Мы ходили в Таватуй...
---
Ещё давным-давно мы ездили в "бедный" Таватуй. И всё хотели съездить в "богатый". Но до сегодняшнего дня дороги туда не было. Посёлков с названием Таватуй в наших краях два. Один - небольшой пристанционный посёлочек. Это Таватуй "бедный". А вот его богатый тёзка гораздо больше по размерам, и стоит на другом берегу озера. Именно в нём мы сегодня и побывали. Вёл нас всё тот же Павел Анатольевич Исаков. Напомню, что на мысль посетить "бедный" Таватуй нас натолкнул он же.
И вот, сегодня, в самый день Пасхи, мы загружаемся в машину и едем в лес. Нас ровно десять. Основной состав - это все те люди, что упоминались в моих постах и раньше. А ещё Сергей, на машине которого мы ездили в деревню Воробьи, Алексей и Дмитрий. Кстати целью нашего похода был не осмотр местного "лазурного берега". Мы шли в этот поход, имея в виду две цели. Посетить могилы и отметить день рождения Жени jennifer_hot. В лесах вокруг Таватуя есть могилы старцев-старообрядцев и могилы убитых красноармейцев.
Мы с Алей не выспались, потому что не так давно вернулись из храма со службы. Но настроение всё равно бодрое.
Погода хорошая, солнечно. Весна в городе уже заметна. Ехать до места высадки нужно километров двадцать или чуть больше. И вот мы на месте. Дорога отходит от Серовского тракта в лес. В конце дороги стоят бывшие пионерские лагеря. Эти места хорошо знакомы всем новоуральцам. Именно сюда каждый год ездили и продолжают ездить отдыхать городские дети. Не доезжая до лагерей, мы высаживаемся и уходим в лес.
Триста метров идём по следу "бурана" с прицепом, и особых трудностей пока не испытываем. И вот первая остановка. Памятник убитым красноармейцам.
Надпись на памятнике гласит:"Здесь похоронено шесть бойцов-красногвардейцев. Расстреляны колчаковцами летом 1919-го". В нашей округе есть несколько памятников периода Гражданской войны. Почти все они у меня описаны, например, памятник погибшим 39-и русским и венгерским красноармейцам, который стоит у железной дороги на другом берегу озера.
-В Гражданскую сначала белые гнали красных из наших мест, потом через год красные - белых - говорит Павел Анатольевич.
Памятник в лесу напоминает нам о том времени, когда красные наступали на белых в 1919-м году. История, связанная с этим местом была такая. Шли по лесу шестеро раненых красных бойцов. Им нужно было дойти до Таватуя, чтоб там отдохнуть и перевязать свои раны. Карты у них точной не было, но они знали , что до посёлка ещё примерно три версты. Тут их и застигла ночь. Красноармейцы поняли, что эти три версты по лесной дорожке ночью им не пройти, и решили заночевать в лесу. Белых из этих лесов уже прогнали, поэтому никакого вражеского нападения они не боялись.
Мимо ехал всадник, видимо кто-то из местных. Поговорив с бойцами, он поехал дальше в посёлок. Красноармейцы заснули. И вот тут из посёлка пришли какие-то люди, сочувствовашие белым, и всех спящих зарезали. Как писал местный краевед: "Нашлись среди наших жителей чёрные души".
За памятником ухаживают, подбеливают и подкрашивают его время от времени. И как знак этой заботы на ветке висит ручка от кисточки. Именно этой кистью красили звезду, да так усердно, что волосы из кисточки вылезли.
Мы у памятника.
Мы пошли дальше. Только вот дальше никакого буранного следа уже не было. Мы вязли в снегу, проваливались, выдирали из него свои ноги, опять вязли. Конечно снег уже подтаял, но местами он был по колено. Это было трудно и досадно.
-Ну, что бы им здесь на своём "буране" проехать.
Намучились, пока вылезли на дорогу. Зато встретили развалины крепости пейнтболистов.
Мы не могли не вспомнить, что именно здесь, на этой дороге свирепствовал самый страшный местный маньяк Евгений Петров. И здесь же закончилась его карьера. По последнему эпизоду с нападением на девочку-спортсменку он проходил как свидетель, но у следствия возникли к нему вопросы, на которые тот не смог ответить. В городе многие его помнят, как человека довольно положительного с виду. Город у нас маленький, многие друг с другом знакомы. Даже в нашей небольшой компании кто-то знал самого маньяка, кто-то был знаком с его семьёй.
