«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды
24.06.2025 24 051 0 +782 ikifam

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды

---
+782
В закладки
«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

В 1930-е годы по инициативе полярных исследователей была создана уникальная машина – вездеход «Снежный крейсер». Предполагалось, что 34-тонный здоровяк станет не только лабораторией на колёсах, но и комфортным домом для участников очередной научной экспедиции. На разработку машины были потрачены колоссальные средства и людские ресурсы. Однако, первая же экспедиция с её участием пошла не по плану. Какая же судьба постигла вездеход и где на него можно взглянуть сегодня?

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

Создавался для экспедиции Ивлина Бэрда.

История этой уникальной машины началась с очередной экспедиции американского авиатора и полярного исследователя Ричарда Ивлина Бэрда, которая едва не закончилась трагедией. Опасное это дело – выходить за порог дома. Особенно, если путешествие заведёт тебя сначала на самый край Земли, а потом и вовсе оставит один на один с ледяной стихией. К счастью для попавших в ледяную ловушку участников экспедиции, в тот раз на их стороне оказалась самое грозное оружие на всем белом свете – верные товарищи. Исследователи не бросили коллег на произвол судьбы: 40-летний физик и полярник Томас Поултер преодолел на вездеходе не одну сотню километров, чтобы вырвать друзей из лап смерти. И если Томаса за самоотверженные действия можно только похвалить, то про его вездеход ничего хорошего сказать было нельзя.

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

Машина создавался для учёных.

Нет, в целом использовавшиеся американскими полярниками вездеходы полностью соответствовали их повседневным нуждам. До тех пор, пока не случались эксцессы, вроде упомянутого выше. Сам Поултер считал, что главная проблема арктический вездеходов заключается в том, что они не могут преодолевать ледяные трещины. Это неприятное обстоятельство заметно удлиняло маршрут. Что в свою очередь сказывалось на исследовательском потенциале экспедиции, а в экстремальной ситуации и вовсе могло стать причиной гибели коллег по опасному «бизнесу». Поэтому вернувшись в 1937 году на большую землю, Томас Поултер вместе с коллегами взялся за разработку арктического вездехода собственного проекта.

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

Вездеход должен был стать домом и лабораторией на колёсах.

К проектированию подошли основательно: новая машина должна была стать настоящим домом и лабораторией на колёсах. Предполагалось, что оснащение «Снежного крейсера» позволит исследователям не просто выживать, но и заниматься работой в относительном комфорте. Лаборатория для проявки фотографий, кухня с четырьмя конфорками, кладовая для снаряжения и провизии, комната управления и четыре койки для сна. В движение машина должна была приводиться парой дизель-электрических генераторов и четырьмя (по одному на каждое колесо) электромоторами. В задней части вездехода располагался отсек для запасных колёс. К слову, найти подходящие колёса для 34-тонной громадины оказалось сложнее всего. В итоге Поултер заказал покрышки у небезызвестной «Goodyear», которые были копией шин для недавно спроектированного болотного вездехода. При этом уже на раннем этапе разработки начинающий конструктор открыл для себя неприятную истину: холодные ветра бизнеса могут быть не менее опасны ледяных ветров Южного полюса.

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

Уникальная машина.

Разрабатывался «Снежный крейсер» на протяжении двух лет. Наконец, в 1939 году коллектив Иллинойского технологического института всё-таки выкатил здоровяка на испытания. Однако, сроки поджимали. Очередная экспедиция Ричарда Бэрда была уже наносу. Испытать машину надлежащим образом так и не успели. По сути, «крейсер» успел пройти лишь поверхностные дорожные испытания, после чего его отправили кораблём в Антарктиду. Первые проблемы с вездеходом начались еще при разгрузке: 34-тонная машина проломила деревянный трап. Лишь чудом Поултеру удалось не оказаться в воде. Вслед за этим оказалось, что вездеход на создание которого потратили около 300 тысяч долларов США, не может ехать по глубокому снегу… Машина просто тонула в нём из-за высокой массы и низкого клиренса, в то время как гладкие колёса не справлялись с пробуксовкой. Сделанные учёным института расчёты в отношении возможностей вездехода оказались неверны.

«Снежный крейсер»: грустная и поучительная история уникального вездехода для покорения Антарктиды вездеход, машина, экспедиции, Поултер, Бэрда, «Снежный, крейсер», вездехода, двигаться, итоге, просто, После, колёсах, лабораторией, домом, Однако, стать, удалось, Ричарда, Ивлина

Идея была отличная.

В итоге, коллективу Бэрда всё-таки удалось заставить «Снежный крейсер» двигаться по Антарктиде. Правда для этого пришлось установить на переднюю ось оба запасных колеса, а также опоясать каждое из 6 колёс цепями. В добавок к этому, двигаться машине пришлось «раком» - задом на перёд! Увы, вскоре уникальный вездеход не выдержал и таких «издевательств». После очередного перегрева двигателей машина просто отказалась двигаться дальше. Научный коллектив принял решение оставить как есть, превратив «крейсер» в стационарную лабораторию. Из запланированных 8 тысяч км, разработке Поултера удалось преодолеть едва 150. После завершения экспедиции американцы хотели вернуть вездеход на большую землю, однако этому помешала война. В итоге, «Снежный крейсер» остался заложником снегов. После 1945 года машину еще несколько раз откапывали и заводили. Однако, на сегодняшний день она потеряна. Поговаривают, что вездеход отправился в плаванье на отколовшемся айсберге. Так что не исключено, что сегодня он уже лежит где-нибудь на морском дне.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]