Это ж был наш подвальчик.
24.11.2017 670 0 0 guriny

Это ж был наш подвальчик.

---
0
В закладки
     В понедельник мы ходили в Дом Учителя. Ещё во время краеведческих чтений мне сказали, что там могут быть материалы об Анатолии Петровиче Вержхницком (именно о нём я делал доклад на чтениях). И даже какие-то модели марсоходов с того самого макета Марса. Естественн, мы заинтересовались этим Домом Учителя. И в понедельник Эля evetskaya предложила нам туда сходить. Что уж мы там увидели - об этом читайте дальше.
    Новоуральский Дом Учителя находится в здании Управления образования. Это здание - явно школьного типа, но я не знаю, была ли в нём когда-нибудь школа. В мои школьные годы здесь помещался Межшкольный учебно-производственный комбинат. Потом здесь был Учебно-методический центр развития образования, а в наше время тут помещается всё педагогическое начальство.



Собственно Дом Учителя - это малоприметный подвальчик с отдельным входом, расположенный где-то сбоку. Открывают его по понедельникам на два-три часа. Ну, ещё по предварительной договорённости. А это мы у входа в заветный подвальчик. Аля, Таня, Люба, Эля.



   Нынешнее Управление образования - это такое слегка солидное здание со шлагбаумом, с охранником и с видеонаблюдением. В общем, со всем набором понтов, характерных для современного оазиса бюрократизма. А раньше УПК был местом, куда школьников старших классов приводили получать профессии. И естественно туда, как в любую школу, можно было зайти совершенно свободно. Классе в девятом нам сказали:
-Кто хочет получать профессии - записывайтесь.

Старая вывеска МУПК из 90-х годов, экспонат дома учителя.


     Профессии были для мальчиков и для девочек. Для девочек из нашей школы такой "профессией" была машинопись. Они печатали на машинках английские тексты прямо в школе, и в здание УПК даже не ходили. А для мальчиков почему-то "профессии" было только две - водитель автомобиля и токарь по металлу. Кто из наших оказался достаточно шустр - того записали в водители, ну а мы пошли в токари. Сначала мы обучались токарной премудрости в этом здании, а потом нас направляли на завод УАМЗ на практику. Почему-то в советские годы было разделение. Школьников направляли на практику на автомоторный завод, а учащихся ПТУ и техникума - на атомное производство (естественно, в какие-нибудь неосновные цеха). Вероятно, руководство атомного ведомства ПТУ-шникам доверяло больше, чем школьникам. Учащийся ПТУ - это рабочий, стопроцентно наш человек, а школьники, они люди непонятные. Вдруг родину надумают продать, и передадут агрессорам "советского завода план"?

Это наша группа "токарей" уже на заводе. Задник - это огромная фотография  завода УАМЗ, которая была на стене.


И, спустившись в подвал, я вдруг понял, что это и есть то самое место, где я учился включать подачу на токарном станке. Это ведь и был наш подвальчик. Трудовые навыки, полученные в этом подземелье, конечно пригодились мне потом, но немножко не так. Конечно, я до сих порт "токарь", но только по дереву.



"Индустриальное" прошлое этого учреждения конечно давно забылось, но некоторые детали о нём ещё напоминают.



Внизу нас встречает Валентина Васильевна Харитонова, одна из хранителей Дома.



А над раковиной висит грозный плакат "Ты вымыл посуду?"



   Дом учителя - это общественная организация, которую основали педагоги-ветераны. Когда в школы пришла новая рыночная эпоха, из них были безжалостно выкинуты все школьные музеи. Они ж были коммунистической направленности. Вместе с музеями из школ ушла история. К счастью, не из всех. Где-то школьные музеи сохранились. А экспонаты многих ликвидированных школьных музеев были перенесены сюда. Здесь же собраны записанные воспомининия учителей и  предметиы, которые они передавали в дар музею. Дом учителя вполне можно назвать музеем. Здесь аккумулируется память о том, какой была новоуральская школа на протяжении 75-лет. Именно столько исполняется народному образованию я городе.
    Часто школьники не знают, в каком году была основана их школа, кто был её первым директором, кстати я тоже этогоне знаю.
-Нынешние директора школ, они все теперь "менеджеры", все деньги зарабатывают - говорит Валентина Васильевна.



В посёлке Цементном есть школа, где портреты первых директоров висят прямо на входе. И под каждым есть биография, и практически каждый школьник знает, кто это и чем прославился. У нас же в городе такого нет. Ветераны иногда просят руководство школ о чём-то таком же, но поддержки не находят.
     На памятных досках - списки педагогов - ветеранов войны, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистскимх концлагерей. Сама Валентина Васильевна тоже в детстве пережила блокаду. С другой стороны- заслуженные учителя России, педагоги-почётные граждане города.



-В начале пятидесятых многих преподаватей Верх-Нейвинской школы наградили орденом Ленина - говорит Валентина Васильевна.
Многие из награждённых были учителями начальных классов. Сейчас это кажется чем-то сказочным - чтоб педагогов награждали высшими орденами государства. А учителей младших классов - тем более.



