Шлюзы Волго-Балтийского канала
---
Одним из самых запоминающих моментов нашего путешествия на Теплоходе «Дмитрий Фурманов» было, безусловно, прохождение шлюзов Волго-Балта. Про это я сегодня и расскажу. Итак, Волго-Балтийский канал входит в состав и замыкает Волго-Балтийский водный путь (ранее - Мариинская водная система) - систему каналов, рек и озёр на Северо-Западе России, соединяющий Волгу с Балтийским морем. Путь проходит через Рыбинское водохранилище до города Череповец, реку Шексна, Белозерский канал, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Нева. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера составляет не менее 4 метров, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5 000 тонн. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал и Северо-Двинская водная система. Соответственно, через Волгобалт можно попасть не только к Балтийскому и Каспийскому, но и к Белому, Чёрному и Азовскому морям.
В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим появилась надобность в новых удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Был спрос, стали строить. Так было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и наша Мариинская водная система (1810 г.). Мариинская водная система была сооружена в 1799-1810 гг., потом переустраивалась в 1890-1896 гг., и после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-Балт.
2. Нижне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 11,0 м; 17,30 м над уровнем моря; камера 198 × 21,5 м). Именно это место является самым узким на всем Волго-Балтийском водном пути.
А это Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г. О. Графтио. Она вместе с Волховской ГЭС и с Верхне-Свирской ГЭС входит в состав Каскада Ладожских ГЭС, при этом является второй (нижней) ступенью Каскада. Из себя станция представляет низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сейчас её установленная мощность составляет 99 МВт, при этом в год она в среднем вырабатывает 490,5 млн кВтч. Нижне-Свирская ГЭС входит в состав компании ПАО «ТГК-1». Сейчас в состав сооружений станции входит: здание ГЭС, три насыпных земляных плотины, бетонная водосбросная плотина, однониточный однокамерный судоходный шлюз (не входит в состав «ТГК-1») и ОРУ-35 и ОРУ-220 кВ. Общая протяжённость подпорных сооружений гидроузла составляет 1,86 км. Напорные сооружения ГЭС образуют Нижне-Свирское водохранилище. Более подробно про саму станцию можно у меня почитать: https://zavodfoto.livejournal.com/3737523.html
3.
19 декабря 1927 года состоялась закладка Нижне-Свирского гидроузла, который впервые возводился на мягких грунтах основания. За пять лет строительства (1928 - 1933 годы) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб. Шлюз в составе гидроузла размерами 200×21,5×4,5 м с напором 12 м стал первым бетонным сооружением на трассе Мариинского водного пути.
4. Нижне-Свирский шлюз расположен на реке Свирь, у посёлка Свирьстрой, на трассе Волго-Балтийского водного пути. Шлюз был построен в 1927 - 1936 годах вместе с Нижне-Свирской гидроэлектростанцией. Шлюз этот однониточный однокамерный. Длина камеры составляет 198 м, а ширина - 21,5 м. Верхние и нижние ворота шлюза двустворчатые.
Первоначально трасса Мариинской водной системы соединяла собой Рыбинск, Шексну, Белое озеро, Ковжу, Мариинский (с 1886 г. - заменивший его Ново-Мариинский) канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, Вытегру, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и Неву (около 1054 верст). Собственно, Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы - Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский. Первые суда по Мариинскому водному пути прошли уже в 1808 году. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 году с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 тонн. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое стратегическое и экономическое значение. Кстати, в 1913 году она была даже удостоена на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали. Но со временем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал.
5. Верхне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 15,9 м; 32,60 м над уровнем моря; камера 281 × 21,5 м).
6. Верхне-Свирский шлюз. Он был построен в 1951 году, но свою работу начал только в 1952 году. Этот шлюз однониточный однокамерный. Его габариты 290×21,5×14 м. Камера шлюза вмещает в себя в среднем по два корабля на одно шлюзование. Через шлюз проходит дорога в ближайшие поселки и деревни, на другой стороне реки относительно города.
Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была после завершения ударной послевоенной гидростройки - Волго-Дона. После ВДСК большое количество строительной техники было переброшено на Волго-Балт, был создан трест Волгобалтстрой, но в 1953 году после смерти И. В. Сталина строительство было законсервировано, хотя к этому времени уже были выкопаны котлованы и даже началась укладка бетона в конструкции шлюзов № 1 и № 2. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку, но заказчиком уже стало не МВД, а Министерство речного флота, причем было выдвинуто условие о сокращении сметы строительства.
7.
Новый проект был несколько пересмотрен, так вместо 9 шлюзов стало 7, также была изменена схема возведения водораздельного канала и т.д. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В дальнейшем проект также корректировался по мере необходимости. Так, например, по первоначальному проекту предполагалось создать на Волго-Балтийском водоразделе мощный гидроузел с насосной станцией для подачи воды на нужды шлюзования. Ленинградские же инженеры предложили вместо этого понизить уровень канала на водораздельном участке и создать единый водораздельный бьеф протяженностью 270 км с включением в него Белого озера. Оно превращалось, таким образом, в резервуар, питающий весь этот участок самотечной водой. Правда, объем земляных работ при этом увеличивался, зато исключалось сооружение двух шлюзов и двух плотин, а сокращение числа шлюзов не только удешевляло стоимость строительства, но и увеличивало пропускную способность водного пути, а также сводилась к минимуму и необходимость в затоплении части территории.
8. Мы впервые проходили шлюзы, для нас это было в диковинку и вызывало массу эмоций!
9. К крюкам вот таких поплавков и пришвартовываются корабли.
Важно отметить и следующий факт, что все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту - 13,5 м и полностью стандартизированы по конструкции, что позволило при их сооружении взаимозаменять детали по мере необходимости.
10.
11. Удивляешься мастерству команды, рукой можно дотянуться до стен шлюза, а они лавируют здесь, не задевая бортов
В июне 1964 года Волго-Балтийский водный путь был сдан в эксплуатацию. Первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». 27 октября того же года правительственная комиссия приняла водный путь в постоянную эксплуатацию. Несколько позже ему было присвоено имя В.И. Ленина. На канале было построено 7 шлюзов, 3 ГЭС, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 74 км искусственных каналов, 35 км асфальтированных дорог, 384 км ЛЭП и 10 подстанций и др. Но самое главное со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь, который обеспечил соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
12.
А это уже Верхне-Свирская ГЭС. Пока на ней мне быть не приходилось, но уверен, что всё ещё впереди. Она также стоит на реке Свирь в Ленинградской области, у города Подпорожье. Входит в Свирский каскад ГЭС. В состав сооружений ГЭС входят: водосбросная бетонная плотина длиной 111 м; земляная намывная плотина длиной 312,8 м и наибольшей высотой 31 м; земляная дамба длиной 350 м; однониточный однокамерный судоходный шлюз и конечно здание самой ГЭС длиной 118 м. Сегодня установленная мощность ГЭС составляет 160 МВт, а в год она вырабатывает порядка 589,3 млн кВтч электроэнергии. Верхне-Свирская ГЭС также работает под флагом ПАО «ТГК-1».
13.
Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.
14.
15. Украшают шлюз башни с вот такими корабликами.
Все шлюзы Волго-Балта железобетонные, т. н. «обжатого» профиля, с размерами камер 270×18 м. Глубина на порогах шлюзов и на транзите первоначально была установлена 3,65 м. и впоследствии увеличена до 4,0 м.
16.
Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, гидроэлектростанции и шлюза №1. Кстати, в городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года.
17. Вытегорский гидроузел. Шлюз № 1. Именно с него и началось строительство Волго-Балта. В состав гидроузла входит и Вытегорская ГЭС № 31 мощностью 1,52 МВт.
Шлюз №1 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) - однокамерный. Расположен он в черте города Вытегра (Вологодская область), на участке между рекой Вытегра и Вытегорским водохранилищем. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина -17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны реки Вытегры) - 4,1 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №2, - 4,45 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 13,1 метра. Ширина нижнего подходного канала составляет 40 метров, верхнего - 46 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега.
