Один день в Аду. В Белом Аду. Тестовый полигон компании Nokian
---
Мне кажется, что нет автомобилиста, который не хотел бы побывать на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. И, тем более, прокатиться по нему на каком-нибудь горячем автомобиле. Я один из тех, кто хочет этого. У меня пока не было такой возможности (надеюсь, что будет). Но кое-чем похожим могу похвастаться! Я побывал на огромном тестовом полигоне компании Nokian Tyres в северной Финляндии, что недалеко от города Ивало. И прокатился на двух горячих автомобилях по кольцевой снежной трассе. Это было очень круто!
Почему в посте про полигон Nokian я вспомнил про немецкий Нюрбургринг? Дело в том, что немецкая трасса прославилась своей коварностью. Сколько машин там побилось в попытках установить рекорд, проезжая повороты на предельных скоростях... никто точно не скажет. Оттого трасса получила негласное название "Зеленый Ад". Так вот, автомобильные журналисты, которые побывали на финской трассе, провели аналогию с Нюрбургрингом и дали название "Белый Ад". И если немецкий вариант мало где упоминается, то финны взяли и назвали трассу White Hell.
2
Почему "Белый" становится понятно сразу, как только выходишь из аэропорта Ивало и едешь в сторону отеля. А на территории полигона и подавно. White Hell расположен на расстоянии 300 километров севернее от Полярного круга. Зимы тут суровые, с обильными снегопадами и колючими морозами. Такое географическое положение было выбрано осознанно. Nokian на полигоне White Hell тестирует именно зимние шины. На руку играет то, что зимы тут продолжительные, минимум полгода. А еще перепад температур в течение суток может достигать разницы аж в 40 градусов! Шины, которые успешно выдержали продолжительные тесты в таких условиях, могут по праву считаться лучшими.
3
Фото Артем artemspec
Что такое полигон White Hell? Чтобы лучше понять это, нужно привести несколько цифр:
1986 - год основания центра тестирования в Лапландии
700 гектар - общая площадь территории полигона.
20 трасс проложено на этой площади.
Более 100 километров - общая протяженность трасс, на которых проходит тестирование.
Свыше 20.000 шин тестируется на White Hell.
Более 40.000 километров проходят тестовые шины за сезон
420 лошадиных сил у самых мощных автомобилей, которые используются для тестов.
50% всех затрат на разработку новых шин Nokian тратится на тестирование
4
5
Некоторые из этих цифр мы смогли прочувствовать на себе. Первым делом мы оседлали парк тестовых кроссоверов (Audi Q5 и один Mercedes Benz GLC), и поехали стройной шеренгой знакомиться с трассами. Они здесь совершенно разные. Есть прямые, есть кольцевые, есть даже крытые. Причем они все могут отличаться и характером покрытия. В большинстве случаев это утрамбованный снег или лед замершего озера. За трассами постоянно следят, очищая их от снега. Для этого на полигоне есть парк спецтранспорта. Кстати, на подготовку трасс к тестам уходит 60% всего времени. То есть, больше, чем на сами тесты. Загрузка по тестированиям полная, трассы не сдаются в аренду другим производителям и компаниям. В редких случаях здесь могут проводить тесты журналисты автомобильных изданий, и то в интересах Nokian. Для туризма этот полигон закрыт. Если на Нюрбургринг можно попасть, заплатив деньги за аренду трассы или количество кругов, то здесь это не выйдет.
6
На тех же паркетниках мы проехались по льду озера в режиме "фрирайд", болтанкой, или как это еще назвать. Короче, жмем на газ, крутим рулем из стороны в сторону, и наблюдаем. Здесь я еще больше зауважал электронные системы безопасности: на голом льду они осаждали машину так, что не успеваешь наломать дров даже в режиме "педаль в пол". Электроника и шипы творили на льду чудеса, которые были бы невозможны на машинах без ESP и ABS. Конечно же, на общественных дорогах такие фокусы делать опасно.
7
Фото Евгения egolovach, за рулем я
Для оценки поведения автомобилей на голом льду есть специальная крытая трасса. Выглядит это как ангар длиной около 700 метров, под ногами (или колесами) чистый и ровный лед. При этом, никакого холодильного оборудования, как на площадках для катания на коньках, ибо у такого льда другие характеристики.
