«Адмиралтейские верфи» построят ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс»
---
Как сообщает газета «Коммерсантъ» в статье Анастасии Веденеевой «Адмиралтейские верфи» уходят в дрейф. ОСК построит научное судно за 7 млрд рублей для замены льдин», строительством специального судна для исследований в глубокой Арктике — ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» — займутся «Адмиралтейские верфи». Реализация проекта в 2018–2020 годах уже учтена в стапельном расписании предприятия. На создание плавучей обсерватории для Росгидромета государство выделит 7 млрд руб. Эксперты отмечают, что строительство платформы необходимо на фоне таяния льда в Арктике, из-за которого все сложнее найти достаточно стабильную льдину для организации долговременной дрейфующей станции.
Концептуальный облик ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Изображение 2014 года (с) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Как выяснил “Ъ”, основным претендентом на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» стали входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Адмиралтейские верфи». В ОСК “Ъ” подтвердили, что проект строительства платформы учтен в стапельном расписании предприятия на 2018–2020 годы. Согласно одобренной в конце августа редакции госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики, на строительство платформы планируется потратить 6,967 млрд руб., ее заказчиком выступает Росгидромет.
Дрейфующие станции «Северный полюс» используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды и т. д. В Росгидромете “Ъ” пояснили, что в связи с потеплением климата в Арктике сократилось число многолетних льдов толщиной 2–3 м, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций. Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива два-три года, встроенное оборудование, вертолетную площадку и срок службы 25 лет.
По мнению члена научного совета при СБ РФ, директора консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, у «Адмиралтейских верфей» достаточно опыта для создания платформы с ледовым классом Arc8. Пока не будет сдано это судно, работы в Арктике планируется вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) в основном учеными из Германии, России и США на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна ледового класса Arc8 «Поларштерн». Его дрейф запланирован на 2019–2020 годы. Также, отмечает господин Григорьев, рассматривается вариант использования для исследовательской работы ледокола «Капитан Драницын», принадлежащего «Росморпорту»,— но он, хоть и переоборудован для перевозки пассажиров, все-таки не является специализированным научно-исследовательским судном. Кроме того, стоимость аренды ледокола близка к 2 млн руб. в сутки, что достаточно затратно для проекта.
Руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Сергей Писарев подтверждает, что найти льдину для многомесячных исследований в дрейфе все сложнее. С 1998 года реализовано пять зарубежных проектов с использованием судов, которые вмораживались в лед и служили базой при измерениях в дрейфе, такая технология нивелирует риски потери оборудования из-за расколов льда. Сама идея строительства ледостойкой самодвижущейся платформы в России обсуждается уже около восьми лет, уточнил господин Писарев. Это специализированное научно-исследовательское судно, которое схоже с самоходной баржей, по мореходным качествам оно уступает ледоколу, зато имеет экономичный двигатель, внутри установлены мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и др. Использование такой платформы эффективнее и экономичнее, чем вмороженного ледокола, уверен Сергей Писарев.
По его словам, сейчас в центральной Арктике активно устанавливают роботизированные исследовательские буи. Если Россия хочет сохранить позиции в регионе и развивать перевозки по Севморпути, нужно иметь хотя бы одну обитаемую дрейфующую наблюдательную платформу и несколько групп автономных роботизированных дрейфующих измерителей в ее окрестностях.
Комментарий bmpd. Напомним, что в июле 2016 года на портале госзакупок была обнародована информация о закупке АО "Адмиралтейские верфи" у единственного поставщика (исполнителя) выполнения работ по разработке технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование и постройку ледостойкой самодвижущейся платформы. Согласно материалам госзакупки, "ледостойкая плавучая платформа (плавучее сооружение не имеет мировых аналогов, предназначено для изучения бассейна Северного ледовитого океана взамен дрейфующих на льдинах научных обсерваторий типа «Северный полюс», не зависящих от изменений климатических условий)".