18. Около нижних ворот шлюза, со стороны реки Вытегры, находится вот такой неразводной автомобильный мост, с пешеходным движением, высотой 17,6 метра от проектного уровня и 15,9 метра от расчетного. Кстати, Вытегорское водохранилище – это самый крупный искусственный водоем на Волго-Балте. Его длина - 10 км, а ширина - до 2,5 км.
В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, построенный аналогично первому гидроузлу. Он тоже однокамерный.
19. Белоусовский гидроузел. Шлюз № 2. В состав гидроузла входит Белоусовская ГЭС № 32 мощностью 0,76 МВт.
Этот шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина - 17,75 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №1) - 4,4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №3, - 4,4 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров. Ширина нижнего подходного канала составляет 50 метров, верхнего -60 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега. Около верхних ворот шлюза, со стороны шлюза №3, сооружен разводной мост.
20.
21. Свое название он получил по названию поселка Белоусово, расположенного в 1 км к северу от гидроузла
Сегодня Волго-Балт - это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3 270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5 000 знаков судоходной обстановки.
22.
На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Необходимость такого небольшого расстояния между шлюзами была вызвана тем, что река Вытегра здесь имела резкое падение – до 4 метров на 1 км своего русла. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале, опять таки из-за небольшого расстояния между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина.
23. Новинковский гидроузел. Шлюз № 3
24. Каждый шлюз уникален, люди на них работают творческие, у каждого разбиты клумбы - глаз путешественника радуется, глядя на эту красоту :)
Шлюз №3 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) и тут оригинальным не буду, тоже однокамерный. Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №2) - 4,03 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №4, - 4,23 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,9 метров.
25.
Эксплуатацией данного пути занимается ФБУ «Администрация «Волго-Балт», которая является территориальным органом государственного управления речным транспортом в системе министерства транспорта РФ. Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180-190 суток.
26.
27. Делай раз...
28. делай два и мы дальше в путь...
29. Ещё одна клумба
30. Новинковский гидроузел. Шлюз № 4.
Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №3) - 4,02 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №5, - 4,41 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12 метров.
31.
32.
33.
34. Новинковский гидроузел. Шлюз № 5
Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина -17,6 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №4) - 4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №6, - 4,40 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров.
35.
36. Мы всё гадали, куда же денется постик через канал, на нём до последнего стояли люди-зеваки, а он раз и отъехал в сторону
37. Пахомовский гидроузел. Шлюз № 6
Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.
38.
Он был построен в 1963-1964 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №5) - 5,8 метров, на верхнем пороге, а со стороны водораздельного бьефа, - 5 метров. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 16,25 метра. У нижних ворот шлюза, со стороны Новинковского водохранилища, расположен неразводной автомобильный мост, высотой 15,77 метра от расчетного уровня.
39.
Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу - 70 км, Белое озеро - 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.
40.
На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 - старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8.
41. Шекснинский (Череповецкий) гидроузел. Шлюз № 8 (вторая нитка; камера 310 × 21,5 м).
42.
43. Вдали виднеется Шекснинская ГЭС мощностью 84 МВт
Шлюз №7 Волго-Балтийского канала был построен в 1964-1966 годах. Длина камеры шлюза - 266 метров, ширина - 17,8 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. В 1980-1994 годах в составе Шекснинского гидроузла был построен еще один судоходный шлюз - шлюз №8, расположенный параллельно шлюзу №7 с восточной стороны.
44.
Строительство второй нитки шлюза (в дополнение находящемуся западнее шлюзу №7) было вызвано значительным ростом грузооборота по каналу в советское время. Технический проект был разработан Ленинградским отделением Гидропроекта. Его строительство осуществлялось при полном напоре Шекснинского водохранилища в условиях действующего шлюза №7, но затянулось почти на 15 лет. Так строительные работы были начаты ещё в 1980 году, а завершены только в 1990 году. Первое шлюзование состоялось в 1994 году. Но зато в проекте были учтены перспективы увеличения глубин на Волго-Балтийском водном пути, а также предстоящая переброска стока северных рек через створ Шекснинского гидроузла в Волжский бассейн.
