Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть I
---
Оригинал взят у sazikov в Русские фейерверки и иллюминации XVIII века. Часть I
Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
Начиная разговор об отечественном искусстве пиротехники, как правило, все исследователи вспоминают высказывание английского путешественника Натаниеля Рэксола об убранстве и иллюминации Петергофского парка в 1774 году. Рэксол тогда сказал: «иллюминация превосходила все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». Историк искусства и коллекционер Дмитрий Ровинский также отметил как знаменитые, отличавшиеся разнообразием технических и художественных приемов и методов иллюминации и фейерверки, состоявшиеся в 1730 году (коронация Анны Иоанновны), 1742 году (коронация Елизаветы Петровны), 1745 году (бракосочетание Екатерины и Петра), 1754 году (дни маскарада, устроенного на Мойке графом Шуваловым).
Принято считать, что фейерверки были введены Петром I. В действительности это не так, на Руси уже в XV веке производили порох для пиротехнических нужд. В XVII столетии пиротехника стала уже привычным элементом декоративно-оформительского искусства. Петр же повелел устраивать пиротехнические празднества "для преславных побед, делать оные фейерверки, то есть огненные забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие". Празднование многих триумфов переносили на Новый год, тем самым показывая пример следования введенной Петром новой традиции летоисчисления. Во избежание пожаров фейерверки устраивали чаще всего летом на воде, зимой на льду, на площадях, подальше от жилых строений. В Москве местом фейерверочных действ долгое время был Царицын луг, нынешняя Болотная площадь.
Пиротехнические представления становились настоящими огненными спектаклями, со своей, строго продуманной сценарной драматургией с картинами, актами, музыкой, декорациями и антрактами.
На гравюрах XVIII столетия сохранилось немало изображений таких "огненных забав", ниже приведу несколько примеров с подробными описаниями из книги Дмитрия Ровинского "Описание фейерверков и иллюминаций. 1674–1891 гг.".
1704 г., 1 января. Фейерверк, сожженный в Москве по случаю удачных походов против шведов и взятия Нотебурга (в 1703 г.). В 8-ми картинках, гравированных в манере Шхонебека. Внизу картинок описание находящихся на них изображений и эмблем:
«I. Первое показание великаго / и хитраго огненнаго дела за- / паления, по изволению его / царскаго Величества. Генваря в 1 день 1704 г. / 21. Орел государственной на щиту, иже в начале / зажжен был вышиною 30 аршин и боле получаса / разными огни горел и имел в крилех своих / и водной кохте принзаки море, царские и королевские / короны украшают главу его и шею, нептюнус весь в огни / приходит и четвертое море великому орлу в когти дает. / -13. Два постороннии щиты после орла горели / разными и удивительными огни и ракеты сия вся / действом своим неприменно, величиною славно кончалися. / 9. Три велики фонари которые после сожжения тех / щитов вместо их подвижены были. / 10. Зачало в двое пошти фонарям или картинам. / Феирверк по взятии шанс-дерниэт (или канцов) учиненной в Москве, в 1704. году. Генва. в 1.».
1721 г., 9 декабря. Гравер: Джон Смит. Проект: Симон Скинво. Фейерверк, сожженный резидентом Брандтом в Амстердаме, по случаю заключения мира со шведами 30 августа 1721 года.
На листе средний транспарант изображен в одних контурах (с изменениями); кругом фейерверк в полном разгаре. Внизу стихи латинские и подпись: «S. Schynvoet inventor — I. Smit delinavit ad vivum et fecit». Вверху надпись: «Ter gedagtenisse van de Overheerlyke Vreede door z yn Keyserlyke Mayesteit van rusland, etc: etc: etc: en den koningen de croon van Sweden. / den 30en Augusty S. V. geslooten, en naar dien vok geratiflceerd, heeft den Ed: Heer Christoffel van brants, Ryks Edelman, Hoffraed, en Resident van zyn Keyserlyke Majesteit van Rusland, resideerende tot Amsterdam, dit vreugde vuur laten oprechten, en doen aensteeken den 9 December: S. N: a° 1721».
1721. Храм Януса. Фейерверк в праздновании Ништадского мира
«Во время шведского мира 1721 году, на Петербургском острове против Сената сделан был Янусов дом великим фигурным театром, и убран весь фонарями разноцветными, в воротах план фитильной, нарисован Янусов древний мирорешительный. Против того дому поставлены две особы, первая в знак Императора Петра Великаго, другая в знак Короля Шведского, и около дому по плану фитильному и возле их пирамиды и колеса и всякие огненные фигуры, да от тогож дому протянута веревка к Сенатской галереи, и на ней укреплен орел. У всего того приуготовления был сам Государь, и при нем банбардирские шканы, Сворьненов, Писарев и Кормзин. И по собрании всего Генералитета в сенат, и от них Его Величеству принесено за Его усердное неустрашимое старание к Российскому Отечеству титул Императорской со изречением Отца Отечества, Государя Всемилостивейшаго. И в ночи в 12 часу сам Государь зажег орел, который полетел прямо в Янусов дом и зажег план с статуей, и как стал сгорать, то те особы пошли с простертыми руками, и затворили ворота Янусовы; из того храма вдруг вылетело больше тысячи ракет, и потом с города, из поставленных по Неве реке галер из пушек учинилася стрельба, подобная грому и молнии и продолжалась с час; потом зажгли два плана: на одном корабль, идущий в гавань, с надписью: «конец дело венчает», на другом корона Российская и Шведская, соединенные на столе, с надписью: «соединение дружбы». По сгорении планов началась огненная потеха удивительным порядком с пирамидами, в подобие брилиантов, а на верху пирамиды корона Российская, а на другой корона Шведская, и продолжалась потеха часа четыре, и потом был ужин, и тем кончилась церемония в 1722 году.
По пришествии Его Величества в Москву, на Красном лугу против Суконного двора о том же мире была великая огненная потеха, только разности: статуи были не из фителей, но бумажные, а в них вставленные фонари горели» (Русские Анекдоты, С. Глинка. М. 1826. I. 37—39).
1724 г. 7 мая. Гравер: И.Ф. Зубов Изображение фейерверка 7 мая 1724 г. в Москве в день коронации Екатерины I.
Большая гравюра в лист, гравировано резцом; под гравюрой подпись: «изображение, фейерверка, которой, был для, коронации ея величества императрицы, в Москве, Maиa в 7 день, 1724 году / фегура «А» Изображена лампадками или, / фонариками разных цветов, / которая светила чрез всю нощь. / «В» Пирамиды огнем белым, / лавры огнем зеленым / педесталы синим. / «С» При ординарных ракетах о «12» фунтовых, / до «100» фунтов было «190» ракет / по маштапу железных ядр. / «D» Люст кугали были метаны / из мартиров которые диаметром / о одного и до дву фунтов аглинских / «Е» Нептун огнем белым / одежда синим, лошади / белым / «F» фигура свечного белого / огня».
1730 г. Учиненная во Дворце Ея Императорского Величества Иллюминация.
В описании коронации Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.:
«2-го Мая... По захождении солнца, во оном огороде алеи, лесницы, фонтанны, и беседки украшены были огнями более 20 000 лампад, и потом изволила ее величество паки притти в палаты, и танцовали»...
1730 г., 30 апреля. Гравер: Эллигер, Оттмар. Изображение фейерверка горящаго в день коронования Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския Анны Иоанновны.
