реальных), первых достижениях, изобретениях, первых войнах, победах и поражениях.
Но начать я хочу с интересной версии о том, почему на территории Китая исчезли доисторические животные (версия из книги Алексея Винокурова "Весь Китай. Загадки и тайны Поднебесной".
В одной китайской энциклопедии мы прочли, что в долине Хуанхэ несколько тысячелетий тому назад в изобилии водились слоны. На беду, китайцы сочли их необыкновенно вкусными - в особенности хобот - и быстро съели. Такая же печальная судьба постигла шерстистых носорогов, страусов и большерогих оленей.
Фото отсюда.
Есть, по крайне мере, две версии того, что происходило на территории Поднебесной с 2800 по 2070 гг. до н.э.
Версия № 1.
Согласно преданиям, время правления самого первого китайского императора Фу Си («устроивший засаду на жертвенных животных») с 2852-2737 г. до н.э.
О Фу Си известно следующее:
По легенде, одна женщина наступила на след оставленный богом грома Лэй Шэнем и понесла Фу Си, который родился с телом змеи и головой человека.
Как-то, сидя на берегу озера, Фу Си увидел поднимающегося из его глубин дракона с татуировкой на спине. Он переписал загадочные знаки и создал на их основе первые китайские иероглифы. Также изобрел циркуль, сконструировал рыболовные сети и научил китайцев разводить шелковичного червя.
Одно из изображений Фу Си.
2737-2597 г. до н.э. Время правления императора Шэнь-нуна (Ян-ди), который окончательно заставил китайцев бросить охоту и заняться земледелием. Именно он научил китайцев готовить, до этого люди просто ели, что найдут и в таком виде, в котором найдут. Шэнь-нун имел тело змеи, голову быка, лицо человека, нос тигра, имел рога и был покрыт листьями и травой.
Считается, что именно Шэнь-нун стал основоположником науки яншэн (наука вскармливания жизни, включает правила поведения и образ жизни человека для достижения здоровья, долголетия и баланса с окружающим миром). На протяжении своей жизни, Шэнь-нун занимался тем, что пробовал все растения, пытаясь на себе определить их пользу или вред. В итоге таких экспериментов он стал зеленого цвета.
После смерти Шэнь-нун стал духом земледелия и покровителем врачей.
Шэнь-нун.
2597 г. до н.э. Хуан-ди («Желтый император») поднимает восстание и захватывает власть. Во время его правления (которое неизвестно) изобретены архитектура, астрономия, луки, лодки, топоры, одежда, обувь и т.д. У императора было несколько тысяч наложниц и 25 сыновей. Есть версия, что это именно он, а не Лао-цзы, является основателем даосизма.
В конце концов постиг дао, стал бессмертным и улетел восвояси на драконе. Уфологи полагают, что его унесло НЛО.
Версия № 2.
Приблизительно 4000-5000 лет назад на территории Китая проживало множество племен, самыми крупными из которых управляли императоры Яньди, Хуан-ди и правитель Чию. Под руководством последнего племя цзюли разгромило войска Яньди. Тогда Яньди объединился с Хуан-ди и они дали бой Чию. Во время битвы при Чжолу (территория нынешней провинции Хэбэй) поле боя окутал густой туман. Благодаря компасу Хуан-ди вывел свою армию куда надо и разгромил Чию.
После победы Яньди и Хуан-ди сильно поссорились по вопросу дальнейшего существования племен. Хуан-ди поставил Яньди на место, объединил оба племени и стал всеобщим императором. В результате смешения племен образовалась нация хуася («потомки Яня и Хуана» – предки ханьской нации.
Хуан-ди.
Наследником Хуанди стал Яо, наследником Яо – Шунь.
В 2014 г. китайские генетики нашли доказательства того, что чуть менее половины китайцев являются потомками мифических императоров Шэнь-нун и Хуан-ди.
В 2014 году была опубликована работа, согласно которой 40 процентов китайцев являются потомками трех «суперпрародителей», живших во время неолита, когда началось развитие земледелия. Такой вывод основан на наличии в популяции трех часто встречающихся гаплотипов (наследуемых вместе вариантов генов) в Y-хромосоме: O3a1c, O3a2c1 и O3a2c1a. Исследователи решили выяснить, могут ли эти гаплотипы изначально принадлежать первым китайским императорам.
