Маяк на храме для всех заблудших.
---
Каждый год на праздник Крещения мы ездим в Быньги в храм. В этом году о поездке в этот старинный и интересный храм написала Аля. Оригинал взят здесь.
Как-то опять случилось поехать на Крещение в Быньги. Похоже, это стало хорошей традицией. Почему-то тянет в этот старый, не очень уютный, на первый взгляд, храм. Такой непохожий на наши городские -чистенькие, ухоженные, где каждый подсвечник заботливо отмыт от свечных огарков какой-нибудь старушкой. В городе тоже хорошо, но по- другому.
Старинные храмы, старые города… Не зря наверно говорят про намоленные храмы. Как-то по-особому там всё. Двести двадцать лет - это много.
Двигаемся вчетвером к маршрутке. Мы с Шуриком, Аня и ещё одна женщина. Должно было нас поехать 18 человек. Но перед самой маршруткой наша знакомая подворачивает ногу при падении и не едет. Как потом оказалось у неё перелом. Ещё двое отказались ехать в последний момент. Садимся в маршрутку, трогаемся.
Проносится мысль в башке про самолёты. Почему-то вспомнились передачки про авиакатастрофы. Есть мнение, что люди по каким-то причинам сдавали билеты, иногда в последний момент, на те самолёты, которые впоследствии терпели аварию. Ещё счутка напряглась, когда шофёр сказал всем пристегнуться, типа мало ли что. А я обнаружила, что на наших сиденьях замки ремней безопасности сломаны. Ну и ладно, подумала я. Помолилась, чтоб живыми доехать, уткнулась в плечо Шурика и уснула. Проснулась уже в Быньгах. Удивило, что быстро доехали.
Приехали в этот раз довольно рано. Людей ещё мало. Можно было походить, поглазеть, пофоткать. Всё ждала что кто-нибудь сделает замечание, мол нечего тут щёлкать. Но нет, все вокруг очень благодушны и терпеливы.
А один дядечка даже заговорил с нами:
-А вы обратили внимание на шпингалет в дверях?
-Конечно, нет.
-А он в форме голубка. Пойдёмте, я вам покажу.
И правда. Щеколды хоть и современные, но забавные такие. Жаль, что на фото этот шпингалет плохо получился. Но голубиная головка видна и тут. Такое сложное и мощное устройство нужно для того. чтобы подтягивать кверху довольно тяжёлую дверь, чтобы она не деформировалась под собственным весом.
Ещё я спросила , неужели весь храм до сих пор отапливается той единственной печкой с утюгами. Голландки-то давно уж вышли из строя.
На что тот же мужчина отвечает, что теперь есть котельная.
-Вот потрогайте, пол тёплый.
И правда, старинные чугунные плиты очень тёплые оказались. Порадовало.
А это надпись на подсвечнике, подаренном храму в годы "большого золота" в позапрошлом веке."Усердиемъ Александра". Кем был этот Александр? Самым удачливым старателем? Или каким-то начальником?
С другим подписанным подсвечником всё понятнее. На нём надпись "Усердиемъ общества". Наверное, на его покупку скидывались все прихожане в Быньгах(кроме старообрядцев).
А между тем служба началась. Нравится мне этот батюшка отец Виктор. Он как солдат вот уже более тридцати лет на своём посту. Живёт ,служит ,молится за всех. Один священник на такой большой храм-это тяжело.
И грустно, что даже алтарников у него нет. А помогает батюшке в алтаре одна старушка. Она и свечи выносит, и книги держит. В общем, единственная помощница во время службы. Да ещё хор из трёх человек, а поют так, что улетаешь под купол. А под самым куполом галерейка. Вот бы попроситься когда-нибудь туда залезть. Да только там аварийное всё наверно.
Кстати, заглянули мы и на колокольню. Дверь была открыта. На ту самую, куда с блогерами на часы ходили. Но мы уж не пошли туда без разрешения. У Алексея и Шурика крутые посты были на эту тему.http://novouralsk-2014.livejournal.com/1258783.html https://guriny.livejournal.com/608748.html
Ещё вот смотрю на иконостас и напоминает он мне старый дом без окон. Это потому что икон нет. Самых главных. Вся эта гнусная история с реставрацией икон в Москве. Про это много написано всего.
Быстро прошла служба, незаметно. Вот уже и водосвятие. Всем хочется попасть под капельки воды, которыми батюшка щедро поливает головы стоящих. Радостно. «Ой, и нам прилетело!». А потом крестный ход до пруда.
Идём с горящими свечами. Большие свечи из Иерусалима, как факелы. Только вот фотографии ночью плохо получаются.
Иордань вырублена в форме большого креста . Совсем неглубокая всего сантиметров двадцать глубиной.