Большая гравюра резцом: в средине ея щит с вензел AI над которым две руки держат корону: над ними надпись: «богом данная», а внизу: «радость всероссийская»; по сторонам еще два щита с аллегорическими фигурами и надписями: «токмо всевышнему», и «сими царствует». Впереди балюстрада, на которой поставлены разныя аллегорическия статуи. Фейерверк в полном разгаре. Под гравюрой подпись: «O-r Eiliger delin. et fecit. Petropoli», и текст: «Изображение Феиерверка Горящаго в день коронования ея Императорского Величества Самодержицы всероссийския /Анны Иоанновны 1730 Апреля. 30 дня / 1. План Горящий фитилями, на нем изображено. Узел из литер первых имени Ея Императорскаго величества А и I. То есть Анна / Императрица над ним корона Императорская держима двемя руцами из Облак сверху в треугольнике Божество / Надпись: / Богом Данная: / Подпись: / Радость Всероссийская. / 2 План такой же фитилями Горящий, на нем изображение веры: жена стоящая со крестом сыплющая фимиам в кадильницу. / Надпись: / токмо всевышнему. / Изобразует Благочестие и веру твердую Ея императорскаго Величества к единому токмо всевышнему Богу 3. План. такой же на нем жена имущая младенца и в руке сердце образует Любовь: жена же имущая в руках весы и меч знак Правосудия. / Надпись: / Сими царствует. / Изявляет что Ея Императорское Величество Любовию и Правосудием ко всем Подданным щастливо царствует. / — 4 и 5. Пирамиды, на них узлом имя Ея Императорскаго Величества, как на 1-м плане зделанные из фонарей разных цветов: 6. Пирамида фонарная, / на ней солнце под короною, внизу цветы солнечники склоняются к Солнцу. / Надпись: / вси к тебе / Знаменуя всех сердец склонность к Ея Величеству. 7. Такая же Пирамида изображен из короны Дождь падающий на цветник насажденный / Надпись /: Да возрастут. / Изъявляя да милостию посланною от вышняго Россия возрастет. 8. Пирамида такая ж со изображением военных Орудий под сиянием Божества. / Надпись: / Сила к заступлению / 9. Пирамида такая же со изображением Орудий Математических под сиянием Божества. / Надпись: / Сила Ко управлению. / 10. Перед щитами среди феатра фонтаны: огнями разных цветовъ. Около того феатра Украшено статуями позлащенными и многими Огненними Горении яко ракетеми вермери шлаками колесы и прочими».
1740. Фейерверк и иллюминация на Новый 1740 год.
1744. Гравер: И. Штенглин. Фейерверк и иллюминация, бывшие при зимнем Ея Императорскаго Величества доме что на Яузе.
25 апреля 1742 года было коронование Елисаветы Петровны, на что было отпущено 50 000 р., а на фейерверк в этот же день отдельно 19000 р. В экземпляре Академии Наук есть печатная брошюра описания иллюминации и фейерверка, бывших в Москве 25 апреля 1742 года, по случаю коронации императрицы Елисаветы Петровны, с следующим заглавием: «Изображение и изъяснение / фейэрверка и иллуминации / которые / апреля 25 дня 1742 году / по благополучно совершившемся высоком / помазании и короновании / ея величества / всепресветлейшия, державнейшия, великия и непобедимыя / государыни / елисаветы петровны / императрицы / и самодержицы всероссийския / и прочая, и прочая, и прочая. / при прочих публичных увеселениях / пред домом ея императорскаго величества / в Москве / зажжены были».
В изъяснении этом фейерверк и иллюминация описаны следующим образом: «Феиэрверк». «Главное представление онаго состоит из однаго средняго плана, и двух по сторонам поставленных, которые в перспективном расположены так между собою соединены, что они вместе великолепной амфитеатр составляют».
«Средний план показывает преизрядной педестал с изображением на нем вензловым именем ея императорскаго величества между двумя орлами под Российскою Императорскою короною. С одной стороны подле онаго педестала сидит Правосудие, в виде гениуса, в одной руке держащего отвес, а в другой Императорский скипетр, которым он на помянутый педестал, как на фундамент на котором лежит корона, упирается».
«С другой стороны сидит Храбрость в образе гениуса, латы и шлем на себе имеющаго, которой в одной руке держит перед короною вниз обращенной государственной меч; а пред ним лежит отломленной марморной столп. От центра сего представления простирается к обоим по сторонам стоящим планам в архитектурном соединении великолепной амфитеатр, у котораго по сторонам между входами поставлены гранатныя деревья с плодами в вышеозначенном знаменовании. Чего ради как в рассуждении сих аллегоричных дерев и плодов, так и наипаче в рассуждении главных свойств ея императорскаго величества чрез вышепоказанныя изображения представленных, и в рассуждении Императорския короны, употреблена при том в средине следующая надпись: meam mihi reddo coronam, то есть: природною короною».
«С правой стороны помянутаго амфитеатра, то есть на одном из стоящих по сторонам планов, видно над праздным олтарем или жертвенником Благополучия Российския Империи в образе лавром увенчаннаго гениуса на лехком облаке сидящаго, которой в рассуждении вензловаго имени ея императорскаго величества рог изобилия и щастия на Россию изливает, и при том следующия слова о ея императорском величестве произносит видится: illa me restituit , то есть: сия мя восстановила».
«С левой стороны, или на другом из поставленных по сторонам планов, оказывается над праздным жертвенником Радость империи, в виде носимаго на лехком облаке гениуса, и держащаго в руке сплетеной из цветов венок с музыкальными инструментами, которой притом возносит коронованное имя ея императорскаго величества и в рассуждении онаго имени следующую надпись произносит видится: haec me revocavit , то есть: сия мя возвратила».
«Тож самое содержание, которое представлено на помянутом фейэрверке, и в таком же знаменовании показана пространнее разных цветов фонарями на новопостроенном для иллуминации великом театре. А именно представляет сия иллуминация великую область, которая значит Российскую Империю. В средине оной оказывается высокая каменистая гора, на которой по обеим сторонам при всходах стоят кедры, при вершинах на подобие таксусовых дерев коронами остриженные, и представляющие вверьх восходящую аллею. Два самые верьхние кедра соединяются вершинами на подобие зеленаго свода, под которым верьх горы показывается так как из камня высеченной монумент с именем ея императорскаго величества под короною. Под сею горою внизу видна малая аллея, простирающаяся до пещеры оной горы, в средине которой сидит безопасно двуглавый орел. Вкруг около оной горы зделана преизрядная галерия, у которой верьхи украшены коронами, а по обеим сторонам все оное пространство кончится садом цветниками наполненными в средине которых на высокой гряде видно совершенное гранатовое дерево, с зрелым гранатовым яблоком, полную корону имеющим».
Самаго рисунка вышеописанного фейерверка при экземпляре Академии Наук не находится. Картина, изображающая этот фейерверк, гравированная черной манерой (мастером Штенглиным) помещена в роскошном издании описания коронации, с следующей подписью внизу гравюры: «№ 45». «Фейэрверк и иллуминация / бывшие / при зимнем Ея Императорскаго Величества доме / что на Яузе».
Там же помещены и два листа эмблем (30 штук), которые были написаны для бывшей в то же время иллюминации.
В собрании Ровинского есть рисунок тушью, представляющий фейерверк, бывший в Москве 25 апреля 1742 г. Внизу пером следующая подпись: «Изображение фейэрверка и иллуминации, Представленных по благополучном короновании / Ея Императорскаго величества, Апреля 25. 1742. года в Москве».
1744 г. Гравюра резцом, с подписью внизу: «Изображение фейэрверка / которой при великолепном / в Москве / мирном торжестве / пред ИМПЕРАТОРСКИМ домом зажжен был / 1744 года — / abriss des feuerwerkekes / welches bey dem praechtigen / friedens fest / in moscau / von dem KAISERL: Pallais angesteckt word en / 1744 den...».
Приложен при печатной брошюре: «Краткое описание / великаго фейэрверка, / которой / по всевысочайшему указу / ея величества / всепресветлейшия державнейшия / великия государыни / елисаветы петровны / императрицы и самодержицы / всероссийския / и проч. и проч. и проч. / в мирное торжество / в Москве / пред домом ея императорскаго величества / представлен был /... дня 1744 года». Из описания этого видно, что «место всего феиэрверка Пространной на три части разделенной сад, вкруг изрядными перилами обведенной, на которых по педесталам поставлены вазы, а по углам аллегорическия статуи, а именно: Военнаго Искуства и Храбрости, Победы и Приращения, Осторожности и Будущаго Времени, Согласия и Благополучия, с отверстым входом в средине. Передняя часть онаго со держит так называемый звездки, за которыми внутри находится несколько небольших фонтанов с одним великим бассейном, в средине котораго два дельфина и четыре трубки видимы, огнь на подобие высоких водяных фонтанов из себя испускающия».
«Вторая часть или средина наполнена всякаго рода земляными ракетами и швермерами, которыя поставлены на подобие великих партеров и садовых аллей, а по обе стороны простирается она в два флигеля или парка с раставленными в них огненными колесами и деревьями. Задния перила сей средней части делают притом особливое некоторое представление из белаго огня состоящее».
«Третия или задняя часть фейэрверочнаго места имеет вид амфитеатра, которой с обеих сторон вместо огородных дерев окружен поставленными перспективным порядком огненными колесами, аки бы некоторым кустарником или садовыми шпалерами, а в средине онаго амфитеатра вместо померанцовых дерев находятся горшки с горящими в них огненными составами».