Изучив мифы и исторические записи, исследователи выяснили, что, согласно легендам, большинство китайских фамилий происходят от имен правителей Ян-ди и Хуан-ди. Генетики взяли образцы ДНК у 2415 мужчин, которые были разделены на несколько групп в соответствии с их фамилиями: Цзян (происходящая от императора Ян-ди), Ин и Цзи (обе от Хуан-ди). В последнюю группу вошло сразу несколько фамилий, которые, как считается, родственны имени мифологического героя-мятежника Чи Ю, наследника Ян-ди.
Установлено, что среди носителей гаплотипа O3a1c чаще встречались фамилии, связанные с Ян-ди, а среди носителей O3a2c1a — фамилии, связанные с Хуан-ди. Гаплотип O3a2c1 оказался характерен для людей из четвертой группы. Таким образом, ученым, по их словам, удалось связать трех «суперпрародителей» с древними правителями Китая. Однако генетическая разница между различными группами при этом остается незначительной, поэтому нельзя прийти к однозначным выводам.
Источник: http://m.rusnext.ru/news/1475568249
2070 г. до н.э. Правитель объединенных во время правления Хуан-ди племен, Юй основывает династию Ся, которая продержалась 471 год. Всего было 17 правителей – от Юя до Цзе. Согласно легенде, Юй спас Китай от потопа путем проложения русло рек (для чего использовал даосскую магию). Юй мог превращаться в медведя, а одна из его жен была девятихвостой лисой, которая также могла превращаться в человека. Считается, что Юй похоронен недалеко от города Шаосин (провинция Чжэцзян).
2 000 лет до н.э. Начинают обрабатывать металл (цинк и олово) и разводить шелковичного червя (уже не по легенде, а в реальности). Возможно в это время, китайцы достигли берегов Центральной Америки.
1700 г. до н.э. Появляются первые китайские «деньги» – раковины каури.
Существовала ли в действительности династия Ся?
Доподлинно известно, что до начала правления династии Шан (первой официальной династии Китая) на подвластных ей территориях существовало хорошо развитое государство, которым возможно и управляла династия Ся. Письменных источников того периода не сохранилось. Единственное доказательство того, что династия Ся была – надписи на гадательных костях периода династии Шан.
1580 г. до н.э. Официальное начало китайской цивилизации. Безымянная женщина съедает яйцо черного дрозда, оплодотворяется и рожает на свет первого императора второй династии (для ученых – первой) Шан – Се. Шанское царство станет самым влиятельным в регионе. Складывается иерархическая структура общества, закрепленная в системе ритуалов, когда правитель является посредником между миром живых и миром мертвых. Изобретено китайское письмо и технология бронзового литья. Шаньцы были первыми коллекционерами и плагиаторами. Умело копируют колесницы. Активно развивается практика приношения человеческих жертв.
1053 г. до н.э. Вэнь, правитель царства Чжоу, нападает на вассала Шана царство Ли, несмотря на протесты императора Шана Дисиня, Чжоу развязывает войну и против другого вассала – царства Юй. Происходит вооруженное столкновение между армиями Чжоу и Шан, которые были прерваны в связи со смертью Вэня.
Территория, подвластная династии Шан.
