Украинские Упыри.  1831 г.
01.10.2017 424 0 0 oper-1974

Украинские Упыри. 1831 г.

---
0
В закладки
        Уголовное дело из махновского (бердичевского) уездного суда о Максиме Мазуренке за откопание мертвых тел и отрубление им голов. 1831. Хранится в К. Ц. Архиве. ( Киевская старина за 1884 г., Том VIII с.169-171.)

         Курьёзное такое происшествие случилось в 1831 году, в селе Подосах, киевской губерни, бердичевского уезда. Впервые тогда появилась холера и своими многочисленными жертвами надолго оставила в памяти народа этот год, известный у него и доселе под названием "великого помірка" (великого мора). Тогда по сёлам умирало ежедневно по несколько десятков душ в каждом.
         Завернула эта "пошість" и в с. Подосы. С начала июня стали умирать селяне по одному, по два в день; но чем дальше, тем смертность становилась больше. 24 июня умерло 8 душ, лежало больных до двадцати.
        Селяне не знали что делать, как отвратить от себя такое зло. Пробовали различные средства: святили воду в криницах на четырёх концах селения, заставляли нескольких женщин, в одежде Евы, под вечер, оббежать вокруг всего села; ни то ни другое средство нисколько не помогло.


1897_Gov_Kyev_ethno.jpg

          Наконец, кто-то посоветовал обратиться к Максиму Мазуренку, крестьянину соседнего селения Степанок, который, как ходил слух, может излечивать всякую болезнь. 28 июня два крестьянина из с. Подосов приехали к Мазуренку с просьбой отправиться к ним для истребления открывшейся у них болезни.
         Мазуренко согласился и на другой день был в Подосах. После некоторых расспросов он объявил крестьянам, что вся эта болезнь происходит от умерших недавно местного пономаря и его жены, похороненных в одной могиле и в одном гробу.
         - Это они, говорил Мазуренко, встают ночью, вылазят из своих гробов и ходят по селу, по хатам: где в хату зайдут и дохнут на человека, тотчас он и заболеет, а кого ещё и кровь высосут, тот не поднимется уже во веки вечные.

upyr-zabirohin.jpg

          Тут его заявление подтвердила крестьянка Явдоха Карпенкова. Она стала рассказывать, как однажды поздним вечером встретил её на улице умерший пономарь и, ударив палкой, велел вести его к своему сыну, местному дьячку.
          "Я, говорит, подвела его к дьяковой хате, отворила дверь и впустила его в сени, а сама стала под хатою и слушаю, что-то будет; как вдруг загрохотали миски и горшки в хате, а на другой день, помню, жаловался дьячок, что кто-то ночью потолк у него в хате все миски и горшки: даже, говорит, шлеи и вожжи нашёл я близ церкви, а помню хорошо, что с вечера положил их под хатою на завалин".
           Хотя Явдоха считалась полоумной, но в настояющую минуту всё село потеряло голову, и все вполне поверили заявлениям Карпенковой. - Так что-ж, Максим, нельзя-ли как беде помочь?
          - Отчего нельзя? - можно. Нужно только сейчас же идти к могиле пономаря и его жены, откопать их и отрубить им головы; а то вот у вас сегодня умерло восемь душ, а на завтра умрёт ещё больше, если только этого не сделать.

8288888.jpg

           Нужно было добиться согласия дьячка, сына покойников, которых предложенная мера касалась. И вот громада направляется к дьячку с просьбой отрыть могилу отца и матери его.
          - Что хотите делайте с ними, только бы они не ходили больше по селу, ответил дьячок Федор Левицкий. Тогда громада, предводительствуемая Мазуренком, двинулась к кладбищу.
          Разрыли могилу, открыли гроб; Мазуренко с топором в руках вскочил туда и принялся рубить головы пономарю и его жене; ударил раз, другой, - из перерубленной шеи показалась кровь.  - Вот видите, сколько проклятые выпили людской крови! заметил Мазуренко.
          - И в самом деле, подтвердил замечание Мазуренка присутствовавший при вскрытии могилы местный сотский Денис Дмитренко и прибавил: "а ведь всё это кровь христианская".
          - Дайте же мне осиновый кол, и я их приткну тут до самой земли; тогда уж не поднимутся больше.  Подали два колка, Мазуренко пригвоздил ими пономаря и его жену. Затем потребовал хворосту и тут же в гробу сжёг их головы. - Теперь засыпайте землёю, обратился к присутствовавшим; уже больше не встанут.

8288886.jpg

         В благодарность за такое лечение подосская громада решила выдать Мазуренку из общественной казны рубль серебром, да пол-корца ржи и, сверх того, послать трёх человек для уборки Мазуренкового хлеба.
        Между тем вскоре дошло известие о врачевании Мазуренка до местного начальства; последнее привлекло его к уголовной ответственности. На суде Мазуренко заявил, что он уже в течении пяти лет пособляет людям в различных болезнях, что делает это в силу врождённой способности: "Я, говорит, сам родился упырём, и пока жить буду, буду помогать людям в их болестях".

Для излечения самого Мазуренка от "упырства" начальство предало его церковному покаянию на полтора года.

ПС: Эпидемия вампиризма в Восточной Европе. 17-18 век. https://oper-1974.livejournal.com/674277.html


1269951018_x_9e4520fe.jpgуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]