О скитаниях вечных и о Москве. Часть 5: всё, что осталось
---
В прошлых частях я показывал отдельные районы Москвы Космической: Останкино со знаменитыми монументами и домом Сергея Королёва; Ходынку с её полем, где космонавтика отпочковалась от авиации; далёкое Тушино с обломками "Бурана" и экранопланом на Канале имени Москвы; технократическую Бауманку на месте Немецкой слободы. Но немало космического рассеяно и по другим столичным районам, как например планетарий, космические министерство, всякие институты и заводы, и в том числе Центр Хруничева в Филях, где делается наша тяжёлая ракета "Протон".
А название цикла, если кто не догадался - аллюзия на рассказ Рэя Брэдбери "О скитаниях вечных и о Земле".
Начнём в этот раз на станции метро "Баррикадная", у Садового кольца. Над этой его частью нависает "почти сталинская высотка" гостиницы "Пекин" (1940-56) на той самой Триумфальной площади, что чуть не стала Площадью 31 числа каждого месяца. Здание со шпилем задумывалась как ни много ни мало администрация ГУЛага с ведомственной гостиницей чекистов, но пока строили, прерываясь на войну, ГУЛаг в его тогдашнем смысле кончился, а архитектору пришлось перерабатывать проект. И хотя советско-китайская дружба также закончилась вскоре после открытия гостиницы, название её так и осталось, и на мой взгляд это одно из красивейших зданий Москвы. За домами справа скрываются Патриаршьи пруды, где не стоит разговаривать с незнакомцами, и в тихом дворике сама Нехорошая квартира, где даже есть гигантский чёрный кот.
2.
А слева в переулке, вклиниваясь в начинающийся прямо за домами зоопарк, темнеет глухим куполом Большой Московский планетарий:
3.
Над ним уже настоящая сталинская высота (156м, 1948-54), которую я с детства помню как Красное Здание на Площади Восстания. Из "семи сестёр" она самая готическая:
4.
Планетарий, где в купольном зале для лежащих зрителей имитировалось небо с движение звёзд и планет - немецкое изобретение. Может быть потому, что Германия была мировым лидером в области оптики, и первый в мире опытный планетарий открылся в 1922 году в Йене близ завода Цейсса. Затем в Германии начался натуральный бум строительства планетариев, за её пределами первыми подхватили идею Австрия и Италия, а следом за ними и СССР - Московский планетарий строился в 1927-29 годах, и интересен хотя бы как образец конструктивизма.
5.
У входа, как бельё, развешаны планеты вокруг Солнца:
6.
В 2002-11 годах планетарий пережил затяжную реконструкцию, общественность несколько раз успела его похоронить, но тем не менее вот он - работает. Там есть собственно планетарий, обсерватория с крупнейшими в Москве общедоступными телескопами, музей исторического оборудования "Цейсса", кинотеатр и всякая интерактивка - вот например "Лунариум", а в подвале есть ещё и "Марс-Тефо" (от "терраформинг"). Работает там, судя по всему, много замечательных людей, и для субкультуры популяризаторов космонавтики это была одна из важных точек объединения. В первую очередь заведение, конечно, для детей, и я не знаю, будет ли там интересно взрослому - билет довольно дорогой (600 рублей, кажется), и я пожалел денег. Но сквозь турникеты смотрится всё весьма заманчиво:
7.
Следующий объект - на соседней по Кольцу "Белорусской", в пяти минутах ходьбы от Белорусского вокзала. В посте про Останкино я показывал ещё и всякие достопримечательности вдоль "оранжевой" линии метро, среди которых был небоскрёб "Роскосмоса" на "Проспекте Мира". А здесь, на тихой зелёной Миусской площади высится бывшее Министерство общего машиностроения. Названия стратегических отраслей при Советах любили обтекаемые - взять хоть ЦНИИмаш, НПОмаш или Институт медико-биологических проблем, в которых ни слова нет о космонавтике. Так и "Минобщмаш" надо понимать как "Министерство ну в общем кому надо, тот знает, чего". Съехало отсюда, заодно став Российским космическим агентством (а позже "Роскосмосом") оно в 1991 году, но славное Время первых, Луноходы и межпланетные аппараты, запуск станции "Мир" и создание "Бурана" - всё курировалось отсюда. Впрочем, справедливости ради, можете ли вы на память назвать хоть одного министра общего машиностроения? Главным по космосу в СССР всё равно был начальник Королёвской "Энергии".