1047 г. до н.э. Сын Вэня У, вступает в войну с Шан, но увидев большую армию Шан, уходит не вступая в бой. Согласно «Шу цзин» ( «Книга перемен») выступая в поход, У обратился к своим соратникам со следующей речью: «Все живые существа порождены Небом и Землей, и из всех созданий человек одарен больше других. Самый мудрый и самый праведный из людей может стать великим правителем; а великий правитель – отец своих подданных. Но сейчас правитель Шан пренебрегает небесными повелениями и сеет ужас в своем народе. Предавшись пьянству и похоти, он жестоко тиранит людей. Он казнит не только своих противников, но и своих родственников. Он сделал так, что важные должности передаются по наследству. Он построил бесчисленные дворцы, башни, охотничьи домики, соорудил сады и озера. Он не отказывает себе ни в каких прихотях. И все это за твой счет, многотысячный народ. Праведных и добродетельных людей он сжег или изжарил заживо. Беременным женщинам он приказывал вспарывать животы. Видя все это, Небо было охвачено гневом и повелело моему отцу, правителю Вэню Послужить орудием небесного возмездия. Но мой отец умер, не успев довершить дело до конца». Возможно доводы У были небеспочвенны. Считается, что Дисинь приказал заполнить водоемы в его саду вином, а на деревьях повесить мясные туши. Также он изобрел казнь «сожжение»: перекидывал через тлеющие угли медную трубу, смазанную маслом и заставлял приговоренных идти по ней. Люди не могли удержаться на скользкой поверхности и падали на угли.
Сосуд для вина. Династия Шан.
1045 г. до н.э. У набирает большую армию и идет войной на Шан. Царство Чжоу захватывает Шан. В ужасе от произошедшего и предчувствуя скорую жестокую расправу, последний шанский император Дисинь заживо себя сжигает.
Императоры новой династии совершают фатальную ошибку: делят страну на уделы и назначают полноправными их правителями своих родственников. Часто, родство было сфальсифицировано.
С этого времени в Китае действует практика назначения на должности и выбора коммерческих партнеров среди родственников. Как ответил один китайский руководитель отделения крупной шведской фирмы на обвинения в нарушении правил конкуренции (покупал товары только у родственников): «Я доверяю своим родственникам больше, чем другим поставщикам. С ними я могу связаться в любое время дня и ночи. Кроме того, они делают мне весьма значительные скидки».
Источники:
Уитл Д. История Китая. Москва: АСТ, 2002.
Энциклопедия Нового Китая. Пекин: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1987.
История Китая. Пекин: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2006.
Фицджеральд Ч.П. История Китая. Москва: Центрполиграф, 2008.
Винокуров А. "Весь Китай. Загадки и тайны Поднебесной". Москва, 2017.
Но начать я хочу с интересной версии о том, почему на территории Китая исчезли доисторические животные (версия из книги Алексея Винокурова "Весь Китай. Загадки и тайны Поднебесной".
В одной китайской энциклопедии мы прочли, что в долине Хуанхэ несколько тысячелетий тому назад в изобилии водились слоны. На беду, китайцы сочли их необыкновенно вкусными - в особенности хобот - и быстро съели. Такая же печальная судьба постигла шерстистых носорогов, страусов и большерогих оленей.
Фото отсюда.
Есть, по крайне мере, две версии того, что происходило на территории Поднебесной с 2800 по 2070 гг. до н.э.
Версия № 1.
Согласно преданиям, время правления самого первого китайского императора Фу Си («устроивший засаду на жертвенных животных») с 2852-2737 г. до н.э.
О Фу Си известно следующее:
По легенде, одна женщина наступила на след оставленный богом грома Лэй Шэнем и понесла Фу Си, который родился с телом змеи и головой человека.
Как-то, сидя на берегу озера, Фу Си увидел поднимающегося из его глубин дракона с татуировкой на спине. Он переписал загадочные знаки и создал на их основе первые китайские иероглифы. Также изобрел циркуль, сконструировал рыболовные сети и научил китайцев разводить шелковичного червя.
Одно из изображений Фу Си.
2737-2597 г. до н.э. Время правления императора Шэнь-нуна (Ян-ди), который окончательно заставил китайцев бросить охоту и заняться земледелием. Именно он научил китайцев готовить, до этого люди просто ели, что найдут и в таком виде, в котором найдут. Шэнь-нун имел тело змеи, голову быка, лицо человека, нос тигра, имел рога и был покрыт листьями и травой.
Считается, что именно Шэнь-нун стал основоположником науки яншэн (наука вскармливания жизни, включает правила поведения и образ жизни человека для достижения здоровья, долголетия и баланса с окружающим миром). На протяжении своей жизни, Шэнь-нун занимался тем, что пробовал все растения, пытаясь на себе определить их пользу или вред. В итоге таких экспериментов он стал зеленого цвета.
