Пенсионеры пошли в интернет
---
Впервые за два года выросла аудитория российского сегмента интернета. Во многом рост произошел за счет людей старшего возраста. Этот же сегмент аудитории является основным резервом для увеличения показателей.
Размер аудитории подсчитали в GfK — одном из крупнейших в мире научно-исследовательских институтов маркетинга. Согласно его данным, в настоящее время в России постоянно пользуется интернетом 87 млн человек. К началу 2018 года количество интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет выросло на 3,5%. Рост впервые отмечен после двух лет стагнации, отмечает "Коммерсант": в 2015 году аудитория рунета составляла 84 млн человек, в 2016 году эти цифры не изменились.
По данным GfK, уровень проникновения интернета в России в 2017 году среди населения старше 16 лет вырос с 70,4% до 72,8%, а аудитория мобильного интернета выросла на 20% — с 47% до 56%. Данные получены по результатам регулярного опроса, суммарный объем выборки за 2017 год составил 12 тыс. респондентов.
В компании утверждают, что рост аудитории Рунета произошел в основном за счет вовлечения представителей старшего поколения: за последний год среди людей в возрасте 55 лет и старше доля пользователей интернета увеличилась на четверть. Впрочем, уровень онлайн-проникновения в этом возрасте в целом остается невысоким — лишь каждый третий россиянин (36%) старше 55 лет пользуется интернетом, в то время как среди молодежи уровень пользования интернетом достиг практически предельных значений еще два года назад и составляет сейчас 98%. В возрастной группе 30-54 лет размер аудитории составляет 83%.
Еще одной тенденцией при увеличении интернет-аудитории в России стал рост пользователей мобильного интернета. По итогам прошлого года аудитория составила 67 млн человек. Подобное явление эксперты GfK связали с "ростом проникновения смартфонов". На начало 2018 года в интернет с портативных устройство выходило 51,5% россиян. Пользование планшетами в последние годы растет незначительно, заметили в GfK, подчеркнув однако, что сегодня мобильное устройство все чаще становится единственной платформой для доступа пользователей в интернет. По данным авторов исследования, в настоящее 16 млн россиян в возрасте от 16 лет (13,2%) заходят в сеть только с мобильных устройств. Выше всего доля "только мобильных" пользователей среди молодежи до 30 лет (18,4%), а также в сельской местности (16,4%).
В компании "Яндекс" "Коммерсанту" подтвердили, что в ближайшие годы аудитория российского сегмента интернета будет прирастать за счет именно людей старшего поколения. По мнению российского интернет-гиганта, реальный резерв для роста сейчас существует только в сегменте от 45 лет и старше. В городах-миллионниках аудитория перестала расти еще в 2015 году. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом, добавляют в "Яндексе".
Своими соображениями о причинах роста аудитории интернета делится юрист, блогер, общественный деятель Денис Сапрыгин (Красноярск): "Прирост Рунета в основном связан с тем, что многие рабочие места, вакансии, жестко требуют не только хорошего знания компьютера, но и умения работать с глобальной сетью. Люди вынуждены учиться пользоваться интернетом, чтобы не отстать от времени. Что касается того, стоит ли ожидать такого же массового прироста в будущем и за счет каких категорий пользователей, то сейчас взрослых людей, пользователей Рунета, в России достаточно много. Расширение за счет молодежной среды идет постепенно, не такими быстрыми темпами. Поэтому прирост может быть в основном за счет тех, кто ищет работу."
Общественный деятель, предприниматель, председатель молодежного парламента Оренбургской области Дмитрий Чернов, рассуждая о причинах прироста "возрастных" пользователей, отмечает, что прирост аудитории интернета в целом будет продолжаться еще какое-то время: "Рост пользователей именно этой категории, старшего поколения, я связываю с тем, что много государственных программ идут именно на обучение пожилых людей, людей старшего возраста, компьютерным программам. <...> В эту же категорию входят также те, кто компьютером уже пользовался. То есть те, кто и раньше работал на компьютере, и просто перешел в "возрастную" категорию. И третье — жизнь заставляет. Если раньше среднестатистический руководитель редко пользовался компьютером, и последний пылился в кабинете как мебель, то сейчас наличие Сети используется как оперативный способ решения производственных и прочих вопросов. Многие покупают смартфон уже не для имиджа, а для того, чтобы им пользоваться. <...> Думаю, что в дальнейшем темп роста будет сохраняться. Порог, конечно, есть. Но достигнут он будет не скоро."