8.
Миусская площадь образовалась в конце 17 века как лесосклад у Тверской заставы, но с ростом города пожароопасное заведение было выведено куда-то подальше, вокруг строились доходники и трамвайные парки, а непосредственно площадь на рубеже 18-19 века стала своеобразным "латинским кварталом" с целой плеядой учебных заведений ярко выраженного гуманитарного профиля. На другой её стороне - знаменитый РГГУ (в гуманитарных науках с МГУ исправно соперничает), основанный в 1911-12 годах, а здесь - Московский археологический институт, открытый в 1913 году. В 1920-е он вошёл в состав МГУ, а в 1950-х вместе с ним переехал на Воробьёвы горы. Освободившееся здание с дореволюционным корпусом и конструктивистскими пристройками занял Минобщмаш. В 1970-х с обратной стороны к нему пристроили новые башни, ну а сейчас тут обитает Министерство экономического развития.
9.
А вот ДК имени Зуева (1927-29) по соседству к космонавтике отношения не имеет ни малейшего - просто шедевр раннего безудержного конструктивизма. Подробнее о Миуссах читайте у deletant.
10.
На "Красных воротах", уже не на Кольцевой линии, но хотя бы на Садовом кольце, мы уже бывали - вон в том здании бывшего доходника Афремова (1904) у подножья сталинской высотки (1954, 138м) всё начиналось: в его подвале в 1931-33 годах собирался МосГИРД (см. отдельный пост), и молодой Сергей Королёв, увлёкшись мечтой о Марсе, именно там соорудил первую отечественную ракету, которая реально смогла полететь.
11.
Но сейчас пойдём по Садовому кольцу в другую сторону, относительно кадра выше - назад. Думаю, не меня одного озадачивала здесь глухая чёрная ограда готического вида, за которой воображение само дорисовывало тайные лаборатории по созданию чудовищ.
12.
На самом деле это ВНИИЭМ - Все(союзный)российский научно-исследовательский институт электромеханики имени Андроника Иосифьяна, экстренно созданный в 1941 году как НИИ-621 для разработки "торпед-танкеток", то есть дистанционно управляемых самоходных мин. У немцев такие к тому времени были, и я даже показывал их в парке "Патриот", и хотя их советский аналог здесь так и не создали, создали много всего другого - полевые радиостанции, системы для дистанционного подрыва мин и для корректировки огня, а после войны весь этот опыт оказался незаменим в космической программе. Иосифьян не входил в "великолепную шестёрку" Королёвского Совета, как упомянутые в прошлой части Бармин, Кузнецов, Рязанский и Пилюгин, но всё же участвовал в совещаниях Совета Главных, и Королёв в своих мемуарах называл его "главным электриком всех ракет". В прошлом ВНИИЭМ делал советские ЭВМки, до сих пор делает системы контроля и безопасности ядерных реакторов, а для космоса с 1963 года создал без малого сотню спутников, запускавшихся с Капустина Яра, Байконура, Плесецка и даже Восточного. Самые новые здешние спутники - "Канопусы", а самые массовые, почти крупносерийные - метеорологические "Метеоры", которых в 1960-70-е годы было запущено 36 штук.
13. из музея Института космических исследований.
Впрочем, как я понимаю, делают их не в этом московского квартале, а в Истре, где у ВНИИЭМ большая площадка с испытательной базой. Истру среди подмосковных "космоградов" я как-то обошёл вниманием, и может быть зря. На Красных Воротах ВНИИЭМ занимает целый квартал по Хоромному тупику, и его постройки (на самом деле ренессансные, но мне всё хочется назвать их готическими) - это бывшая усадьба Дервизов (1886):
12а.
