Семь гектаров уникальности.
---
Писать о музеях Верхней Пышмы - неблагодарное занятие. О них уже написано много, и писать о том же самом в очередной раз просто не хочется. К тому же приехали мы туда в не самый погожий день этой зимы. Шёл снег. И он постепенно заметал музейные сокровища, выставленные под открытым небом. Было темно и пасмурно, что не способствовало хорошему качеству фото.
А сокровищ было много. Лес пушек, поля танков. Казалось, что вернепышминский музей бронетанковой техники в несколько раз больше, чем Музей Пушек в Перми. Наверное, оно так и есть на самом деле. Площадь верхнепышминского музейного комплекса 68000 квадратных метров или почти семь гектаров. Музейный комплекс УГМК стал уникальным явлением в нашей культуре. И не только благодаря своим размерам, хотя и по этому показателю он, как говорят, третий в мире. Уникален он своим собранием редких экспонатов, многие из которых можно увидеть только здесь. Девяносто пять процентов всех музейных машин - действующие. Работает даже столетний двигатель самолёта "Фарман", о котором я расскажу потом. Ну, и конечно, впечатляет громадный объём труда и средств, которые были вложены УГМК в этот музей. Другого такого музея в России нет.
Оказавшись здесь, вдруг понимаешь, каким же чудовищным и грандиозным по размаху событием была Великая Отечественная война. Большинство экспонатов относятся как раз к военному времени. Довоенного оружия здесь немного. Послевоенного - конечно больше, но основной пласт - это то, чем воевали наши предки в Великую Отечественную.
Здесь стоят танки и самолёты, знакомые с детства. Как, например, этот самолёт Пе-2. В школьные годы чудесные был у меня польский журнал "Малый моделяж". Один номер. Там на плотной бумаге были нарисованы развёртки для собирания модели такого же вот самолёта. Я добросовестно вырезал его из бумаги, клеил. И когда было собрано больше половины самолёта, у меня кончился клей "Момент". И я пытался доклеивать самолёт обычным канцелярским клеем. Сходить же в магазин и купить новый тюбик "Момента" я не мог, в продаже он встречался редко. В общем, загубил я красивый самолётик этим канцелярским клеем, после чего у меня случилась настоящая истерика. После чего я очертания этого самолёта запомнил на всю жизнь.
Есть и экзотическая техника вроде многобашенного танка Т-35. Танк кстати был воссоздан заново по старым чертежам.
Есть целый угол с иностранными танками производства стран-союзниц СССР.
Ведущие звёздочки иностранных танков почему-то все сплошь причудливой формы.
У танков наших ведущие звёздочки обычно сзади, и по форме гораздо проще. Что-то мне подсказывает, что в трудных военных условиях у более простой конструкции было больше шансов на выживание.
Все американские военные машины я принимал за "Студебеккеры", но в действительности это оказалось не так. Например, эта машина называется GMC (Дженерал Моторс).
Откуда всё это? Я и не подозревал, что во время войны на вооружении Красной армии была такая экзотическая техника. Покрышки автомобилей явно старинного типа. Неужели где-то ещё выпускают такие?
Какая-то здоровенная и тоже американская плавающая боевая машина.
На подобных машинах американцы высаживались на Окинаву, а наши-то на них где воевали?
Мы долго ходили от танка к танку, от самолёта к самолёту. Но нас почему-то больше тянуло к мирной технике. Мы знали, что где-то здесь же есть музей автомобилей. Крошечную часть этих самых автомобилей мы видели ещё весной на туристском форуме "Большой Урал". Мы тогда сильно впечатлились , всё хотели поехать посмотреть автомузей, да только дорога туда нам выпала лишь сейчас.
Автомузей находится на территории завода "Уралэлектромедь". Туда ходит специальный автобус, остановка которого стоит тут же, среди экспонатов. Надо зайти в задние выставочного центра, купить билет. И можно садиться в автобус. Он ездит каждый час. Мы что-то увлеклись осмотром экспонатов и чуть не прозевали наш автобус. До него пришлось бежать, хорошо хоть водитель нас подождал.