45.
Длина камеры шлюза - 310 метров, ширина - 21,5 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. Пульт управления шлюза размещается в пролёте между устоями нижней головы в мостовой конструкции, которая одновременно используется для прохода людей и прокладки коммуникаций с одной стороны шлюза на другую. Сразу за нижней головой расположен горизонтально-поворотный автодорожный мост, время разводки которого составляет 2 минуты. Для возможности выполнения ремонтных работ в период эксплуатации шлюза предусмотрен двухконсольный козловой кран, передвигающийся по всей длине камеры шлюза с выходом на нижнюю и верхнюю головы.
46.
Далее нас ждал Угличский гидроузел, который состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом, и однокамерного шлюза с судоходным каналом, врезанных в левый берег немного севернее плотины. Как и многие здания той поры, все они оформлены в величественном классическом стиле.
47.
Угличская ГЭС во всей красе. Её начали строить в 1935 году, а закончили в 1955 году. Угличская ГЭС является низконапорной ГЭС руслового типа. Она является второй ступенью Каскада Верхневолжских ГЭС (Каскад объединяет ещё Рыбинскую ГЭС и Хоробровскую малую ГЭС) Сейчас её установленная мощность составляет 120 МВт, а в год она вырабатывает порядка 230 млн кВт•ч. Станция входит в состав ПАО «РусГидро». Более подробно про неё у меня можно почитать: http://zavodfoto.livejournal.com/3459664.html А ещё на базе станции создан потрясающий Музей гидроэнергетики России, будете в Угличе обязательно посетите, а пока можете почитать про него у меня здесь: https://zavodfoto.livejournal.com/5630018.html
48.
49. Угличский шлюз однониточный. Его длина - 290 м, ширина - 30 м, глубина - 17,5 м.
50.
Угличский шлюз начал функционировать с сентября 1941 года. В 1964 году в камере шлюза были установлены плавучие рымы, за которые швартуются суда. Это дало возможность ускорить шлюзование. Чтобы наполнить камеру шлюза, необходимо 110 000 м³ воды. Для наполнения камеры шлюза необходимо около 15 минут, а для опорожнения - около 7 минут. За это время теплоходы поднимаются или опускаются почти на 12 метров. Наполнение происходит не из подходных каналов, а из Волги. Сброс воды происходит также в Волгу. Это создает спокойный режим в подходных каналах.
51.
52. А далее нас встречает Шлюз №1 Канала имени Москвы, именно этот канал соединяет реку Москву с Волгой.
53. Шлюз №1 расположен в городе Дубне Московской области. В шлюзе суда поднимаются/опускаются на 11 метров. Полезная длина камеры шлюза 290 м, ширина - 30 м, глубина на пороге 5,5 м. Этот шлюз тоже однокамерный.
54. Преодолев этот шлюз, суда попадают в Иваньковское водохранилище и далее следуют по каналу в Москву, либо по акватории водохранилища вверх по Волге на Конаково, Завидово и Тверь, но это уже другая история...
55. Спасибо команде теплохода-пансионата "Дмитрий Фурманов" и компании Инфофлот за интересное и познавательное путешествие, с вами было очень здорово!
Ещё из нашего круиза на теплоходе «Дмитрий Фурманов»:
В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим появилась надобность в новых удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Был спрос, стали строить. Так было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и наша Мариинская водная система (1810 г.). Мариинская водная система была сооружена в 1799-1810 гг., потом переустраивалась в 1890-1896 гг., и после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-Балт.
2. Нижне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 11,0 м; 17,30 м над уровнем моря; камера 198 × 21,5 м). Именно это место является самым узким на всем Волго-Балтийском водном пути.