Не для купания. Батюшка не приветствует обычай всем сдуру в прорубь лезть. Да ещё по пьянке не дай бог, как многие у нас привыкли. Плюс селфи в купальнике на фоне «смытых» грехов.
А тем временем двое мужчин с коловоротами делают отверстия во льду. И вода фонтаном вырывается и постепенно заполняет всё пространство креста.
Какое-то волшебное зрелище!
Все умываются, смеются, тепло поздравляют друг друга. А когда возвращались с крестного хода, я спросила женщину, которая служит в храме
-А что это за свет на башенке?
-А это батюшка распорядился, чтобы огонёк был всегда, как маяк для всех заплутавших.
Ещё больше потеплело от этих слов.
Мы вернулись в храм. Набрали водички крещенской. Никто не толкался, не суетился. А потом трапеза. Как всегда заботливо наготовленные салатики, пироги и компот. Вкусно - ум отъешь! Сидим-едим, суп хлебаем. Мясо в супе странное, волокнистое. Вдруг женщина рядом говорит:
-Бобра едим.
-??
-Да, да суп из бобра. Их тут много в окрестностях. Батюшке охотники принесли, кушайте.
Нормальное такое мясцо, на тушёнку похоже. Мы и подумали сначала, что это тушёнка
А батюшка за столом историю рассказал. История всё о том же. О том, что в Крещенье купаться не следует.
На реке Иордан, на самой границе Иордании и Израиля на Богоявление освящали воду. Священники брали большой деревянный крест, бросали его прямо в реку на течение и привязывали верёвкой, чтоб не унесло. Крест лежал на воде, как-будто и не было в Иордане никакого течения. Его никуда не сносило, не таскало от берега к берегу. Как бросили его, так он в том месте на воде и лежал весь день.
Люди точно так же, как и у нас на Урале, умывались, обливали друг друга и набирали воду в пластиковые бутылочки. И тут нашёлся один русский, который решил искупаться в водах священной реки.
Залез он в воду и чувствует, что течение, такое с виду слабенькое на поверхностности, стремительно тащит куда-то его ноги. Ещё чуть-чуть, и оторвёт ноги от дна и утащит бедного паломника под воду. Ухватившись за камыш, наш герой потихоньку выбрался обратно на берег. И потом рассказал эту историю отцу Виктору в качества доказательства его слов, о том, что купаться в день Крещения всё-таки не следует. Даже там, в Иордании.
Как-то опять случилось поехать на Крещение в Быньги. Похоже, это стало хорошей традицией. Почему-то тянет в этот старый, не очень уютный, на первый взгляд, храм. Такой непохожий на наши городские -чистенькие, ухоженные, где каждый подсвечник заботливо отмыт от свечных огарков какой-нибудь старушкой. В городе тоже хорошо, но по- другому.
Старинные храмы, старые города… Не зря наверно говорят про намоленные храмы. Как-то по-особому там всё. Двести двадцать лет - это много.
Двигаемся вчетвером к маршрутке. Мы с Шуриком, Аня и ещё одна женщина. Должно было нас поехать 18 человек. Но перед самой маршруткой наша знакомая подворачивает ногу при падении и не едет. Как потом оказалось у неё перелом. Ещё двое отказались ехать в последний момент. Садимся в маршрутку, трогаемся.
Проносится мысль в башке про самолёты. Почему-то вспомнились передачки про авиакатастрофы. Есть мнение, что люди по каким-то причинам сдавали билеты, иногда в последний момент, на те самолёты, которые впоследствии терпели аварию. Ещё счутка напряглась, когда шофёр сказал всем пристегнуться, типа мало ли что. А я обнаружила, что на наших сиденьях замки ремней безопасности сломаны. Ну и ладно, подумала я. Помолилась, чтоб живыми доехать, уткнулась в плечо Шурика и уснула. Проснулась уже в Быньгах. Удивило, что быстро доехали.
Приехали в этот раз довольно рано. Людей ещё мало. Можно было походить, поглазеть, пофоткать. Всё ждала что кто-нибудь сделает замечание, мол нечего тут щёлкать. Но нет, все вокруг очень благодушны и терпеливы.
А один дядечка даже заговорил с нами:
-А вы обратили внимание на шпингалет в дверях?
-Конечно, нет.
-А он в форме голубка. Пойдёмте, я вам покажу.
И правда. Щеколды хоть и современные, но забавные такие. Жаль, что на фото этот шпингалет плохо получился. Но голубиная головка видна и тут. Такое сложное и мощное устройство нужно для того. чтобы подтягивать кверху довольно тяжёлую дверь, чтобы она не деформировалась под собственным весом.