Журналист, публицист, медиаменеджер Шамиль Валеев оценивает интернет и присутствие в нем старшего поколения с общественно-политической точки зрения: "Я пережил несколько периодов развития интернета. Когда-то он был элитарным интернетом для айтишников. За эти двадцать лет я вижу, как он превращается в интернет пенсионеров. Я думаю, что это глобальный процесс, потому что интернет на сегодня — самый дешевый способ быть востребованным, находиться в общественно-политическом пространстве. Я думаю, что в Интернет вошли те люди, которым было 40 лет на заре его появления. <...> Сегодня интернет — возможность быть услышанным, высказать свое мнение, собирать комментарии. То есть то, чего некоторые были лишены в течение всей биографии. Можно собираться по интересам: дачники, рукодельницы и т.д.
Однако нужно воспринимать пенсионеров не только с этой точки зрения. Через цифровые технологии они втягиваются в общественно-политический процесс, в цифровую демократию. Я думаю, тем, кто сейчас находится в рабочем возрасте, предстоит свою старость провести в интернете. Я это оцениваю в первую очередь электорально. <...> То есть люди с активной жизненной позицией, имеющие навык пешей ходьбы на выборы, будут формировать свою позицию не от телевизора, не от, скажем так, односторонних СМИ, а от медиа с обратной связью. И если раньше можно было надеяться, что ты развлечешь аудиторию с помощью мемасиков, котиков и ютуба, то сейчас придется придумывать контент. <...> И переход зрелого россиянина в цифру пройдет быстро и безболезненно."
Доктор философских наук, профессор кафедры теории политики и коммуникации ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя Наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов видит в результатах исследования GfK признаки смены коммуникационных приоритетов россиян: "Наступление нового периода увеличения аудитории Рунета за счет людей старшего поколения сигнализирует не только о том, что оно, это поколение, становится все более "продвинутым" и не чурается новых технологий. <...> На мой взгляд, новый качественный рост российских пользователей виртуальным пространством говорит о начале новой коммуникативной эры — эпохе заката телевизионного "всевластия". Средний возраст телевизионной аудитории сегодня в России составляет примерно 46,7 лет. И те, кто сидят неотрывно у экранов, становятся с каждым годом все старше и все неподвижнее. А те, кто не удовлетворен эфирным контентом, с неизбежностью обращают свои взоры в интернет-пространство. Считаю, что эта новая коммуникация с каждым годом все агрессивнее будет "пожирать" телезрителей, предлагая им модификации или суррогаты их прежнего времяпровождения."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Размер аудитории подсчитали в GfK — одном из крупнейших в мире научно-исследовательских институтов маркетинга. Согласно его данным, в настоящее время в России постоянно пользуется интернетом 87 млн человек. К началу 2018 года количество интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет выросло на 3,5%. Рост впервые отмечен после двух лет стагнации, отмечает "Коммерсант": в 2015 году аудитория рунета составляла 84 млн человек, в 2016 году эти цифры не изменились.
По данным GfK, уровень проникновения интернета в России в 2017 году среди населения старше 16 лет вырос с 70,4% до 72,8%, а аудитория мобильного интернета выросла на 20% — с 47% до 56%. Данные получены по результатам регулярного опроса, суммарный объем выборки за 2017 год составил 12 тыс. респондентов.
В компании утверждают, что рост аудитории Рунета произошел в основном за счет вовлечения представителей старшего поколения: за последний год среди людей в возрасте 55 лет и старше доля пользователей интернета увеличилась на четверть. Впрочем, уровень онлайн-проникновения в этом возрасте в целом остается невысоким — лишь каждый третий россиянин (36%) старше 55 лет пользуется интернетом, в то время как среди молодежи уровень пользования интернетом достиг практически предельных значений еще два года назад и составляет сейчас 98%. В возрастной группе 30-54 лет размер аудитории составляет 83%.
Еще одной тенденцией при увеличении интернет-аудитории в России стал рост пользователей мобильного интернета. По итогам прошлого года аудитория составила 67 млн человек. Подобное явление эксперты GfK связали с "ростом проникновения смартфонов". На начало 2018 года в интернет с портативных устройство выходило 51,5% россиян. Пользование планшетами в последние годы растет незначительно, заметили в GfK, подчеркнув однако, что сегодня мобильное устройство все чаще становится единственной платформой для доступа пользователей в интернет. По данным авторов исследования, в настоящее 16 млн россиян в возрасте от 16 лет (13,2%) заходят в сеть только с мобильных устройств. Выше всего доля "только мобильных" пользователей среди молодежи до 30 лет (18,4%), а также в сельской местности (16,4%).
