1987
---
Оригинал взят у sazikov в 1987
Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
Во второй половине 1980-х годов неожиданно и повсеместно в дизайне и декоративно-оформительском искусстве вошло в моду создание динамических, экспрессивных композиций с наклонными цветовыми плашками, линиями и текстами. По задумке художников все это должно было символизировать революционный темп перестройки, стать рефлексией на уже порядком подзабытое конструктивистское прошлое, визуальными образами передать динамику грядущих перемен.
Вместе с тем, следует отметить, что такое графическое решение плакатов и декоративных композиций вполне соответствовало общемировым процессам царившим в графическом дизайне, отвечало стилистике «Новой волны», «взорвавшей» в 1980-е годы классическую композицию функционализма с её требованиями гармонической целостности, единства и уравновешенности элементов. «"Новая волна" очень часто сознательно и демонстративно вторична. Она свободно примеряет на себя наряды любого прошлого стиля. Но при этом произведение воспринимается остро современным, а не ретро-стилизацией» — отсюда и вольное обращение к стилистике 1920-х годов, долженствующее подчеркнуть — революция продолжается.
В 1987 году праздновалось 70-летие Советской власти. В праздничном украшении столицы в этот раз особенно ярко проявила себя новая тенденция к размещению наклонных, словно покосившихся панно и кумачовых лент, лозунгов на строительных лесах, ярких, динамичных плакатов, рефреном повторяющихся слов — «гласность, ускорение, перестройка».
Красную площадь оформлял Художественный фонд, художники В.И. Савицкий, Ю.С. Раров, О.М. Савостюк. За основу художественной концепции оформления Красной площади был принят стиль революционных манифестаций. На здании ГУМа, в центральной его части на красном фоне разметили большой портрет, написанный с одной из последних фотографий уже больного Ленина. Слева на ГУМе разместили лозунги из первых декретов Советской власти, а справа новые лозунги эпохи Перестройки.
Интересно, что в этот раз вновь, как и в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, применялись новые конструкции, созданные на основе строительных лесов. Выполнялись они по так называемой автомобильной технологии, с высококачественной окраской, с индивидуально изготовленными узлами крепления. Размер модуля — 2x2 метра, а глубина выноса от стены ГУМа — от 4 до 6 метров. С помощью этих конструкций удалось создать эффект объемности панно. На лесах в несколько рядов натягивались красные полотнища из современной особо прочной декоративной ткани. Эффект объемности увеличивался с помощью светильников направленного подсвета, установленных по горизонтали на высоте 6, 8 и 10 метров, что создавало в вечернее время иллюзию движения красного полотнища.
На этом же принципе было построено оформление Исторического музея, на фасаде которого разместили утрированное, объемное изображение развевающегося знамени с крупной с цифрой «70» и символом Советского государства — Серпом и Молотом, выполненными из профилированного алюминия. Из этого же материала были изготовлены буквы слова «Октябрь» на ГУМе.
Центр города решено было украсить в соответствии с предложением художников Мосгороформления А.П.Малкова, А.И. Смыслова, И.А. Смирнова, Д.С. Зуськова, В.И. Гуреева. В дальнейшем в авторские коллективы влились художники А.М. Гетман, Н.Д. Рогачева, М.В. Лукьянов и сотрудники мастерских Большого театра. На ответственных в градостроительном отношении участках магистралей и площадей были установлены выразительные объёмно-пространственные конструкции. Ясные по форме, украшенные революционной символикой, они стали доминантами в праздничном оформлении столицы. Каждую из таких конструкций отличало сочетание образности, четкой тематической направленности и декоративности.
Районный художник Фрунзенского района Геннадий Лупандин оформил концертный зал им. П.И. Чайковского лозунгами на диагональных щитах.
Краснопресненский район украсили, созданные по проекту художника Анатолия Умуркулова ажурные стелы, собранные из строительных лесов с протянутыми от них диагоналями кумачевых лозунгов.
Фасад здания Московского международного телефона на Зубовской площади был оформлен художником А. Кецба, придумавшим оригинальную трехмерную композицию «Мир народам!». Декоративная ткань белого и красного цветов, переплетенная под разными углами в пространстве, образованном строительными лесами, создавала фигуру голубя мира и надпись «70 Октябрь».
На Таганской площади была установлена реплика композиции архитектора Николая Колли «Красный клин», созданная им в первую годовщину Октября, в 1918 году.
При оформлении центральных районов города потребовались особый такт и осторожность. Помимо новых конструкций и композиционных решений, здесь были удачно применены и некоторые традиционные приемы, такие, например, как навеска на фасады зданий декоративных живописных панно, с использованием графических приемов, характерных для творчества художников 1920-х годов.