-Всегда с нами здоровался, и в технике хорошо разбирался - говорил о нём друг моего сына.
Его гараж был рядом с гаражом Петрова.
Маньяки очень хитры и всегда успешно маскируются под людей без недостатков. Лишь один сравнительно негативный отзыв о нём прозвучал сегодня.
-Очень истеричный был мужичок - сказала Надежда Фёдоровна. Кто-то из её родственников работал с Петровым в одном цехе.
Дорога идёт мимо заброшенных пионерских лагерей и баз отдыха. Надо бы сюда как-нибудь приехать специально. Походить по заброшкам. Главных лагеря тут два - "Самоцветы" и "Таватуй". Оба они относятся к Новоуральску. "Таватуй" был построен для детей работников УЭХК, а "Самоцветы" для детей работников УАМЗа. Дорогу в эти леса тоже строил Новоуральск, в те времена ещё Свердловск-44. Потом уже на этой дороге стали строить свои базы отдыха и предприятия областного центра. Новоуральские лагеря ещё успели построить и пустить в эксплуатацию, а свердловские реформ-перестроек не пережили.
На этом бетонном основании была красивая ограда, а за ней - заброшенная база отдыха НПО "Автоматика", одного из важнейших оборонных предприятий Екатеринбурга. Лес разросся так, что корпусов базы за ним уже и не видно.
Ещё ворота, ведущие к какому-нибудь месту "бывшего отдыха".
Новоуральские же лагеря работают, хотя давно потеряли связь с предприятиями-шефами. В этих лагерях летом отдыхают дети, а зимой проводят какие-то тематические смены, вроде креативных курсов. Но мы к лагерям подходить не стали. Кстати уже в наше время была у областной власти идея сделать тут местный "Артек". Условия позволяют. Лес, озеро, чистый воздух. И если освоить все заброшки, которых тут немало, то как раз на "Артек" и наберётся. Но, планов было много, а с реализацией как всегда... На практике же не пошли дальше заборов, плакатиков о том, что всё тут охраняется "видеослужебными собаками" и малопонятных вывесок типа этой "Резиденция "Таватуй". Чья она, эта резиденция, что тут за резиденты сидят?
"Хутор" охранников. Он стоит отдельно от всех корпусов, и оттуда доносится собачий лай.
А мы подходим к окраине посёлка Таватуй. За последнее время богатый Таватуй сильно вырос и теперь грозит поглотить все "Уральские Артеки" со всеми их корпусами, как жилыми, так и заброшенными. Раньше от пионерских лагерей до посёлка нужно было идти и идти, а теперь...
Но нам не в посёлок. Мы опять сворачиваем в лес.
Сортир в лесу. Это тоже своеобразная примета времени. Подобную штучку мы видели около заброшенного дворца в Шаманихе. Когда строят богатый дом, то для строителей делают отдельный туалет за пределами будущих "барских" владений.
И опять мы идём и идём, то утопая в снегу, то выбираясь на чью-нибудь колею. На сосне висит мишура и "подношение", небольшой полиэтиленовый кулёк. Эля его как раз рассматривает. Там в кульке печенье, конфеты. Для кого это?
Оставили кулёк висеть на своём месте.
Небольшой отдых в пути.
Я сижу под ёлочкой на оттаявшей земле. Кто-то говорит, что я напоминаю безногого нищего, а Аля сказала, что я как подарок под ёлочкой. Лучше буду "подарком".
А вот что под корягой нашлось. Почва здесь каменистая и корни не прорастают глубоко. И порыв ветра посильнее может легко свалить дерево
А куда ж мы идём, так яростно меся снег? А идём мы к могилам старца Панкратия и его безвестных учеников. В этом месте когда-то давным-давно был старообрядческий скит. Со времён царя Алексея Михайловича и до самой революции стояли в уральских лесах такие скиты. В них старообрядческие отшельники прятались от мира. Скит строился у какого-нибудь ручья и не сильно далеко от жилья, чтоб люди могли приходить к старцам. Обычно никаких летописей в таких скитах не велось. Старообрядцы не любили распространяться о своей жизни. Подробности жизни в скитах передавались только устно и только своим же старообрядцам. Времена сменились и всё это было забыто.
От скита осталось имя - Панкратий. А от подавляющего большинства не осталось даже имён. На Весёлых горах, рядом с Кировградом тоже есть могилы старцев, но они безымянные. Люди приходят поклониться могилам, и так и не знают - кому. А ещё говорят, что человека, который основал посёлок Таватуй , тоже звали Панкратием. Не он ли тут похоронен?