«При окончании сего амфитеатра, или в задней его стороне, оказывается главный план фейэрверка, Представляющий Янусов храм с двумя Папилионами по обеим сторонам, которые с оным храмом соединены состоящею из пальмовых дерев аллеею, учиненною на подобие полукружия. А пониже Янусов Храм во время древняго Рима, от котораго сие изображение принято, в военный времена стоял всегда отворен и готов к испрошению благополучнаго оружия и побед, а напротив того при воспоследовавшем в Римском государстве мире с великими церемониями заключен был: того ради и в сем случае является он сперва отворен и убран повешенными в нем разными оружиями и победоносными знаками. Но как потом в таком же, токмо движимом фитильном огне, от обоих повилионов два один другому на встречу идущее воина оказываются, Россию и Швецию представляющие и пред входом во храм, в знак постановленнаго добраго согласия, друг другу руки подающие, то в тож самое время затворяются двери онаго храма, а на гзымзе является по древнему Римскому обыкновенно следующая надпись: elisabetha pertrowna / imperatrix. / iаnum. clusit. / an MDCCXLIII, то есть: императрица Елисавета Петровна, Янусов храм заключила 1743 года. К томуж склоняются и под помянутыми по сторонам находящимися павилионами в такомже фитильном огне показанныя две особливыя фигуры. А именно первая из них представляет преславную Победу, на голове имеющую лавровой венец, в одной руке держащую Российское государственное знамя, а другою лежащия на столе короны, то есть Российскую Императорскую и Царския Казанскую, Астраханскую и Сибирскую, новыми лаврами украшающую с положенною на гзымзе онаго повилиона следующею надписью: coronis. addit. coronas, то есть: венцы к венцам присовокупляют. А под вторым напротив того с левой стороны стоящим павилионом показан поставленной граничной столп, котораго украшение представляет реку Кимен. На оном столпе лежат пальмовыя ветьви, яко знаки мира и спокойствия, которыя на обе стороны распространяются, а внизу прислонены к оному два щита с государственными гербами, Российским и Швецким, на обе стороны обращенные, но в средине один с другим соединенные».
«Стоящая притом и хлебными класами увенчанная Ирене, или Мир, кладет одною рукою в оныя пальмы масличную ветьвь, а другою цветы и плоды из рога изобилия на землю высыпаетъ. На павелионе надписаны следующия слова: gloriae. addit.utilitatem, то есть: славу с пользою соединяет».
«По совершенном сгорении сего из толь многих планов составленнаго великаго плана, оказываются еще два другие плана, в самом чистом и белом огне особливым образом представленные. Оные показывают задния перила средняго фейэрверочнаго места, или оба парка. На каждом из них поставлены в преизрядных садовых горшках масличныя древца, а в средине по одному великому пальмовому дереву. В двух крайних масличных дерев взлетают два белые голубя держащие в носу масличныя ветьви и опускающиеся на помянутыя пальмовыя деревья, под которыми с правой стороны стоит Орел, а с левой лежит Лев, для изъявления чрез то, что по воспоследовавшем мире оба государства под сению желаннаго покоя и удовольствия находятся».
«Иллуминация, которая делается обыкновенно позади фейэрверочнаго места, для прикрытия горизонта, представляет в фонарном огне отверстый Храм Мира, состоящий из великолепнаго и далеко простирающегося здания, так как оной в Римских древностях описывается, с сею надписью: расi. et. concordiae, то есть: посвящен миру и согласию. На вершине онаго храма видно Благополучие земель, а внутрь храма Мир, изображенные статуими, по сторонам в обоих павилионах висит различное оружие. Впрочем построен сей Храм Мира таким образом, что он вход свой чрез вышеписанной храм Войны имеет, для показания чрез то, что мир обыкновенно войною получается».
1745 г., 10 февраля. Гравер И.А. Соколов, автор проекта И.И. Штелин. Изображение иллюминации и фейерверка 10 февраля 1745 г. в С.-Петербурге в день рождения вел. кн. Петра Федоровича.
Лист, гравированный резцом Иваном Соколовым, с подписями внизу: «Изображение иллуминации и фейэрверка, которые / в высокоторжественный день рождения / Его Императорскаго Высочества / петра феодоровича / великаго князя всея России / пред Императорскими палатами в Санктпетербурге 10 Февраля 1745 года представлены были. / — Abriss des Lust-und Freuden Feuerns welche auf / Sr. Kayserl: Hoheit / peter feodorowitsh / Gross-Fursten aller Reussen / Hohes Geburts-Fest / vor den Kayserl. Palais in Petersburg angestecket worden, d. 10 Febr. 1745». — Ниже подпись гравера: «Грав: Иван Соколов».
— Лист этот приложен при печатной брошюре с следующим заглавием: «Описание и изъяснение / онаго / фейэрверка, / которой / по высочайшему повелению / ея императорскаго величества / в высокий день рождения / его императорскаго высочества / благовернаго государя / петра феодоровича / великаго князя / всея россии / и / владетельнаго герцога / шлезвиг-голштинскаго / и прочая, и прочая. / пред императорским зимним домом / в Санктпетербурге / представлен был Февраля 10 дня 1745 года».
Из описания этого видно, что «...представляет сей фейэрверк приятное увеселительное место с огненными фонтанами, а вместо цветников с партерами разновидных художественных огней, и с горящими и перспективным порядком поставленными деревьями. В средине между оными находится главный план представляющий великолепную садовую галерею или аллею с тремя переломами, или с особливыми планами, украшенными аллегоричным образом, а именно: на среднем плане показан обыкновенным фитильным огнем Промысл Божий, на высеченном из камня фундаменте Петра Великаго обелиск или нововозвышенной для жития и чести столп поставляющий. По совершении шеснатцати рядов или каменных слоев онаго обелиска начинает семнатцатый ряд несколько колебаться и преклоняться к падению; но тогда оный промысл не токмо божественною
силою не допускает семнатцатаго ряда до сего приключения, и своею левою рукою тот ряд паки в надлежащее состояние приводит, но гиритом правою рукою и прежние ряды чрез приложение к ним новаго осмнадесятаго ряда утверждает. Над вышеписанной фигурой надпись «утверждаю». Правее видна аллегорическая фигура изображающая Надежду России, держащая в руках камни для обелиска, с надписью: умножаю. В лево Любовь сыплящая фимиам в кадильницу, с надписью: желаю. Эти боковые планы соединены с средним «изрядными перилами и аллеями».
«в представленной позади всего фейэрверка великой иллуминации показан проспект при наступлении весны паки процветающаго сада. Приятные проспекты и веселыя аллеи окружают оной сад с обеих сторон також и представленное в средине онаго главное изображение. Ибо там оказывается высокая каменная гора, а из ея пещеры в разных местах происходят здравые источники, великими потоками вниз бегущие и как веселые луга наводняющие, так и оной сад приятными фонтанами оживляющие и украшающие».
«На вершине помянутой горы поставлен основанной на камени храм Гигеи, то есть здравия и долгих лет, внутрь котораго статуя Радости и Удовольствия держит вензловое имя Его Императорскаго Высочества, и оное на твердом педестале для непоколебимаго всегда пребывания постановляет».
«Снаружи храм украшен пятью статуями: Трудолюбия, Промысл, Умеренность, Успокоение и Удовольствие. При входе в Храм, в нишах, справа Натура, слева «Чудесный врач Эскулапий». На вершине храма помещен бюст Аполлона.
1745 г., август. Гравер: Качалов Г.А. Изображение великаго фейэрверка которой по всемилостивейшему Ея Императорскаго Величества указу в окончание торжества высочайшаго брака.
Большой лист, гравированный резцом, работы гравера Качалова, представляющий вид фейерверка, бывшаго в С.-Петербурге в августе 1745 г. В средине поставлен обелиск с вензелями Елизаветы Петровны, великаго князя Петра Феодоровпча, Екатерины Алексеевны и Петра II. С двух сторон аркады, в арках которой поставлены бюсты: Царей Алексея Михайловича, Михаила Феодоровича, Петра I и Екатерины I. Все эти аркады расположены на большом плоту, выстроенном на реке Неве.