После смерти Шэнь-нун стал духом земледелия и покровителем врачей.
Шэнь-нун.
2597 г. до н.э. Хуан-ди («Желтый император») поднимает восстание и захватывает власть. Во время его правления (которое неизвестно) изобретены архитектура, астрономия, луки, лодки, топоры, одежда, обувь и т.д. У императора было несколько тысяч наложниц и 25 сыновей. Есть версия, что это именно он, а не Лао-цзы, является основателем даосизма.
В конце концов постиг дао, стал бессмертным и улетел восвояси на драконе. Уфологи полагают, что его унесло НЛО.
Версия № 2.
Приблизительно 4000-5000 лет назад на территории Китая проживало множество племен, самыми крупными из которых управляли императоры Яньди, Хуан-ди и правитель Чию. Под руководством последнего племя цзюли разгромило войска Яньди. Тогда Яньди объединился с Хуан-ди и они дали бой Чию. Во время битвы при Чжолу (территория нынешней провинции Хэбэй) поле боя окутал густой туман. Благодаря компасу Хуан-ди вывел свою армию куда надо и разгромил Чию.
После победы Яньди и Хуан-ди сильно поссорились по вопросу дальнейшего существования племен. Хуан-ди поставил Яньди на место, объединил оба племени и стал всеобщим императором. В результате смешения племен образовалась нация хуася («потомки Яня и Хуана» – предки ханьской нации.
Хуан-ди.
Наследником Хуанди стал Яо, наследником Яо – Шунь.
В 2014 г. китайские генетики нашли доказательства того, что чуть менее половины китайцев являются потомками мифических императоров Шэнь-нун и Хуан-ди.
В 2014 году была опубликована работа, согласно которой 40 процентов китайцев являются потомками трех «суперпрародителей», живших во время неолита, когда началось развитие земледелия. Такой вывод основан на наличии в популяции трех часто встречающихся гаплотипов (наследуемых вместе вариантов генов) в Y-хромосоме: O3a1c, O3a2c1 и O3a2c1a. Исследователи решили выяснить, могут ли эти гаплотипы изначально принадлежать первым китайским императорам.
Изучив мифы и исторические записи, исследователи выяснили, что, согласно легендам, большинство китайских фамилий происходят от имен правителей Ян-ди и Хуан-ди. Генетики взяли образцы ДНК у 2415 мужчин, которые были разделены на несколько групп в соответствии с их фамилиями: Цзян (происходящая от императора Ян-ди), Ин и Цзи (обе от Хуан-ди). В последнюю группу вошло сразу несколько фамилий, которые, как считается, родственны имени мифологического героя-мятежника Чи Ю, наследника Ян-ди.
Установлено, что среди носителей гаплотипа O3a1c чаще встречались фамилии, связанные с Ян-ди, а среди носителей O3a2c1a — фамилии, связанные с Хуан-ди. Гаплотип O3a2c1 оказался характерен для людей из четвертой группы. Таким образом, ученым, по их словам, удалось связать трех «суперпрародителей» с древними правителями Китая. Однако генетическая разница между различными группами при этом остается незначительной, поэтому нельзя прийти к однозначным выводам.
Источник: http://m.rusnext.ru/news/1475568249
2070 г. до н.э. Правитель объединенных во время правления Хуан-ди племен, Юй основывает династию Ся, которая продержалась 471 год. Всего было 17 правителей – от Юя до Цзе. Согласно легенде, Юй спас Китай от потопа путем проложения русло рек (для чего использовал даосскую магию). Юй мог превращаться в медведя, а одна из его жен была девятихвостой лисой, которая также могла превращаться в человека. Считается, что Юй похоронен недалеко от города Шаосин (провинция Чжэцзян).
2 000 лет до н.э. Начинают обрабатывать металл (цинк и олово) и разводить шелковичного червя (уже не по легенде, а в реальности). Возможно в это время, китайцы достигли берегов Центральной Америки.
1700 г. до н.э. Появляются первые китайские «деньги» – раковины каури.