-Когда я в юности первый раз пришёл сюда, то мне показалось, что на меня кто-то смотрит- говорит Павел Анатольевич.
Оказывается это была металлическая икона на дереве. В стволе вырубили углубление и вставили туда икону. А потом, спустя несколько лет он опять пришёл туда и не нашёл этого дерева с иконой. Может быть, дерево упало или икону затянуло деревом, и она просто погрузилась внутрь ствола.
Об этом месте заботятся и меняют обветшавшие кресты. А старые доживают свой век под деревьями.
Изображение самого старца Панкратия, выжженное на стене деревянного ящичка, прикреплённого к кресту. Здесь же лежат куски манника, чернослив и сахарок.
Преподобный Панкратий Таватуйский. Неужто сохранились его изображения? Или этот рисунок исполнен просто по представлению? У ног Панкратия изображён деревянный домик. Это тот самый скит.
А вот там , в лесу, была ещё одна могила красноармейца, говорит нам Павел Анатольевич. И вокруг неё была ограда в виде пятиконечной звезды.
-Железная была ограда?
-Чугунная.
Чугунная ограда, да ещё в лесу, не имела в наших условиях шансов сохраниться.
А мы пошли опять же под ёлочку праздновать день рождения Жени. Женя принесла в рюкзаке торт и две бутылки шампанского. Это был поступок неожиданный и героический. Тащить по снегу этакую тяжесть только для нашего веселья - не каждый сможет.
Торт! Торт кстати был по-киевски и очень вкусный. Чем выгодно отличался от многих сегодняшних кондитерских изделий. Странно было наблюдать, как Сергей режет его здоровенным кинжалом на части.
Шампанское! В лесу! Это было замечательно. Кстати. Я раньше знал, что томатный сок с водкой называется "Кровавая Мэри", пиво с водкой называется "Ёрш". А вот чего я не знал - это того, что шампанское с водкой называется "Северное сияние". Мне в одну руку дали кружку с шампанским, в другую - стопку водки. В общем, чтоб не занимать сразу две руки, я решил совместить.
Искренняя радость в глазах Эли.
А это наш праздничный натюрморт. Если у импрессионистов была картина "Завтрак на траве", то у нас пусть будет "Завтрак на снегу".
-А там, в настоящем "завтраке " голые женщины были - сказала мужская часть нашей компании.
-Там же и мужчины были во фраках и в цилиндрах - ответили женщины.
-Цилиндры будут- сказал Сергей.
И если вопрос с цилиндрами решился, то вопрос с женщинами остался открытым.
И только сама именинница у нас в этот праздничный день день замёрзла. И ей кто-то заботливо предложил запасную куртку. Кстати подарили мы ей от имени всех сообщников сертификат на приобретение полезных вещей в спортивном магазине. Жаль что не было с нами многих наших друзей.
А потом мы всей компанией кричали :"Поздравляем с днём рождения!" Это для жениной мамы, чтоб она знала, что друзья её дочери - это вам не то, чтоб что. И вдруг обнаружили, что лимит времени у нас слегка исчерпался, и мы не сможем посетить одно интересное место - пожарную вышку, вознесённую над лесом. Очень люблю вышки. Но... В этот раз не судьба. Зато появился повод приехать сюда ещё.
И пошли мы обратно в Таватуй. Встретил нас "лазурный берег" вот такими литыми заборами, из которых торчала арматура.
А что ж там, за заборчиком? Как она там, зазаборная таинственная "богаткина жизнь"?
Да, так себе, ничего себе. Зазаборный конструктивизм во всём великолепии.
Все окраины Таватуя застроены такими вот особнячками. Да и не окраины тоже. Впрочем, не буду сегодня расписывать на тему:"Таватуй-город контрастов". Лучше потом ещё пост напишу специально об архитектурных особенностях этого интересного места.
А это что за улица Гораля? Кто такой Гораль и не таватуйский ли это Грааль? Оказывается, улица называется Горная, это просто на букве "Н" веточки так сошлись. А плетень из ивовых прутьев смотрится конечно оригинально. Но всё-таки не совсем к месту.
Улочки-переулочки.
Простонародная собака у ворот чьих-то апартаментов как бы намекает, что "вышли мы все из народа, дети семьи трудовой". Но кто-то в народе так и остался, а кто-то вполне так себе вышел.