Не знаю, бывают ли её ворота когда-либо отпертыми. Многие ценители архитектуры и краеведы мечтали попасть внутрь - но это практически невозможно, и каменная ограда неприступна, словно крепостная стена.
14а.
Кое-что видно с другой стороны Садового кольца, и судя по всему, к архитектурным памятникам космические электрики относятся весьма тактично:
14.
Упомянутый Институт космических исследований расположен на метро "Калужская" оранжевой линии, ближе к конечной, чем к Садовому кольцу. Это типичная московская "сороконожка" 1960-х годов, но всё же примечательная барельефами "про космос". Метро мне с детства казалось чем-то космическим - эти стремительные переезды в тёмных тоннелях с загадочными огнями, и конечно же неизменные перегрузки в час-пик. Целый архитектурный жанр - это космические станции метро. Я показывал таковые в Ташкенте и Екатеринбурге ("Проспект Космонавтов"), Самаре и Новосибирске ("Гагаринская"), Алма-Ате ("Байконур"), а вот в переполненной космическим наследием Москве, как ни странно, подобной станции нет, лишь барельефы на "Калужской" и "Таганской".
15а.
ИКИ стоит от мощной Профсоюзной улица справа, а слева, на крутых холмах предгорий Тёплого Стана, раскинулся целый город институтов в советских бетонных корпусах. Я искал Научно-производственный центр автоматики и приборостроения (НПЦАП!) имени Николая Пилюгина, уже знакомого нам по прошлой части - в Совете Главных он отвечал за автоматику ракет. Из Дангауэровки сюда предприятие переехало в 1963 году, но специализация его неизменна - здесь создавались и уникальные "мозги" "Бурана", и системы управления межконтинентальных баллистических ракет. Если вдруг разгонный блок не вывел спутник на целевую орбиту к вящей радости всех СМИ - это тоже скорее всего местная недоработка. НПЦАП принадлежит вон тот глухой корпус на заднем плане, а ещё один недостроенный корпус выкупила Московская финансово-юридическая академия да в 2012-17 годах довела до ума. В её дворе новые отечественные технологии символизирует старый вертолёт Ми-2 польской сборки, который не выпускают с 1992 года.
15.
По соседству - НИИ "Полюс" имени Митрофана Стельмаха. Здесь с 1962 года разрабатываются лазеры - в том числе медицинские, промышленные и военные. СССР в разработках лазерного оружия продвинулся дальше, чем США сейчас, поэтому по тяжёлым лазерам у России остался хороший задел.
16.
Институт физической химии и электрохимии имени Александра Фрумкина занимается коррозионной защитой и какими-то нанотехнологическими делами, но в народе ходят слухи, будто в "планетарии" за корпусом спрятан ядерный реактор. Вокруг здания тихо и пусто, но внутри него что-то гудит, как котельная.
17.
Конструкторское бюро точного машиностроения имени Александра Нудельмана существует с 1934 года, и его дело - артиллерия. Именно местные пушки в своё время гордый Челомей хотел поставить на "Алмаз" (см. Реутов), который стал бы первым в мире боевым космическим кораблём (любопытные "Шаттлы" отгонять). Впрочем, КБ Точмаш тут выглядывает сзади, а на переднем плане бывший "Книгоэкспорт", башня бизнес-центра "Neo Geo" же торчит из ликвидированного станкозавода:
18.
Институт кристаллографии имени Алексея Шубникова озабочен вопросами, как вырастить кристалл, а его корпус 1960-х годов хорош своим конструктивистским обликом:
19.
А вот здесь с 1957 года занимаются приборами, которые пригодятся ровно в единственном экземпляре, и за полвека создали таковых больше 3000. В общем, у "Калужской" - район той прекрасной эпохи, когда советская наука лидировала в мире, а в возможную победу коммунизма верили многие как из тех, кто "за", так и из тех, кто "против". Но потом в капстранах случилась "научно-техническая революция", отношения науки с государством и бизнесом стали строиться по абсолютно другим принципам, совершила рывок микроэлектроника, а мы враз оказались в прошлой эпохе. Примерно то же самое было на рубеже 18-19 веков, когда англичане освоили паровую машину и выплавку стали, и Россия за считанные десятилетия из промышленного лидера сделалась глубоким аутсайдером, что так наглядно показала Крымская война...