Грузимся в автобус и едем на проходную. В салон заглядывает охранник и спрашивает у сотрудницы музея, которая сопровождает каждый рейс:
-Сколько?
-Шесть человек.
Долго ехать по территории завода не приходится. Вот и музей. У его стен тоже стоят экспонаты - разные крупные машины, которые не поместились внутри. А мы проходим по коридору, увешанному старыми рекламными плакатами советских автомобилей.
И вот мы видим этот зал, полный блеска лакированных кузовов и хромированных частей. И только одно слово сорвалось с наших уст
-Ах!
Это экскурсовод Андрей - человек, знающий об экспонатах музея буквально всё. Мы начали его слушать и на ус мотать, но тут выяснилось, что за экскурсию-то мы не заплатили. За это предусмотрена отдельная плата. Мы не то, чтобы такие уж жадные любители халявы. Нет, нам просто об отдельной плате за экскурсию не сказали, и мы подумали, что "всё включено". В общем, ирбитская история повторилась почти полностью.
Но кое-что мы услышать всё же успели. Например, про то, что на первых мотоциклах были ацетиленовые фонари. Где-то над бензобаком стоял бачок с ацетиленом, и трубки шли к переднему фонарю и к заднему. Нужно было открыть стекло, чиркнуть спичкой, зажечь горелку. И тогда только фонарь засветится. А электрические фонари в начале 20-го века ставили на мотоциклы и автомобили за отдельную плату. Это была опция.
"Харлей-Дэвидсон" 1914-го года и "Ройял Эннфилд" 1915-го. Наверное, на таких мотоциклах наши предки воевали в Первую мировую. Две шестерёнки на переднем колесе - привод спидометра.
А "Фарман" тоже периода Первой Мировой. На подобном самолёте летал Нестеров. Тот самый, что первым сделал "мёртвую петлю" или "петлю Нестерова". Двигатель "Фармана" вполне исправен, и его заводили. А вдруг да полетит? В этом чудесном месте можно поверить во что угодно.
Один из ранних серийных российских велосипедов. Сделан на фабрике Лейтнера в Риге. Обратите внимание на рычаг под рулём. Это тормоз. Он связан с подпружиненной "пяткой" над передним колесом. Эта "пятка " прижималась прямо к резиновой шине, когда велосипедисту нужно было затормозить. В данном случае - велосипедстке, потому что велосипед дамский. Об этом говорит и то, что вокруг заднего колеса натянуты защитные резиновые шнуры. Они сделаны для того, чтобы подол платья не запутался в спицах.
Автомобиль "Форд-Т" или "Жестяная Лиззи". Тот самый, который "мог быть любого цвета, если это чёрный".
Колёса "Форда" с деревянными спицами. Такое колесо не было съёмным, и менять прохудившуюся покрышку было сущим мученьем, тем более, что покрышки в начале 20-го века прокалывались куда чаще, чем сейчас. На дорогах валялось гораздо больше гвоздей, отпавших от копыт лошадей вместе с подковами.
А фирменный знак над радиатором нередко служил ещё и в качестве градусника. С внешней сторны - какая-нибудь геральдическая фигурка, с внутренней - термометр. Водитель должен был выглянуть из кабины и посмотреть, не закипела ли вода в радиаторе. Этот автомобиль более позднего времени. На нём подобных градусников уже не было. Здесь на радиаторе только крышка отверстия, через которое заливалась вода. Этот автомобиль называется "Ла Салль", и выпущен он в США в 1927-м году.
Автомобили "Форд" и автомобили "ГАЗ" в одном ряду. Они очень похожи, почти неотличимы друг от друга. Завод ГАЗ был построен по лицензии "Форда". И даже овальная фирменная табличка, на которой было написано ГАЗ, копирует фордовскую.