    Валентина Васильевна рассказала нмного и о себе. В юности она работала в 48-й школе. Тогдашняя 48-я школа была совсем не там, где нынешняя, и была она дивизионной. В 50-х годах, как известно, солдат в нашем городе было гораздо больше, чем сейчас. Целая дивизия. Вероятно, все воинские части города были объединены под общим командованием. Большинство из тех солдат были военными строителями. Образование их оставляло желать лучшего. Как иногда говорили: "два класса и три коридора".



Партия и правительство решили доучивать таких молодых людей в армии. Так и появились школы и учителя при воинских частях. Одним из таких учителей и стала Валентина Васильевна.
-Привезут к нам новобранцев и спрашивают каждого: "Тебя в какой класс записать?".
Кого пишут в шестой, кого в пятый, кого в седьмой. Всё со слов самих солдатиков. А уже в ходе обучения выясняется, что у кого-то знаний маловато для шестого класса, и его переводили в пятый, кого-то из седьмого в шестой. А кого-то, может быть, переводили  и в более старший класс, но об этом Валентина Васильевна не упоминала.
     В школе всё было по-военному, всё официально.
-Товарищ учитель, разрешите сесть, товарищ учитель, разрешите ответить на вопрос.
Школа располагалась в двух зданиях. Одно в городе, другое в промзоне, поближе к воинским частям. Условия обучения были достаточно суровыми. Учились после службы. Часть уроков шла до ужина, вторая часть - после. Заканчивались уроки в полночь.  
-Стройбатовцы наработаются за день на морозе, устанут. А тут придут в тёплый класс и засыпают.
Потом, когда было введено обязательное восьмилетнее образование, от"военных" школ государство отказалось.
     Дом Учителя ведёт довольно активную издательскую деятельность, выпуская книги об истории новоуральских школ. Одну такую книгу подарили и нам с Алей.



В этих папках воспоминания учителей города Новоуральска о жизни, работе, коллегах и достижениях.



Деградация города Новоуральска коснулась и школ. Из двадцати школ города осталось одиннадцать.
-Раньше молодые специалисты, выпускиники педагогических институтов, приходили каждый год десятками.
Руководители Управления обраования обязательно встречались с такими выпускниками, что-то им рассказывали об истории образования в городе, о традициях и особенностях их будущей работы. И в обязательном же порядке делали фото на память. Это ж наша смена, наши молодые кадры, их нужно ценить. Вот они, бывшие студенты, будущие учителя. Все стоят с цветочками, как первоклассники. Это было их посвящение в педагогику.
-Теперь из молодых к нам приходят единицы.
Наверное, это даже не потому, что учителя недовольны зарплатой (как раз с зарплатой у них всё в порядке). Просто педагогов в городе много, ведь учителей из упразднённых школ не выгнали на улицу, а пристроили по школам существующим.



В Доме Учителя собраны материалы по всем школам и по разным видам их деятельности. Пионерская и комсомольская работа, отдых, туризм, увлечения, школьные музеи. Наверное, если изучать все представленные здесь материалы не с наскоку, а более вдумчиво, то можно найти для себя немало интересного. Ну, а мы как всегда, нам некогда. Мы пришли-ушли.
    Вывеска пионерской дружины. На нашей школе висела точно такая же. Прямо у входа. Только у нас было написано: "Пионерская дружина имени Н.И. Кузнецова школы 41".



   Наш школьный музей носил его же имя. У меня есть фотка.  Это я сижу в том самом музее. Он был отделён от коридора  такими вот досками, но дверей в музее не было, заходи кто хошь. И там были разные фото Кузнецова, книги о нём, фото мест, связанных с его судьбой, фото памятников. Одна книга была на украинском языке и называлась "Стрибок у легенду"(Прыжок в легенду).



Как оказалось, музей, посвящённый Кузнецову, был не только у нас в школе. Был такой музей и в 57-й школе. Которая кстати близнец нашей, построена по тому же проекту.



Карандашный портрет Кузнецова, срисованный с фотографии. Здесь знаменитый советский разведчик-террорист изображён в плаще поверх немецкого мундира.



А в соседней школе -42-й был музей Аркадия Гайдара. И скорее всего, он тоже был не единственным в городе. Писатель на портрете вроде даже похож, только всё портят слишком яркие губы.



К музейному делу в школах относились серьёзно и время от времени проводили собрания активистов со всех школ.



Если имеется пионерская пилотка, то грех её не примерить.



Потом мы пошли в следующие залы. Залы называются: "Класс", "Квартира учителя"."Канцелярия" "Комната технических средств". С неё и начнём. Сегодня в школах всё компьютеризировано всё как везде, а раньше техника была разнообразной. Иногда мы даже не знаем, для чего она предназначена. Кстати до Дома Учителя в этом подвальчике была фильмотека. И педагоги могли прийти сюда и взять нужный фильм.



Фототехника. Фотоаппарат ФЭД был в такой вот картонной коробке. Есть и штучка более современная - полароид.