19а.
Поэтому теперь отправимся в Фили - район на западе Москвы со странным, как будто и не русским названием. Деревня Хвили в москворецкой излучине известна с 1454 года, и владели ей именитейшие роды - Мстиславские, Милославские и Нарышкины (при которых она была селом Покровским). В историю она вошла "советом в Филях" 1812 года, который генералы во главы с Кутузовым держали в одинокой крестьянской избе. Там они и приняли то судьбоносное решение "сдать Москву, чтоб сохранить Россию" и победить "галлов" не силой оружия, но голодом и холодом, продолжением чего стал Великий Московский пожар. В 1860-х годах обедневшие Нарышкины распродали свои филёвские владения новым капиталистам, и в последующие десятилетия история этого предместья определила железная дорога на Брест (1870) и выросшие вдоль неё заводы. В 1931 году Фили вошли в состав Москвы, а в конце 1950-х сюда пришла "голубая" Филёвская линия. От станции метро "Багратионовская" по улице Барклая я вышел на Большую Филёвскую улицу:
20.
Одним из заводов, принесённый сюда железной дорогой, стал Второй "Руссо-Балт", в 1916 году эвакуированный из прифронтовой Риги: как российский центр высоких технологий, в Первую Мировую Рига изрядно обогатила тыл. В 1921 году был образован Первый государственный бронетанко-автомобильный завод, однако с тяжёлой техникой что-то не зашло, и в 1923-м предприятие сдали в концессию немецкому "Юнкерсу" делать самолёты. Договор был заключён на 30 лет, но уже в 1927 советская власть его расторгла, национализировав завод. Сначала он был авиазаводом №7, потом стал №22 имени 10-летия Октября, а во время войны и вовсе эвакуировался в Казань. На площадке в 1941-м ремонтировали танки, а когда угроза вновь сжигать Москву миновала, здесь развернули новый авиазавод - теперь №23. В Филях делали стратегические бомбардировщики вроде Ту-4, после войны - вертолёты, ну а до ракет дело дошло в 1961 году, когда наступил звёздный час Владимира Челомея, этого эпического соперника Сергея Королёва. Королёв начинал с "обратной разработки" баллистической ракеты Фау-2, Челомей - с "обратной разработки" крылатой ракеты "Фау-1", и его ОКБ-52 в Реутове представляло по сути дела альтернативный путь космонавтики с огромным количеством нестандартных и смелых решений. Челомей дружил с Хрущёвым, сын которого Сергей работал на его предприятии, и в 1961-64 годах влияние Челомея было таково, что вокруг него сплотился ещё один Совет Главных. Заводы Королёва, однако, располагали полным циклом мощностей для космической техники, а вот Челомеевский НПОмаш в Реутове не был рассчитан на производство чего-либо крупнее крылатой ракеты. Между тем, предлагал Челомей весьма оригинальные концепции ракет, в том числе для Лунной гонки, и вот под их-то производство ОКБ-52 и передали площадку в Филях. С 1961 года авиазавод №23 стал Заводом имени Михаила Хруничева, который в то время был координатором Совета по организации научно-исследовательских работ. В 1981-88 годах ЗиХ был в подчинении "Энергии" (бывшего КБ Королёва), а затем зажил своей жизнью, и в последующие 30 лет прошёл взлёт, звёздный час и падение.
20а.
Хруничевские владения начинаются уже на Большой Филёвской - спорткомплекс "Звезда", школа "Протон", и лишь бассейн почему-то всего лишь "Фили".
21.
Рядом краешек Филёвско-Кунцевского лесопарка, оставшегося ещё от усадьбы Нарышкиных и на километры уходящего вдоль Москвы-реки. Практически на краю парка возвышается знаменитый Дворец культуры имени Сергея Горбунова:
22.
