Подземные тайны восточной Германии. Часть 5.2: Объект КИП-71 под Люкенвальде (Продолжение)
---
По первой части рассказа, посвященной советскому бункеру связи, можно было подумать, что бункер этот довольно скучен, опустошен и не достоин внимания бункерного археолога, но на самом деле это не так. Чем больше мы продвигались в недра объекта, тем больше поражались степени сохранности оборудования внутри и тем больше проникались общей техногенной атмосферой объекта. Переплетения вентиляционных труб, щиты управления электрооборудованием с советской техникой 1960-х, множество различных механизмов и интересная геометрия внутреннего пространства - тут было что посмотреть. Бункер оказался весьма антуражным и фотогеничным, в чем вам предлагаю убедиться просмотрев следующие шесть десятков снимков.
После знакомства с первыми помещениями бункера, в которых в прошлом располагалось оборудование связи, мы направились в центральную часть объекта, в которой расположена фильтро-вентиляционная установка бункера. На карте это самое крупное помещение в центре.
01. Масштабы фильтро-вентиляционной установки поражали, до этого момента я не видел ничего подобного. Захватываемый с поверхности воздух проходил тут тщательную очистку и подготовку для соответствия заданным параметрам температуры и влажности. Часть воздушного потока шла на охлаждения ламповой радиоаппаратуры, а вторая часть для вентиляции помещений и в каждую часть системы воздух подавался раздельно и раздельно же подготавливался. Обратите внимание на квадратную крышку с отверстием посередине внизу кадра.
За ней расположен водный резервуар, откуда в установку поступала вода, используемая для увлажнения воздуха.
фото: Стас Сиколенко
02. Водный резервуар и климатическая установка были соединены системой трубопроводов, остатки которой видны на фотографии.
03. На снимке та часть установки, в которой воздух подготавливался для охлаждения лампового оборудования связи. Тут были особые нормативы и оборудование должно было на выходе выдавать воздух, который бы строго соответствовал регламентным показателям температуры и влажности, от которых зависела бесперебойная работа радиотехники.
04. Напротив часть фильтро-вентиляционной установки, осуществляющая вентиляцию помещений. Тут все гораздо проще.
05. Впечатляющая локация, обладающая техногенной эстетикой подземелий из одной известной компьютерной И.Г.Р.Ы.
06. Рассмотрим климатическую установку в деталях. Как видно на этом снимке, установка состоит из нескольких камер, которые воздух проходил поочередно одну за другой. К первым двум камерам подведены водопроводные трубы - тут осуществлялся процесс увлажнения воздуха.
07. Заглянем внутрь одной из этих камер.
08. Устройство ее простое. Внутри расположены трубы с форсунками, из которых под давлением распылялась вода, увлажняющая проходящий эту камеру воздух.
09. Антуражные люки с окошками напоминают корабельное оборудование.
10. Сохранился шильдик производителя - "Домодедовский механический завод". Год выпуска 196... последнюю цифру не разобрать.
11. Далее расположены несколько камер, в которых увлажненный воздух охлаждался до заданной температуры.
12. Радиаторы охлаждения, соединенные посредством труб с холодильными машинами.
13. Электрооборудование, являющееся кладезью ценных металлов, традиционно раскурочено.
14. Но сравнительно с другими подобными объектами, сохранность все же очень хорошая.
15. На шкафчике сверху надпись: "ответственный старший лейтенант Литвиненко".
16. Помимо вентиляции и электрооборудования, в этом помещении установлена парочка резервуаров, напоминающих резервуары высокого давления.
17. Для чего они предназначались, не берусь судить точно, но полагаю, что они являлись частью холодильного оборудования.
18. На одном из резервуаров закреплен прибор, являющийся, судя по всему, вольтметром.
19. Зачем вольтметр на резервуаре высокого давления? Тут логично было бы видеть барометр. Возможно, кто-то из читающих пост, сможет прояснить эту загадку?
Шильдик производителя прибора.
фото: Стас Сиколенко
20. К помещению фильтро-вентиляционной прилегает еще одно небольшое помещение, дверь в которое видна на этом снимке слева.