Особенно удачно этот прием был использован при оформлении фронтона здания Манежа живописным панно. Органично включенное в архитектуру здания, панно по своим размерам, композиции и колориту удачно вписалось в облик площади и создало здесь праздничный акцент.
В оформлении городских магистралей художникам и дизайнерам было предоставлено широкое поле для художественных опытов и экспериментов, активно использовались самые разнообразные художественные приемы.
Много выдумки проявили авторы декоративных транспарантов-перетяжек через улицы. Причем наряду с плоскостными, применялись объемно-пространственные композиции, как это было, например, на Комсомольском проспекте. Художники смело экспериментировали, предлагая необычные виды перетяжек, варианты цветовой насыщенности и шрифтовых решений.
Характерным для праздничного оформления Москвы в дни 70-летия Октября стало многообразное использование цвета, что избавляло от воцарившейся к тому времени монотонности преобладания красного. Особенно наглядными поиски новой цветовой выразительности были в оформлении некоторых участков Садового кольца, Марксистской улицы и улицы Горького.
В связи с этим невольно вспоминаются самые первые праздники Советской власти, октябрь 1918 года, когда Натану Альтману «пришлось повоевать за то, чтобы сломить монополию красного цвета на празднествах, прежде чем <…> удалось добиться возможности пользоваться всеми цветами спектра при создании праздничного облика улиц».
Позднее, генеральная линия праздничного оформления, основанная на комплексных проектах убранства Красной площади братьев Стенбергов с присущим им минимализмом пластической и цветовой палитры, резко ограничила подобные цветовые эксперименты. Можно сказать, что праздничное убранство Москвы в октябрьские дни 1987 года стало первым опытом отхода от прежней композиционной и цветовой схемы, заложенной Стенбергами.
Следует отметить, что многие художественные приемы, использованные при оформлении столицы, были найдены художниками во время конкурса, проведенного по инициативе МГК КПСС и ГлавАПУ Москвы еще летом 1987 года. В конкурсе тогда приняли участие многие художники, архитекторы и дизайнеры, работники комбината декоративно-оформительского искусства (КДОИ) СХ РСФСР, Управления внешнего благоустройства ГлавАПУ и Мосгороформления. Именно в результате конкурса появились многие решения, удачно реализованные затем в праздничном оформлении.
Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".
Во второй половине 1980-х годов неожиданно и повсеместно в дизайне и декоративно-оформительском искусстве вошло в моду создание динамических, экспрессивных композиций с наклонными цветовыми плашками, линиями и текстами. По задумке художников все это должно было символизировать революционный темп перестройки, стать рефлексией на уже порядком подзабытое конструктивистское прошлое, визуальными образами передать динамику грядущих перемен.
Вместе с тем, следует отметить, что такое графическое решение плакатов и декоративных композиций вполне соответствовало общемировым процессам царившим в графическом дизайне, отвечало стилистике «Новой волны», «взорвавшей» в 1980-е годы классическую композицию функционализма с её требованиями гармонической целостности, единства и уравновешенности элементов. «"Новая волна" очень часто сознательно и демонстративно вторична. Она свободно примеряет на себя наряды любого прошлого стиля. Но при этом произведение воспринимается остро современным, а не ретро-стилизацией» — отсюда и вольное обращение к стилистике 1920-х годов, долженствующее подчеркнуть — революция продолжается.
В 1987 году праздновалось 70-летие Советской власти. В праздничном украшении столицы в этот раз особенно ярко проявила себя новая тенденция к размещению наклонных, словно покосившихся панно и кумачовых лент, лозунгов на строительных лесах, ярких, динамичных плакатов, рефреном повторяющихся слов — «гласность, ускорение, перестройка».
Красную площадь оформлял Художественный фонд, художники В.И. Савицкий, Ю.С. Раров, О.М. Савостюк. За основу художественной концепции оформления Красной площади был принят стиль революционных манифестаций. На здании ГУМа, в центральной его части на красном фоне разметили большой портрет, написанный с одной из последних фотографий уже больного Ленина. Слева на ГУМе разместили лозунги из первых декретов Советской власти, а справа новые лозунги эпохи Перестройки.
Интересно, что в этот раз вновь, как и в дни XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, применялись новые конструкции, созданные на основе строительных лесов. Выполнялись они по так называемой автомобильной технологии, с высококачественной окраской, с индивидуально изготовленными узлами крепления. Размер модуля — 2x2 метра, а глубина выноса от стены ГУМа — от 4 до 6 метров. С помощью этих конструкций удалось создать эффект объемности панно. На лесах в несколько рядов натягивались красные полотнища из современной особо прочной декоративной ткани. Эффект объемности увеличивался с помощью светильников направленного подсвета, установленных по горизонтали на высоте 6, 8 и 10 метров, что создавало в вечернее время иллюзию движения красного полотнища.