При этом единственным исполнителем по закупке выступало АО "Внешнеторговое объединение "Судоимпорт", из чего можно сделать вывод, что речь шла о заказе иностранному проектанту.
Концептуальный облик ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Изображение 2014 года (с) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Как выяснил “Ъ”, основным претендентом на строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» стали входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Адмиралтейские верфи». В ОСК “Ъ” подтвердили, что проект строительства платформы учтен в стапельном расписании предприятия на 2018–2020 годы. Согласно одобренной в конце августа редакции госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктики, на строительство платформы планируется потратить 6,967 млрд руб., ее заказчиком выступает Росгидромет.
Дрейфующие станции «Северный полюс» используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды и т. д. В Росгидромете “Ъ” пояснили, что в связи с потеплением климата в Арктике сократилось число многолетних льдов толщиной 2–3 м, увеличилась вероятность разлома льдин, пригодных для организации дрейфующих станций. Платформа должна решить эту проблему, поскольку сможет двигаться во льдах без привлечения ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива два-три года, встроенное оборудование, вертолетную площадку и срок службы 25 лет.
По мнению члена научного совета при СБ РФ, директора консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, у «Адмиралтейских верфей» достаточно опыта для создания платформы с ледовым классом Arc8. Пока не будет сдано это судно, работы в Арктике планируется вести по международному проекту Многопрофильной научной обсерватории по исследованию арктического климата (MOSAiC) в основном учеными из Германии, России и США на дрейфующей станции, созданной на базе немецкого научно-исследовательского судна ледового класса Arc8 «Поларштерн». Его дрейф запланирован на 2019–2020 годы. Также, отмечает господин Григорьев, рассматривается вариант использования для исследовательской работы ледокола «Капитан Драницын», принадлежащего «Росморпорту»,— но он, хоть и переоборудован для перевозки пассажиров, все-таки не является специализированным научно-исследовательским судном. Кроме того, стоимость аренды ледокола близка к 2 млн руб. в сутки, что достаточно затратно для проекта.
Руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Сергей Писарев подтверждает, что найти льдину для многомесячных исследований в дрейфе все сложнее. С 1998 года реализовано пять зарубежных проектов с использованием судов, которые вмораживались в лед и служили базой при измерениях в дрейфе, такая технология нивелирует риски потери оборудования из-за расколов льда. Сама идея строительства ледостойкой самодвижущейся платформы в России обсуждается уже около восьми лет, уточнил господин Писарев. Это специализированное научно-исследовательское судно, которое схоже с самоходной баржей, по мореходным качествам оно уступает ледоколу, зато имеет экономичный двигатель, внутри установлены мощные лебедки для зондирований океана, обогреваемое отверстие в днище и др. Использование такой платформы эффективнее и экономичнее, чем вмороженного ледокола, уверен Сергей Писарев.
По его словам, сейчас в центральной Арктике активно устанавливают роботизированные исследовательские буи. Если Россия хочет сохранить позиции в регионе и развивать перевозки по Севморпути, нужно иметь хотя бы одну обитаемую дрейфующую наблюдательную платформу и несколько групп автономных роботизированных дрейфующих измерителей в ее окрестностях.
Комментарий bmpd. Напомним, что в июле 2016 года на портале госзакупок была обнародована информация о закупке АО "Адмиралтейские верфи" у единственного поставщика (исполнителя) выполнения работ по разработке технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование и постройку ледостойкой самодвижущейся платформы. Согласно материалам госзакупки, "ледостойкая плавучая платформа (плавучее сооружение не имеет мировых аналогов, предназначено для изучения бассейна Северного ледовитого океана взамен дрейфующих на льдинах научных обсерваторий типа «Северный полюс», не зависящих от изменений климатических условий)".
При этом единственным исполнителем по закупке выступало АО "Внешнеторговое объединение "Судоимпорт", из чего можно сделать вывод, что речь шла о заказе иностранному проектанту.
Взято: bmpd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]