21. Внутри два постамента, на которых в прошлом были установлены холодильные машины.
22. В стене труба, ведущая в главное помещение с климатической установкой. Возможно, эта труба вела к тем резервуарам высокого давления.
Маленькое помещение с холодильными машинами также соединялось трубами с климатической установкой, что видно на данном снимке. По этим трубам хладагент транспортировался к радиаторам охлаждения и возвращался обратно к холодильным компрессорам.
фото: Стас Сиколенко
23. На прошлом снимке напарник как раз запечатлил меня в тот момент, когда я делал этот снимок.
В подземной съемке я очень редко использую штатив, потому что мне лень его с собой таскать. Все снимки, что вы тут видите, сделаны с рук, либо подручных опор. Примерно так происходит процесс съемки: одной рукой подсвечиваю, второй снимаю.
фото: Стас Сиколенко
Регулировка одной из дроссельных заслонок ФВУ.
фото: Стас Сиколенко
Идем дальше. На схеме бункера сразу за ФВУ видна потерна, ведущая наружу. Это монтажный тоннель, вход в который мы видели при обходе бункера снаружи.
24. Так выглядит бронедверь, за которой начинается эта потерна. Обратите внимание на круглое отверстие в двери такого же типа, как мы уже видели в помещении с холодильными установками. Каждое подобное отверстие пронумеровано и имеет рядом какую-то маркировку.
25. За этой бронедверью находятся еще три бронедвери, образующие систему шлюзов. Примечательно, что в каждой из этих дверей, кроме последней сделано точно такое же отверстие.
26. В чем заключалась функция этих отверстий? Если предположить, что через них проходила труба, тогда каким образом открывались эти двери? А если трубы не было, зачем делать дыры в гермодверях? В общем, очень странный гермошлюз.
Снаружи он выглядит так. Над бронедверью видны оголовки воздухозаборников, через которые, видимо, отводился отработанный воздух наружу. Отверстия в бронедверях, как я полагаю, являлись частью системы по отводу воздуха, но каким образом все это работало - загадка.
27. Сразу за монтажной шахтой начинается двухуровневая часть бункера, на первом этаже которой расположена щитовая.
28. Так щиты управления системами бункера выглядят с тыльной стороны.
29. Большая часть электрооборудования выпилена мародерами.
30. Общий вид помещения щитовой.
31. Щит сохранился прекрасно!
32. Кнопки, рычажки, приборы - почти все на своем месте.
33. Такая сохранность не часто встречается, так что тут стоит остановиться подробней на деталях.
34. На первой половине щита красуется аббривиатура "ГРЩ", Щ - это щит, а что означают остальные буквы?
35. Приборы.
36. Впечатляющая сохранность! Даже сигнальные лампы на местах, никто не схабарил. На этой части щита нанесена аббривиатура "Щит УГКВ". Как расшифровывается УГКВ, я могу лишь догадываться?
37. Рельеф.
38. Органы управления техническим оборудованием бункера.
39. "Сделано в СССР"
40. Красота!
41. Это лучший щит в плане сохранности из всех, что доводилось видеть на заброшенных объектах.
42. Покидаем щитовую и перемещаемся в последнюю локацию объекта, в которой находилась дизель-генераторная.
43. Она отделена от остальных помещений гермошлюзом.
44. Каждая из дверей гермошлюза имеет резиновую окантовку, которая обеспечивала полную герметичность шлюза.
Кто-то спилил часть оболочки одной из дверей, так что теперь можно наглядно рассмотреть ее запорный механизм.
фото: Стас Сиколенко
45. Дизель-генераторная, несмотря на отсутствие самих агрегатов, которые российские войска забрали с собой при уходе, очень впечатляющая и антуражная локация.
46. Эта часть бункера двухуровневая, что наглядно видно по этому снимку.
47. Внутри первого уровня находится щитовая, которую мы только что посетили, а на крыше щитовой расположено вентиляционное оборудование, обеспечивающее подачу воздуха к дизелям и отвод наружу выхлопных газов.
Приведу еще раз план бункера для наглядности. На схеме видно, что дизель-генераторная вместе с фильтро-вентиляционной являются наиболее крупными помещениями в бункере.