А это Нижне-Свирская ГЭС имени академика Г. О. Графтио. Она вместе с Волховской ГЭС и с Верхне-Свирской ГЭС входит в состав Каскада Ладожских ГЭС, при этом является второй (нижней) ступенью Каскада. Из себя станция представляет низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сейчас её установленная мощность составляет 99 МВт, при этом в год она в среднем вырабатывает 490,5 млн кВтч. Нижне-Свирская ГЭС входит в состав компании ПАО «ТГК-1». Сейчас в состав сооружений станции входит: здание ГЭС, три насыпных земляных плотины, бетонная водосбросная плотина, однониточный однокамерный судоходный шлюз (не входит в состав «ТГК-1») и ОРУ-35 и ОРУ-220 кВ. Общая протяжённость подпорных сооружений гидроузла составляет 1,86 км. Напорные сооружения ГЭС образуют Нижне-Свирское водохранилище. Более подробно про саму станцию можно у меня почитать: https://zavodfoto.livejournal.com/3737523.html
3.
19 декабря 1927 года состоялась закладка Нижне-Свирского гидроузла, который впервые возводился на мягких грунтах основания. За пять лет строительства (1928 - 1933 годы) был сооружен сложнейший гидроузел, состоящий из бетонной водосливной плотины, гидростанции, судоходного шлюза и береговых земляных дамб. Шлюз в составе гидроузла размерами 200×21,5×4,5 м с напором 12 м стал первым бетонным сооружением на трассе Мариинского водного пути.
4. Нижне-Свирский шлюз расположен на реке Свирь, у посёлка Свирьстрой, на трассе Волго-Балтийского водного пути. Шлюз был построен в 1927 - 1936 годах вместе с Нижне-Свирской гидроэлектростанцией. Шлюз этот однониточный однокамерный. Длина камеры составляет 198 м, а ширина - 21,5 м. Верхние и нижние ворота шлюза двустворчатые.
Первоначально трасса Мариинской водной системы соединяла собой Рыбинск, Шексну, Белое озеро, Ковжу, Мариинский (с 1886 г. - заменивший его Ново-Мариинский) канал, проложенный через водораздел между бассейнами Каспийского и Балтийского морей, Вытегру, Онежское озеро, Свирь, Ладожское озеро и Неву (около 1054 верст). Собственно, Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 году был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Белому, Онежскому и Ладожскому озёрам были проложены обходные каналы - Белозерский, Онежский, Ново-Свирский, Ново-Сясьский и Ново-Ладожский. Первые суда по Мариинскому водному пути прошли уже в 1808 году. За первые два года работы Мариинской системы по ней в сторону Петербурга прошло 2012 судов грузоподъёмностью до 160 т. Система стала основной транспортной коммуникацией, связавшей Петербург с центральными районами страны. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. К концу XIX в. Мариинская водная система имела протяжённость 1145 км. От Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток, минуя 28 деревянных шлюзов. На трассе Мариинской системы насчитывалось 39 маломерных судоходных шлюзов, из них 34 были деревянными. Система трижды капитально перестраивалась, при этом габариты её сооружений и пути каждый раз увеличивались. Последняя реконструкция была произведена в 1896 году с расчётом на суда грузоподъёмностью до 600 тонн. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое стратегическое и экономическое значение. Кстати, в 1913 году она была даже удостоена на Всемирной выставке в Париже Большой золотой медали. Но со временем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал.
5. Верхне-Свирский гидроузел и его шлюз (напор 15,9 м; 32,60 м над уровнем моря; камера 281 × 21,5 м).
6. Верхне-Свирский шлюз. Он был построен в 1951 году, но свою работу начал только в 1952 году. Этот шлюз однониточный однокамерный. Его габариты 290×21,5×14 м. Камера шлюза вмещает в себя в среднем по два корабля на одно шлюзование. Через шлюз проходит дорога в ближайшие поселки и деревни, на другой стороне реки относительно города.
Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году, но в 1941 году из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была после завершения ударной послевоенной гидростройки - Волго-Дона. После ВДСК большое количество строительной техники было переброшено на Волго-Балт, был создан трест Волгобалтстрой, но в 1953 году после смерти И. В. Сталина строительство было законсервировано, хотя к этому времени уже были выкопаны котлованы и даже началась укладка бетона в конструкции шлюзов № 1 и № 2. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку, но заказчиком уже стало не МВД, а Министерство речного флота, причем было выдвинуто условие о сокращении сметы строительства.