Впереди, на самой реке, плавает огромное количество разных морских зверей, нереид, тритонов и купидонов, сидящих на дельфинах; по средине Нептун в колеснице, везомой морскими конями, а рядом с ним Венера в колеснице, влекомой двумя голубями; она держит в руках два пылающия сердца; на задке ея колесницы сидят два целующиеся голубя. Под гравюрой подпись: «Изображение великаго Фейэрверка / который по всемилостивейшему ея императорскаго величества указу в окончание / торжества высочайшего брака Их Императорских высочеств / Государя великаго Князя и Государыни Великой Княгини всероссийской и Пр. / на Неве реке пред Императорскимъ зимним домом представлен / в Санктпетербурге Августа — дня 1745 года. / — Abriss des grossen Feuerwerckes / welches auf IHRO KAYSERL: MAYEST. Allergnadigsten Befehl, zum Beschluss / der Fertivitaten des Hohen Beylagers IHRO KAYSERL. HOHEITEN / DES GROSFURSTEN und GROSFURSTIN aller REUSSEN etc. etc / auf dem Neva Strohm vor dem KAYS. Winter Pallast aufgefuhret worden / zu St. Petersburg den... August. — Ao 1745». Под самой гравюрой справа подпись мастера: «Грыд. Григ. Качалов».
1748 г., 1 января. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1748 год пред зимним Ея Императорскаго Величества домом представлены были.
Лист, гравированный резцом, с подписью под гравюрой: «Изображение Фейэрверка и Иллуминации / которыя в новый 1748 год пред зимним Ея / Императорскаго Величества домом / представлены были. / — Abrisz des Feuerwercks und der Illumination / welche an dem neuen Jahr-Tage 1748 vor / ihro kayserl. majestat Winter-Pallast / vorgestellet worden».
Лист этот приложен при печатной брошюре: «Изяснение / иллуминации и фейэрверка, / которыя / в новой 1748 год / пред зимним домом / ея императорскаго /величества / в Санктпетербурге представлены».
В изъяснении этом между прочим разсказывается: «Иллуминация представляет приятной и на разные цветники разделенной сад, в средине котораго является высокое Кедровое дерево. На обоих концах сада стоят статуи двух Гениусов, из которых один держит щит, на котором под вензловым именем блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго виден Год вступления на престол Его Величества. Стоящий по другую сторону Гениус держит такожде щит, на котором под вензловым же именем Ея Императорскаго Величества, нашей всемилостивейшей Государыни, изображен Год, в котором Ея Величество на Императорский свой престол вступить изволила. Вверху над Кедровым деревом написано: occulto velut arbo rаеѵо, то есть: не чувствительно возростает. — Фейэрверк состоит из трех планов, на которых изображенныя фигуры обстоятельнее изъясняют знаменование иллуминации, и чинимое в сей день рассуждение на оное обращают».
«Средней главной план представляет Монумент, на котором лежат два щита, один с вензловым именем ея императорскаго величества, а другой с государственным Гербом, пальмовыми ветвями связанные. На облаках является знак Божия Провидения, а именно Земной шар, подле котораго лежит Кормило, а на оном Рог изобилия, из котораго лавровой венец, содержащей число сего новаго года, на щиты упадает. На одном боковом плане изображен горящий Олтарь, над которым из облаков сияние происходит с надписью: damnamur votes , то есть: молитвы услышаны. — Другой боковой план представляет изрядной и на подобие трофея сооруженной Монумент, которой из пальмовых ветвей, лавровых венков, масличных ветвей, хлебных класов, фруктов, рогов изобилия и из меркуриевых жезлов состоит, с надписью: magnorum operum fructus, то есть: плоды великих дел».
1749 г., на новый год. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1749 год пред летним Ея Императорскаго Величества домом в Москве представлены были.
Лист, гравированный резцом; под гравюрой подпись: «Изображение Фейэрверка и Иллуминации / которыя в новый 1749 год пред летним Ея / Императорскаго Величества домом / в Москве представлены были. / — Abrisz des Feuerwercks und der Illumination / welche an dem neuen Jahres-Tage 1749 vor / ihro kayserl. Mayestat sommer Pallast / in Moskau vorgestellet worden».
Этот лист приложен к печатной брошюре с описанием представленных на нем фейерверка и иллюминации; а именно, фейерверк представляет следующее: «Средний план представляет триумфальные ворота по Римскому великолепию со щитом под короною имени ея императорскаго величества, лавровыми и пальмовыми ветьвями украшенным. Вверху двуличная Янусова голова, а на самом верху число 1749 года. В средние триумфальныя ворота является в проспекте город и река Москва, а над ними на горизонте восходящее солнце в полном сиянии. У ворот сидит Москва в виде женщины в городовой короне, на щит древняго своего герба опершись; смотрит на солнце и указывает рукою на город. Другою рукою ударяет себя в грудь «в веселии трепещущуюся». На воротах подписана: ad. vota. nostra, то есть: по нашему желанию… Из посторонняго плана, с правой руки восходит новый год под образом младенца держащего в руке Астрономическую сферу разделенною на двенадцать равных частей эклиптикою опоясанную с числом 1749 года, котораго ведет благополучие Империи во образе жены в венце из масличных ветвей и класов сплетенном держащие рог изобилия, с надписью: hac. duce, то есть: ея предводительством.
«На левом крыле выходит Слава имени ея императорскаго величества в радостном провожании благополучия подданных. Слава изображена под образом крылатаго юноши в венце из лавровых и дубовых ветвей сплетенном, держащаго в руке две трубы, а на груди щит с вензловым именем ея императорскаго Величества; а благополучие изображено в виде жены в штофном цветном золотом платье и в венце из цветов. У ног ея рог изобилия с сыплющимися из него плодами и монетами. Над ними надпись: hac. comitante, то есть: нераздельно пребывают»....
«Вверху Российская империя в виде двуглаваго орла с распростертыми крыльями».
«Далее: Другой увеселительный огонь состоит на театре в 17 сажень, а длинною в 60 сажень, в великолепной иллюминации. На высоком театре, склоняющемся на Российскую Империю представляется здравая, плодоносная и приятная страна с высеченными аллеями на подобие креста святого Апостола Андрея первозваннаго и с разделенными на двоеглавных орлов садовыми шпалерами. Притом оной театр как крепкими стенами и оборонительною крепостью утвержден, так и великолепными фонтанами, порогами и шлюзами украшен. В средине сего театра стоят Храм благополучнаго времени с защищающим на крыле благополучием, а по обе стороны купола поставлены другия две статуи, слава империи и изобилие. Вверху над входом в храм представлен грудной портрет Остроумия со временем и возобновление онаго грудной портрет Януса, и внизу возобновленное число 1749 года. В средине храма блистает вензловое имя Ея Императорскаго Величества Елисаветы первыя под короною».
«Перед этим храмом поперек всего театра идут перила со стоящими на них золотыми сосудами с плодами».
1750 г., 6 сентября. Гравер: Соколов И.А. Иллуминация Санктпетербургской Академии наук сентября 6 дня 1750 года представленная.
Та же гравюра в меньшую величину и с некоторыми изменениями: картуш внизу гравюры, с подписью, счищен и заменен просто водою и плавающими на ней лодками. Подписи под гравюрой: «Грыд. Ив. Соколов при Акад. Наук и худож.» (слева) «Иллуминация Санктпетербургской Академии Наук / Сентября 6 дня 1750 года представленная. / Благополучие сыплет на свободныя Науки цветы и плоды, и показывает упражняю- / щимся во оных новый путь к ревностному об них старанию, при чем оно их / Защищает щитом имени Ея Императорскаго Величества. / — Idea picturarum artificioso igne collucentium / quas Academia Scientiarum Petropolitana exhibuit. Sept. VI. A. C. MDCCL. / Felicitas flores spargit atque fructus in liberales disciplinas, quarum cursui / novum pandit stadium: easdem tuetur clypio, qui augustae nomine, / literarum ductibus inter se implicitis inscriptus est».
Гравюра эта приложена при печатной брошюре: «Diem lustricum / invictissimae ас potentissimae/ russiarum / imperatricis / elisabetae / petri magni filiae / academia scientiarum / orationibus solemnibus / a с festis ignibus / celebrat / anno MDCCL, sept. VI. / — / petropoli, / typis academiae scientiarum». И при русском издании этой брошюры: «Торжество Академии Наук в день тезоименитства Е. И. В. Елисаветы Петровны, 6 Сентября 1750 г. СПБ.». С речами Академиков, 4°.