А это общий вид "города контрастов". Огромный работающий строительный кран как бы намекает, что будущее у России есть. Что всякий там кризис-шмизис, он то ли есть, то ли нет его - это ещё непонятно. А в Таватуе всё по плану. Строят очередной дворец.
А это одна из главных достопримечательностей посёлка - пожарная каланча. Раньше её рисовали художники. А ещё раньше на ней висел колокол, который оповещал всех односельчан о пожаре. Каланча стоит в самой высокой точке посёлка.
-А храм тут был - спросил кто-то у Исакова.
-Нет.
Да и откуда ему тут взяться, если все жители Таватуя были старообрядцами. Наверное, все они были беспоповцами, потому ни храмов, ни даже часовен тут не было. Или всё-таки были?
Я тут подумал, что в сущности довольно мало знаю об истории этого места, которое расположено не так далеко от нас. Я всегда знал, что Таватуй старше Екатеринбурга, что основали его сосланные стрельцы. Что после стрелецкой казни Пётр отправил на Урал тех из них, кто не столь провинился. Теперь это тоже ставится под сомнение. Ибо если Пётр сослал сюда стрельцов как воинский отряд, то зачем? Логичнее было бы поселить их возле нарождающихся уральских заводов для их охраны. Да и были ли те стрельцы староверами? Я хорошо помню роман Алексея Толстого "Пётр Первый". Там описывался стрелецкий бунт. Кто-то из мятежных стрельцов выкрикнул:
-Хотим старую веру!
И сразу же в стане стрельцов появились разные "расколоучители", старцы-начётчики. Но лозунг о старой вере не долго будоражил умы бунтовщиков. Потом кто-то также внезапно сказал, что "вера - дело поповское". И старцев прогнали.
А потом мы пошли к старому кладбищу, которое находится на самом берегу озера. Сначала хотели идти по льду, но потом увидели запрещающую табличку. Хотя... Не остановила бы нас запрещающая табличка. Просто мы подумали, что на озере будет наледь, вода выступившая сверху льда. Мочить ноги лишний раз нам не хотелось.
И вот мы идём по берегу озера к поклонному кресту.
Хорошее место выбрали люди былых времён для кладбища. Спокойное и величественное. Вода, лес. Чем-то напоминает берег Белого моря. Там, на Севере люди также ставили на морском берегу высокие кресты-маяки. Недаром же те, кто похоронен здесь, принадлежали к поморскому старообрядческому согласию. Наверное, их корни были на Русском Севере, в Поморье.
А что написано здесь, у калитки?
На плакате - стихи об отшельниках, которые, презрев всё мирское, всю жизнь служили одному Богу. И странная приписка:"Региональное общественное движение"Спасём Таватуй". От кого его нужно спасать?
Кто ж здесь покоится?
Гаврила Украинцев, Игнатий Воронков, старица Анна Никитишна Павлова. Фамилию Украинцева я встречал вроде бы опять же у Алексея Толстого. А Игнатий Воронков упоминается в "Книгах старого Урала". Павел Анатольевич говорил нам, что Украинцев помогал Демидову осваивать здешние земли и искать железную руду. А ещё он тут назван писателем. Что он написал?
История родного края, которую нам не рассказывали в школе. Попытаюсь побольше узнать об этих людях.
Крест над могилами видных деятелей уральского старообрядчества выглядит древним. Неужели он стоял тут и в советское время? В него было врезано литое латунное Распятие с Предстоящими. Но его скорее всего украли. Чёрные души встречаются среди местных жителей и в наше время.
А возле поклонного креста на горке маячит местный житель. Он горяч и слегка пьян.
На боку и спине его остались страшные отметины от каких-то осколков или от дроби.
Потом я спросил Алексея, который общался с ним, какие враги оставили на его теле эти следы.
-Бандитские разборки в девяностых.
А мы пошли под горку и устроили здесь последний за этот день привал.
-Вы тут прямо как охотники на привале.
Постреленному товарищу хотелось разгуляться, показать силушку молодецкую. И он закричал на весь Таватуй что-то на тему:
-Ну кто со мной хочет биться врукопашную!
Настроение у нас было умиротворённое. Биться ни с кем не хотелось. Да и сильный он, наверно, этот местный житель. А есть же поговорка:"С сильным не дерись, с богатым не судись". Товарищ покричал немного и затих.
А мы стали собираться домой. Машинка наша за нами уже пришла. Мы бросили последний взгляд на озеро, горы и причудливо изогнутую ветром берёзу.
