Зачем Россия прощает долги другим странам
---
За 17 последних лет Россия простила своим потенциальным союзникам $140 млрд., то есть списала задолженность практически по всем кредитам, которые предоставил СССР с середины 50-х по 1991 год. Многие справедливо возмущаются и задаются вопросом - к чему этот альтруизм?
Да, наверняка среди всех прощенных долгов есть ошибки и просчеты (опять таки это "с какой колокольни смотреть"), но все же не многие знают, что $140 млрд. бывших долгов других стран перед Россией — цифра лукавая.
И вот в чем причина...
Конечно же если говорить в общем, то выдавать кредиты выгодно. Иначе этим бы никто не занимался и весь мир не был бы должен друг другу как клубок ниток.
Помните мы как то рассматривали структуру мирового долга? За это время многое могло поменяться, но смысл вы должны уловить:
Вот тут был подробный пост об этом, где мы обсуждали мировой долг - https://masterok.livejournal.com/824977.html, а вот таблица мирового долга 2015 года
Итак, зачем Россия дает в долг?
Страна предоставляет кредит иностранному заемщику, чтобы стимулировать экспорт своей собственной продукции. Бывает два вида кредита. «Связанный» — когда средства используются для закупки продукции в той самой стране, которая и выдала кредит. И «финансовый» — который предоставляется, чтобы сбалансировать в государстве-заемщике национальный бюджет. Первый случай на практике означает: самих денег (ни рублей, ни долларов, ни иен) страна-заемщик никогда не увидит. Деньги получат предприятия России. Они заключили контракты в долларах, мы им заплатили рублями, товар поступил заемщику. Так появляется задолженность страны перед Россией.
А теперь подробнее про $140 млрд. долга перед СССР
Эта цифра во многом лукавая. Важно понимать, что за ней стоит. Прежде всего рабочие места и поддержка нашей промышленности, в том числе оборонной. Советский Союз заключал экспортные контракты в рублях или в переводных рублях (денежная единица СЭВ — Совета экономической взаимопомощи) плюс использовал несколько десятков «специальных» валют. Перевожу: внутри страны мы всегда тратили рубли, а свои требования к заемщикам отражали в валюте. А когда на этапе пересчета всей этой экзотики в доллары США стали использовать курс 67 копеек за 1 доллар, и выскочила такая большая сумма. Реальной экономики за ней не так много, если еще при таких подсчетах учесть, что мы финансировали советские предприятия по внутренним ценам, а поставки осуществляли по внешним.
Страна, предоставляющая экспортные кредиты, преследует, конечно, не только коммерческие цели, но и геополитические. Предположить, что это не так, было бы очень странно и наивно. Другое дело, что это происходит в тени соглашения о кредитах. Понятно, что в самих кредитных соглашениях никаких целей и задач, связанных с политикой, геополитикой или военно-политическими отношениями, никто не прописывает, поскольку договоренности эти осуществляются в иных местах и по-другому оформляются.
Конечно же тут уже все зависит от способности правильно понимать "момент", умение вести переговоры и продвигать свою позицию. Скорее всего не всегда у нас это получалось.
Например вот что рассказывает замминистра финансов Российской Федерации Сергей Сторчак: то, что мы вышли из Камрани, было связано с необходимостью оплаты аренды живыми деньгами. Вьетнам не согласился осуществить эти расчеты в рамках урегулирования своей задолженности, очень удачно использовав тот факт, что в тот момент у него имелась многосторонняя договоренность с Парижским клубом кредиторов. И это обстоятельство было мощным оружием в руках вьетнамских переговорщиков. Договорились мы только в начале нулевых — используя и элементы списания, и товарную схему погашения долга, и элементы платежей наличными. В результате очень сложных договоренностей получилась комбинированная схема урегулирования вьетнамского долга. Можно это оценивать по-разному. Я считаю, что в конечном итоге был найден компромисс, который дал возможность сделать в наших торгово-экономических отношениях достаточно серьезный прорыв. По схожему сценарию шли переговоры об урегулировании кубинского долга...
Однако есть и другое популярное мнение на это счет. Вот как оценивает процесс списания долгов Михаил Делягин:
писание долгов Россией не сопровождалось практически никакими сколь-нибудь внятными и заметными встречными шагами заинтересованных стран. И в значительной степени носило характер подарков нашим геополитическим противникам, контролирующим управляющий нашей экономикой либеральный клан.
В 1992 году Россия простила Никарагуа $2,6 из $3,1 млрд ее госдолга: так США за наш счет поощрили пришедшее там на смену сандинистам правое правительство. А в 1996 году Россия списала Анголе, где тогда под руководством США шел (вскоре сорванный) мирный процесс, $3,5 из $5 млрд ее долга.
В 1997 году либералы загнали нашу страну, беспомощную в условиях «семибанкирщины», в Парижский клуб и взяли обязательство списать основную часть внешних долгов по поставкам оружия, а также внешних долгов «развивающихся» и «слаборазвитых» стран.
В результате в июне 1999 года еще не оправившаяся от дефолта Россия обязалась простить более $20 млрд долгов африканских стран (и сделала это в 2000-2003 и последующих годах).
Россия не просто так прощает долги другим странам
В 2000 году было списано $9,5 из $11 млрд Вьетнама, — вероятно, чтобы найти предлог отказаться от стратегически значимой военно-морской базы в Камрани, аренда которой оплачивалась процентными платежами по прощенному долгу.
В 2004 был списан остаток долга Никарагуа – $344 млн (всего ее проамериканским в то время правительствам было прощено почти $6 млрд). В ноябре 2004 года Ираку, только что захваченному США в нарушение международного права, списали $9,8 из $10,5 млрд долларов. Более того, в обмен за заведомо пустые обещания началось его интенсивное кредитование – и к началу 2008 года долг Ирака перед Россией вырос до $12,9 млрд, из которых $12 млрд были списаны снова.
В 2006 году Россия простила вполне платежеспособному Алжиру $4,7 млрд (в обмен на обещания купить боевые самолеты, более чем от половины которых он со скандалом отказался), в 2007 – $11,1 млрд долга оккупированного США Афганистана (окончательно он был прощен в 2010 году, когда было списано еще $0,9 млрд.), в 2008 – $4,7 млрд богатейшей тогда Ливии (ее международные резервы, разграбленные затем в ходе западной интервенции, оценивались в $200 млрд).
В 2013 году Россия простила Киргизии $500 млн, а в 2017 — еще $240 млн. Той самой Киргизии, президент которой не скупился на оскорбительные высказывания в адрес российского бизнеса и даже отдельных наших лиц и ввел антироссийский государственный праздник, а парламент которой отказался от исполнения обязательств страны в рамках ЕАЭС?
Общая сумма долгов, прощенных Россией, превышает $151 млрд, — за отказ от этих астрономических сумм мы получали и оскорбления, и прямой отказ от сотрудничества в пользу наших геополитических противников.
П.С.: Лично я думаю, что истина где то по середине! Кредиты это мощный экономический и политический механизм, которым необходимо пользоваться и в международных делах. Но отношение к должникам, просрочившимся должникам должно быть максимально жестким в условиях конкретного момента. Вернуть долго можно по разному, не обязательно деньгам. Ну, а уж прощать надо совсем в крайнем случае в связи с объективной безнадежностью или каким то осязаемым потенциалом в результате.
Вот вам еще дефолт по-советски
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]