Публикация подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
Начиная разговор об отечественном искусстве пиротехники, как правило, все исследователи вспоминают высказывание английского путешественника Натаниеля Рэксола об убранстве и иллюминации Петергофского парка в 1774 году. Рэксол тогда сказал: «иллюминация превосходила все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». Историк искусства и коллекционер Дмитрий Ровинский также отметил как знаменитые, отличавшиеся разнообразием технических и художественных приемов и методов иллюминации и фейерверки, состоявшиеся в 1730 году (коронация Анны Иоанновны), 1742 году (коронация Елизаветы Петровны), 1745 году (бракосочетание Екатерины и Петра), 1754 году (дни маскарада, устроенного на Мойке графом Шуваловым).
Принято считать, что фейерверки были введены Петром I. В действительности это не так, на Руси уже в XV веке производили порох для пиротехнических нужд. В XVII столетии пиротехника стала уже привычным элементом декоративно-оформительского искусства. Петр же повелел устраивать пиротехнические празднества "для преславных побед, делать оные фейерверки, то есть огненные забавы, в которых изображаются всякие исторические фигуры, приличные тех торжеств действа представляющие". Празднование многих триумфов переносили на Новый год, тем самым показывая пример следования введенной Петром новой традиции летоисчисления. Во избежание пожаров фейерверки устраивали чаще всего летом на воде, зимой на льду, на площадях, подальше от жилых строений. В Москве местом фейерверочных действ долгое время был Царицын луг, нынешняя Болотная площадь.
Пиротехнические представления становились настоящими огненными спектаклями, со своей, строго продуманной сценарной драматургией с картинами, актами, музыкой, декорациями и антрактами.
На гравюрах XVIII столетия сохранилось немало изображений таких "огненных забав", ниже приведу несколько примеров с подробными описаниями из книги Дмитрия Ровинского "Описание фейерверков и иллюминаций. 1674–1891 гг.".
1704 г., 1 января. Фейерверк, сожженный в Москве по случаю удачных походов против шведов и взятия Нотебурга (в 1703 г.). В 8-ми картинках, гравированных в манере Шхонебека. Внизу картинок описание находящихся на них изображений и эмблем:
«I. Первое показание великаго / и хитраго огненнаго дела за- / паления, по изволению его / царскаго Величества. Генваря в 1 день 1704 г. / 21. Орел государственной на щиту, иже в начале / зажжен был вышиною 30 аршин и боле получаса / разными огни горел и имел в крилех своих / и водной кохте принзаки море, царские и королевские / короны украшают главу его и шею, нептюнус весь в огни / приходит и четвертое море великому орлу в когти дает. / -13. Два постороннии щиты после орла горели / разными и удивительными огни и ракеты сия вся / действом своим неприменно, величиною славно кончалися. / 9. Три велики фонари которые после сожжения тех / щитов вместо их подвижены были. / 10. Зачало в двое пошти фонарям или картинам. / Феирверк по взятии шанс-дерниэт (или канцов) учиненной в Москве, в 1704. году. Генва. в 1.».
1721 г., 9 декабря. Гравер: Джон Смит. Проект: Симон Скинво. Фейерверк, сожженный резидентом Брандтом в Амстердаме, по случаю заключения мира со шведами 30 августа 1721 года.
На листе средний транспарант изображен в одних контурах (с изменениями); кругом фейерверк в полном разгаре. Внизу стихи латинские и подпись: «S. Schynvoet inventor — I. Smit delinavit ad vivum et fecit». Вверху надпись: «Ter gedagtenisse van de Overheerlyke Vreede door z yn Keyserlyke Mayesteit van rusland, etc: etc: etc: en den koningen de croon van Sweden. / den 30en Augusty S. V. geslooten, en naar dien vok geratiflceerd, heeft den Ed: Heer Christoffel van brants, Ryks Edelman, Hoffraed, en Resident van zyn Keyserlyke Majesteit van Rusland, resideerende tot Amsterdam, dit vreugde vuur laten oprechten, en doen aensteeken den 9 December: S. N: a° 1721».
1721. Храм Януса. Фейерверк в праздновании Ништадского мира
«Во время шведского мира 1721 году, на Петербургском острове против Сената сделан был Янусов дом великим фигурным театром, и убран весь фонарями разноцветными, в воротах план фитильной, нарисован Янусов древний мирорешительный. Против того дому поставлены две особы, первая в знак Императора Петра Великаго, другая в знак Короля Шведского, и около дому по плану фитильному и возле их пирамиды и колеса и всякие огненные фигуры, да от тогож дому протянута веревка к Сенатской галереи, и на ней укреплен орел. У всего того приуготовления был сам Государь, и при нем банбардирские шканы, Сворьненов, Писарев и Кормзин. И по собрании всего Генералитета в сенат, и от них Его Величеству принесено за Его усердное неустрашимое старание к Российскому Отечеству титул Императорской со изречением Отца Отечества, Государя Всемилостивейшаго. И в ночи в 12 часу сам Государь зажег орел, который полетел прямо в Янусов дом и зажег план с статуей, и как стал сгорать, то те особы пошли с простертыми руками, и затворили ворота Янусовы; из того храма вдруг вылетело больше тысячи ракет, и потом с города, из поставленных по Неве реке галер из пушек учинилася стрельба, подобная грому и молнии и продолжалась с час; потом зажгли два плана: на одном корабль, идущий в гавань, с надписью: «конец дело венчает», на другом корона Российская и Шведская, соединенные на столе, с надписью: «соединение дружбы». По сгорении планов началась огненная потеха удивительным порядком с пирамидами, в подобие брилиантов, а на верху пирамиды корона Российская, а на другой корона Шведская, и продолжалась потеха часа четыре, и потом был ужин, и тем кончилась церемония в 1722 году.
По пришествии Его Величества в Москву, на Красном лугу против Суконного двора о том же мире была великая огненная потеха, только разности: статуи были не из фителей, но бумажные, а в них вставленные фонари горели» (Русские Анекдоты, С. Глинка. М. 1826. I. 37—39).
1724 г. 7 мая. Гравер: И.Ф. Зубов Изображение фейерверка 7 мая 1724 г. в Москве в день коронации Екатерины I.
Большая гравюра в лист, гравировано резцом; под гравюрой подпись: «изображение, фейерверка, которой, был для, коронации ея величества императрицы, в Москве, Maиa в 7 день, 1724 году / фегура «А» Изображена лампадками или, / фонариками разных цветов, / которая светила чрез всю нощь. / «В» Пирамиды огнем белым, / лавры огнем зеленым / педесталы синим. / «С» При ординарных ракетах о «12» фунтовых, / до «100» фунтов было «190» ракет / по маштапу железных ядр. / «D» Люст кугали были метаны / из мартиров которые диаметром / о одного и до дву фунтов аглинских / «Е» Нептун огнем белым / одежда синим, лошади / белым / «F» фигура свечного белого / огня».
1730 г. Учиненная во Дворце Ея Императорского Величества Иллюминация.
В описании коронации Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.:
«2-го Мая... По захождении солнца, во оном огороде алеи, лесницы, фонтанны, и беседки украшены были огнями более 20 000 лампад, и потом изволила ее величество паки притти в палаты, и танцовали»...
1730 г., 30 апреля. Гравер: Эллигер, Оттмар. Изображение фейерверка горящаго в день коронования Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийския Анны Иоанновны.
