Усть-Каменогорск. Часть 5: этнопарк в Левобережном парке
---
Не писал бы я об Усть-Каменогорске в 5 частях, кабы ни его парки. Без парков хватило бы и 2 частей - про старый центр между Иртышом и Ульбой и (прошлая чась) про советский центр и вокзалы. Но отдельный пост был посвящён парку Жастар, а половина первой части - рассказу о Левобережном парке. В последней части вернёмся туда, потому что я не показал его главный сектор - Этнопарк. В отличие от музея под открытым небом в парке Жастар, это не скансен как таковой - здесь представлены жилища народов, хоть какое-то отношение имеющих к Восточно-Казахстанской области. А так как при Советах этническая карта страны обрела принцип "всё есть везде", по сути дела это - всесоюзный музей народной архитектуры и быта. Здания - в основном реплики, зато вещи в интерьерах - подлинные. И хотя совсем без развесистой клюквы создатели Этнопарка обойтись не смогли, она здесь в тех пределах, до которых всё вместе ещё можно воспринимать всерьёз "с некоторой поправкой".
Вся информация о постройках - из стендов около них, поэтому ошибки и несоответствия - на совести музейных составителей.
Оба усть-каменогорских скансена начали создаваться в 2002 году, и традиционна местная забава - перекидывание построек из одного в другой. К настоящему моменту два музея сепарировались по вполне чёткому принципу: в Жастаре - подлинные деревянные постройки с Алтая, в основном Катон-Карагайского района, в Левобережном парке - реплики "всесоюзных" жилищ народов. Качество их варьируется от "на грани клюквы" до вполне достоверного, а образуют они посреди огромного Левобережного парка (всё остальное - см. первую часть) длинную улицу. Кассирша сидит у грузинской усадьбы:
2.
Грузинская усадьба включает каменный дом с галереей, характерный для Западной Грузии рубежа 19-20 веков. Также в комплекс входят сванская башня (с прототипом 12 века) и марани - домашняя винодельня. В башне - фотографии с видами Грузии, а смотреть с её верхнего яруса толком и не на что.
3.
Грузинскую усадьбу организовал местный бизнесмен-меценат Гиви Отарович Гомарели, вещи для интерьера выписав прямо из Грузии. Внутри - огромная гостиная и две жилые комнаты сбоку:
4.
Общее свойство народов, дома которых поставлены в начале музея - это гонор. Потому что после грузинской усадьбы по разные стороны улицы стоят польская усадьба и чеченская башня. Польская усадьба включает деревянный дом на каменном подклете с двумя входами и амбар-стодолу, но она была на ремонте, так что даже за калитку не пройти.
5.
Чеченская башня мне показалась самым "клюквенным" объектом музея, тем более что башни на Кавказе жилыми домами и не были - как американцы строили погреба для защиты от торнадо, так и вайнахи строили башни для защиты от бесконечных междоусобиц. Встретили нас в башне недоверчиво, и смотрительница просила не ходить наверх - мол, лестница крутая, можно упасть. Но мы-то знаем, что чужаку в башне не место...
6.
Армянский дом, характерный для горных районов. Включает подвал, винный погреб (гину), а в пристройке - загон для скота (гом) и мастерскую на разные случаи жизни (арэстаноц):
7.
На втором этаже две комнаты, соединённые только через лоджию - столовая (цасасэняк) и спальня (нынджасеняк), "на глаз" впрочем почти одинаковых.
8.
Совсем рядом - азербайджанская усадьба с двускатной черепичной крышей, характерная для севера закавказской страны. Снаружи - летняя кухня с тяндиром и резной портал крыльца. В доме - балкон (айнабэнд), который я так и не усмотрел:
9.
И четыре помещения - хозяйственная комната (мэтбахт), спальня (ятаг отагы), комната отдыха хозяев (истирахат отагы) и гостевая комната (гонак отагы). И все, кроме хозяйственной - с настенными коврами.
10.
Напротив азербайджанской усадьбы - украинская хата с соломенной крышей:
11.
Она в принципе похожа на то, что я видел в многочисленных скансенах Средней Украины, особенно в Переяславе-Хмельницком:
12.