48. Так выглядит дизель-генераторная с высоты второго этажа. Видны фундаменты от агрегатов и канавки топливных магистралей, по которым к дизелям подводилось топливо.
Автор блога для масштаба.
фото: Стас Сиколенко
49. На крыше щитовой расположена довольно масштабная система воздуховодов дизель-генераторной.
50. Отдельные части этой системы обладают впечатляющими размерами.
51. Внутрь свободно помещается человек.
52. Шильдик производителя плохо читается. Можно разобрать лишь год выпуска оборудования - 1961.
53. Где-то тут должны были быть расположены также топливные баки, но их следов мы не обнаружили.
Предполагаю, что по синей трубе к дизелям подводился свежий воздух, а по красной отводился выхлоп.
фото: Стас Сиколенко
54. Осмотр крыши завершен, спускаемся вниз.
55. Локация очень антуражна и фотогенична с какой стороны не посмотри.
56. Этот бункер не является типовым проектом и его устройство уникально, чем он и интересен. Учитывая довольно хорошую сохранность оборудования внутри, я могу занести этот объект в пятерку наиболее интересных заброшенных бункеров восточной Германии.
57. В углу помещения находится шахта аварийного выхода, ведущая на поверхность. Как она выглядит снаружи, можно посмотреть на снимках 15-17 первой части рассказа.
58. Доступ в шахту перегорожен глухой железной заглушкой. Было ли так задумано изначально или шахту замуровали после ухода военных, неизвестно. Но на других советских бункерах мне неоднократно встречались аварийные выходы, попасть в которые можно было лишь разрушив кирпичную стену, так что возможно, что и тут перед тем, как воспользоваться аварийным выходом, предполагалось сперва чуток физически поработать.
59. Возле заглушки сохранилась парочка дембельских надписей, датированных 1991 и 1993 годами. По надписям можно понять, что на объекте постоянно дежурило два человека. Как я уже писал, объект управлялся дистанционно с главного бункера ГСВГ - "Ранета" и не требовал вмешательства персонала. Дежурные связисты присутствовали тут лишь для присмотра за исправной работой оборудования.
60. На этом наша экскурсия по одному из наиболее ярких и интересных объектов эпохи Холодной войны в восточной Германии подошла к завершению. Но рассказать и показать по этой теме мне еще есть что, так что серия будет продолжена в ближайшее время.
В завершении почти трехминутный видеообзор бункера.
После знакомства с первыми помещениями бункера, в которых в прошлом располагалось оборудование связи, мы направились в центральную часть объекта, в которой расположена фильтро-вентиляционная установка бункера. На карте это самое крупное помещение в центре.
01. Масштабы фильтро-вентиляционной установки поражали, до этого момента я не видел ничего подобного. Захватываемый с поверхности воздух проходил тут тщательную очистку и подготовку для соответствия заданным параметрам температуры и влажности. Часть воздушного потока шла на охлаждения ламповой радиоаппаратуры, а вторая часть для вентиляции помещений и в каждую часть системы воздух подавался раздельно и раздельно же подготавливался. Обратите внимание на квадратную крышку с отверстием посередине внизу кадра.
За ней расположен водный резервуар, откуда в установку поступала вода, используемая для увлажнения воздуха.
фото: Стас Сиколенко
02. Водный резервуар и климатическая установка были соединены системой трубопроводов, остатки которой видны на фотографии.
03. На снимке та часть установки, в которой воздух подготавливался для охлаждения лампового оборудования связи. Тут были особые нормативы и оборудование должно было на выходе выдавать воздух, который бы строго соответствовал регламентным показателям температуры и влажности, от которых зависела бесперебойная работа радиотехники.
04. Напротив часть фильтро-вентиляционной установки, осуществляющая вентиляцию помещений. Тут все гораздо проще.
05. Впечатляющая локация, обладающая техногенной эстетикой подземелий из одной известной компьютерной И.Г.Р.Ы.
06. Рассмотрим климатическую установку в деталях. Как видно на этом снимке, установка состоит из нескольких камер, которые воздух проходил поочередно одну за другой. К первым двум камерам подведены водопроводные трубы - тут осуществлялся процесс увлажнения воздуха.