Большая гравюра резцом: в средине ея щит с вензел AI над которым две руки держат корону: над ними надпись: «богом данная», а внизу: «радость всероссийская»; по сторонам еще два щита с аллегорическими фигурами и надписями: «токмо всевышнему», и «сими царствует». Впереди балюстрада, на которой поставлены разныя аллегорическия статуи. Фейерверк в полном разгаре. Под гравюрой подпись: «O-r Eiliger delin. et fecit. Petropoli», и текст: «Изображение Феиерверка Горящаго в день коронования ея Императорского Величества Самодержицы всероссийския /Анны Иоанновны 1730 Апреля. 30 дня / 1. План Горящий фитилями, на нем изображено. Узел из литер первых имени Ея Императорскаго величества А и I. То есть Анна / Императрица над ним корона Императорская держима двемя руцами из Облак сверху в треугольнике Божество / Надпись: / Богом Данная: / Подпись: / Радость Всероссийская. / 2 План такой же фитилями Горящий, на нем изображение веры: жена стоящая со крестом сыплющая фимиам в кадильницу. / Надпись: / токмо всевышнему. / Изобразует Благочестие и веру твердую Ея императорскаго Величества к единому токмо всевышнему Богу 3. План. такой же на нем жена имущая младенца и в руке сердце образует Любовь: жена же имущая в руках весы и меч знак Правосудия. / Надпись: / Сими царствует. / Изявляет что Ея Императорское Величество Любовию и Правосудием ко всем Подданным щастливо царствует. / — 4 и 5. Пирамиды, на них узлом имя Ея Императорскаго Величества, как на 1-м плане зделанные из фонарей разных цветов: 6. Пирамида фонарная, / на ней солнце под короною, внизу цветы солнечники склоняются к Солнцу. / Надпись: / вси к тебе / Знаменуя всех сердец склонность к Ея Величеству. 7. Такая же Пирамида изображен из короны Дождь падающий на цветник насажденный / Надпись /: Да возрастут. / Изъявляя да милостию посланною от вышняго Россия возрастет. 8. Пирамида такая ж со изображением военных Орудий под сиянием Божества. / Надпись: / Сила к заступлению / 9. Пирамида такая же со изображением Орудий Математических под сиянием Божества. / Надпись: / Сила Ко управлению. / 10. Перед щитами среди феатра фонтаны: огнями разных цветовъ. Около того феатра Украшено статуями позлащенными и многими Огненними Горении яко ракетеми вермери шлаками колесы и прочими».
1740. Фейерверк и иллюминация на Новый 1740 год.
1744. Гравер: И. Штенглин. Фейерверк и иллюминация, бывшие при зимнем Ея Императорскаго Величества доме что на Яузе.
25 апреля 1742 года было коронование Елисаветы Петровны, на что было отпущено 50 000 р., а на фейерверк в этот же день отдельно 19000 р. В экземпляре Академии Наук есть печатная брошюра описания иллюминации и фейерверка, бывших в Москве 25 апреля 1742 года, по случаю коронации императрицы Елисаветы Петровны, с следующим заглавием: «Изображение и изъяснение / фейэрверка и иллуминации / которые / апреля 25 дня 1742 году / по благополучно совершившемся высоком / помазании и короновании / ея величества / всепресветлейшия, державнейшия, великия и непобедимыя / государыни / елисаветы петровны / императрицы / и самодержицы всероссийския / и прочая, и прочая, и прочая. / при прочих публичных увеселениях / пред домом ея императорскаго величества / в Москве / зажжены были».
В изъяснении этом фейерверк и иллюминация описаны следующим образом: «Феиэрверк». «Главное представление онаго состоит из однаго средняго плана, и двух по сторонам поставленных, которые в перспективном расположены так между собою соединены, что они вместе великолепной амфитеатр составляют».
«Средний план показывает преизрядной педестал с изображением на нем вензловым именем ея императорскаго величества между двумя орлами под Российскою Императорскою короною. С одной стороны подле онаго педестала сидит Правосудие, в виде гениуса, в одной руке держащего отвес, а в другой Императорский скипетр, которым он на помянутый педестал, как на фундамент на котором лежит корона, упирается».
«С другой стороны сидит Храбрость в образе гениуса, латы и шлем на себе имеющаго, которой в одной руке держит перед короною вниз обращенной государственной меч; а пред ним лежит отломленной марморной столп. От центра сего представления простирается к обоим по сторонам стоящим планам в архитектурном соединении великолепной амфитеатр, у котораго по сторонам между входами поставлены гранатныя деревья с плодами в вышеозначенном знаменовании. Чего ради как в рассуждении сих аллегоричных дерев и плодов, так и наипаче в рассуждении главных свойств ея императорскаго величества чрез вышепоказанныя изображения представленных, и в рассуждении Императорския короны, употреблена при том в средине следующая надпись: meam mihi reddo coronam, то есть: природною короною».
«С правой стороны помянутаго амфитеатра, то есть на одном из стоящих по сторонам планов, видно над праздным олтарем или жертвенником Благополучия Российския Империи в образе лавром увенчаннаго гениуса на лехком облаке сидящаго, которой в рассуждении вензловаго имени ея императорскаго величества рог изобилия и щастия на Россию изливает, и при том следующия слова о ея императорском величестве произносит видится: illa me restituit , то есть: сия мя восстановила».
«С левой стороны, или на другом из поставленных по сторонам планов, оказывается над праздным жертвенником Радость империи, в виде носимаго на лехком облаке гениуса, и держащаго в руке сплетеной из цветов венок с музыкальными инструментами, которой притом возносит коронованное имя ея императорскаго величества и в рассуждении онаго имени следующую надпись произносит видится: haec me revocavit , то есть: сия мя возвратила».
«Тож самое содержание, которое представлено на помянутом фейэрверке, и в таком же знаменовании показана пространнее разных цветов фонарями на новопостроенном для иллуминации великом театре. А именно представляет сия иллуминация великую область, которая значит Российскую Империю. В средине оной оказывается высокая каменистая гора, на которой по обеим сторонам при всходах стоят кедры, при вершинах на подобие таксусовых дерев коронами остриженные, и представляющие вверьх восходящую аллею. Два самые верьхние кедра соединяются вершинами на подобие зеленаго свода, под которым верьх горы показывается так как из камня высеченной монумент с именем ея императорскаго величества под короною. Под сею горою внизу видна малая аллея, простирающаяся до пещеры оной горы, в средине которой сидит безопасно двуглавый орел. Вкруг около оной горы зделана преизрядная галерия, у которой верьхи украшены коронами, а по обеим сторонам все оное пространство кончится садом цветниками наполненными в средине которых на высокой гряде видно совершенное гранатовое дерево, с зрелым гранатовым яблоком, полную корону имеющим».
Самаго рисунка вышеописанного фейерверка при экземпляре Академии Наук не находится. Картина, изображающая этот фейерверк, гравированная черной манерой (мастером Штенглиным) помещена в роскошном издании описания коронации, с следующей подписью внизу гравюры: «№ 45». «Фейэрверк и иллуминация / бывшие / при зимнем Ея Императорскаго Величества доме / что на Яузе».
Там же помещены и два листа эмблем (30 штук), которые были написаны для бывшей в то же время иллюминации.
В собрании Ровинского есть рисунок тушью, представляющий фейерверк, бывший в Москве 25 апреля 1742 г. Внизу пером следующая подпись: «Изображение фейэрверка и иллуминации, Представленных по благополучном короновании / Ея Императорскаго величества, Апреля 25. 1742. года в Москве».
1744 г. Гравюра резцом, с подписью внизу: «Изображение фейэрверка / которой при великолепном / в Москве / мирном торжестве / пред ИМПЕРАТОРСКИМ домом зажжен был / 1744 года — / abriss des feuerwerkekes / welches bey dem praechtigen / friedens fest / in moscau / von dem KAISERL: Pallais angesteckt word en / 1744 den...».
Приложен при печатной брошюре: «Краткое описание / великаго фейэрверка, / которой / по всевысочайшему указу / ея величества / всепресветлейшия державнейшия / великия государыни / елисаветы петровны / императрицы и самодержицы / всероссийския / и проч. и проч. и проч. / в мирное торжество / в Москве / пред домом ея императорскаго величества / представлен был /... дня 1744 года». Из описания этого видно, что «место всего феиэрверка Пространной на три части разделенной сад, вкруг изрядными перилами обведенной, на которых по педесталам поставлены вазы, а по углам аллегорическия статуи, а именно: Военнаго Искуства и Храбрости, Победы и Приращения, Осторожности и Будущаго Времени, Согласия и Благополучия, с отверстым входом в средине. Передняя часть онаго со держит так называемый звездки, за которыми внутри находится несколько небольших фонтанов с одним великим бассейном, в средине котораго два дельфина и четыре трубки видимы, огнь на подобие высоких водяных фонтанов из себя испускающия».
«Вторая часть или средина наполнена всякаго рода земляными ракетами и швермерами, которыя поставлены на подобие великих партеров и садовых аллей, а по обе стороны простирается она в два флигеля или парка с раставленными в них огненными колесами и деревьями. Задния перила сей средней части делают притом особливое некоторое представление из белаго огня состоящее».
«Третия или задняя часть фейэрверочнаго места имеет вид амфитеатра, которой с обеих сторон вместо огородных дерев окружен поставленными перспективным порядком огненными колесами, аки бы некоторым кустарником или садовыми шпалерами, а в средине онаго амфитеатра вместо померанцовых дерев находятся горшки с горящими в них огненными составами».