Мы сюда обязательно вернёмся. Во всяком случае - постараемся вернуться. А пост про архитектурные особенности этого места я напишу в ближайшее время. Возвращаясь домой, мы сочиняли стишок про блогеров и поэтов. Вернее сочиняла в основном Женя, а мы только подсказывали некоторые слова.
Четыре блогера и десять краеведов,
Отправились в поход с утра не пообедав...
И вот, сегодня, в самый день Пасхи, мы загружаемся в машину и едем в лес. Нас ровно десять. Основной состав - это все те люди, что упоминались в моих постах и раньше. А ещё Сергей, на машине которого мы ездили в деревню Воробьи, Алексей и Дмитрий. Кстати целью нашего похода был не осмотр местного "лазурного берега". Мы шли в этот поход, имея в виду две цели. Посетить могилы и отметить день рождения Жени jennifer_hot. В лесах вокруг Таватуя есть могилы старцев-старообрядцев и могилы убитых красноармейцев.
Мы с Алей не выспались, потому что не так давно вернулись из храма со службы. Но настроение всё равно бодрое.
Погода хорошая, солнечно. Весна в городе уже заметна. Ехать до места высадки нужно километров двадцать или чуть больше. И вот мы на месте. Дорога отходит от Серовского тракта в лес. В конце дороги стоят бывшие пионерские лагеря. Эти места хорошо знакомы всем новоуральцам. Именно сюда каждый год ездили и продолжают ездить отдыхать городские дети. Не доезжая до лагерей, мы высаживаемся и уходим в лес.
Триста метров идём по следу "бурана" с прицепом, и особых трудностей пока не испытываем. И вот первая остановка. Памятник убитым красноармейцам.
Надпись на памятнике гласит:"Здесь похоронено шесть бойцов-красногвардейцев. Расстреляны колчаковцами летом 1919-го". В нашей округе есть несколько памятников периода Гражданской войны. Почти все они у меня описаны, например, памятник погибшим 39-и русским и венгерским красноармейцам, который стоит у железной дороги на другом берегу озера.
-В Гражданскую сначала белые гнали красных из наших мест, потом через год красные - белых - говорит Павел Анатольевич.
Памятник в лесу напоминает нам о том времени, когда красные наступали на белых в 1919-м году. История, связанная с этим местом была такая. Шли по лесу шестеро раненых красных бойцов. Им нужно было дойти до Таватуя, чтоб там отдохнуть и перевязать свои раны. Карты у них точной не было, но они знали , что до посёлка ещё примерно три версты. Тут их и застигла ночь. Красноармейцы поняли, что эти три версты по лесной дорожке ночью им не пройти, и решили заночевать в лесу. Белых из этих лесов уже прогнали, поэтому никакого вражеского нападения они не боялись.
Мимо ехал всадник, видимо кто-то из местных. Поговорив с бойцами, он поехал дальше в посёлок. Красноармейцы заснули. И вот тут из посёлка пришли какие-то люди, сочувствовашие белым, и всех спящих зарезали. Как писал местный краевед: "Нашлись среди наших жителей чёрные души".
За памятником ухаживают, подбеливают и подкрашивают его время от времени. И как знак этой заботы на ветке висит ручка от кисточки. Именно этой кистью красили звезду, да так усердно, что волосы из кисточки вылезли.
Мы у памятника.
Мы пошли дальше. Только вот дальше никакого буранного следа уже не было. Мы вязли в снегу, проваливались, выдирали из него свои ноги, опять вязли. Конечно снег уже подтаял, но местами он был по колено. Это было трудно и досадно.
-Ну, что бы им здесь на своём "буране" проехать.
Намучились, пока вылезли на дорогу. Зато встретили развалины крепости пейнтболистов.
Мы не могли не вспомнить, что именно здесь, на этой дороге свирепствовал самый страшный местный маньяк Евгений Петров. И здесь же закончилась его карьера. По последнему эпизоду с нападением на девочку-спортсменку он проходил как свидетель, но у следствия возникли к нему вопросы, на которые тот не смог ответить. В городе многие его помнят, как человека довольно положительного с виду. Город у нас маленький, многие друг с другом знакомы. Даже в нашей небольшой компании кто-то знал самого маньяка, кто-то был знаком с его семьёй.
-Всегда с нами здоровался, и в технике хорошо разбирался - говорил о нём друг моего сына.
Его гараж был рядом с гаражом Петрова.
Маньяки очень хитры и всегда успешно маскируются под людей без недостатков. Лишь один сравнительно негативный отзыв о нём прозвучал сегодня.
