Как устроены «Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога
---
Винсент ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888
Холст, масло. 75 × 93 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад
Город Арль
Винсент Ван Гог переехал в город Арль на юге Франции в феврале 1888 года, устав от Парижа и решив поправить здоровье, и находился там до мая 1889-го. В Арле за год с небольшим он написал более 200 картин. Ван Гог любил это место и связывал с ним свое будущее: он мечтал, что Арль станет центром творческого содружества художников, где они будут вместе работать, развиваться и вдохновлять друг друга. В итоге к нему приехал только Поль Гоген — и то ненадолго: художники очень быстро поссорились. В Арле здоровье Ван Гога стремительно ухудшалось; именно там он отрезал себе мочку уха, после чего был помещен в психиатрический госпиталь.
Долгое время считалось, что «Виноградники в Арле» — единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни: после выставки в Брюсселе в 1890 году ее за 400 франков (значительные деньги для художника) купила художница-импрессионистка Анна Бох. Сейчас известно, что на самом деле при жизни Ван Гога были проданы несколько работ.
Винсент Ван Гог. Вид Арля с цветущими деревьями. Апрель 1889 года
Van Gogh Museum
Винсент Ван Гог. Желтый дом. Сентябрь 1888 года
Дом на площади Ламартин, в котором жил художник.
Van Gogh Museum
Винсент Ван Гог. Зимний пейзаж с видом Арля. 1888 год
Wikimedia Commons
Винсент Ван Гог. Поле с ирисами у Арля. Май 1888 года
Van Gogh Museum
инсент Ван Гог. Вид на Арль с пшеничного поля. Июнь 1888 года
Wikimedia Commons
Красный виноградник
Считается, что Ван Гог видел красный виноградник во время прогулки с Полем Гогеном 4 ноября 1888 года. Вскоре он написал об этом брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — желтые отблески заката». Позднее он писал: «Я также кончил холст с виноградником, совершенно красным и желтым с небольшими синими и фиолетовыми фигурками и желтым солнцем».
Солнце
По тому, как Ван Гог изображает солнце, хорошо видно, чем он отличается от современников-импрессионистов. Его не интересуют эффекты света, он пишет солнце таким, каким его в реальной жизни не видит человеческий глаз: с четким диском и концентрическими лучами. Красный, багровый, малиновый мазки напоминают всполохи пламени. Ван Гог не отображает природные зрительные эффекты, а передает эмоции. Если принять драматическую метафору эмоционального горения, заданную солнцем и обилием красного и оранжевого цветов, то синий и фиолетовый внизу картины могут быть считаны как пепел.
Фигуры на сборе винограда
Фигуры арлезианок на сборе винограда — символ труда как библейского служения. Любимым художником молодого Ван Гога был Жан Франсуа Милле, говоривший о себе: «Я крестьянин — и ничего больше». Ван Гог называл его «папаша Милле», много копировал и подражал ему, что чувствуется и в «Сеятеле», и в «Едоках картофеля», и в «Красных виноградниках в Арле».
Жан Франсуа Милле. Сборщицы колосьев. 1857 год
RMN — Grand Palais / Musée d'Orsay / Jean Schormans
Фигура справа
Женщина — это, скорее всего, мадам Жину. Мари Жину и ее супруг Жозеф были владельцами кафе Café de la Gare, у них Ван Гог снимал жилье в 1888 году. После прибытия Гогена в Арль супруги Жину подружились с художниками — и оба они написали портреты мадам Жину и интерьеры кафе; вангоговская серия из шести картин получила название «Арлезианки». На этих картинах мадам Жину изображена в белом платке — так же, как и на «Красных виноградниках».
Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1888–1889 годы
Metropolitan Museum of Art
Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Musée d’Orsay / Wikimedia Commons
Винсент Ван Гог. Из серии «Арлезианки». 1890 год
Museu de Arte de São Paulo / Wikimedia Commons
Женщина с зонтиком
Фигура женщины с зонтиком может иметь японское происхождение: Ван Гог увлекался японской гравюрой, а на них часто можно видеть зонтики от солнца. В письме брату Тео он, подчеркивая влияние японского искусства на импрессионистов, говорил, что едет в Арль, так как Юг Франции является своеобразным солнечным эквивалентом Японии.
Горизонт
Высокая линия горизонта — характерная черта позднего Ван Гога; иногда ее связывают с влиянием японского искусства. Собственно, это видно не только в «Красных виноградниках», но и в «Море в Сен-Мари» и в «Пейзаже в Овере».
Утагава Хиросигэ. Вид реки Оигава. 1855 год
Van Gogh Museum
Утагава Хиросигэ. Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака. 1857 год
Van Gogh Museum
Утагава Хиросигэ. Вид на горы вокруг Камакуры. 1855 год
Van Gogh Museum
Утагава Кунисада. Во время отлива. 1855 год
Van Gogh Museum
Утагава Кунисада. Развлечения у побережья. 1858 год
Van Gogh Museum
Утагава Кунисада. Ирисовый сад в Хорикири. 1857 год
Van Gogh Museum
Виноградники и Поль Гоген
Свою картину с красным виноградником в Арле создал и Поль Гоген. Ван Гог писал про друга: «Сейчас он пишет женщин на винограднике — целиком по памяти; если он не испортит или не оставит вещь незаконченной, получится очень красиво и оригинально». И действительно, Гоген, завершив работу, счел ее второй лучшей в своем творчестве. Художник интерпретировал эту сцену философски, через идею о тщете и страдании: «Сбор урожая в Арле» Гогена имеет второе заглавие — «Несчастье человеческое». Впоследствии фигура сидящей согбенной женщины, обозначающей горе, появится и на других работах художника.
Поль Гоген. Сбор урожая в Арле. 1888 год
Ordrupgaard
Густые мазки пальцами и области чистого холста
В отличие от Гогена, Ван Гог вообще писал свои пейзажи довольно быстро, поэтому они имеют этюдный характер. Это, кстати, была одна из причин его ссоры с Гогеном, которому нужно было обстоятельно сесть, поставить мольберт, прогрунтовать холст и тщательно работать. Ван Гог же иногда даже работал пальцами, набирая ими краску прямо из тюбиков; отсюда же — области чистого холста, не покрытые краской. У него не было идеи «соблюсти технологию» и закрыть краской всю плоскость картины — он просто изображал все, что хотел, а если после этого на холсте оставались пустые, незакрашенные места, то художника это не сильно беспокоило.
Источник - Arzamas
Взято: vakin.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]