Ещё я спросила , неужели весь храм до сих пор отапливается той единственной печкой с утюгами. Голландки-то давно уж вышли из строя.
На что тот же мужчина отвечает, что теперь есть котельная.
-Вот потрогайте, пол тёплый.
И правда, старинные чугунные плиты очень тёплые оказались. Порадовало.
А это надпись на подсвечнике, подаренном храму в годы "большого золота" в позапрошлом веке."Усердиемъ Александра". Кем был этот Александр? Самым удачливым старателем? Или каким-то начальником?
С другим подписанным подсвечником всё понятнее. На нём надпись "Усердиемъ общества". Наверное, на его покупку скидывались все прихожане в Быньгах(кроме старообрядцев).
А между тем служба началась. Нравится мне этот батюшка отец Виктор. Он как солдат вот уже более тридцати лет на своём посту. Живёт ,служит ,молится за всех. Один священник на такой большой храм-это тяжело.
И грустно, что даже алтарников у него нет. А помогает батюшке в алтаре одна старушка. Она и свечи выносит, и книги держит. В общем, единственная помощница во время службы. Да ещё хор из трёх человек, а поют так, что улетаешь под купол. А под самым куполом галерейка. Вот бы попроситься когда-нибудь туда залезть. Да только там аварийное всё наверно.
Кстати, заглянули мы и на колокольню. Дверь была открыта. На ту самую, куда с блогерами на часы ходили. Но мы уж не пошли туда без разрешения. У Алексея и Шурика крутые посты были на эту тему.http://novouralsk-2014.livejournal.com/1258783.html https://guriny.livejournal.com/608748.html
Ещё вот смотрю на иконостас и напоминает он мне старый дом без окон. Это потому что икон нет. Самых главных. Вся эта гнусная история с реставрацией икон в Москве. Про это много написано всего.
Быстро прошла служба, незаметно. Вот уже и водосвятие. Всем хочется попасть под капельки воды, которыми батюшка щедро поливает головы стоящих. Радостно. «Ой, и нам прилетело!». А потом крестный ход до пруда.
Идём с горящими свечами. Большие свечи из Иерусалима, как факелы. Только вот фотографии ночью плохо получаются.
Иордань вырублена в форме большого креста . Совсем неглубокая всего сантиметров двадцать глубиной.
Не для купания. Батюшка не приветствует обычай всем сдуру в прорубь лезть. Да ещё по пьянке не дай бог, как многие у нас привыкли. Плюс селфи в купальнике на фоне «смытых» грехов.
А тем временем двое мужчин с коловоротами делают отверстия во льду. И вода фонтаном вырывается и постепенно заполняет всё пространство креста.
Какое-то волшебное зрелище!
Все умываются, смеются, тепло поздравляют друг друга. А когда возвращались с крестного хода, я спросила женщину, которая служит в храме
-А что это за свет на башенке?
-А это батюшка распорядился, чтобы огонёк был всегда, как маяк для всех заплутавших.
Ещё больше потеплело от этих слов.
Мы вернулись в храм. Набрали водички крещенской. Никто не толкался, не суетился. А потом трапеза. Как всегда заботливо наготовленные салатики, пироги и компот. Вкусно - ум отъешь! Сидим-едим, суп хлебаем. Мясо в супе странное, волокнистое. Вдруг женщина рядом говорит:
-Бобра едим.
-??
-Да, да суп из бобра. Их тут много в окрестностях. Батюшке охотники принесли, кушайте.
Нормальное такое мясцо, на тушёнку похоже. Мы и подумали сначала, что это тушёнка
А батюшка за столом историю рассказал. История всё о том же. О том, что в Крещенье купаться не следует.
На реке Иордан, на самой границе Иордании и Израиля на Богоявление освящали воду. Священники брали большой деревянный крест, бросали его прямо в реку на течение и привязывали верёвкой, чтоб не унесло. Крест лежал на воде, как-будто и не было в Иордане никакого течения. Его никуда не сносило, не таскало от берега к берегу. Как бросили его, так он в том месте на воде и лежал весь день.
Люди точно так же, как и у нас на Урале, умывались, обливали друг друга и набирали воду в пластиковые бутылочки. И тут нашёлся один русский, который решил искупаться в водах священной реки.
Залез он в воду и чувствует, что течение, такое с виду слабенькое на поверхностности, стремительно тащит куда-то его ноги. Ещё чуть-чуть, и оторвёт ноги от дна и утащит бедного паломника под воду. Ухватившись за камыш, наш герой потихоньку выбрался обратно на берег. И потом рассказал эту историю отцу Виктору в качества доказательства его слов, о том, что купаться в день Крещения всё-таки не следует. Даже там, в Иордании.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]