-Очень истеричный был мужичок - сказала Надежда Фёдоровна. Кто-то из её родственников работал с Петровым в одном цехе.
Дорога идёт мимо заброшенных пионерских лагерей и баз отдыха. Надо бы сюда как-нибудь приехать специально. Походить по заброшкам. Главных лагеря тут два - "Самоцветы" и "Таватуй". Оба они относятся к Новоуральску. "Таватуй" был построен для детей работников УЭХК, а "Самоцветы" для детей работников УАМЗа. Дорогу в эти леса тоже строил Новоуральск, в те времена ещё Свердловск-44. Потом уже на этой дороге стали строить свои базы отдыха и предприятия областного центра. Новоуральские лагеря ещё успели построить и пустить в эксплуатацию, а свердловские реформ-перестроек не пережили.
На этом бетонном основании была красивая ограда, а за ней - заброшенная база отдыха НПО "Автоматика", одного из важнейших оборонных предприятий Екатеринбурга. Лес разросся так, что корпусов базы за ним уже и не видно.
Ещё ворота, ведущие к какому-нибудь месту "бывшего отдыха".
Новоуральские же лагеря работают, хотя давно потеряли связь с предприятиями-шефами. В этих лагерях летом отдыхают дети, а зимой проводят какие-то тематические смены, вроде креативных курсов. Но мы к лагерям подходить не стали. Кстати уже в наше время была у областной власти идея сделать тут местный "Артек". Условия позволяют. Лес, озеро, чистый воздух. И если освоить все заброшки, которых тут немало, то как раз на "Артек" и наберётся. Но, планов было много, а с реализацией как всегда... На практике же не пошли дальше заборов, плакатиков о том, что всё тут охраняется "видеослужебными собаками" и малопонятных вывесок типа этой "Резиденция "Таватуй". Чья она, эта резиденция, что тут за резиденты сидят?
"Хутор" охранников. Он стоит отдельно от всех корпусов, и оттуда доносится собачий лай.
А мы подходим к окраине посёлка Таватуй. За последнее время богатый Таватуй сильно вырос и теперь грозит поглотить все "Уральские Артеки" со всеми их корпусами, как жилыми, так и заброшенными. Раньше от пионерских лагерей до посёлка нужно было идти и идти, а теперь...
Но нам не в посёлок. Мы опять сворачиваем в лес.
Сортир в лесу. Это тоже своеобразная примета времени. Подобную штучку мы видели около заброшенного дворца в Шаманихе. Когда строят богатый дом, то для строителей делают отдельный туалет за пределами будущих "барских" владений.
И опять мы идём и идём, то утопая в снегу, то выбираясь на чью-нибудь колею. На сосне висит мишура и "подношение", небольшой полиэтиленовый кулёк. Эля его как раз рассматривает. Там в кульке печенье, конфеты. Для кого это?
Оставили кулёк висеть на своём месте.
Небольшой отдых в пути.
Я сижу под ёлочкой на оттаявшей земле. Кто-то говорит, что я напоминаю безногого нищего, а Аля сказала, что я как подарок под ёлочкой. Лучше буду "подарком".
А вот что под корягой нашлось. Почва здесь каменистая и корни не прорастают глубоко. И порыв ветра посильнее может легко свалить дерево
А куда ж мы идём, так яростно меся снег? А идём мы к могилам старца Панкратия и его безвестных учеников. В этом месте когда-то давным-давно был старообрядческий скит. Со времён царя Алексея Михайловича и до самой революции стояли в уральских лесах такие скиты. В них старообрядческие отшельники прятались от мира. Скит строился у какого-нибудь ручья и не сильно далеко от жилья, чтоб люди могли приходить к старцам. Обычно никаких летописей в таких скитах не велось. Старообрядцы не любили распространяться о своей жизни. Подробности жизни в скитах передавались только устно и только своим же старообрядцам. Времена сменились и всё это было забыто.
От скита осталось имя - Панкратий. А от подавляющего большинства не осталось даже имён. На Весёлых горах, рядом с Кировградом тоже есть могилы старцев, но они безымянные. Люди приходят поклониться могилам, и так и не знают - кому. А ещё говорят, что человека, который основал посёлок Таватуй , тоже звали Панкратием. Не он ли тут похоронен?
-Когда я в юности первый раз пришёл сюда, то мне показалось, что на меня кто-то смотрит- говорит Павел Анатольевич.