7.
Новый проект был несколько пересмотрен, так вместо 9 шлюзов стало 7, также была изменена схема возведения водораздельного канала и т.д. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. В дальнейшем проект также корректировался по мере необходимости. Так, например, по первоначальному проекту предполагалось создать на Волго-Балтийском водоразделе мощный гидроузел с насосной станцией для подачи воды на нужды шлюзования. Ленинградские же инженеры предложили вместо этого понизить уровень канала на водораздельном участке и создать единый водораздельный бьеф протяженностью 270 км с включением в него Белого озера. Оно превращалось, таким образом, в резервуар, питающий весь этот участок самотечной водой. Правда, объем земляных работ при этом увеличивался, зато исключалось сооружение двух шлюзов и двух плотин, а сокращение числа шлюзов не только удешевляло стоимость строительства, но и увеличивало пропускную способность водного пути, а также сводилась к минимуму и необходимость в затоплении части территории.
8. Мы впервые проходили шлюзы, для нас это было в диковинку и вызывало массу эмоций!
9. К крюкам вот таких поплавков и пришвартовываются корабли.
Важно отметить и следующий факт, что все шлюзы Балтийского склона (за исключением Пахомовского) имеют одинаковую высоту - 13,5 м и полностью стандартизированы по конструкции, что позволило при их сооружении взаимозаменять детали по мере необходимости.
10.
11. Удивляешься мастерству команды, рукой можно дотянуться до стен шлюза, а они лавируют здесь, не задевая бортов
В июне 1964 года Волго-Балтийский водный путь был сдан в эксплуатацию. Первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец». 27 октября того же года правительственная комиссия приняла водный путь в постоянную эксплуатацию. Несколько позже ему было присвоено имя В.И. Ленина. На канале было построено 7 шлюзов, 3 ГЭС, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 74 км искусственных каналов, 35 км асфальтированных дорог, 384 км ЛЭП и 10 подстанций и др. Но самое главное со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь, который обеспечил соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
12.
А это уже Верхне-Свирская ГЭС. Пока на ней мне быть не приходилось, но уверен, что всё ещё впереди. Она также стоит на реке Свирь в Ленинградской области, у города Подпорожье. Входит в Свирский каскад ГЭС. В состав сооружений ГЭС входят: водосбросная бетонная плотина длиной 111 м; земляная намывная плотина длиной 312,8 м и наибольшей высотой 31 м; земляная дамба длиной 350 м; однониточный однокамерный судоходный шлюз и конечно здание самой ГЭС длиной 118 м. Сегодня установленная мощность ГЭС составляет 160 МВт, а в год она вырабатывает порядка 589,3 млн кВтч электроэнергии. Верхне-Свирская ГЭС также работает под флагом ПАО «ТГК-1».
13.
Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом составляет 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца. На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.
14.
15. Украшают шлюз башни с вот такими корабликами.
Все шлюзы Волго-Балта железобетонные, т. н. «обжатого» профиля, с размерами камер 270×18 м. Глубина на порогах шлюзов и на транзите первоначально была установлена 3,65 м. и впоследствии увеличена до 4,0 м.
16.
Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, гидроэлектростанции и шлюза №1. Кстати, в городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года.
17. Вытегорский гидроузел. Шлюз № 1. Именно с него и началось строительство Волго-Балта. В состав гидроузла входит и Вытегорская ГЭС № 31 мощностью 1,52 МВт.
Шлюз №1 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) - однокамерный. Расположен он в черте города Вытегра (Вологодская область), на участке между рекой Вытегра и Вытегорским водохранилищем. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина -17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны реки Вытегры) - 4,1 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №2, - 4,45 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 13,1 метра. Ширина нижнего подходного канала составляет 40 метров, верхнего - 46 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега.