Кинопроектор "Украина". Когда у нас была биология, я сидел а задней парте как раз рядом с подобным киноаппаратом. И мне очень нравилось, когда его включали. Мне было плевать, о чём был фильм (а фильмы были все исключительно учебные). Я просто смотрел на экран и слушал, как он стрекочет. К стрекотанию привыкали быстро, к тому же голос диктора был гораздо громче.
    А это кинокамера. Она была одна на несколько школ. Я за своё школьное детство ни разу не видел в нашей школе кинокамеру.



Фильмоскопов же у нас было много и разных. В начальных классах мы с удовольствием смотрели диафильмы с какими-нибудь сказками.





А это класс. Доска, парты, счёты с костяшками. Нас тоже учили считать на счётах.



Образцы почерка. Вот так писали перьевыми ручками советские отличники. Валентина Васильевна вспоминает, что однажды ей достался класс, где у всех детей был одинаковый почерк. Ну, просто у всех. В начальной школе бедных ребятешек натренировали так, что все индивидуальные особенности почерка у них пропали.





 В каждую тетрадь была вложена промокашка из рыхлой бумаги. Она впитывала излишки чернил с написанного текста, чтоб не размазать буквы, когда закроешь тетрадь. Были промокашки и "постоянные". Их шили детям мамы из тряпочек.



Парта старого тпа. Говорят, что было очень и очень сложно найти такую. Все старые парты с наклонными столешницами  давно были выброшены на помойку.



Картинка, срисованная с обложки букваря. А доска уже не того типа, что были раньше. Те доски были коричневые.



Канцелярия. В эту комнату нас не водили, мы сюда зашли сами.  Самое большое достояние этой комнаты - стеллаж с диафильмами. Наверное, раньше здесь подобных стеллажей были десятки. тут ведь была фильмотека.



Диафильмы разложены по тематическим полкам. "История", "География", "Литература", "Математика и биология". Надо бы нам с блогерами-сообщниками  собраться и устроить просмотр диафильмов на дому. Вспомнить детство "золотое". Есть у нас и фильмоскоп, и сами фильмы. Правда нет у нас ни географии, ни биологии, только сказки.



А вот так жили редагоги прошлых времён. Мы пришли в зал "Квартира педагога".



Характерная мебель и обстановка тех лет. И подлинные ковровые дорожки на полу. У нас в квартире тоже были такие.



Книги и большие часы "Янтарь". Они в корпусе из толстого гранёного стекла. У нас были подобные часы и я любил разглядывать их механизм через стекло корпуса. Толща стекла сильно искажала изображение, и мне казалось, что внутри какой-то причудливый мир из непонятных блестящих штучек. Такие часы считались большой ценностью, и мне родители не разрешали их трогать, а то разобью.



Типичный, и довольно бедный советский быт.



  А тут уголок школьника. У меня был примерно такой же. Стол, учебники и карты на стене. У меня на стене висела карта мира и карта Свердловской области, а здесь физическая карта СССР. Реки, горы, высота местностей над уровнем моря, полезные ископаемые. Где-то солончаки, где-то болота. Мне политические карты нравилис гораздо больше физических. На них были нарисованы все государства, их столицы и крупные города. И я частенько в детстве путешествовал пальцем по странам и континентам. И знал, что на побережье Бразилии много городов-миллионников. Или то, что границы некоторых африканских стран были проведены по линейке. А ещё, где-то в Африке была ничейная земля. Крошечный белый кусочек. Эта земля  была посреди пустыни, и никому она не была нужна. Второй "ничейной землёй", правда громадной, была Антарктида.



Ещё предметы "педагогической" обстановки



Пишущая машинка не была постоянным спутником ни школьника, ни педагога. Мне в детстве страшно хотелось её иметь, но в свободной продаже их почти не было, и стоили они дорого. А ещё советской властью было "не рекомендовано" кому попало иметь пишущие машинки. Советская власть печатного слова боялась. Даже такого.



А в том закутке -кухня.



Посуда.



Деревянные бочонки и карточки лото. В лото раньше играли много и охотно.



И ещё один не совсем обычный экспонат. Для чего применялась эта штучка - немногие вспомнят. Подумают, что тут хранили газеты. Хранили, да. Только в туалете. Туалетной бумаги в те времена было мало, и вместо неё использовались газеты. У нас в туалете тоже висел на стене большой матерчатый "карман" с газетами, естественно, не такой красивый и без вышивки.



    Ну, а нам пора прощаться с гостеприимным Домом учителя. Хочется поблагодарить валентину Васильевну  и весь колллектив за помощь и доброе отношение к нам, блогерам. Правда про Вержхницкого  и его макет Марса не было в музее ничего, лишь краткое упоминание о событии на страницах книги воспоминаний. А марсоходов не было и подавно. Почему ж мне сказали, что они тут есть.
      Под конец выложу ещё фотку. Это наш новоуральский броневичок. Раньше он ездил за строем солдат на военных парадах 9-го мая. Снято на территории воинской части, куда школьников водили на экскурсию.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]