Здесь, в музее, я часто подходил вплотную к машинам и фотографировал их фирменные знаки.
Только над фордовской табличкой есть вот такая никелтрованная птица. ГАЗ позволить себе такой роскоши не мог. Интересно, что это за птица? Куропатка?
Среди настоящих автомобилей стенды игрушечных машинок. Эти машинки делали на фабрике игрушек "Радуга" здесь же в Пышме. В детстве пышминские машинки казались мне грубоватыми по сравнению с "настоящими" моделями, которые стоят выше на полке. Теперь же эти машинки стали страшной редкостью.
А подобная машинка была у меня, когда мне было пять лет. Только вместо каких-то бункеров на прицепе была длинная цистерна. И написано было "Intertank".
-Мама, а что написано на моей машинке?
-"Интертанк".
-А что это значит?
Спортивные велосипеды советских времён с неправдоподобно тонкими шинами. Их делали в Перми и в Харькове. Кстати вышеупомянутую фабрику Лейснера во время Первой Мировой эвакуировали как раз в Харьков. На некоторых из этих велосипедов вообще нет тормозов. Ну, и правильно, ведь тормоза придумали трусы.
Какой-то уж вовсе невообразимый велосипед со странным именем "Тахион". Сидеть на нём можно было только согнувшись в три погибели. За счёт этого уменьшалось сопротивление воздуха при езде.
А это "зубастые"мотоциклы для спидвея. Спидвей - это мотогонки на льду. Обычные автомобильные зимние шипы кажутся ничем по сравнению с этими "челюстями". И если гонщик выпадет из седла, а по его ноге проедет такое колесо, то что от его ноги останется?
Мотоцикл "Тула". Совсем как наши.
Мотоциклы "Урал" для гонок с колясками напомнили мне Ирбит.
Санитарный автомобиль "ГАЗ -АА" для перевозки раненых.
И ГАЗ-ААА, машина, участвовавшая в автопробеге "Москва-Каракум" 1933-его года. Интересно, это подлинная машина или сделанная "по мотивам"?
Ну, а я на сегодня прощаюсь с вами. Пойду спать. Продолжение будет.
А сокровищ было много. Лес пушек, поля танков. Казалось, что вернепышминский музей бронетанковой техники в несколько раз больше, чем Музей Пушек в Перми. Наверное, оно так и есть на самом деле. Площадь верхнепышминского музейного комплекса 68000 квадратных метров или почти семь гектаров. Музейный комплекс УГМК стал уникальным явлением в нашей культуре. И не только благодаря своим размерам, хотя и по этому показателю он, как говорят, третий в мире. Уникален он своим собранием редких экспонатов, многие из которых можно увидеть только здесь. Девяносто пять процентов всех музейных машин - действующие. Работает даже столетний двигатель самолёта "Фарман", о котором я расскажу потом. Ну, и конечно, впечатляет громадный объём труда и средств, которые были вложены УГМК в этот музей. Другого такого музея в России нет.
Оказавшись здесь, вдруг понимаешь, каким же чудовищным и грандиозным по размаху событием была Великая Отечественная война. Большинство экспонатов относятся как раз к военному времени. Довоенного оружия здесь немного. Послевоенного - конечно больше, но основной пласт - это то, чем воевали наши предки в Великую Отечественную.
Здесь стоят танки и самолёты, знакомые с детства. Как, например, этот самолёт Пе-2. В школьные годы чудесные был у меня польский журнал "Малый моделяж". Один номер. Там на плотной бумаге были нарисованы развёртки для собирания модели такого же вот самолёта. Я добросовестно вырезал его из бумаги, клеил. И когда было собрано больше половины самолёта, у меня кончился клей "Момент". И я пытался доклеивать самолёт обычным канцелярским клеем. Сходить же в магазин и купить новый тюбик "Момента" я не мог, в продаже он встречался редко. В общем, загубил я красивый самолётик этим канцелярским клеем, после чего у меня случилась настоящая истерика. После чего я очертания этого самолёта запомнил на всю жизнь.