«При окончании сего амфитеатра, или в задней его стороне, оказывается главный план фейэрверка, Представляющий Янусов храм с двумя Папилионами по обеим сторонам, которые с оным храмом соединены состоящею из пальмовых дерев аллеею, учиненною на подобие полукружия. А пониже Янусов Храм во время древняго Рима, от котораго сие изображение принято, в военный времена стоял всегда отворен и готов к испрошению благополучнаго оружия и побед, а напротив того при воспоследовавшем в Римском государстве мире с великими церемониями заключен был: того ради и в сем случае является он сперва отворен и убран повешенными в нем разными оружиями и победоносными знаками. Но как потом в таком же, токмо движимом фитильном огне, от обоих повилионов два один другому на встречу идущее воина оказываются, Россию и Швецию представляющие и пред входом во храм, в знак постановленнаго добраго согласия, друг другу руки подающие, то в тож самое время затворяются двери онаго храма, а на гзымзе является по древнему Римскому обыкновенно следующая надпись: elisabetha pertrowna / imperatrix. / iаnum. clusit. / an MDCCXLIII, то есть: императрица Елисавета Петровна, Янусов храм заключила 1743 года. К томуж склоняются и под помянутыми по сторонам находящимися павилионами в такомже фитильном огне показанныя две особливыя фигуры. А именно первая из них представляет преславную Победу, на голове имеющую лавровой венец, в одной руке держащую Российское государственное знамя, а другою лежащия на столе короны, то есть Российскую Императорскую и Царския Казанскую, Астраханскую и Сибирскую, новыми лаврами украшающую с положенною на гзымзе онаго повилиона следующею надписью: coronis. addit. coronas, то есть: венцы к венцам присовокупляют. А под вторым напротив того с левой стороны стоящим павилионом показан поставленной граничной столп, котораго украшение представляет реку Кимен. На оном столпе лежат пальмовыя ветьви, яко знаки мира и спокойствия, которыя на обе стороны распространяются, а внизу прислонены к оному два щита с государственными гербами, Российским и Швецким, на обе стороны обращенные, но в средине один с другим соединенные».
«Стоящая притом и хлебными класами увенчанная Ирене, или Мир, кладет одною рукою в оныя пальмы масличную ветьвь, а другою цветы и плоды из рога изобилия на землю высыпаетъ. На павелионе надписаны следующия слова: gloriae. addit.utilitatem, то есть: славу с пользою соединяет».
«По совершенном сгорении сего из толь многих планов составленнаго великаго плана, оказываются еще два другие плана, в самом чистом и белом огне особливым образом представленные. Оные показывают задния перила средняго фейэрверочнаго места, или оба парка. На каждом из них поставлены в преизрядных садовых горшках масличныя древца, а в средине по одному великому пальмовому дереву. В двух крайних масличных дерев взлетают два белые голубя держащие в носу масличныя ветьви и опускающиеся на помянутыя пальмовыя деревья, под которыми с правой стороны стоит Орел, а с левой лежит Лев, для изъявления чрез то, что по воспоследовавшем мире оба государства под сению желаннаго покоя и удовольствия находятся».
«Иллуминация, которая делается обыкновенно позади фейэрверочнаго места, для прикрытия горизонта, представляет в фонарном огне отверстый Храм Мира, состоящий из великолепнаго и далеко простирающегося здания, так как оной в Римских древностях описывается, с сею надписью: расi. et. concordiae, то есть: посвящен миру и согласию. На вершине онаго храма видно Благополучие земель, а внутрь храма Мир, изображенные статуими, по сторонам в обоих павилионах висит различное оружие. Впрочем построен сей Храм Мира таким образом, что он вход свой чрез вышеписанной храм Войны имеет, для показания чрез то, что мир обыкновенно войною получается».
1745 г., 10 февраля. Гравер И.А. Соколов, автор проекта И.И. Штелин. Изображение иллюминации и фейерверка 10 февраля 1745 г. в С.-Петербурге в день рождения вел. кн. Петра Федоровича.
Лист, гравированный резцом Иваном Соколовым, с подписями внизу: «Изображение иллуминации и фейэрверка, которые / в высокоторжественный день рождения / Его Императорскаго Высочества / петра феодоровича / великаго князя всея России / пред Императорскими палатами в Санктпетербурге 10 Февраля 1745 года представлены были. / — Abriss des Lust-und Freuden Feuerns welche auf / Sr. Kayserl: Hoheit / peter feodorowitsh / Gross-Fursten aller Reussen / Hohes Geburts-Fest / vor den Kayserl. Palais in Petersburg angestecket worden, d. 10 Febr. 1745». — Ниже подпись гравера: «Грав: Иван Соколов».
— Лист этот приложен при печатной брошюре с следующим заглавием: «Описание и изъяснение / онаго / фейэрверка, / которой / по высочайшему повелению / ея императорскаго величества / в высокий день рождения / его императорскаго высочества / благовернаго государя / петра феодоровича / великаго князя / всея россии / и / владетельнаго герцога / шлезвиг-голштинскаго / и прочая, и прочая. / пред императорским зимним домом / в Санктпетербурге / представлен был Февраля 10 дня 1745 года».
Из описания этого видно, что «...представляет сей фейэрверк приятное увеселительное место с огненными фонтанами, а вместо цветников с партерами разновидных художественных огней, и с горящими и перспективным порядком поставленными деревьями. В средине между оными находится главный план представляющий великолепную садовую галерею или аллею с тремя переломами, или с особливыми планами, украшенными аллегоричным образом, а именно: на среднем плане показан обыкновенным фитильным огнем Промысл Божий, на высеченном из камня фундаменте Петра Великаго обелиск или нововозвышенной для жития и чести столп поставляющий. По совершении шеснатцати рядов или каменных слоев онаго обелиска начинает семнатцатый ряд несколько колебаться и преклоняться к падению; но тогда оный промысл не токмо божественною
силою не допускает семнатцатаго ряда до сего приключения, и своею левою рукою тот ряд паки в надлежащее состояние приводит, но гиритом правою рукою и прежние ряды чрез приложение к ним новаго осмнадесятаго ряда утверждает. Над вышеписанной фигурой надпись «утверждаю». Правее видна аллегорическая фигура изображающая Надежду России, держащая в руках камни для обелиска, с надписью: умножаю. В лево Любовь сыплящая фимиам в кадильницу, с надписью: желаю. Эти боковые планы соединены с средним «изрядными перилами и аллеями».
«в представленной позади всего фейэрверка великой иллуминации показан проспект при наступлении весны паки процветающаго сада. Приятные проспекты и веселыя аллеи окружают оной сад с обеих сторон також и представленное в средине онаго главное изображение. Ибо там оказывается высокая каменная гора, а из ея пещеры в разных местах происходят здравые источники, великими потоками вниз бегущие и как веселые луга наводняющие, так и оной сад приятными фонтанами оживляющие и украшающие».
«На вершине помянутой горы поставлен основанной на камени храм Гигеи, то есть здравия и долгих лет, внутрь котораго статуя Радости и Удовольствия держит вензловое имя Его Императорскаго Высочества, и оное на твердом педестале для непоколебимаго всегда пребывания постановляет».
«Снаружи храм украшен пятью статуями: Трудолюбия, Промысл, Умеренность, Успокоение и Удовольствие. При входе в Храм, в нишах, справа Натура, слева «Чудесный врач Эскулапий». На вершине храма помещен бюст Аполлона.
1745 г., август. Гравер: Качалов Г.А. Изображение великаго фейэрверка которой по всемилостивейшему Ея Императорскаго Величества указу в окончание торжества высочайшаго брака.
Большой лист, гравированный резцом, работы гравера Качалова, представляющий вид фейерверка, бывшаго в С.-Петербурге в августе 1745 г. В средине поставлен обелиск с вензелями Елизаветы Петровны, великаго князя Петра Феодоровпча, Екатерины Алексеевны и Петра II. С двух сторон аркады, в арках которой поставлены бюсты: Царей Алексея Михайловича, Михаила Феодоровича, Петра I и Екатерины I. Все эти аркады расположены на большом плоту, выстроенном на реке Неве.