Оказывается это была металлическая икона на дереве. В стволе вырубили углубление и вставили туда икону. А потом, спустя несколько лет он опять пришёл туда и не нашёл этого дерева с иконой. Может быть, дерево упало или икону затянуло деревом, и она просто погрузилась внутрь ствола.
Об этом месте заботятся и меняют обветшавшие кресты. А старые доживают свой век под деревьями.
Изображение самого старца Панкратия, выжженное на стене деревянного ящичка, прикреплённого к кресту. Здесь же лежат куски манника, чернослив и сахарок.
Преподобный Панкратий Таватуйский. Неужто сохранились его изображения? Или этот рисунок исполнен просто по представлению? У ног Панкратия изображён деревянный домик. Это тот самый скит.
А вот там , в лесу, была ещё одна могила красноармейца, говорит нам Павел Анатольевич. И вокруг неё была ограда в виде пятиконечной звезды.
-Железная была ограда?
-Чугунная.
Чугунная ограда, да ещё в лесу, не имела в наших условиях шансов сохраниться.
А мы пошли опять же под ёлочку праздновать день рождения Жени. Женя принесла в рюкзаке торт и две бутылки шампанского. Это был поступок неожиданный и героический. Тащить по снегу этакую тяжесть только для нашего веселья - не каждый сможет.
Торт! Торт кстати был по-киевски и очень вкусный. Чем выгодно отличался от многих сегодняшних кондитерских изделий. Странно было наблюдать, как Сергей режет его здоровенным кинжалом на части.
Шампанское! В лесу! Это было замечательно. Кстати. Я раньше знал, что томатный сок с водкой называется "Кровавая Мэри", пиво с водкой называется "Ёрш". А вот чего я не знал - это того, что шампанское с водкой называется "Северное сияние". Мне в одну руку дали кружку с шампанским, в другую - стопку водки. В общем, чтоб не занимать сразу две руки, я решил совместить.
Искренняя радость в глазах Эли.
А это наш праздничный натюрморт. Если у импрессионистов была картина "Завтрак на траве", то у нас пусть будет "Завтрак на снегу".
-А там, в настоящем "завтраке " голые женщины были - сказала мужская часть нашей компании.
-Там же и мужчины были во фраках и в цилиндрах - ответили женщины.
-Цилиндры будут- сказал Сергей.
И если вопрос с цилиндрами решился, то вопрос с женщинами остался открытым.
И только сама именинница у нас в этот праздничный день день замёрзла. И ей кто-то заботливо предложил запасную куртку. Кстати подарили мы ей от имени всех сообщников сертификат на приобретение полезных вещей в спортивном магазине. Жаль что не было с нами многих наших друзей.
А потом мы всей компанией кричали :"Поздравляем с днём рождения!" Это для жениной мамы, чтоб она знала, что друзья её дочери - это вам не то, чтоб что. И вдруг обнаружили, что лимит времени у нас слегка исчерпался, и мы не сможем посетить одно интересное место - пожарную вышку, вознесённую над лесом. Очень люблю вышки. Но... В этот раз не судьба. Зато появился повод приехать сюда ещё.
И пошли мы обратно в Таватуй. Встретил нас "лазурный берег" вот такими литыми заборами, из которых торчала арматура.
А что ж там, за заборчиком? Как она там, зазаборная таинственная "богаткина жизнь"?
Да, так себе, ничего себе. Зазаборный конструктивизм во всём великолепии.
Все окраины Таватуя застроены такими вот особнячками. Да и не окраины тоже. Впрочем, не буду сегодня расписывать на тему:"Таватуй-город контрастов". Лучше потом ещё пост напишу специально об архитектурных особенностях этого интересного места.
А это что за улица Гораля? Кто такой Гораль и не таватуйский ли это Грааль? Оказывается, улица называется Горная, это просто на букве "Н" веточки так сошлись. А плетень из ивовых прутьев смотрится конечно оригинально. Но всё-таки не совсем к месту.
Улочки-переулочки.
Простонародная собака у ворот чьих-то апартаментов как бы намекает, что "вышли мы все из народа, дети семьи трудовой". Но кто-то в народе так и остался, а кто-то вполне так себе вышел.
А это общий вид "города контрастов". Огромный работающий строительный кран как бы намекает, что будущее у России есть. Что всякий там кризис-шмизис, он то ли есть, то ли нет его - это ещё непонятно. А в Таватуе всё по плану. Строят очередной дворец.
А это одна из главных достопримечательностей посёлка - пожарная каланча. Раньше её рисовали художники. А ещё раньше на ней висел колокол, который оповещал всех односельчан о пожаре. Каланча стоит в самой высокой точке посёлка.