Есть и экзотическая техника вроде многобашенного танка Т-35. Танк кстати был воссоздан заново по старым чертежам.
Есть целый угол с иностранными танками производства стран-союзниц СССР.
Ведущие звёздочки иностранных танков почему-то все сплошь причудливой формы.
У танков наших ведущие звёздочки обычно сзади, и по форме гораздо проще. Что-то мне подсказывает, что в трудных военных условиях у более простой конструкции было больше шансов на выживание.
Все американские военные машины я принимал за "Студебеккеры", но в действительности это оказалось не так. Например, эта машина называется GMC (Дженерал Моторс).
Откуда всё это? Я и не подозревал, что во время войны на вооружении Красной армии была такая экзотическая техника. Покрышки автомобилей явно старинного типа. Неужели где-то ещё выпускают такие?
Какая-то здоровенная и тоже американская плавающая боевая машина.
На подобных машинах американцы высаживались на Окинаву, а наши-то на них где воевали?
Мы долго ходили от танка к танку, от самолёта к самолёту. Но нас почему-то больше тянуло к мирной технике. Мы знали, что где-то здесь же есть музей автомобилей. Крошечную часть этих самых автомобилей мы видели ещё весной на туристском форуме "Большой Урал". Мы тогда сильно впечатлились , всё хотели поехать посмотреть автомузей, да только дорога туда нам выпала лишь сейчас.
Автомузей находится на территории завода "Уралэлектромедь". Туда ходит специальный автобус, остановка которого стоит тут же, среди экспонатов. Надо зайти в задние выставочного центра, купить билет. И можно садиться в автобус. Он ездит каждый час. Мы что-то увлеклись осмотром экспонатов и чуть не прозевали наш автобус. До него пришлось бежать, хорошо хоть водитель нас подождал.
Грузимся в автобус и едем на проходную. В салон заглядывает охранник и спрашивает у сотрудницы музея, которая сопровождает каждый рейс:
-Сколько?
-Шесть человек.
Долго ехать по территории завода не приходится. Вот и музей. У его стен тоже стоят экспонаты - разные крупные машины, которые не поместились внутри. А мы проходим по коридору, увешанному старыми рекламными плакатами советских автомобилей.
И вот мы видим этот зал, полный блеска лакированных кузовов и хромированных частей. И только одно слово сорвалось с наших уст
-Ах!
Это экскурсовод Андрей - человек, знающий об экспонатах музея буквально всё. Мы начали его слушать и на ус мотать, но тут выяснилось, что за экскурсию-то мы не заплатили. За это предусмотрена отдельная плата. Мы не то, чтобы такие уж жадные любители халявы. Нет, нам просто об отдельной плате за экскурсию не сказали, и мы подумали, что "всё включено". В общем, ирбитская история повторилась почти полностью.
Но кое-что мы услышать всё же успели. Например, про то, что на первых мотоциклах были ацетиленовые фонари. Где-то над бензобаком стоял бачок с ацетиленом, и трубки шли к переднему фонарю и к заднему. Нужно было открыть стекло, чиркнуть спичкой, зажечь горелку. И тогда только фонарь засветится. А электрические фонари в начале 20-го века ставили на мотоциклы и автомобили за отдельную плату. Это была опция.
"Харлей-Дэвидсон" 1914-го года и "Ройял Эннфилд" 1915-го. Наверное, на таких мотоциклах наши предки воевали в Первую мировую. Две шестерёнки на переднем колесе - привод спидометра.
А "Фарман" тоже периода Первой Мировой. На подобном самолёте летал Нестеров. Тот самый, что первым сделал "мёртвую петлю" или "петлю Нестерова". Двигатель "Фармана" вполне исправен, и его заводили. А вдруг да полетит? В этом чудесном месте можно поверить во что угодно.