07. Заглянем внутрь одной из этих камер.
08. Устройство ее простое. Внутри расположены трубы с форсунками, из которых под давлением распылялась вода, увлажняющая проходящий эту камеру воздух.
09. Антуражные люки с окошками напоминают корабельное оборудование.
10. Сохранился шильдик производителя - "Домодедовский механический завод". Год выпуска 196... последнюю цифру не разобрать.
11. Далее расположены несколько камер, в которых увлажненный воздух охлаждался до заданной температуры.
12. Радиаторы охлаждения, соединенные посредством труб с холодильными машинами.
13. Электрооборудование, являющееся кладезью ценных металлов, традиционно раскурочено.
14. Но сравнительно с другими подобными объектами, сохранность все же очень хорошая.
15. На шкафчике сверху надпись: "ответственный старший лейтенант Литвиненко".
16. Помимо вентиляции и электрооборудования, в этом помещении установлена парочка резервуаров, напоминающих резервуары высокого давления.
17. Для чего они предназначались, не берусь судить точно, но полагаю, что они являлись частью холодильного оборудования.
18. На одном из резервуаров закреплен прибор, являющийся, судя по всему, вольтметром.
19. Зачем вольтметр на резервуаре высокого давления? Тут логично было бы видеть барометр. Возможно, кто-то из читающих пост, сможет прояснить эту загадку?
Шильдик производителя прибора.
фото: Стас Сиколенко
20. К помещению фильтро-вентиляционной прилегает еще одно небольшое помещение, дверь в которое видна на этом снимке слева.
21. Внутри два постамента, на которых в прошлом были установлены холодильные машины.
22. В стене труба, ведущая в главное помещение с климатической установкой. Возможно, эта труба вела к тем резервуарам высокого давления.
Маленькое помещение с холодильными машинами также соединялось трубами с климатической установкой, что видно на данном снимке. По этим трубам хладагент транспортировался к радиаторам охлаждения и возвращался обратно к холодильным компрессорам.
фото: Стас Сиколенко
23. На прошлом снимке напарник как раз запечатлил меня в тот момент, когда я делал этот снимок.
В подземной съемке я очень редко использую штатив, потому что мне лень его с собой таскать. Все снимки, что вы тут видите, сделаны с рук, либо подручных опор. Примерно так происходит процесс съемки: одной рукой подсвечиваю, второй снимаю.
фото: Стас Сиколенко
Регулировка одной из дроссельных заслонок ФВУ.
фото: Стас Сиколенко
Идем дальше. На схеме бункера сразу за ФВУ видна потерна, ведущая наружу. Это монтажный тоннель, вход в который мы видели при обходе бункера снаружи.
24. Так выглядит бронедверь, за которой начинается эта потерна. Обратите внимание на круглое отверстие в двери такого же типа, как мы уже видели в помещении с холодильными установками. Каждое подобное отверстие пронумеровано и имеет рядом какую-то маркировку.
25. За этой бронедверью находятся еще три бронедвери, образующие систему шлюзов. Примечательно, что в каждой из этих дверей, кроме последней сделано точно такое же отверстие.
26. В чем заключалась функция этих отверстий? Если предположить, что через них проходила труба, тогда каким образом открывались эти двери? А если трубы не было, зачем делать дыры в гермодверях? В общем, очень странный гермошлюз.
Снаружи он выглядит так. Над бронедверью видны оголовки воздухозаборников, через которые, видимо, отводился отработанный воздух наружу. Отверстия в бронедверях, как я полагаю, являлись частью системы по отводу воздуха, но каким образом все это работало - загадка.
27. Сразу за монтажной шахтой начинается двухуровневая часть бункера, на первом этаже которой расположена щитовая.
28. Так щиты управления системами бункера выглядят с тыльной стороны.
29. Большая часть электрооборудования выпилена мародерами.
30. Общий вид помещения щитовой.
31. Щит сохранился прекрасно!
32. Кнопки, рычажки, приборы - почти все на своем месте.
33. Такая сохранность не часто встречается, так что тут стоит остановиться подробней на деталях.