8
Здесь можно наглядно оценивать тормозные пути автомобилей в разных шинах. Два одинаковых автомобиля разогнались до 40 километров в час и резко затормозили в одном и том же месте. Один автомобиль был обут в шипованную резину, а второй во всесезонную. На фотографии ниже довольно красноречивая демонстрация того, почему всесезонные шины зимой - это полумера:
9
В автопарке White Hell есть несколько любопытных экземпляров. Например, вот этот Volkswagen LT40 (это такая полноприводная производная от VW Transporter). Фишка данного экземпляра в том, что у него есть пятое колесо. Вернее будет сказать пятая ось для колеса.
10
Ось эта хитрая, у нее электронный привод, она умеет крутиться с заданной скоростью, а также создавать дополнительное давление на шину.
11
12
Электроника анализирует данные от оси и передает ее на компьютер в салоне для дальнейшего анализа:
13
Второй автомобиль - это полноприводный Mersedes Sprinter. Причем привод на все 6 колес. Кое-кто, посмотрев на этот автомобиль, подумал, что из него вышел бы отличный кемпер :)
14
Было удивительно обнаружить в автопарке финнов новенькие Lada Vesta! Представьте, они тоже будут применяться для тестов шин. Судя по информации от коллег-журналистов, финны уже успели оценить этот автомобиль. По их мнению, Веста хороша, но не без недостатков, которые вылезают в условиях суровой зимы.
15
Про уникальный комплект резины с автоматическими шипами я уже писал отдельный пост, настолько это интересная штука:
16
Гвоздем нашего тура по Белому Аду было знакомство с двумя очень интересными автомобилями. Еще по пути сюда я втайне надеялся и мечтал, что получится погонять на заснеженной кольцевой трассе. На полигоне в Тампере (когда нам показывали новую линейку летних шин) нам такую возможность предоставить не смогли. А тут... бог мой, аж 5 горячих автомобилей и заветное кольцо! Это были Audi RS4 в количестве 4 штуки и один VW Golf VR6. Все эти автомобили подготовлены под гонки на снежной трассе. Обратите внимание на бамперы, им не страшны вылеты в снежные сугробы.
17
На горячем Audi я сначала прокатился с инструктором. Он деловито отключил ESP и повалил... У меня уже был очень яркий опыт поездки в настоящем подготовленном автомобиле с чемпионом по кросс-ралли Финляндии - это было нереально круто, прямо бешеный восторг! Но то был асфальт и сухой грунт, а тут снег и лед. Ощущения от зимней езды были не такие яркие, как от той адской табуретке Toyota Starlet в Коуволе. Но сам факт, что машина на такой трассе цепко держалась заданной траектории на немалой скорости, вызывал уважение. Кто сделал больший вклад в это - водитель или шины - остается гадать. Пусть будет поровну. Тем более, я прокатился на этой же Ауди без ESP и даже не вылетел с трассы!
18
19
Фото Артем artemspec
Другое дело - это горячий гольф. У него, в отличие от полноприводных Ауди, только передний привод и отключенный ESP. И по салону видно, что он более "боевой": ковшеобразные сиденья, гоночный руль, каркас безопасности, все лишнее выкинуто... На этом гольфе я сумел прочувствовать прелести вождения переднеприводного автомобиля на грани.
20
21
Ну и, на десерт, вот такой кабриолетик. Он старенький, лошадок очень мало, ничего примечательного не замечаешь... пока не начнешь крутить руль в движении. Фишка этой машины в том, что у нее руль и колеса работают в противофазе. Крутишь руль направо, а колеса поворачиваются налево и наоборот. Задача - пройти стандартную змейку по площадке. И знаете, мозг через какое-то время привыкает. Наверное так же, как и правостороннее движение после левостороннего. Когда я спросил у инструктора про смысл существования этого автомобиля на полигоне, он улыбнулся и сказал "Just for fun!". И кто после этого скажет, что финны суровые? :)
22
И, напоследок, приведу комментарий Матти Морри на очень популярный вопрос, который мучает всех покупателей зимних шин: шипы или "липучка"? Ответ, впрочем, был тоже прост и популярен. Если есть даже небольшая вероятность того, что автомобиль окажется колесами на голом льду, то надо брать шипы. Да, протектор фрикционных шин Nokian содержит какие-то кристаллические частицы, которые работают как микро-шипы. Но "железные" шипы на льду и утрамбованном снегу надежнее.