На этом же принципе было построено оформление Исторического музея, на фасаде которого разместили утрированное, объемное изображение развевающегося знамени с крупной с цифрой «70» и символом Советского государства — Серпом и Молотом, выполненными из профилированного алюминия. Из этого же материала были изготовлены буквы слова «Октябрь» на ГУМе.
Центр города решено было украсить в соответствии с предложением художников Мосгороформления А.П.Малкова, А.И. Смыслова, И.А. Смирнова, Д.С. Зуськова, В.И. Гуреева. В дальнейшем в авторские коллективы влились художники А.М. Гетман, Н.Д. Рогачева, М.В. Лукьянов и сотрудники мастерских Большого театра. На ответственных в градостроительном отношении участках магистралей и площадей были установлены выразительные объёмно-пространственные конструкции. Ясные по форме, украшенные революционной символикой, они стали доминантами в праздничном оформлении столицы. Каждую из таких конструкций отличало сочетание образности, четкой тематической направленности и декоративности.
Районный художник Фрунзенского района Геннадий Лупандин оформил концертный зал им. П.И. Чайковского лозунгами на диагональных щитах.
Краснопресненский район украсили, созданные по проекту художника Анатолия Умуркулова ажурные стелы, собранные из строительных лесов с протянутыми от них диагоналями кумачевых лозунгов.
Фасад здания Московского международного телефона на Зубовской площади был оформлен художником А. Кецба, придумавшим оригинальную трехмерную композицию «Мир народам!». Декоративная ткань белого и красного цветов, переплетенная под разными углами в пространстве, образованном строительными лесами, создавала фигуру голубя мира и надпись «70 Октябрь».
На Таганской площади была установлена реплика композиции архитектора Николая Колли «Красный клин», созданная им в первую годовщину Октября, в 1918 году.
При оформлении центральных районов города потребовались особый такт и осторожность. Помимо новых конструкций и композиционных решений, здесь были удачно применены и некоторые традиционные приемы, такие, например, как навеска на фасады зданий декоративных живописных панно, с использованием графических приемов, характерных для творчества художников 1920-х годов.
Особенно удачно этот прием был использован при оформлении фронтона здания Манежа живописным панно. Органично включенное в архитектуру здания, панно по своим размерам, композиции и колориту удачно вписалось в облик площади и создало здесь праздничный акцент.
В оформлении городских магистралей художникам и дизайнерам было предоставлено широкое поле для художественных опытов и экспериментов, активно использовались самые разнообразные художественные приемы.
Много выдумки проявили авторы декоративных транспарантов-перетяжек через улицы. Причем наряду с плоскостными, применялись объемно-пространственные композиции, как это было, например, на Комсомольском проспекте. Художники смело экспериментировали, предлагая необычные виды перетяжек, варианты цветовой насыщенности и шрифтовых решений.
Характерным для праздничного оформления Москвы в дни 70-летия Октября стало многообразное использование цвета, что избавляло от воцарившейся к тому времени монотонности преобладания красного. Особенно наглядными поиски новой цветовой выразительности были в оформлении некоторых участков Садового кольца, Марксистской улицы и улицы Горького.
В связи с этим невольно вспоминаются самые первые праздники Советской власти, октябрь 1918 года, когда Натану Альтману «пришлось повоевать за то, чтобы сломить монополию красного цвета на празднествах, прежде чем <…> удалось добиться возможности пользоваться всеми цветами спектра при создании праздничного облика улиц».
Позднее, генеральная линия праздничного оформления, основанная на комплексных проектах убранства Красной площади братьев Стенбергов с присущим им минимализмом пластической и цветовой палитры, резко ограничила подобные цветовые эксперименты. Можно сказать, что праздничное убранство Москвы в октябрьские дни 1987 года стало первым опытом отхода от прежней композиционной и цветовой схемы, заложенной Стенбергами.
Следует отметить, что многие художественные приемы, использованные при оформлении столицы, были найдены художниками во время конкурса, проведенного по инициативе МГК КПСС и ГлавАПУ Москвы еще летом 1987 года. В конкурсе тогда приняли участие многие художники, архитекторы и дизайнеры, работники комбината декоративно-оформительского искусства (КДОИ) СХ РСФСР, Управления внешнего благоустройства ГлавАПУ и Мосгороформления. Именно в результате конкурса появились многие решения, удачно реализованные затем в праздничном оформлении.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]