18. Около нижних ворот шлюза, со стороны реки Вытегры, находится вот такой неразводной автомобильный мост, с пешеходным движением, высотой 17,6 метра от проектного уровня и 15,9 метра от расчетного. Кстати, Вытегорское водохранилище – это самый крупный искусственный водоем на Волго-Балте. Его длина - 10 км, а ширина - до 2,5 км.
В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, построенный аналогично первому гидроузлу. Он тоже однокамерный.
19. Белоусовский гидроузел. Шлюз № 2. В состав гидроузла входит Белоусовская ГЭС № 32 мощностью 0,76 МВт.
Этот шлюз был построен в 1959-1961 годах. Его торжественное открытие состоялось 21 мая 1961 года. Длина камеры шлюза - 269,9 метров, ширина - 17,75 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №1) - 4,4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №3, - 4,4 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров. Ширина нижнего подходного канала составляет 50 метров, верхнего -60 метров. Нижний подходной канал имеет причальную стенку длиной 245 метров, которая находится у правого берега, а верхний подходной канал имеет причальную стенку длиной 280 метров, находящуюся со стороны левого берега. Около верхних ворот шлюза, со стороны шлюза №3, сооружен разводной мост.
20.
21. Свое название он получил по названию поселка Белоусово, расположенного в 1 км к северу от гидроузла
Сегодня Волго-Балт - это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4 900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3 270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5 000 знаков судоходной обстановки.
22.
На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Необходимость такого небольшого расстояния между шлюзами была вызвана тем, что река Вытегра здесь имела резкое падение – до 4 метров на 1 км своего русла. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале, опять таки из-за небольшого расстояния между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина.
23. Новинковский гидроузел. Шлюз № 3
24. Каждый шлюз уникален, люди на них работают творческие, у каждого разбиты клумбы - глаз путешественника радуется, глядя на эту красоту :)
Шлюз №3 Волго-Балтийского канала (Волго-Балта) и тут оригинальным не буду, тоже однокамерный. Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №2) - 4,03 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №4, - 4,23 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,9 метров.
25.
Эксплуатацией данного пути занимается ФБУ «Администрация «Волго-Балт», которая является территориальным органом государственного управления речным транспортом в системе министерства транспорта РФ. Средняя продолжительность навигации на Волго-Балтийском водном пути составляет 180-190 суток.
26.
27. Делай раз...
28. делай два и мы дальше в путь...
29. Ещё одна клумба
30. Новинковский гидроузел. Шлюз № 4.
Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №3) - 4,02 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №5, - 4,41 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12 метров.
31.
32.
33.
34. Новинковский гидроузел. Шлюз № 5
Он был построен в 1961-1963 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина -17,6 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №4) - 4 метра, на верхнем пороге, со стороны шлюза №6, - 4,40 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,75 метров.
35.
36. Мы всё гадали, куда же денется постик через канал, на нём до последнего стояли люди-зеваки, а он раз и отъехал в сторону
37. Пахомовский гидроузел. Шлюз № 6
Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.
38.
Он был построен в 1963-1964 годах. Длина камеры шлюза - 264 метра, ширина - 17,8 метра. Глубина на нижнем пороге шлюза (со стороны шлюза №5) - 5,8 метров, на верхнем пороге, а со стороны водораздельного бьефа, - 5 метров. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 16,25 метра. У нижних ворот шлюза, со стороны Новинковского водохранилища, расположен неразводной автомобильный мост, высотой 15,77 метра от расчетного уровня.
39.
Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу - 70 км, Белое озеро - 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) - 121 км.
40.
На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 - старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8.
41. Шекснинский (Череповецкий) гидроузел. Шлюз № 8 (вторая нитка; камера 310 × 21,5 м).
42.
43. Вдали виднеется Шекснинская ГЭС мощностью 84 МВт
Шлюз №7 Волго-Балтийского канала был построен в 1964-1966 годах. Длина камеры шлюза - 266 метров, ширина - 17,8 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. В 1980-1994 годах в составе Шекснинского гидроузла был построен еще один судоходный шлюз - шлюз №8, расположенный параллельно шлюзу №7 с восточной стороны.
