Синдром разрушения колоний
---
Мнения об уничтожении муравьев ради своеобразной скульптуры поделились почти поровну. А сегодня про даму, которая с насекомыми готова сотрудничать.
Пожалуй, более трудолюбивого насекомого, чем пчела, не отыщешь на всей планете. Сколько труда они затрачивают, чтобы произвести на свет мед-этот божественный продукт, так еще и могут «художниками- реставраторами» поработать. Правда, об этом факте апиология (наука о пчелах) пока умалчивает, зато канадская художница Аганета Дайк (Aganetha Dyck) сумела привлечь пчел к совместной работе над предметами искусства.
На территориях Северной Америки и Европы, как и во многих других частях мира, популяция медоносных пчёл за последние несколько десятилетий сократилась на 30-50% (по самым скромным подсчётам) из-за синдрома разрушения колоний — явления, когда пчелиные семьи покидают ульи, улетая в неизвестном направлении.
Причины такого поведения пока до конца не выяснены, однако с последствиями мы уже столкнулись: разрушение пчелиных колоний может наносит серьёзный урон экосистеме и сказывается на популяции опыляемых растений, не говоря уже о производстве мёда.
Аганета давно увлекается исследованиями в области межвидовых коммуникаций, в частности, последствиями, к которым может привести исчезновение пчёл с лица земли. Вместе с трудолюбивыми насекомыми, которые находятся в этом незавидном положении, художница создаёт хрупкие арт-объекты, используя для этих целей фарфоровые статуэтки, обувь, спортивный инвентарь и другие бытовые предметы.
Она покупает старые статуэтки с дефектами и передает их на «реставрацию» пчелам. По мнению художницы, медоносные пчелы всегда стремятся исправить любые недостатки изделия.
Чтобы сделать старые предметы более привлекательными для пчел, Аганета Дайк покрывает их сперва медом, воском или прополисом, после чего кладет в ульи. Иногда художница корректирует творческий процесс, однако такое бывает редко и большинство медовых скульптур пчелы сделали самостоятельно.
Дайк оставляет будущие произведения искусства в специальных пчельниках, где деловитые жители колонии сразу же начинают украшать новый предмет интерьера медовыми сотами. В течении нескольких недель, а иногда и месяцев, облепленный пчелиным воском объект совершенно преображается.
Все скульптуры художница делает под руководством профессиональных пчеловодов. Кстати, недавно медовыми скульптурами заинтересовались и ученые, которые стремятся предотвратить исчезновение пчел, а также рассказать обществу об удивительных талантах пчел.
Скульптуры Дайк, помимо интересного эстетического эффекта, призваны донести до зрителя далеко не новую, но не теряющую актуальности идею: человек должен научиться принимать в расчёт тот факт, что мы не единственная форма жизни на планете Земля. Наше существование напрямую зависит от общего благосостояния глобальной экосистемы —сложной многоуровневой структуры, которая когда-нибудь не выдержит и рухнет, если люди продолжат беспечно выдергивать из неё целые звенья.
Кроме того, обработанные пчёлами предметы действительно интересно разглядывать. «Они напоминают нам, что все строения недолговечны по сравнению с периодом жизни планеты и теми процессами, которые происходят в природе», — комментирует Кэти Чарльз Вэри (Cathi Charles Wherry), куратор персональной выставки Аганеты.
У художницы на создание каждой работы уходит несколько месяцев, но в итоге получаются очень необычные работы, в которых можно наблюдать грань между творением природы и человека.
Если заинтересовались, вот тут можно почитать интервью Аганеты на английском о ее творческом пути: http://www.mason-studio.com/journal/2011/10/interview-with-aganetha-dyck-canadian-visual-artist/
Поподробнее узнать о процессе работы можно в этом видео:
Сама Аганета:
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6)
Блог Оченьдаже
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!
Взято: ochendaje.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]