* Подпишитесь на обновления блога, впереди еще много интересного!
* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там тоже есть ссылки на посты:
* О сотрудничестве с моим блогом можно прочитать здесь.
* Поделитесь ссылкой с друзьями:
Почему в посте про полигон Nokian я вспомнил про немецкий Нюрбургринг? Дело в том, что немецкая трасса прославилась своей коварностью. Сколько машин там побилось в попытках установить рекорд, проезжая повороты на предельных скоростях... никто точно не скажет. Оттого трасса получила негласное название "Зеленый Ад". Так вот, автомобильные журналисты, которые побывали на финской трассе, провели аналогию с Нюрбургрингом и дали название "Белый Ад". И если немецкий вариант мало где упоминается, то финны взяли и назвали трассу White Hell.
2
Почему "Белый" становится понятно сразу, как только выходишь из аэропорта Ивало и едешь в сторону отеля. А на территории полигона и подавно. White Hell расположен на расстоянии 300 километров севернее от Полярного круга. Зимы тут суровые, с обильными снегопадами и колючими морозами. Такое географическое положение было выбрано осознанно. Nokian на полигоне White Hell тестирует именно зимние шины. На руку играет то, что зимы тут продолжительные, минимум полгода. А еще перепад температур в течение суток может достигать разницы аж в 40 градусов! Шины, которые успешно выдержали продолжительные тесты в таких условиях, могут по праву считаться лучшими.
3
Фото Артем artemspec
Что такое полигон White Hell? Чтобы лучше понять это, нужно привести несколько цифр:
1986 - год основания центра тестирования в Лапландии
700 гектар - общая площадь территории полигона.
20 трасс проложено на этой площади.
Более 100 километров - общая протяженность трасс, на которых проходит тестирование.
Свыше 20.000 шин тестируется на White Hell.
Более 40.000 километров проходят тестовые шины за сезон
420 лошадиных сил у самых мощных автомобилей, которые используются для тестов.
50% всех затрат на разработку новых шин Nokian тратится на тестирование
4
5
Некоторые из этих цифр мы смогли прочувствовать на себе. Первым делом мы оседлали парк тестовых кроссоверов (Audi Q5 и один Mercedes Benz GLC), и поехали стройной шеренгой знакомиться с трассами. Они здесь совершенно разные. Есть прямые, есть кольцевые, есть даже крытые. Причем они все могут отличаться и характером покрытия. В большинстве случаев это утрамбованный снег или лед замершего озера. За трассами постоянно следят, очищая их от снега. Для этого на полигоне есть парк спецтранспорта. Кстати, на подготовку трасс к тестам уходит 60% всего времени. То есть, больше, чем на сами тесты. Загрузка по тестированиям полная, трассы не сдаются в аренду другим производителям и компаниям. В редких случаях здесь могут проводить тесты журналисты автомобильных изданий, и то в интересах Nokian. Для туризма этот полигон закрыт. Если на Нюрбургринг можно попасть, заплатив деньги за аренду трассы или количество кругов, то здесь это не выйдет.
6
На тех же паркетниках мы проехались по льду озера в режиме "фрирайд", болтанкой, или как это еще назвать. Короче, жмем на газ, крутим рулем из стороны в сторону, и наблюдаем. Здесь я еще больше зауважал электронные системы безопасности: на голом льду они осаждали машину так, что не успеваешь наломать дров даже в режиме "педаль в пол". Электроника и шипы творили на льду чудеса, которые были бы невозможны на машинах без ESP и ABS. Конечно же, на общественных дорогах такие фокусы делать опасно.
7
Фото Евгения egolovach, за рулем я
Для оценки поведения автомобилей на голом льду есть специальная крытая трасса. Выглядит это как ангар длиной около 700 метров, под ногами (или колесами) чистый и ровный лед. При этом, никакого холодильного оборудования, как на площадках для катания на коньках, ибо у такого льда другие характеристики.
8
Здесь можно наглядно оценивать тормозные пути автомобилей в разных шинах. Два одинаковых автомобиля разогнались до 40 километров в час и резко затормозили в одном и том же месте. Один автомобиль был обут в шипованную резину, а второй во всесезонную. На фотографии ниже довольно красноречивая демонстрация того, почему всесезонные шины зимой - это полумера:
9
В автопарке White Hell есть несколько любопытных экземпляров. Например, вот этот Volkswagen LT40 (это такая полноприводная производная от VW Transporter). Фишка данного экземпляра в том, что у него есть пятое колесо. Вернее будет сказать пятая ось для колеса.