Один из ранних серийных российских велосипедов. Сделан на фабрике Лейтнера в Риге. Обратите внимание на рычаг под рулём. Это тормоз. Он связан с подпружиненной "пяткой" над передним колесом. Эта "пятка " прижималась прямо к резиновой шине, когда велосипедисту нужно было затормозить. В данном случае - велосипедстке, потому что велосипед дамский. Об этом говорит и то, что вокруг заднего колеса натянуты защитные резиновые шнуры. Они сделаны для того, чтобы подол платья не запутался в спицах.
Автомобиль "Форд-Т" или "Жестяная Лиззи". Тот самый, который "мог быть любого цвета, если это чёрный".
Колёса "Форда" с деревянными спицами. Такое колесо не было съёмным, и менять прохудившуюся покрышку было сущим мученьем, тем более, что покрышки в начале 20-го века прокалывались куда чаще, чем сейчас. На дорогах валялось гораздо больше гвоздей, отпавших от копыт лошадей вместе с подковами.
А фирменный знак над радиатором нередко служил ещё и в качестве градусника. С внешней сторны - какая-нибудь геральдическая фигурка, с внутренней - термометр. Водитель должен был выглянуть из кабины и посмотреть, не закипела ли вода в радиаторе. Этот автомобиль более позднего времени. На нём подобных градусников уже не было. Здесь на радиаторе только крышка отверстия, через которое заливалась вода. Этот автомобиль называется "Ла Салль", и выпущен он в США в 1927-м году.
Автомобили "Форд" и автомобили "ГАЗ" в одном ряду. Они очень похожи, почти неотличимы друг от друга. Завод ГАЗ был построен по лицензии "Форда". И даже овальная фирменная табличка, на которой было написано ГАЗ, копирует фордовскую.
Здесь, в музее, я часто подходил вплотную к машинам и фотографировал их фирменные знаки.
Только над фордовской табличкой есть вот такая никелтрованная птица. ГАЗ позволить себе такой роскоши не мог. Интересно, что это за птица? Куропатка?
Среди настоящих автомобилей стенды игрушечных машинок. Эти машинки делали на фабрике игрушек "Радуга" здесь же в Пышме. В детстве пышминские машинки казались мне грубоватыми по сравнению с "настоящими" моделями, которые стоят выше на полке. Теперь же эти машинки стали страшной редкостью.
А подобная машинка была у меня, когда мне было пять лет. Только вместо каких-то бункеров на прицепе была длинная цистерна. И написано было "Intertank".
-Мама, а что написано на моей машинке?
-"Интертанк".
-А что это значит?
Спортивные велосипеды советских времён с неправдоподобно тонкими шинами. Их делали в Перми и в Харькове. Кстати вышеупомянутую фабрику Лейснера во время Первой Мировой эвакуировали как раз в Харьков. На некоторых из этих велосипедов вообще нет тормозов. Ну, и правильно, ведь тормоза придумали трусы.
Какой-то уж вовсе невообразимый велосипед со странным именем "Тахион". Сидеть на нём можно было только согнувшись в три погибели. За счёт этого уменьшалось сопротивление воздуха при езде.
А это "зубастые"мотоциклы для спидвея. Спидвей - это мотогонки на льду. Обычные автомобильные зимние шипы кажутся ничем по сравнению с этими "челюстями". И если гонщик выпадет из седла, а по его ноге проедет такое колесо, то что от его ноги останется?
Мотоцикл "Тула". Совсем как наши.
Мотоциклы "Урал" для гонок с колясками напомнили мне Ирбит.
Санитарный автомобиль "ГАЗ -АА" для перевозки раненых.
И ГАЗ-ААА, машина, участвовавшая в автопробеге "Москва-Каракум" 1933-его года. Интересно, это подлинная машина или сделанная "по мотивам"?
Ну, а я на сегодня прощаюсь с вами. Пойду спать. Продолжение будет.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]