44.
Строительство второй нитки шлюза (в дополнение находящемуся западнее шлюзу №7) было вызвано значительным ростом грузооборота по каналу в советское время. Технический проект был разработан Ленинградским отделением Гидропроекта. Его строительство осуществлялось при полном напоре Шекснинского водохранилища в условиях действующего шлюза №7, но затянулось почти на 15 лет. Так строительные работы были начаты ещё в 1980 году, а завершены только в 1990 году. Первое шлюзование состоялось в 1994 году. Но зато в проекте были учтены перспективы увеличения глубин на Волго-Балтийском водном пути, а также предстоящая переброска стока северных рек через створ Шекснинского гидроузла в Волжский бассейн.
45.
Длина камеры шлюза - 310 метров, ширина - 21,5 метра. В камере шлюза суда поднимаются или опускаются на 12,2 метра. Пульт управления шлюза размещается в пролёте между устоями нижней головы в мостовой конструкции, которая одновременно используется для прохода людей и прокладки коммуникаций с одной стороны шлюза на другую. Сразу за нижней головой расположен горизонтально-поворотный автодорожный мост, время разводки которого составляет 2 минуты. Для возможности выполнения ремонтных работ в период эксплуатации шлюза предусмотрен двухконсольный козловой кран, передвигающийся по всей длине камеры шлюза с выходом на нижнюю и верхнюю головы.
46.
Далее нас ждал Угличский гидроузел, который состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом, и однокамерного шлюза с судоходным каналом, врезанных в левый берег немного севернее плотины. Как и многие здания той поры, все они оформлены в величественном классическом стиле.
47.
Угличская ГЭС во всей красе. Её начали строить в 1935 году, а закончили в 1955 году. Угличская ГЭС является низконапорной ГЭС руслового типа. Она является второй ступенью Каскада Верхневолжских ГЭС (Каскад объединяет ещё Рыбинскую ГЭС и Хоробровскую малую ГЭС) Сейчас её установленная мощность составляет 120 МВт, а в год она вырабатывает порядка 230 млн кВт•ч. Станция входит в состав ПАО «РусГидро». Более подробно про неё у меня можно почитать: http://zavodfoto.livejournal.com/3459664.html А ещё на базе станции создан потрясающий Музей гидроэнергетики России, будете в Угличе обязательно посетите, а пока можете почитать про него у меня здесь: https://zavodfoto.livejournal.com/5630018.html
48.
49. Угличский шлюз однониточный. Его длина - 290 м, ширина - 30 м, глубина - 17,5 м.
50.
Угличский шлюз начал функционировать с сентября 1941 года. В 1964 году в камере шлюза были установлены плавучие рымы, за которые швартуются суда. Это дало возможность ускорить шлюзование. Чтобы наполнить камеру шлюза, необходимо 110 000 м³ воды. Для наполнения камеры шлюза необходимо около 15 минут, а для опорожнения - около 7 минут. За это время теплоходы поднимаются или опускаются почти на 12 метров. Наполнение происходит не из подходных каналов, а из Волги. Сброс воды происходит также в Волгу. Это создает спокойный режим в подходных каналах.
51.
52. А далее нас встречает Шлюз №1 Канала имени Москвы, именно этот канал соединяет реку Москву с Волгой.
53. Шлюз №1 расположен в городе Дубне Московской области. В шлюзе суда поднимаются/опускаются на 11 метров. Полезная длина камеры шлюза 290 м, ширина - 30 м, глубина на пороге 5,5 м. Этот шлюз тоже однокамерный.
54. Преодолев этот шлюз, суда попадают в Иваньковское водохранилище и далее следуют по каналу в Москву, либо по акватории водохранилища вверх по Волге на Конаково, Завидово и Тверь, но это уже другая история...
55. Спасибо команде теплохода-пансионата "Дмитрий Фурманов" и компании Инфофлот за интересное и познавательное путешествие, с вами было очень здорово!
Ещё из нашего круиза на теплоходе «Дмитрий Фурманов»:
Взято: zavodfoto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]