Еврейские погромы в Российской империи
---
Николаев, апрель 1899 года
В апреле 1899 года, во время празднования православной Пасхи, произошел погром в Николаеве. На второй день Пасхи, 19 апреля, на Глазенаповской улице начали сворачивать будки, где торгуют сельтерской водой. В Николаеве такие будки были на каждом перекрестке, торговали в них почти исключительно евреи. Представители рабочего класса из хулиганских побуждений «принимались» за будку, срывали крышу, разбивали посуду, сифоны, сворачивали будку и шли дальше. Так длилось до вечера. В центральных частях города даже не знали о том, что происходило на Глазенаповской улице. В уличных безобразиях никто не усмотрел начинающегося погрома.
Ранним утром 20 апреля на Сенной площади начала собираться толпа. К десяти часам собралось около 5000 человек. На площади появилась полиция и 150 казаков. Приезжал военный губернатор и обращался к толпе с увещанием. Толпа не расходилась, но и не буянила. Так длилось до 12 часов, когда небольшая группа людей принялась громить еврейскую лавку готового платья на углу Сенной площади. Толпа заволновалась. Около часа пополудни толпа, разделившись на части, ринулась по направлению к Католической, Херсонской и Песчаной улицам.
Начались погромы еврейских лавочек. Били стекла, выламывали рамы, двери, и все, что было в лавочке, летело в окна. Попрятавшихся евреев никто не искал. Встречавшихся на пути евреев хватали и били. Но это еще не были жестокие побои. Это было скорее издевательство над беззащитным. За второй день погрома пострадало 79 еврейских помещений.
Ночь прошла спокойно. Утром 21 апреля Николаев был уже на военном положении. В районе Сенной площади и нового базара с каменными лавками разъезжали патрули. Часов с семи утра в рабочих кварталах около Сенной началось движение. Толпа собиралась для грабежа. До полудня длится разгром базара, били почти исключительно еврейские лавки, торгующие, по большей части, готовым платьем. Между тем подошли войска, окружили базар. Толпа бросилась врассыпную. Отдельные группы были окружены и задержаны. Разбежавшаяся толпа устремилась в слободку — там громили мелкие еврейские лавочки и разбивали стекла.
За время погрома около двадцати человек получили тяжелые раны камнями. Убит был один человек.
Кишинев, апрель 1903 года
Кишиневский погром — один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6−7 апреля 1903 года. Во время погрома было убито около 50 человек, ранено около 600, повреждено около трети всех домостроений города.
За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная ежедневная кишиневская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом П. Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплеку этого убийства. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в каком-то ритуале. По требованию следователя, установившего отсутствие ритуального характера убийства, в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыслов. Опровержение не успокоило волнения общества. Прошел слух, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трех дней после Пасхи.
В воскресенье днем 6 апреля 1903 года — в последний день еврейской Пасхи и в первый день Пасхи православной — из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в еврейские дома.
К вечеру все затихло, ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули из гарнизона, но никаких приказов солдаты не получили. Кишиневский губернатор Р. С. фон Раабен и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически поощрили продолжение погрома.
На следующий день весть о начале беспорядков в городе быстро достигла предместий. Христианское население стало собираться в разных местах города и на окраинах небольшими группами, которые вступали с евреями в столкновения, принимавшие все более острый характер.
Нераспорядительность полиции породила новые слухи о том, что правительство разрешило бить евреев, так как они являются врагами отечества. Часть евреев, вооружившись револьверами, прибегла к самозащите и начала стрелять в громил, но достаточно неумело. От этого погромщики только больше зверели.
К часу дня насилие над евреями приняло все более тяжелый характер, сопровождаясь убийствами. К двум-трем часам дня погром охватил бо́льшую часть города. Полиция даже не пыталась остановить толпу. В три с половиной часа губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману «с правом употребления оружия». Солдатам гарнизона были розданы патроны, войска произвели массовые аресты погромщиков. К вечеру волнения закончились.
Согласно данным Еврейской Энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены, были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинёва). Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края Рудольф фон Раабен.
