Магия «линии, идущей на прогулку»
---
Краткая история мастера Баухауза и отца абстракции Пауля Клее
Пауль Клее (1879-1940) увенчан многими почетными титулами: его называют отцом абстрактного искусства, мастером Баухауза, прародителем сюрреализма и дада - очень весомый в искусстве человек, которого невозможно игнорировать.
Действительно, картины швейцарско-немецкого художника связаны с многочисленными новаторскими движениями 20-го века.
Работа Клея нелегко сводится к одной категории, благодаря системе пульсирующих форм, мистических иероглифов и потусторонних существ, которые он разработал для заполнения своих композиций.
Эти символы первые попытки в XX веке внедрить духовное содержание и подсознание в абстрактное искусство.
В свою очередь, они вдохновили как сюрреализм, так и абстрактный экспрессионизм, и Клее цитировали как лоджестара – путеводную звезду.
Почему его работа имеет значение?
В начале 1900-х годов Клее радикально нарушил тысячелетнюю традицию в искусстве: быть верным представлениям сред из реального мира. Он выбросил узнаваемый контент, он верил в то, что искусство должно выражать метафизическое царство.
Началась Первая мировая война и пришло известие о гибели его сверстников Августа Макке и Марка. Травмы война наносила все больше и жутче, и абстрактные художники, убегали в свой абстрактный мир, далекий от материального.
Картины, которые он и его коллеги-художники писали, изобилуют линиями и цветами, в экстазисе они сливались воедино, и когда конкретные элементы действительно возникали, они были фантастическими.
Клее работал в сложных техниках и использовал широкий набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты (гравюры на металле, выполненные способом травления). Часто использовал много разных материалов в одной работе.
Первая выставка картин Пауля Клее открылась в 1910 году в Берне и имела у публики успех. В 1911 году Клее вошел в объединение экспрессионистов “Синий всадник” [Der Blaue Reiter], основанное в Мюнхене в том же 1911 Василием Кандинским и Францем Марком, которое выпускало одноименный альманах.
К 1917 году работы Клее уже неплохо продавались, а критики называли его лучшим из современных немецких художников.
Его творчество привлекло внимание Уолтера Гропиуса, основателя школы Баухауза в Веймаре, объединившего искусство и ремесло, функцию и форму. Гропиус пригласил Клее преподавать в 1920 году; Кандинский последовал в 1922 году.
Там они работали вместе с разнообразной группой художников. Уроки Клее и Кандинского помогли формализовать принципы абстрактного искусства и современного дизайна. Например, описание рисунка Клее как «линии, идущей на прогулку», олицетворяет его подход к искусству, который анимировал элементы искусства с движением, спонтанностью и даже элементом магии.
С 1921 по 1931 годы Клее преподавал в веймарской Баухауз (Высшей школе строительства и художественного конструирования), с 1931 по 1933 годы - в Дюссельдорфской академии художеств.
В 1933 году, когда рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, о Пауле Клее появилась статья в нацистской газете: о том, что, хоть Пауль Клее и утверждает, что является чистокровным арабом, всё же, он - типичный галицийский еврей.
В квартире Клее гестапо учинило обыск, из Дюссельдорфской академии художеств его уволили.
В конце 1933 года семья Клее иммигрировала в Швейцарию. Пауль Клее, родившийся в Швейцарии, до самой смерти не смог получить швейцарское гражданство, однако, получил его после смерти: прошение Клее о предоставлении гражданства было удовлетворено через 6 дней после смерти художника 29 июня 1940 года.
Гитлеровцы не оставили Клее в покое и после его иммиграции в Швейцарию: в июле 1937 года в Мюнхене открылась пропагандистская нацистская выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены около 700 работ разных авторов, в том числе, 17 картин Пауля Клее.
Однако, у публики выставка вызвала большой интерес, до апреля 1941 года её посетило 3 миллиона человек, что по тем временам было рекордом.
Пауль Клее (1879-1940) увенчан многими почетными титулами: его называют отцом абстрактного искусства, мастером Баухауза, прародителем сюрреализма и дада - очень весомый в искусстве человек, которого невозможно игнорировать.
Действительно, картины швейцарско-немецкого художника связаны с многочисленными новаторскими движениями 20-го века.
Работа Клея нелегко сводится к одной категории, благодаря системе пульсирующих форм, мистических иероглифов и потусторонних существ, которые он разработал для заполнения своих композиций.
Эти символы первые попытки в XX веке внедрить духовное содержание и подсознание в абстрактное искусство.
В свою очередь, они вдохновили как сюрреализм, так и абстрактный экспрессионизм, и Клее цитировали как лоджестара – путеводную звезду.
Почему его работа имеет значение?
В начале 1900-х годов Клее радикально нарушил тысячелетнюю традицию в искусстве: быть верным представлениям сред из реального мира. Он выбросил узнаваемый контент, он верил в то, что искусство должно выражать метафизическое царство.
Началась Первая мировая война и пришло известие о гибели его сверстников Августа Макке и Марка. Травмы война наносила все больше и жутче, и абстрактные художники, убегали в свой абстрактный мир, далекий от материального.
Картины, которые он и его коллеги-художники писали, изобилуют линиями и цветами, в экстазисе они сливались воедино, и когда конкретные элементы действительно возникали, они были фантастическими.
Клее работал в сложных техниках и использовал широкий набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты (гравюры на металле, выполненные способом травления). Часто использовал много разных материалов в одной работе.
Первая выставка картин Пауля Клее открылась в 1910 году в Берне и имела у публики успех. В 1911 году Клее вошел в объединение экспрессионистов “Синий всадник” [Der Blaue Reiter], основанное в Мюнхене в том же 1911 Василием Кандинским и Францем Марком, которое выпускало одноименный альманах.
К 1917 году работы Клее уже неплохо продавались, а критики называли его лучшим из современных немецких художников.
Его творчество привлекло внимание Уолтера Гропиуса, основателя школы Баухауза в Веймаре, объединившего искусство и ремесло, функцию и форму. Гропиус пригласил Клее преподавать в 1920 году; Кандинский последовал в 1922 году.
Там они работали вместе с разнообразной группой художников. Уроки Клее и Кандинского помогли формализовать принципы абстрактного искусства и современного дизайна. Например, описание рисунка Клее как «линии, идущей на прогулку», олицетворяет его подход к искусству, который анимировал элементы искусства с движением, спонтанностью и даже элементом магии.
С 1921 по 1931 годы Клее преподавал в веймарской Баухауз (Высшей школе строительства и художественного конструирования), с 1931 по 1933 годы - в Дюссельдорфской академии художеств.
В 1933 году, когда рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, о Пауле Клее появилась статья в нацистской газете: о том, что, хоть Пауль Клее и утверждает, что является чистокровным арабом, всё же, он - типичный галицийский еврей.
В квартире Клее гестапо учинило обыск, из Дюссельдорфской академии художеств его уволили.
В конце 1933 года семья Клее иммигрировала в Швейцарию. Пауль Клее, родившийся в Швейцарии, до самой смерти не смог получить швейцарское гражданство, однако, получил его после смерти: прошение Клее о предоставлении гражданства было удовлетворено через 6 дней после смерти художника 29 июня 1940 года.
Гитлеровцы не оставили Клее в покое и после его иммиграции в Швейцарию: в июле 1937 года в Мюнхене открылась пропагандистская нацистская выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены около 700 работ разных авторов, в том числе, 17 картин Пауля Клее.
Однако, у публики выставка вызвала большой интерес, до апреля 1941 года её посетило 3 миллиона человек, что по тем временам было рекордом.
Взято: tanjand.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]