Впереди, на самой реке, плавает огромное количество разных морских зверей, нереид, тритонов и купидонов, сидящих на дельфинах; по средине Нептун в колеснице, везомой морскими конями, а рядом с ним Венера в колеснице, влекомой двумя голубями; она держит в руках два пылающия сердца; на задке ея колесницы сидят два целующиеся голубя. Под гравюрой подпись: «Изображение великаго Фейэрверка / который по всемилостивейшему ея императорскаго величества указу в окончание / торжества высочайшего брака Их Императорских высочеств / Государя великаго Князя и Государыни Великой Княгини всероссийской и Пр. / на Неве реке пред Императорскимъ зимним домом представлен / в Санктпетербурге Августа — дня 1745 года. / — Abriss des grossen Feuerwerckes / welches auf IHRO KAYSERL: MAYEST. Allergnadigsten Befehl, zum Beschluss / der Fertivitaten des Hohen Beylagers IHRO KAYSERL. HOHEITEN / DES GROSFURSTEN und GROSFURSTIN aller REUSSEN etc. etc / auf dem Neva Strohm vor dem KAYS. Winter Pallast aufgefuhret worden / zu St. Petersburg den... August. — Ao 1745». Под самой гравюрой справа подпись мастера: «Грыд. Григ. Качалов».
1748 г., 1 января. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1748 год пред зимним Ея Императорскаго Величества домом представлены были.
Лист, гравированный резцом, с подписью под гравюрой: «Изображение Фейэрверка и Иллуминации / которыя в новый 1748 год пред зимним Ея / Императорскаго Величества домом / представлены были. / — Abrisz des Feuerwercks und der Illumination / welche an dem neuen Jahr-Tage 1748 vor / ihro kayserl. majestat Winter-Pallast / vorgestellet worden».
Лист этот приложен при печатной брошюре: «Изяснение / иллуминации и фейэрверка, / которыя / в новой 1748 год / пред зимним домом / ея императорскаго /величества / в Санктпетербурге представлены».
В изъяснении этом между прочим разсказывается: «Иллуминация представляет приятной и на разные цветники разделенной сад, в средине котораго является высокое Кедровое дерево. На обоих концах сада стоят статуи двух Гениусов, из которых один держит щит, на котором под вензловым именем блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго виден Год вступления на престол Его Величества. Стоящий по другую сторону Гениус держит такожде щит, на котором под вензловым же именем Ея Императорскаго Величества, нашей всемилостивейшей Государыни, изображен Год, в котором Ея Величество на Императорский свой престол вступить изволила. Вверху над Кедровым деревом написано: occulto velut arbo rаеѵо, то есть: не чувствительно возростает. — Фейэрверк состоит из трех планов, на которых изображенныя фигуры обстоятельнее изъясняют знаменование иллуминации, и чинимое в сей день рассуждение на оное обращают».
«Средней главной план представляет Монумент, на котором лежат два щита, один с вензловым именем ея императорскаго величества, а другой с государственным Гербом, пальмовыми ветвями связанные. На облаках является знак Божия Провидения, а именно Земной шар, подле котораго лежит Кормило, а на оном Рог изобилия, из котораго лавровой венец, содержащей число сего новаго года, на щиты упадает. На одном боковом плане изображен горящий Олтарь, над которым из облаков сияние происходит с надписью: damnamur votes , то есть: молитвы услышаны. — Другой боковой план представляет изрядной и на подобие трофея сооруженной Монумент, которой из пальмовых ветвей, лавровых венков, масличных ветвей, хлебных класов, фруктов, рогов изобилия и из меркуриевых жезлов состоит, с надписью: magnorum operum fructus, то есть: плоды великих дел».
1749 г., на новый год. Изображение фейэрверка и иллуминации которыя в новый 1749 год пред летним Ея Императорскаго Величества домом в Москве представлены были.
Лист, гравированный резцом; под гравюрой подпись: «Изображение Фейэрверка и Иллуминации / которыя в новый 1749 год пред летним Ея / Императорскаго Величества домом / в Москве представлены были. / — Abrisz des Feuerwercks und der Illumination / welche an dem neuen Jahres-Tage 1749 vor / ihro kayserl. Mayestat sommer Pallast / in Moskau vorgestellet worden».
Этот лист приложен к печатной брошюре с описанием представленных на нем фейерверка и иллюминации; а именно, фейерверк представляет следующее: «Средний план представляет триумфальные ворота по Римскому великолепию со щитом под короною имени ея императорскаго величества, лавровыми и пальмовыми ветьвями украшенным. Вверху двуличная Янусова голова, а на самом верху число 1749 года. В средние триумфальныя ворота является в проспекте город и река Москва, а над ними на горизонте восходящее солнце в полном сиянии. У ворот сидит Москва в виде женщины в городовой короне, на щит древняго своего герба опершись; смотрит на солнце и указывает рукою на город. Другою рукою ударяет себя в грудь «в веселии трепещущуюся». На воротах подписана: ad. vota. nostra, то есть: по нашему желанию… Из посторонняго плана, с правой руки восходит новый год под образом младенца держащего в руке Астрономическую сферу разделенною на двенадцать равных частей эклиптикою опоясанную с числом 1749 года, котораго ведет благополучие Империи во образе жены в венце из масличных ветвей и класов сплетенном держащие рог изобилия, с надписью: hac. duce, то есть: ея предводительством.
«На левом крыле выходит Слава имени ея императорскаго величества в радостном провожании благополучия подданных. Слава изображена под образом крылатаго юноши в венце из лавровых и дубовых ветвей сплетенном, держащаго в руке две трубы, а на груди щит с вензловым именем ея императорскаго Величества; а благополучие изображено в виде жены в штофном цветном золотом платье и в венце из цветов. У ног ея рог изобилия с сыплющимися из него плодами и монетами. Над ними надпись: hac. comitante, то есть: нераздельно пребывают»....
«Вверху Российская империя в виде двуглаваго орла с распростертыми крыльями».
«Далее: Другой увеселительный огонь состоит на театре в 17 сажень, а длинною в 60 сажень, в великолепной иллюминации. На высоком театре, склоняющемся на Российскую Империю представляется здравая, плодоносная и приятная страна с высеченными аллеями на подобие креста святого Апостола Андрея первозваннаго и с разделенными на двоеглавных орлов садовыми шпалерами. Притом оной театр как крепкими стенами и оборонительною крепостью утвержден, так и великолепными фонтанами, порогами и шлюзами украшен. В средине сего театра стоят Храм благополучнаго времени с защищающим на крыле благополучием, а по обе стороны купола поставлены другия две статуи, слава империи и изобилие. Вверху над входом в храм представлен грудной портрет Остроумия со временем и возобновление онаго грудной портрет Януса, и внизу возобновленное число 1749 года. В средине храма блистает вензловое имя Ея Императорскаго Величества Елисаветы первыя под короною».
«Перед этим храмом поперек всего театра идут перила со стоящими на них золотыми сосудами с плодами».
1750 г., 6 сентября. Гравер: Соколов И.А. Иллуминация Санктпетербургской Академии наук сентября 6 дня 1750 года представленная.
Та же гравюра в меньшую величину и с некоторыми изменениями: картуш внизу гравюры, с подписью, счищен и заменен просто водою и плавающими на ней лодками. Подписи под гравюрой: «Грыд. Ив. Соколов при Акад. Наук и худож.» (слева) «Иллуминация Санктпетербургской Академии Наук / Сентября 6 дня 1750 года представленная. / Благополучие сыплет на свободныя Науки цветы и плоды, и показывает упражняю- / щимся во оных новый путь к ревностному об них старанию, при чем оно их / Защищает щитом имени Ея Императорскаго Величества. / — Idea picturarum artificioso igne collucentium / quas Academia Scientiarum Petropolitana exhibuit. Sept. VI. A. C. MDCCL. / Felicitas flores spargit atque fructus in liberales disciplinas, quarum cursui / novum pandit stadium: easdem tuetur clypio, qui augustae nomine, / literarum ductibus inter se implicitis inscriptus est».
Гравюра эта приложена при печатной брошюре: «Diem lustricum / invictissimae ас potentissimae/ russiarum / imperatricis / elisabetae / petri magni filiae / academia scientiarum / orationibus solemnibus / a с festis ignibus / celebrat / anno MDCCL, sept. VI. / — / petropoli, / typis academiae scientiarum». И при русском издании этой брошюры: «Торжество Академии Наук в день тезоименитства Е. И. В. Елисаветы Петровны, 6 Сентября 1750 г. СПБ.». С речами Академиков, 4°.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]