Гомель, август – сентябрь 1903 года
Недели за две до 29 августа 1903 года по Гомелю шли слухи о предстоящем погроме. Непосредственно 29 августа на базаре уже искали повод затеять драку. Забирали у еврейских торговцев бесплатную закуску, надрезали и бросали арбузы, устроили ссору из-за бачка селедки. Все закончилось криками «Бей жидов!» Евреи не разбежались, оказали сопротивление.
Весть о драке на рынке долетела до еврейских кварталов. Стали немедленно закрываться лавки и магазины. К базару бросились участники местного кружка самообороны. На рынке уже была группа полицейских, и полицмейстер потребовал, чтобы отряд разошелся. Крестьяне, завидев поддержку полиции, стали бросать в евреев камни. В отряде самообороны было, кроме евреев, около сорока русских рабочих, которые стали убеждать крестьян разойтись, но конфликт разрастался. Вскоре к месту событий прибыли солдаты, цепь которых стала теснить рабочих. Когда вытеснить их с базарной площади не удалось, солдаты стали применять силу. Было тяжело ранено 8 человек, а 12 рабочих арестовано.
В последующие два дня в конфликт попытались подключиться местные власти, но своей откровенной поддержкой крестьян они только еще больше разогрели страсти. Когда вечером в воскресенье в город вступили регулярные войска, евреи решили, что произвол прекратится, но получилось иначе. В понедельник в городе начался повальный грабеж еврейских лавок и избиение всех евреев, кто попадался озверевшей толпе под руку.
Затем неожиданно для властей в Гомель начали прибывать участники еврейской самообороны из других городов, и это заставило власти, наконец, ввести военное положение. Было арестовано 68 погромщиков.
Уже 3 сентября, на следующий день после прекращения погрома, могилевский губернатор созвал представителей гомельской еврейской общины. Вину за беспорядки и погром он возложил на евреев. Все арестованные — и евреи, и христиане — были отпущены, но, поскольку пресса продолжала обсуждать гомельскую драму, власти решили возбудить дело о «русском погроме». На скамье подсудимых оказались 36 евреев и 44 христианина. Судебный процесс, состоявшийся осенью 1904 — зимой 1905 гг., и явился главной сенсацией общественной жизни России начала ХХ века, касающейся проблем, связанных с «еврейским вопросом».
Симферополь, октябрь 1905 года
В Крыму в октябре 1905 году было несколько погромов: в Феодосии, Старом Крыму, Карасубазаре, однако самым крупным является симферопольский погром 18−19 октября. Его жертвами стали 43 еврея, 20 караимов, армян и русских.
В октябре 1905 года по городу носились слухи, что будет устроена общая забастовка, что происходят сходки революционных партий, которые вооружены револьверами и бомбами. Напряжение это усилили события 11 октября: в одной из квартир города произошел взрыв бомбы, в результате которого погиб Израиль Айзикович Грановский. В его доме были найдены рецепты взрывчатых составов, химические формулы, пузырьки с разными жидкостями.
Утром 18 октября была устроена манифестация с красными флагами. Толпа прошла по городу, обходя учебные заведения, где к ней присоединялись учащиеся, затем она направилась к тюрьме с целью освободить политического заключенного Неручева (но его уже освободили накануне). К 11 часам к зданию тюрьмы подошла толпа, состоящая преимущественно из молодых евреев, с криками «Ура! Освободить политических!». Крики демонстрантов услышали заключенные, которые поломали сначала замки, а потом бревном вышибли тюремные ворота и стали разбегаться через площадь в разные стороны. После освобождения арестантов толпа двинулась по Екатерининской улице в город. Ко времени прибытия войск из тюрьмы сбежало 127 человек, оставшиеся же арестанты оказали войскам сопротивление, которое было подавлено только с применением оружия. К 6 часам вечера в тюрьму было возвращено 80 человек.
Во время беспорядков в тюрьме, в городе была организована патриотическая манифестация, состоящая преимущественно из чернорабочих. Толпа двинулась вверх по Лазаревской улице к дому Волкова. Здесь губернатор дал патриотической манифестации разрешение на сопровождение военных музыкантов. Продвигаясь в полк за музыкантами, обе толпы встретились в переулке Фабра, в котором произошло первое столкновение.
Затем патриотическая манифестация вошла в городской сад, где происходил митинг, но еврейская самооборона открыла по ней огонь из револьверов. «Патриоты» стали избивать евреев, участников этого собрания, после чего устремилась в город, где начала громить еврейские лавки. Больше всего пострадали лавки и магазины, находящиеся на Екатерининской улице.