-А храм тут был - спросил кто-то у Исакова.
-Нет.
Да и откуда ему тут взяться, если все жители Таватуя были старообрядцами. Наверное, все они были беспоповцами, потому ни храмов, ни даже часовен тут не было. Или всё-таки были?
Я тут подумал, что в сущности довольно мало знаю об истории этого места, которое расположено не так далеко от нас. Я всегда знал, что Таватуй старше Екатеринбурга, что основали его сосланные стрельцы. Что после стрелецкой казни Пётр отправил на Урал тех из них, кто не столь провинился. Теперь это тоже ставится под сомнение. Ибо если Пётр сослал сюда стрельцов как воинский отряд, то зачем? Логичнее было бы поселить их возле нарождающихся уральских заводов для их охраны. Да и были ли те стрельцы староверами? Я хорошо помню роман Алексея Толстого "Пётр Первый". Там описывался стрелецкий бунт. Кто-то из мятежных стрельцов выкрикнул:
-Хотим старую веру!
И сразу же в стане стрельцов появились разные "расколоучители", старцы-начётчики. Но лозунг о старой вере не долго будоражил умы бунтовщиков. Потом кто-то также внезапно сказал, что "вера - дело поповское". И старцев прогнали.
А потом мы пошли к старому кладбищу, которое находится на самом берегу озера. Сначала хотели идти по льду, но потом увидели запрещающую табличку. Хотя... Не остановила бы нас запрещающая табличка. Просто мы подумали, что на озере будет наледь, вода выступившая сверху льда. Мочить ноги лишний раз нам не хотелось.
И вот мы идём по берегу озера к поклонному кресту.
Хорошее место выбрали люди былых времён для кладбища. Спокойное и величественное. Вода, лес. Чем-то напоминает берег Белого моря. Там, на Севере люди также ставили на морском берегу высокие кресты-маяки. Недаром же те, кто похоронен здесь, принадлежали к поморскому старообрядческому согласию. Наверное, их корни были на Русском Севере, в Поморье.
А что написано здесь, у калитки?
На плакате - стихи об отшельниках, которые, презрев всё мирское, всю жизнь служили одному Богу. И странная приписка:"Региональное общественное движение"Спасём Таватуй". От кого его нужно спасать?
Кто ж здесь покоится?
Гаврила Украинцев, Игнатий Воронков, старица Анна Никитишна Павлова. Фамилию Украинцева я встречал вроде бы опять же у Алексея Толстого. А Игнатий Воронков упоминается в "Книгах старого Урала". Павел Анатольевич говорил нам, что Украинцев помогал Демидову осваивать здешние земли и искать железную руду. А ещё он тут назван писателем. Что он написал?
История родного края, которую нам не рассказывали в школе. Попытаюсь побольше узнать об этих людях.
Крест над могилами видных деятелей уральского старообрядчества выглядит древним. Неужели он стоял тут и в советское время? В него было врезано литое латунное Распятие с Предстоящими. Но его скорее всего украли. Чёрные души встречаются среди местных жителей и в наше время.
А возле поклонного креста на горке маячит местный житель. Он горяч и слегка пьян.
На боку и спине его остались страшные отметины от каких-то осколков или от дроби.
Потом я спросил Алексея, который общался с ним, какие враги оставили на его теле эти следы.
-Бандитские разборки в девяностых.
А мы пошли под горку и устроили здесь последний за этот день привал.
-Вы тут прямо как охотники на привале.
Постреленному товарищу хотелось разгуляться, показать силушку молодецкую. И он закричал на весь Таватуй что-то на тему:
-Ну кто со мной хочет биться врукопашную!
Настроение у нас было умиротворённое. Биться ни с кем не хотелось. Да и сильный он, наверно, этот местный житель. А есть же поговорка:"С сильным не дерись, с богатым не судись". Товарищ покричал немного и затих.
А мы стали собираться домой. Машинка наша за нами уже пришла. Мы бросили последний взгляд на озеро, горы и причудливо изогнутую ветром берёзу.
Мы сюда обязательно вернёмся. Во всяком случае - постараемся вернуться. А пост про архитектурные особенности этого места я напишу в ближайшее время. Возвращаясь домой, мы сочиняли стишок про блогеров и поэтов. Вернее сочиняла в основном Женя, а мы только подсказывали некоторые слова.
Четыре блогера и десять краеведов,
Отправились в поход с утра не пообедав...
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]