К украинской усадьбе примыкает белорусская. Белорусам в этом смысле повезло - реплика их хаты есть и здесь, и в Жастаре:
13.
Снаружи дом похож на те, что можно видеть в Строчице (минский скансен), а вот внутри всё какое-то слишком уж опрятное - похоже скорее на нынешнюю агроренессансную Беларусь, чем на бепросветно нищиую Белоруссию 19 века.
14.
Но может дело в том, что знали здесь других белорусов - выходцы оттуда оказались на Алтае после польского восстания 1860-х годов, были в основном католической веры, то есть по факту это дом скорее мелкой шляхты, чем крестьян. Больше ассоциаций, чем с хатами Строчицы, эта усадьба у меня вызывает с домом сибирских поляков в Вершине.
15.
В следующем доме я сходу узнал еврейскую усадьбу, опять же знакомую мне по старым штетлам Украины (Шаргород) и Беларуси (Ивье). Таким образом можно сказать, что музей даже делится на сектора - сначала Кавказский, теперь Западный:
16.
Особенность еврейского дома - расположение комнат анфиладой от входа к веранде (куща) во двор. Красивая черноволосая смотрительницы была похожа на чистокровную еврейку, но вблизи её сфотографировать я постеснялся.
17.
В гостиный по идее должен быть неоштукатуренный участок стены как напоминание о разрушенном Иерусалимском Храме. Увы, я его не нашёл, возможно при каком-нибудь ремонте о нём забыли и таки заштукатурили....
18.
Не знаю, как именно, но авторам удалось передать тот особый надрыв евреев Восточной Европы, жизнь в бесконечном ожидании погрома, трогательную хрупкость штетловского мирка из рассказов Шалом-Алейхема.
19.
-Тебя как звать-то?
-Гофман.
-Еврей что ли?
-Немец.
С еврейской усадьбой соседствует немецкий das Haus. Написано, что построен он по обмерам усадьбы немецких спецпереселенцев из села Герасимовка Уланского района... но вот фахверк отбивает доверие сразу. Не строили так русские немцы даже при царе, а уж тем более так не стали бы строить спецпереселенцы в стране ещё не остывших руин войны с Германией. Поэтому планировка дома видимо всё-таки достоверна (хотя в Немецком национальном районе Алтая я таких не видел), но дизайном её основательно подпортили. Главная особенность - тут всё под одной крышей, и у входа - не гараж для BMW, а крытый двор с колодцем:
20.
Зато интерьеры куда правдоподобнее, потому что вещи для них собирали по реальным немецким семьям ещё до создания музея: экспедиция 1991 года обследовала сёла Ново-Хайрюзовка, Солоновка, Сенное и Басуй Большенарымского района, а экспедиция 1996 года - Веселовку, Заречное, Берёзовку и Красную Зарю Глубоковского района под Риддером (тогда ещё Лениногорском). Всем этим владели Энгельманы, Диверты, Краусы, Майеры, Штойи, Гуангольтеры и другие, а теперь, думается, в большинстве своём из "немцев в России" они стали "русскими в Германии". С 1989 года российская немецкая община сократилась на 2/3, а более крупная казахстанская - на 85%, причём многие немцы из Казахстана уехали в Россию, поэтому в пределах всей общности Russlandedeutsche сокращение ещё сильнее. Тут собран, как и у евреев, в сущности исчезнувший мирок. Надписи на стенах - шпрухи, изречения из Библии.
21.
Много немецких вещей я показывал в посте про Гальбштадт (ссылка в позапрошлом абзаце), но там они расположены не как в доме, а просто разложены по музейному залу. Хотя в одном из немецких сёл Алтая вроде бы есть воссозданный немецкий дом, но я туда не добирался. Во всяком случае под пародийным фахверком скрывается очень неплохой музей алтайских немцев.
21а.
Напротив немецкого дома - татарский. Татарам, как и их соседям-беларусам, тоже повезло - их дом есть и в Жастаре, причём там подлинный, а тут вроде бы всё-таки реплика. Но зато лучше воссоздана планировка усадьбы - татарскую избу от русской можно сходу отличить по тому, что стоит она не фасадом на улицу, а в глубине двора за забором.