Одесса, октябрь 1905 года
Одесский погром в октябре 1905 года был самым кровавым, жестоким и продолжительным по сравнению со всеми предыдущими погромами вместе взятыми. Почти пять дней и ночей в городе лилась кровь. Погромщики избивали, калечили и убивали евреев, в том числе детей, женщин и стариков. Врываясь в еврейские дома и квартиры, громилы уничтожали и грабили имущество. Большинство магазинов и ремесленных мастерских, принадлежавших евреям, было разграблено и разрушено.
В полной мере это стало возможным из-за покровительства погромщикам со стороны городских властей, и особенно — градоначальника Д. Нейдхардта. Среди погромщиков было много переодетых в гражданскую одежду полицейских. В грабежах еврейских магазинов и лавок принимали участие и солдаты Сабанских казарм, расположенных в центре города.
Только страх перед тем, что озверевшая толпа начнет грабить имущество нееврейского населения, заставил командующего Одесским военным округом барона Каульбарса приказать войскам гарнизона прекратить погром.
За время погрома были убиты более 400 евреев, несколько тысяч (по некоторым данным — более 5 тысяч) получили ранения, в том числе очень тяжелые, многие остались без крова. В общей сложности в Одессе и ее окрестностях от этого погрома пострадали 42975 человек. Жертв было бы еще больше, если бы не отряды еврейской самообороны.
Убитых при погроме похоронили на специально отведенном большом участке Второго городского еврейского кладбища. На месте захоронения возвели гранитный мемориал. В 1978 году это кладбище ликвидировали и на его месте разбили парк.
По оценке американского консула в Одессе, число евреев, уехавших из города после погрома, составило 50 тысяч человек.
Ростов-на-Дону, октябрь 1905 года
Погром в октябре 1905 года в Ростове-на-Дону привел к большому количеству жертв. Хотя по числу убитых (176 человек) и раненых (около 500) он уступил «первое место» одесскому погрому, но по доле жертв среди еврейского населения, составившем более 1% (в Одессе не более 0,5%), он оказался самым крупным еврейским погромом в России начала ХХ века.
Октябрьская политическая стачка 1905 года началась в Ростове-на-Дону 13 октября забастовкой в Главных мастерских Владикавказской железной дороги. На следующий день она стала общегородской, а затем охватила другие города Донского края и всю Владикавказскую железную дорогу.
18 октября социал-демократы организовали многочисленную манифестацию рабочих и учащихся от железнодорожного вокзала по главной улице (Большой Садовой). Демонстрация завершилась на Острожной площади. Там состоялся грандиозный митинг — участвовало около 10 тыс. человек.
Пока происходила манифестация и шел митинг, в городе собирались черносотенцы. Был пущен слух, что «жиды напали на русских, избили их, а портрет Николая изорвали и выбросили». Вечером, когда большая часть митингующих разошлась (оставалось 200−400 чел.), толпа черносотенцев и переодетых жандармов, подошедшая с запада, стала забрасывать митингующих камнями и избивать. Митингующие пытались защищаться: из толпы раздались отдельные револьверные выстрелы.
Охрану тюрьмы несли солдаты Феодосийского полка, которые по команде открыть огонь по обороняющемуся митингу, стали стрелять поверх голов. Затем казаки, врезавшись толпу, пустили в ход нагайки. Вслед за казаками хлынула толпа черносотенцев, которые стали засыпать бегущих с площади рабочих градом камней. Всего было убито 11 человек, многие были ранены.
Когда «поле битвы» было очищено, озверелая толпа бросилась к Покровскому базару, где стала громить еврейские лавчонки. Часам к 10 вечера Покровский базар представлял пылающий костер. Оттуда погром распространился на весь город. От Покровского базара черносотенцы двинулись громить Новый Базар и Московскую улицу.
Утром 19 октября начался поголовный еврейский погром. В тот же день состоялось экстренное заседание городской думы, от участников которого требовали принятия решительных мер к прекращению погромов. На третий день, 20 октября, погром достиг таких размеров, что власть все-таки приняла успешные меры к его прекращению.
Источник - Дилетант и dmgusev.livejournal.com
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]