Построенный в 1931-38 годах и названный в честь первого директора авиазавода №22, он оставался неизменным спутником предприятия во всех его названиях и специализациях. Но более всего Горбушка прославилась, конечно же, в эпоху перемен. Или даже не так: "Пе-ре-меннн!!!" - потому что с конца 1980-х годов он служил главной сценой русского рока. Именно здесь действовала в 1986-92 годах Московская рок-лаборатория, куда входили такие группы, как "Звуки Му", "Крематорий", "Браво", "Бахыт-Компот", "Монгол Шуудан", "Ногу свело!", "НАИВ", "Чёрный обелиск" или "Э.С.Т.". Отсюда же, в контексте нашей темы, и "Манго-манго" с их песней "Таких не берут в космонавты!". Ну а отметился в этом здании буквально весь русский рок от легенд и классиков до особо удачливых ребята из гаража, да и немалая часть западного рока здесь выступала.
23.
Ну а я в 1990-х был ребёнком, на концерты не хаживало, и мне больше знакомо другое значение слова Горбушка - протянувшийся по аллее парка радиорынок наподобие одного из рядов ташкентской Тезиковки, при виде которого любой борец за авторское право скончался бы от инфаркта. Вся Москва знала, что здесь продают пиратские диски, в том числе с новинками компьютерных игр. Я, впрочем, такие диски покупал не на Горбушке, а в киоске под аркой "Кузнецкого моста", и стоили они в 1997 году, как сейчас помню, 30 рублей, а с 1998-го - 70. Но легальные коробки, где помимо диска был ещё цветастые мануал и куча каких-то непонятных сувениров, стоили рублей 200-400, и по тем временам мне казалось, что это ОГРОМНЫЕ деньги. Горбушка же была не просто рынком, а тусовкой, и диск с компьютерной игрой мог продавать человек, исходивший её уровни вдоль и поперёк, а видеокассету - прожжённый киноман с голосом Володарского. Потом на смену рынку пришёл ТЦ "Горбушкин двор", а к концу "нулевых" былая слава пиратской ярмарки забылась.
24.
Та эпоха ушла, и на месте Горбушки гуляют мамы с колясками и пожилые инженеры, в ДК поселился Театр мюзикла, а в его пристройке - Институт современного искусства. Где-то здесь находится, видимо, и музей Центра Хруничева, но опрос сотрудников и охранников на крыльце результатов не дал. Здание, как и прежде, радует глаз своими чертами конструктивизма.
25.
На аллее перед фасадом ДК (радиорынок был не на ней!) - внезапно, Ханукия (используется еврейской общиной по праздникам) и памятник комсомольцам у Дома юных техников:
26.
Пара чудом уцелевших засыпнушек старого заводского посёлка:
27.
Причём у одной из них - необычайно красивый резной козырёк:
27а.
А по ту сторону Новозаводской улицы и сам Завод имени Хруничева, раскинувшийся на полтора километра в излучине Москвы-реки. И как-то не укладывается в голове, что в гламурной хипстерской Москве могут делать такую суровую вещь, как ракеты тяжёлого класса.
28.