22.
Внутри - коридор и две комнаты сбоку. Ближе ко входу - караой, "чёрная комната", то есть кухня и женская половина. Её отапливала русская печь - того же принципа действия (тепло от разогретого кирпича, держащееся несколько дней), но со встроенным казаном. Дальше от входа - "белая комната" акой, или кунак-булмысэ, мужская комната, по совместительству служившая и гостевой. Её отапливала печь-голландка. На стене - шамаили, аппликации из цветной фольги с мусульманскими образами, изречениями, святыми местами. И в обеих комнатах - общая зажиточность: в Казахстан татары попадали в первую очередь как купцы, поэтому имеют здесь репутацию народа очень деловитого и умеющего быстро богатеть из ничего. Здесь впрочем и облик не дореволюционный, а 1950-х годов:
23.
Самая неоднозначная в музее постройка - на мой взгляд, корейский дом "ханок". Во-первых, он явно не имеет ничего общего с домами среднеазиатских корейцев, чьи предки перебирались в Приморье из Северной Кореи ещё при царе, а в 1930-х были депортированы в основном на Сырдарью. Ну а в материковой Корее, тем более Северной, я не бывал, поэтому ничего не могу сказать о достоверности. Но в отличие от чеченской башни, выглядит это всё убедительно, да и строить его могли реальные южно-корейцы:
24.
Дом состоит из 4 крошечных комнат, каждая с дверью наружу. В той, где балдахин, специальный стенд рассказывает о свадебной традиции корейцев:
25.
А тут хорошо виден ондоль - корейская система отопления с тёплым полом, такая же привычная вещь в доме даже самого бедного крестьянина, как в русской избе - русская печь:
26.
Городской дом - вроде бы реплика, может быть по какому-то утраченному оригиналу, стоявшему где-нибудь в центре Усть-Каменогорска:
27.
В отличие от большинства объектов, снаружи он выглядит правдоподобнее, чем внутри - не мещанское жилище в глуши, а прямо какая-то дача петербургского поэта золотых лет русского модерна, дом-музей мецената где-то под Питером, где бывали Бальмонт, Прокофьев и Репин! Кажется, сюда свезли лучшие вещи из старых домов Усть-Каменогорска, ни в одном из них не встречавшиеся в такой концентрации.
28.
Уйгурская усадьба отсылает в Семиречье, или правильнее говоря - в Заилийский край (когда-то это было не одно и то же). Но подобные дома я правда видел, в том числе "в разрезе" (то есть в процессе строительства) в дунганских сёлах Киргизии.
29.
Уйгурская усадьба - это крытый двор, откуда двери ведут в пяток разных помещений - егил (загон для скота), тону (кочегарка у печи)...
30.
...сан (кладовая провизии), казанлык (кладовая утвари)...
30а.
...и ашхана - здесь это не едальня, как у остальных среднеазиатских народов, а парадная комната с камином (кан) и обилием ковров. Вот только зачем сюзане из Байсуна повесили на стену?
31.
Уйгуры хоть и в Китае живут, а ближайшая родня узбекам, но как мне показалось, их быт отличается сильно. Узбекской усадьбы, хотя это после исхода немцев третий по численности народ Казахстана, здесь нет, но строится она двором-каре, внутри которого сад, а по бокам постройки на все случаи жизни.
32.
За уйгурской усадьбой музейная улица выводит на широкую площадь. Здесь - сектор собственно Казахского Алтая, и открывает его усадьба русского старовера на углу. Её хранительница оказалась в отпуске, а сменщица практически ничего не знала об истории дома, но сказала, что он подлинный, перевезён из села Черновая. Дом мараловода из Черновой я уже показывал в Жастаре, так что не знаю, путаница это или то село усть-каменогорским скансенам дало сразу две избы. Левобережная - пышнее, и потому не столь убедительна.
33.