В компании "Яндекс" "Коммерсанту" подтвердили, что в ближайшие годы аудитория российского сегмента интернета будет прирастать за счет именно людей старшего поколения. По мнению российского интернет-гиганта, реальный резерв для роста сейчас существует только в сегменте от 45 лет и старше. В городах-миллионниках аудитория перестала расти еще в 2015 году. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом, добавляют в "Яндексе".
Своими соображениями о причинах роста аудитории интернета делится юрист, блогер, общественный деятель Денис Сапрыгин (Красноярск): "Прирост Рунета в основном связан с тем, что многие рабочие места, вакансии, жестко требуют не только хорошего знания компьютера, но и умения работать с глобальной сетью. Люди вынуждены учиться пользоваться интернетом, чтобы не отстать от времени. Что касается того, стоит ли ожидать такого же массового прироста в будущем и за счет каких категорий пользователей, то сейчас взрослых людей, пользователей Рунета, в России достаточно много. Расширение за счет молодежной среды идет постепенно, не такими быстрыми темпами. Поэтому прирост может быть в основном за счет тех, кто ищет работу."
Общественный деятель, предприниматель, председатель молодежного парламента Оренбургской области Дмитрий Чернов, рассуждая о причинах прироста "возрастных" пользователей, отмечает, что прирост аудитории интернета в целом будет продолжаться еще какое-то время: "Рост пользователей именно этой категории, старшего поколения, я связываю с тем, что много государственных программ идут именно на обучение пожилых людей, людей старшего возраста, компьютерным программам. <...> В эту же категорию входят также те, кто компьютером уже пользовался. То есть те, кто и раньше работал на компьютере, и просто перешел в "возрастную" категорию. И третье — жизнь заставляет. Если раньше среднестатистический руководитель редко пользовался компьютером, и последний пылился в кабинете как мебель, то сейчас наличие Сети используется как оперативный способ решения производственных и прочих вопросов. Многие покупают смартфон уже не для имиджа, а для того, чтобы им пользоваться. <...> Думаю, что в дальнейшем темп роста будет сохраняться. Порог, конечно, есть. Но достигнут он будет не скоро."
Журналист, публицист, медиаменеджер Шамиль Валеев оценивает интернет и присутствие в нем старшего поколения с общественно-политической точки зрения: "Я пережил несколько периодов развития интернета. Когда-то он был элитарным интернетом для айтишников. За эти двадцать лет я вижу, как он превращается в интернет пенсионеров. Я думаю, что это глобальный процесс, потому что интернет на сегодня — самый дешевый способ быть востребованным, находиться в общественно-политическом пространстве. Я думаю, что в Интернет вошли те люди, которым было 40 лет на заре его появления. <...> Сегодня интернет — возможность быть услышанным, высказать свое мнение, собирать комментарии. То есть то, чего некоторые были лишены в течение всей биографии. Можно собираться по интересам: дачники, рукодельницы и т.д.
Однако нужно воспринимать пенсионеров не только с этой точки зрения. Через цифровые технологии они втягиваются в общественно-политический процесс, в цифровую демократию. Я думаю, тем, кто сейчас находится в рабочем возрасте, предстоит свою старость провести в интернете. Я это оцениваю в первую очередь электорально. <...> То есть люди с активной жизненной позицией, имеющие навык пешей ходьбы на выборы, будут формировать свою позицию не от телевизора, не от, скажем так, односторонних СМИ, а от медиа с обратной связью. И если раньше можно было надеяться, что ты развлечешь аудиторию с помощью мемасиков, котиков и ютуба, то сейчас придется придумывать контент. <...> И переход зрелого россиянина в цифру пройдет быстро и безболезненно."
Доктор философских наук, профессор кафедры теории политики и коммуникации ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя Наблюдательного совета Общественного телевидения России Антон Фортунатов видит в результатах исследования GfK признаки смены коммуникационных приоритетов россиян: "Наступление нового периода увеличения аудитории Рунета за счет людей старшего поколения сигнализирует не только о том, что оно, это поколение, становится все более "продвинутым" и не чурается новых технологий. <...> На мой взгляд, новый качественный рост российских пользователей виртуальным пространством говорит о начале новой коммуникативной эры — эпохе заката телевизионного "всевластия". Средний возраст телевизионной аудитории сегодня в России составляет примерно 46,7 лет. И те, кто сидят неотрывно у экранов, становятся с каждым годом все старше и все неподвижнее. А те, кто не удовлетворен эфирным контентом, с неизбежностью обращают свои взоры в интернет-пространство. Считаю, что эта новая коммуникация с каждым годом все агрессивнее будет "пожирать" телезрителей, предлагая им модификации или суррогаты их прежнего времяпровождения."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]