34. На первой половине щита красуется аббривиатура "ГРЩ", Щ - это щит, а что означают остальные буквы?
35. Приборы.
36. Впечатляющая сохранность! Даже сигнальные лампы на местах, никто не схабарил. На этой части щита нанесена аббривиатура "Щит УГКВ". Как расшифровывается УГКВ, я могу лишь догадываться?
37. Рельеф.
38. Органы управления техническим оборудованием бункера.
39. "Сделано в СССР"
40. Красота!
41. Это лучший щит в плане сохранности из всех, что доводилось видеть на заброшенных объектах.
42. Покидаем щитовую и перемещаемся в последнюю локацию объекта, в которой находилась дизель-генераторная.
43. Она отделена от остальных помещений гермошлюзом.
44. Каждая из дверей гермошлюза имеет резиновую окантовку, которая обеспечивала полную герметичность шлюза.
Кто-то спилил часть оболочки одной из дверей, так что теперь можно наглядно рассмотреть ее запорный механизм.
фото: Стас Сиколенко
45. Дизель-генераторная, несмотря на отсутствие самих агрегатов, которые российские войска забрали с собой при уходе, очень впечатляющая и антуражная локация.
46. Эта часть бункера двухуровневая, что наглядно видно по этому снимку.
47. Внутри первого уровня находится щитовая, которую мы только что посетили, а на крыше щитовой расположено вентиляционное оборудование, обеспечивающее подачу воздуха к дизелям и отвод наружу выхлопных газов.
Приведу еще раз план бункера для наглядности. На схеме видно, что дизель-генераторная вместе с фильтро-вентиляционной являются наиболее крупными помещениями в бункере.
48. Так выглядит дизель-генераторная с высоты второго этажа. Видны фундаменты от агрегатов и канавки топливных магистралей, по которым к дизелям подводилось топливо.
Автор блога для масштаба.
фото: Стас Сиколенко
49. На крыше щитовой расположена довольно масштабная система воздуховодов дизель-генераторной.
50. Отдельные части этой системы обладают впечатляющими размерами.
51. Внутрь свободно помещается человек.
52. Шильдик производителя плохо читается. Можно разобрать лишь год выпуска оборудования - 1961.
53. Где-то тут должны были быть расположены также топливные баки, но их следов мы не обнаружили.
Предполагаю, что по синей трубе к дизелям подводился свежий воздух, а по красной отводился выхлоп.
фото: Стас Сиколенко
54. Осмотр крыши завершен, спускаемся вниз.
55. Локация очень антуражна и фотогенична с какой стороны не посмотри.
56. Этот бункер не является типовым проектом и его устройство уникально, чем он и интересен. Учитывая довольно хорошую сохранность оборудования внутри, я могу занести этот объект в пятерку наиболее интересных заброшенных бункеров восточной Германии.
57. В углу помещения находится шахта аварийного выхода, ведущая на поверхность. Как она выглядит снаружи, можно посмотреть на снимках 15-17 первой части рассказа.
58. Доступ в шахту перегорожен глухой железной заглушкой. Было ли так задумано изначально или шахту замуровали после ухода военных, неизвестно. Но на других советских бункерах мне неоднократно встречались аварийные выходы, попасть в которые можно было лишь разрушив кирпичную стену, так что возможно, что и тут перед тем, как воспользоваться аварийным выходом, предполагалось сперва чуток физически поработать.
59. Возле заглушки сохранилась парочка дембельских надписей, датированных 1991 и 1993 годами. По надписям можно понять, что на объекте постоянно дежурило два человека. Как я уже писал, объект управлялся дистанционно с главного бункера ГСВГ - "Ранета" и не требовал вмешательства персонала. Дежурные связисты присутствовали тут лишь для присмотра за исправной работой оборудования.
60. На этом наша экскурсия по одному из наиболее ярких и интересных объектов эпохи Холодной войны в восточной Германии подошла к завершению. Но рассказать и показать по этой теме мне еще есть что, так что серия будет продолжена в ближайшее время.
В завершении почти трехминутный видеообзор бункера.
Взято: technolirik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]