Здесь жили "бухтарминские каменщики", и не стоит удивляться тому, что избы их вовсе не каменные. Каменщики в данном случае - не масоны и не гастрбайтеры, в терминологии 18 века это название стоит понимать как "горцы". То ли в поисках Беловодья, то ли там и обретя эту легенду в переосмылсенном образе Шамбалы, с начала 18 века староверы активно обживали Южный Алтай. Дело в том, что в 1756 году Китай разгромил буддийскую Джунгарию (о ней - см. здесь), и если ойраты с Катуни и Бии после этого поспешили принять русское подданство, то малолюдная Бухтарма оказалась фактически нейтральной зоной, статус которой не могли определить ещё несколько десятилетий. Окончательно закрепившись к концу 18 века на этих землях, Россия вдруг обнаружила в довесок несколько сотен русских людей, старейшие из которых жили в Алтайских горах с 1720-х годов. Это были староверы-беспоповцы с Керженца и потомки беглых каторжан и заводчан, так же принявшие здесь древлеправославную веру. Они глядели на священную Белуху, а иногда и уходили за неё на поиски Беловодья - так возник Верх-Уймон в чудо-долине на российском Алтае. Подумав немного о том, что с таким подарком делать, царские власти в 1791 году просто объявили каменщиков инородцами, которые платили ясак, но зато могли жить по своей вере, не призывались в рекруты и на заводы. До 1879 года действовали Уймонская и Бухтарминская инородческие управы по разные стороны гор, но и после их упразднения жить каменщикам особо не мешали - их некуда ссылать, они и так живут в Сибири. К началу ХХ века каменщиков было не менее 5000 человек, но при Советах они исчезли как субэтнос, в коллективизациях, раскулачиваниях и воинствующих атеизмах практически утратив самобытность.
34.
Особенность каменщиких домов - обильные росписи по дереву, корнями видимо уходящие в "дораскольную" Русь:
34а.
Вид со двора:
35.
Под навесом - сельхозтехника. На самом деле Беловодье бухтарминцы реально нашли - малолюдные плодородные долины вдали от государственных властей (особенно на Уймоне) позволяли им жить по своим законам и по своему труду. Те, кто законов не чтил и не умел трудиться, сюда элементарно не дошли или не выжили, поэтому "каменщики" жили богато и достойно. И не брезговали новизной - тот же Вахромей Атаманов, врач, у которого гостили Рерихи, был в курсе не только того, где какая растёт целебная трава, но и от современных веяний не отставал, выписывая из столицы медицинские журналы.
36.
Вход в избу - со двора:
37.
Одна из комнат с почти городским интерьером. Не хватает разве что рогов: синонимом "разбогатеть" у каменщиков было "завести маралов". Мараловодство (о нём я писал отдельный пост) было делом столь выгодным, что порой крестьяне даже огораживали новые маральники на месте своих полей, хлеб предпочитая покупать за деньги. Ну а продукцию мараловодства староверы сбывали в Китай.
38.
Божница (полка для икон) и расписные прялки:
38а.
Ну а на приволье - последний и самый большой Казахский сектор. Всё же впечатляет, что лучше всего казахское народное зодчество представлено в "самом русском областном центре страны", хотя это по своему закономерно.
39.
Кирпичный дом - реплика жилища зажиточного казаха, уж не знаю точно. горожанина или степного бая. Во дворе - коллекция саней и повозок, причём это не среднеазиатские арбы, а русские телеги.
40.
А интерьеры реально впечатляют своим причудливым, как узор ковра, переплетением русских городских и тюркских степных элементов. Вот скажем тошала - летняя кухня, сделанная в виде небольшой юрты с очагом и окном в потолке:
41.
Отдельные комнаты, увы, не подписаны, но есть здесь ас-уй (зимняя кухня), гостевая (конак-уй), спальня (демалыс болмеси), кабинет (жумыс болмеси) и женская комната (айел болмеси). Это - наверное, зимняя кухня:
42.
Сундуки и ковры явно подлинные, и не удивлюсь, если привезены от монгольских казахов:
42а.
Городская мебель, часы, печка-голландка - и здесь же войлочные ковры на полу и подушки у дастархана:
43.
Традиционные (то есть с дорусских времён) стационарные жилища казахов - в сущности те же юрты: каменная тошала и деревянный дукен. Внутренний вид тошалы можно оценить несколькими кадрами выше - в более крупной усадьбе она могла служить летней кухней. Слово "дукен" в современном казахском значит "магазин". Но точно так же и слово "балаган" в русском значило "ларёк", и балаганами называли жилища некоторых сибирских народов. Что дукен, что балаган - это "жилой ларь":
44.