Облик "Протона" ни с чем не спутать из-за характерной "короны" внизу. Длина ракеты 59 метров, а собственная стартовая масса 705 тонн. Историю его создания я уже рассказывал в Реутове: всем была хороша Королёвская Семёрка Р-7 (то есть, в разных модификациях - "Спутник", "Восток", "Союз" и др.), да только на орбиту она могла вывести не больше нескольких тонн. Этого хватало для малых спутников и пилотируемых космических кораблей вблизи Земли, но запросы космонавтики становились всё сложнее. Челомей меж тем в свой "звёздный час" хрущовской эпохи разработал целую серию "универсальных ракет" разной мощности от лёгкой Ур-100 до сверхтяжёлой Ур-700 для Лунной гонки, вместо которой в итоге так и не взлетела Н1 (в центре кадра) - продукт споров Королёва и Кузнецова с Глушко. В начале 1960-х реутовское КБ создало самый тяжёлый на тот момент искусственный спутник Земли "Протон" весом 12-17 тонн, и на базе Ур-500 для него было подготовлена одноимённая ракета-носитель, способная забросить на околоземную орбиту до 23 тонн груза. Самым мощным в мире "Протон" не был, кажется, никогда, до запуска грандиозного американского "Сатурна-5" оставались считанные годы, и всё же в советской программе ракета Челомея нашла свою нишу. На "Протнах" запускались тяжёлые спутники, межпланетные аппараты, орбитальные станции всей серии "Салют", модули "Мира"... и МКС. С распадом СССР "Протон" стал востребован и за границей, ведь перед всеми тяжёлыми ракетами он имел такое неоспоримое преимущество, как дешевизна. В разные годы запуск "Протона" обходился заказчику в 25-100 миллионов долларов (сейчас 65 млн. $) против 400 миллионов за американскую "Дельту-4" - лучшую из подобных ракет. Старый "Протон-К" в 1965-2012 годах выдержать 310 запусков, с 2001 года на смену ему постепенно пришёл "Протон-М", на данный момент взлетавший с Байконура 102 раза, а Центр Хруничева готовил новую ракету "Ангара" (тут она справа) по модульной схеме - то есть, все её ступени являются самостоятельными ракетами, которые можно комбинировать по ситуации...
29. Музей авиации и космонавтики на Ходынке . Петербург, и не пытайтесь повторить этот кадр!
...а потом вдруг что-то пошло не так. Центр Хруничева был рассчитан на производство 10 ракет в год, и на рубеже 2000-2010-х работал с полной загрузкой: на "Протон" 5-7 лет назад приходилось 60% мирового рынка в своей нише. Основным его конкурентом была французская ракета "Ариан-5" - более мощная и вдобавок запускаемая с космодрома Куру в Гвиане, где благодаря большему радиусу вращения Земли любая ракета прибавляет почти треть к грузоподъёмности по сравнению с Байконуром, она позволяла скидываться нескольким заказчикам, так что на каждого выходило не слишком дорого. Главным недостатком "Протона" оставалось топливо - "несимметричный деметилгидразин", или просто "гептил", дающий характерное розовое пламя. Даже из его названия понятно, что это нечто страшно ядовитое, а Челомей вообще не стеснялся работать с ядами и для той же Ур-700 готовил двигатель с фторовым окислителем. Каждый запуск "Протона" требовал работ по очистке земли под его трассой, а аварии и вовсе оборачивались локальными экологическими катастрофами, что конечно страшно злило Казахстан. Но в 2010-х друг на друга наложились ещё как минимум 3 фактора, в совокупности практически не оставивших "Протону" шанса: аварии, геополитика и конкуренция. В принципе особой надёжностью "Протон" не отличался никогда, и неудачей у него заканчивался в среднем каждый десятый запуск. Простой список стартов "Протона-М" наглядно показывает, что подводил заказчиков он в среднем раз в год, и полностью безаварийным в его истории был разве что 2010-й. Но неудачи "Протона" стали какими-то очень уж медийными, тем более в 2013 году ракета умудрилась грохнуться прямо над Байконуром в прямом эфире.
И у обывателя сложилось полное впечатление, что падают "Протоны" чаще, чем взлетают. Страховщики работали с "Протонами" всё менее охотно, и вдобавок каждая авария по требованию Казахстана оборачивалась долгой приостановкой запусков и срывами всех графиков и сроков. К техническим и бюрократическим рискам в 2014-м году добавились и политические - а никак санкции новые или война, и что тогда делать заказчикам?! И наконец в это же самое время на рынок вышел Илон Маск ака SpaceX со своей ракетой "Фалькон 9", которая выбила из под "Протона" последнее преимущество - дешевизну. Запуск "Сокола" с его возвращаемыми ступенями и инновационной организацией производства вышел дешевле всего лишь на 5%, но всё-таки - дешевле... В 2014 было восемь запусков "Протона", в 2015-м - шесть, в 2016-м - три, а в этом году он полетит в лучшем случае дважды.
30.