10
Ось эта хитрая, у нее электронный привод, она умеет крутиться с заданной скоростью, а также создавать дополнительное давление на шину.
11
12
Электроника анализирует данные от оси и передает ее на компьютер в салоне для дальнейшего анализа:
13
Второй автомобиль - это полноприводный Mersedes Sprinter. Причем привод на все 6 колес. Кое-кто, посмотрев на этот автомобиль, подумал, что из него вышел бы отличный кемпер :)
14
Было удивительно обнаружить в автопарке финнов новенькие Lada Vesta! Представьте, они тоже будут применяться для тестов шин. Судя по информации от коллег-журналистов, финны уже успели оценить этот автомобиль. По их мнению, Веста хороша, но не без недостатков, которые вылезают в условиях суровой зимы.
15
Про уникальный комплект резины с автоматическими шипами я уже писал отдельный пост, настолько это интересная штука:
16
Гвоздем нашего тура по Белому Аду было знакомство с двумя очень интересными автомобилями. Еще по пути сюда я втайне надеялся и мечтал, что получится погонять на заснеженной кольцевой трассе. На полигоне в Тампере (когда нам показывали новую линейку летних шин) нам такую возможность предоставить не смогли. А тут... бог мой, аж 5 горячих автомобилей и заветное кольцо! Это были Audi RS4 в количестве 4 штуки и один VW Golf VR6. Все эти автомобили подготовлены под гонки на снежной трассе. Обратите внимание на бамперы, им не страшны вылеты в снежные сугробы.
17
На горячем Audi я сначала прокатился с инструктором. Он деловито отключил ESP и повалил... У меня уже был очень яркий опыт поездки в настоящем подготовленном автомобиле с чемпионом по кросс-ралли Финляндии - это было нереально круто, прямо бешеный восторг! Но то был асфальт и сухой грунт, а тут снег и лед. Ощущения от зимней езды были не такие яркие, как от той адской табуретке Toyota Starlet в Коуволе. Но сам факт, что машина на такой трассе цепко держалась заданной траектории на немалой скорости, вызывал уважение. Кто сделал больший вклад в это - водитель или шины - остается гадать. Пусть будет поровну. Тем более, я прокатился на этой же Ауди без ESP и даже не вылетел с трассы!
18
19
Фото Артем artemspec
Другое дело - это горячий гольф. У него, в отличие от полноприводных Ауди, только передний привод и отключенный ESP. И по салону видно, что он более "боевой": ковшеобразные сиденья, гоночный руль, каркас безопасности, все лишнее выкинуто... На этом гольфе я сумел прочувствовать прелести вождения переднеприводного автомобиля на грани.
20
21
Ну и, на десерт, вот такой кабриолетик. Он старенький, лошадок очень мало, ничего примечательного не замечаешь... пока не начнешь крутить руль в движении. Фишка этой машины в том, что у нее руль и колеса работают в противофазе. Крутишь руль направо, а колеса поворачиваются налево и наоборот. Задача - пройти стандартную змейку по площадке. И знаете, мозг через какое-то время привыкает. Наверное так же, как и правостороннее движение после левостороннего. Когда я спросил у инструктора про смысл существования этого автомобиля на полигоне, он улыбнулся и сказал "Just for fun!". И кто после этого скажет, что финны суровые? :)
22
И, напоследок, приведу комментарий Матти Морри на очень популярный вопрос, который мучает всех покупателей зимних шин: шипы или "липучка"? Ответ, впрочем, был тоже прост и популярен. Если есть даже небольшая вероятность того, что автомобиль окажется колесами на голом льду, то надо брать шипы. Да, протектор фрикционных шин Nokian содержит какие-то кристаллические частицы, которые работают как микро-шипы. Но "железные" шипы на льду и утрамбованном снегу надежнее.
* Подпишитесь на обновления блога, впереди еще много интересного!
* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там тоже есть ссылки на посты:
* О сотрудничестве с моим блогом можно прочитать здесь.
* Поделитесь ссылкой с друзьями:
Взято: unis.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]