А вот тас-уй ("каменный дом") информационный стенд называет особенностью именно иртышских казахов. Устроен почти так же, как уйгурская усадьба - крытый дворик и помещения от жилья до хлева. Только вид у него почти как у бункера - от джунгарских набегов да лютых ветров в 50-градусные морозы.
45.
Интерьер тас-уя почему-то не обустроили, поэтому выглядит он заброшенным:
45а.
А вот коржын-уй, уже нам знакомый по Жастару. Его определяет не материал (на Юге, поближе к оазисам, их строили из самана), а планировка - фойе да две комнаты по бокам: хозяйская тургын-уй и гостевая конак-уй, да изредка ещё тунек - кладовка. Коржын - это то же самое, что хурджум, черезсёдельная сумка, так что дословно название значит "двухкамерный дом с перемычкой". Здесь это видно даже снаружи, а во дворе ещё и небольшой дукен, слегка похожий на алтайские аилы:
46.
Комнаты коржын-уя. Такие же ковры я видел у казахов в Монголии, да и ночевали мы там у чабанов не в юрте, а в деревянном доме.
47.
48.
А вот традиционной войлочной юрты, что оригинально, нет ни здесь, ни в Жастаре - видимо, считается, что в Казахстане и так все знают, как она выглядит. Огромная юрта на той же площади - коференц-зал, а среднезиатский айван, при ближайшем рассмотрении ещё и деревянный, оказался лишь сценой летнего театра.
49.
И в общем наверное музей можно было сделать лучше... но все исполнения этой витающей в воздухе идеи, что доводилось видеть мне, были намного хуже. И очень символично, что "всесоюзный" скансен создан был не в Москве, а на Алтае - потому что Алтай ведь сердце Евразии. Возможно, однажды Усть-Каменогорск, а может Барнаул или Горно-Алтайск прирастёт ещё одним скансеном алтайских народов, где будут рядышком стоять татарская и чувашская избы, казахская, туркменская и монгольская юрты, якутская ураса, эвенкийские чум и балаган, турецкие эв и конак у кофейни, деревянные дома карачаевских горцев, узбекский дом-двор с айваном, японская минка, корейский ханок, долганский балок и чёрная палатка кашкайцев...
В следующей части наконец покинем Усть-Каменогорск и отправимся в горы Казахского Алтая, чтобы на четвёртый пост увидеть Белуху с другой стороны. Но непосредственно в следующей части - город гидроэнергетиков Серебрянск и красивейшее Бухтарминское водохранилище.
АЛТАЙ-2017
Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.
Северный Алтай (Алтайский край/Республика Алтай)
Перед Алтаем. Барнаул и Белокуриха.
Горно-Алтайск (2011)
Чемал (2011)
Перед Алтаем. Горно-Алтайск, Майма, Камлак.
Алтай в общем
Алтай в общем. Регионы и народы.
Алтай в общем. Край шести религий.
Алтай в общем. У истоков тюркского мира.
Алтай в общем. Мараловодство.
Казахский Алтай - посты будут!
Риддер. Город на Рудном Алтае.
Сибинские озёра и Ак-Баур.
Усть-Каменогорск. Общий колорит и Левый берег.
Усть-Каменогорск. Старый город.
Усть-Каменогорск. Парк Жастар.
Усть-Каменогорск. Промышленные районы и станции.
Усть-Каменогорск. Этнопарк в Левобережном парке.
Рудный Алтай. Серебрянск и Бухтарма.
Рудный Алтай. Зыряновск.
Катон-Карагай и Большенарым. Казахский Горный Алтай.
Бухтарма. Коробиха, Урыль и обратная сторона Белухи.
Монгольский Алтай - посты будут!
Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Алма-Ата. Общее-2017.
Алма-Ата. Талгарский перевал, или поездка за облака.
Четыре Чарынских каньона.
Иссык. Курганы, станица и озеро.
Астана. Разное-2017.
Астана. Продолжение бульвара Нур-Жол.
Павлодар - Кулунда - Яровое.
Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]