"Ангара" в 2014 году была запущена впервые, но её серийное производство так до сих пор и не пошло, а журналисты пишут, что запуск её будет ещё дороже. У Центра Хруничева начались проблемы, государство кинулось спасать завод... да как-то странно - в итоге было решено вывести основные производственные мощности в Омск на тамошний завод "Полёт", а ЗиХ отдал за долги 2/3 своей московской площадки.
31.
Что он представляет собой теперь визуально? Здесь нет ощущения разрухи и забвения, как у "Южмаша" в Днепре, и в середине рабочего дня на парковках у проходных негде встать. Но буквально в воздухе ощущается какое-то зловещее напряжение, так что невольно задаёшься вопросом - кто там, внутри? Конструктора, инженеры, рабочие - или оценщики и демонтажники? Пустынно и на крыльце ведомственной гостиницы "Протон":
31а.
И я уверен, что когда было принято решение о продаже 100 гектар площадки, где-то на Рублёвки большие люди пили шампанское 300-летней выдержки, закусывая его солёным огурцом. Площадка ЗиХа на высоких продуваемых холмах в излучине Москвы-реки - это безусловно САМЫЙ лакомый кусок для застройщика во всей Москве с её заоблачными ценами на квадратный метр. Здесь можно возвести многоэтажный жилокм комплекс в форме ракеты и назвать его "Протон" или "ГагаринЪ".
32.
Граффити на заборе:
33.
Вознамерившись обойти ЗиХ по периметру, я спустился на москворецкий лёд. Это западные, то есть самые престижные районы столицы:
34.
По ту сторону завода - компактный район Филёвская пойма, застроенный в 1980-90-х:
35.
На краю возводится храм Всех Святых с шатром, похожими на ракету:
36.
Хоть и привычный в современном русском храмостроении историзм, но со вкусом:
37.
Территория ЗиХа пока цела, и на ней дымит котельная:
38.
...Но сам по себе крах Центра Хруничева - это лишь пол-беды. Космическое лидерство России казалось чем-то само собой разумеющимся, не подлежащим обсуждению и сомнению, и когда свирепый _devol_ писал в комментариях у Перископа, что это не так, его поднимали на смех. Но вот потерян рынок запусков, и доля России на рынке космических услуг упала ниже 1%. Значит, она и раньше была в районе 4%, и пока мы гордились, что держим половину мировых запусков, производители полезной нагрузки из США, Европы, Японии и даже Китая и Индии посмеивались над нами, называя "космические извозчики" и "звёдные таксисты". Громче всех о проблемах отрасли кричала Лента.Ру., и после каждой её статьи о космонавтике хотелось вешаться. В одной из таких статей было 4 главы, из две которых весьма красноречиво назывались "Нет электроники" и "Электроники нет".
39.
И даже на традиционное "мы не дельцы, мы о Марсе мечтаем" тут дело не списать - как можно понять из поста про Химки, в самом глубоком упадке в России именно межпланетная космонавтика. Были, конечно, свои успехи - например, запуск орбитального телескопа "Радиоастрон" или уникальный по объёму опыт долгосрочного пребывания в космосе. Астронавты для МКС по-прежнему учат русский язык, но вот на американской лунной станции уже космонавтам придётся учить английский - ибо нет у нас своей ракеты, на которой туда можно долететь. При этом на уровне разработок и планов в отечественной космонавтике идёт интенсивнейшее брожение идей, у нового пилотируемого корабля "Федерация" будет полностью отечественная электроника (это я знаю из первых рук от разработчиков), на более выгодном рынке спутников позиции России даже шире, чем были во времена лидерства на рынке запусков... В общем, как сказал zelenyikot, "потенциал у нас есть, с целеполаганием проблемы". И причина тому проста: космонавтика - эта отрасль, который нужно ЗАНИМАТЬСЯ. Много, плотно, кропотливо, дорого и очень-очень-очень ответственно.
40.
Обойдя завод, я вновь вышел к жилым районам. В глубине площадки - водонапорная башня 1930-х годов:
41.
Вокруг - другие здания соцгорода авизиавода №22. Например, фабрика-кухня "Космос" (1932), раньше славившаяся на все Фили своей кулинарией... но я ткнулся лишь в запертую дверь.