Существовала ли в действительности династия Ся?
Доподлинно известно, что до начала правления династии Шан (первой официальной династии Китая) на подвластных ей территориях существовало хорошо развитое государство, которым возможно и управляла династия Ся. Письменных источников того периода не сохранилось. Единственное доказательство того, что династия Ся была – надписи на гадательных костях периода династии Шан.
1580 г. до н.э. Официальное начало китайской цивилизации. Безымянная женщина съедает яйцо черного дрозда, оплодотворяется и рожает на свет первого императора второй династии (для ученых – первой) Шан – Се. Шанское царство станет самым влиятельным в регионе. Складывается иерархическая структура общества, закрепленная в системе ритуалов, когда правитель является посредником между миром живых и миром мертвых. Изобретено китайское письмо и технология бронзового литья. Шаньцы были первыми коллекционерами и плагиаторами. Умело копируют колесницы. Активно развивается практика приношения человеческих жертв.
1053 г. до н.э. Вэнь, правитель царства Чжоу, нападает на вассала Шана царство Ли, несмотря на протесты императора Шана Дисиня, Чжоу развязывает войну и против другого вассала – царства Юй. Происходит вооруженное столкновение между армиями Чжоу и Шан, которые были прерваны в связи со смертью Вэня.
Территория, подвластная династии Шан.
1047 г. до н.э. Сын Вэня У, вступает в войну с Шан, но увидев большую армию Шан, уходит не вступая в бой. Согласно «Шу цзин» ( «Книга перемен») выступая в поход, У обратился к своим соратникам со следующей речью: «Все живые существа порождены Небом и Землей, и из всех созданий человек одарен больше других. Самый мудрый и самый праведный из людей может стать великим правителем; а великий правитель – отец своих подданных. Но сейчас правитель Шан пренебрегает небесными повелениями и сеет ужас в своем народе. Предавшись пьянству и похоти, он жестоко тиранит людей. Он казнит не только своих противников, но и своих родственников. Он сделал так, что важные должности передаются по наследству. Он построил бесчисленные дворцы, башни, охотничьи домики, соорудил сады и озера. Он не отказывает себе ни в каких прихотях. И все это за твой счет, многотысячный народ. Праведных и добродетельных людей он сжег или изжарил заживо. Беременным женщинам он приказывал вспарывать животы. Видя все это, Небо было охвачено гневом и повелело моему отцу, правителю Вэню Послужить орудием небесного возмездия. Но мой отец умер, не успев довершить дело до конца». Возможно доводы У были небеспочвенны. Считается, что Дисинь приказал заполнить водоемы в его саду вином, а на деревьях повесить мясные туши. Также он изобрел казнь «сожжение»: перекидывал через тлеющие угли медную трубу, смазанную маслом и заставлял приговоренных идти по ней. Люди не могли удержаться на скользкой поверхности и падали на угли.
Сосуд для вина. Династия Шан.
1045 г. до н.э. У набирает большую армию и идет войной на Шан. Царство Чжоу захватывает Шан. В ужасе от произошедшего и предчувствуя скорую жестокую расправу, последний шанский император Дисинь заживо себя сжигает.
Императоры новой династии совершают фатальную ошибку: делят страну на уделы и назначают полноправными их правителями своих родственников. Часто, родство было сфальсифицировано.
С этого времени в Китае действует практика назначения на должности и выбора коммерческих партнеров среди родственников. Как ответил один китайский руководитель отделения крупной шведской фирмы на обвинения в нарушении правил конкуренции (покупал товары только у родственников): «Я доверяю своим родственникам больше, чем другим поставщикам. С ними я могу связаться в любое время дня и ночи. Кроме того, они делают мне весьма значительные скидки».
Источники:
Уитл Д. История Китая. Москва: АСТ, 2002.
Энциклопедия Нового Китая. Пекин: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1987.
История Китая. Пекин: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2006.
Фицджеральд Ч.П. История Китая. Москва: Центрполиграф, 2008.
Винокуров А. "Весь Китай. Загадки и тайны Поднебесной". Москва, 2017.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]