42.
Пожарная часть кабы не "Руссо-Балтовская" ещё:
43.
А заводская поликлиника за ней по-прежнему выглядит идеально:
44.
Вокруг, по Новозаводской улице - кварталы домов от конструктивизма 1930-х до "ободранных" сталинок 1950-х:
45.
По ней я и направился к метро. Через пару кварталов на фоне леса стеклянных башен Делового центра - и символ района, один из красивейших в России храм Покрова в Филях (1690-94):
46.
Филями в те годы, начиная с воцарения Петра I, владели Лев Нарышкин - родной дядя императора по матери. Получив имение, он отстроил старую деревянную церковь в камне, да так удачно, что сам этот архитектурный стиль, к тому времени существовавший уже полвека (я 10 лет назад показывал его первый образец - церковь Троицы в Никитниках) вошёл в историю как "нарышкинское барокко".
47.
У храма впечатляющий план в виде трёх крестов, выходящих из круга, странное "лобное место" у самых ворот, и конечно же - великолепные детали от сверкающих крестов до интерьеров в верхнем этаже, куда зимой видимо не попасть:
48.
Среди церквей по окраинам - пожалуй, вторая по красоте после Вознесения в Коломенском, которую я считаю первой русской ракетой.
49.
А там и до метро "Фили" недалеко. Эта линия известна всей Москве огромным наземным участком, где поезда ходят неспешно, а в вагонах зимой холодно:
50.
Напоследок - просто несколько зарисовок из Москвы. Дед в респираторе-лепестке (мне такой давали на Семипалатинском полигоне):
51а.
Сонный рыбак в метро:
51.
Какие-то пируэты на прогулочной крыше Музея космонавтики:
52.
Читая блоги и форумы по космической теме, я очень крепко запомнил два комментария, которые привожу здесь по памяти.
Первый: "мы привыкли, что космос - это святое, и туда не лазают грязными лапами"
А второй был о том, что весь технологический прорыв послевоенного СССР имел лишь одну мотивацию - никому больше не оставить даже мысли о возможности убить 27 миллионов наших граждан. И когда Королёв и Курчатов этого добились - Россия вновь начала впадать в спячку.
52а.
Ещё кое-где Россию называли "Португалией Космоса" - та страна на западе Европы дала миру Бартоломеу Диаша, Фернана Магеллана и Афонсу Альбукерка, став первой колониальной империей, но вскоре отошла на второй план. Однако дело в том, что история не кончилось, и будущее слишком велико. Нынешняя ракета, хоть "Протон", хоть "Фалькон" - это галера или ладья, неповоротливое медленное судно для прибрежных походов. И вопрос в том, кто, когда и как создаст космическую каравеллу...
53.
Есть о Москве и шестая часть - про музеи ИКИ и ИМБП. А что будет в следующей части - я пока ещё не решил.
БЛИЖНИЙ КОСМОС МОСКВЫ-2018
Моя космическая программа. Оглавление.
О популяризаторах космонавтики (Москва и Питер).
Города-спутники на бетонной орбите
Королёв. Общее.
Королёв. Космические предприятия и их музеи.
Королёв. Подлипки и Юбилейный.
Королёв. Костино, Болшево, Первомайка.
Реутов. На параллельной орбите.
Пересвет. Где учат ракеты летать.
Химки. Город.
Химки. НПО Лавочкина и Энергомаш.
Люберцы. Город.
Люберцы. Томилино и завод "Звезда".
Дзержинский и Николо-Угрешский монастырь.
Жуковский и Быково.
Жуковский. Старый город.
Жуковский и Кратово.
Голицыно и окрестности (Больше Вязёмы, Кубинка, парк "Патриот")
Парк "Патриот". Экспозиции о партизанах, Сирийском войне и космосе.
О скитаниях вечных и о Москве.
Москва. Останкино.
Москва. Ходынка.
Москва. Тушино и "Буран".
Москва. Немецкая слобода и Бауманка.
Москва. Институты и заводы.
Москва. ИКИ и ИМБП.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]