Рабочий, Колхозница и волчок.
---
Сегодня в самый день атомной промышленности открывали памятник создателям центрифуги. Мы шли мимо, услышали музыку духового оркестра и заглянули на место будущей церемонии. Она ещё не началась, шли последние приготовления. Мы уж не стали дожидаться начала, потому что церемонию эту опишут и без нас. Нам был интересен сам памятник.
Это будет второй памятник атомщикам в нашем городе. Второй после "пустоглазого" Савчука. И первый памятник атомщикам вообще, не кому-то персонально. Все конечно уже знают, что построен он был по проекту екатеринбургского скульптора Костантина Грюнберга. И у меня в журнале были выложены первоначальные варианты этого памятника. Здесь и здесь.
И вот мы наблюдаем этот монумент, выполненный в металле.
В городе памятник уже обозвали Рабочим и Колхозницей. А сходство действительно есть. Правда порыв наших героев в заоблачную даль коммунизма получился не таким стремительным, как у знаменитой скульптуры Мухиной. Вроде и стремятся они в светлое будущее, а с другой стороны как бы и не очень. Наверное, потому, что будущее оказалось пожиже, чем они они мечтали.
Лица, полные молодого вдохновения.
И немножко странный жест рук. Похоже, что эти люди раскручивают волчок. Сам "волчок" прямо перед ними. Это центрифуга, с помощью которой разделяются изотопы урана. Кстати центрифугу сравнивали именно с волчком, потому что она вращается с огромной скоростью. Так и говорили "ядерный волчок". Или волчок, это такая штучка, которую просто раскручивают пальцами. А та штучка, на которую давят сверху - это юла. Ладно, пусть будут люди, раскручивающие "ядерную юлу".
На стадии первых проектов автор хотел придать лицам героев портретное сходство с кем-нибудь, кто считается создателями газовой центрифуги. Вероятно "донора"для скульптурного портрета так и не выбрали. Потому что странно было б предположить, что эти лица напоминают каких-то конкретных людей.
Вероятно фамилий и портретов тех, кто придумал центрифугу в архивах так и не нашли. Может быть, эта информация до сих пор засекречена, а может, просто поленились искать. Так что создатель центрифуги - это как обычно "весь советский народ". А если не народ, то кто? Макс Штеенбек или Лаврентий Берия? Ни то, ни другое имя не подходит для памятника по чисто идеологическим соображениям.
Хотя, если б поставить в нашем городе памятник Берии, который был руководителем атомного проекта в СССР, то наш город прогремел бы так, что его ещё долго обсуждали бы все, кому не лень. Что такое Новоуральск сейчас? Да вроде есть какой-то город непонятно где. А с памятником Берии каждый в России знал бы, что Новоуральск - это там, где поставили первый памятник Берии. Ах, как бы нас за него ненавидели и как бы нами восхищались.
Идея этого памятника примерно та же, что и в "Журавлях", памятнике жертвам политических репрессий. Были у сталинской эпохи и свои герои, и свои жертвы, только мы не знаем поимённо ни тех, ни этих. Или не хотим знать. На постаменте "Журавлей" нет ни слова о сталинских репрессиях, здесь нет ни одного имени.
А перед частично выкрашенным в честь установки монумента фасадом института играет оркестр и собираются люди. И всё это осеняет обрывок надписи на бегущей строке"... ика атомной пром...".
Ой, кто это там в кожаном плаще, а-ля Глеб Жеглов?
Для приглашённых ветеранов атомной промышленности приготовлены скамейки.
Покрасить скамейки к празднику не удосужились, и они так и остались исписанными всякой гадостью. Видите там свастику и надпись "Гитлер с нами"? Я вижу. И представляю, как неприятно будет ветеранам, если они тоже её заметят.
Всё в этом памятнике всенародно и обобщённо, только сама центрифуга предельно детализована, проработана, конкретна и сияет медными боками, как суксунский самовар. Что как бы намекает, что машина тут первична, а человек вторичен.
И последнее, на чём хочется остановиться - это рельефы по бокам памятника. Они, кстати сказать, понравились нам больше всего. Трёхчастная композиция, где слева - атом, в центре - изображение цеха, где стоят сотни тысяч таких центрифуг, и справа - центр управления разделительным производством.
Ждать начала церемонии открытия памятника мы уж не стали, двинулись домой. Так что не слышали мы ни речей, ни песен. Да и сам памятник не кажется мне удачным. Люди уже нашли в нём множество разных недостатков, не буду уж на них останавливаться. Это типичный монумент, при установке которого последнее слово было за чиновниками, а не за художниками. Чиновникам было достаточно громкого имени автора, а художников скорее всего никто и не спрашивал. Что же до нас, обыкновенных "потребителей искусства", то скажу лишь одно. Привыкнем.
Ну, и последняя фотка. Памятник ночью.
Это будет второй памятник атомщикам в нашем городе. Второй после "пустоглазого" Савчука. И первый памятник атомщикам вообще, не кому-то персонально. Все конечно уже знают, что построен он был по проекту екатеринбургского скульптора Костантина Грюнберга. И у меня в журнале были выложены первоначальные варианты этого памятника. Здесь и здесь.
И вот мы наблюдаем этот монумент, выполненный в металле.
В городе памятник уже обозвали Рабочим и Колхозницей. А сходство действительно есть. Правда порыв наших героев в заоблачную даль коммунизма получился не таким стремительным, как у знаменитой скульптуры Мухиной. Вроде и стремятся они в светлое будущее, а с другой стороны как бы и не очень. Наверное, потому, что будущее оказалось пожиже, чем они они мечтали.
Лица, полные молодого вдохновения.
И немножко странный жест рук. Похоже, что эти люди раскручивают волчок. Сам "волчок" прямо перед ними. Это центрифуга, с помощью которой разделяются изотопы урана. Кстати центрифугу сравнивали именно с волчком, потому что она вращается с огромной скоростью. Так и говорили "ядерный волчок". Или волчок, это такая штучка, которую просто раскручивают пальцами. А та штучка, на которую давят сверху - это юла. Ладно, пусть будут люди, раскручивающие "ядерную юлу".
На стадии первых проектов автор хотел придать лицам героев портретное сходство с кем-нибудь, кто считается создателями газовой центрифуги. Вероятно "донора"для скульптурного портрета так и не выбрали. Потому что странно было б предположить, что эти лица напоминают каких-то конкретных людей.
Вероятно фамилий и портретов тех, кто придумал центрифугу в архивах так и не нашли. Может быть, эта информация до сих пор засекречена, а может, просто поленились искать. Так что создатель центрифуги - это как обычно "весь советский народ". А если не народ, то кто? Макс Штеенбек или Лаврентий Берия? Ни то, ни другое имя не подходит для памятника по чисто идеологическим соображениям.
Хотя, если б поставить в нашем городе памятник Берии, который был руководителем атомного проекта в СССР, то наш город прогремел бы так, что его ещё долго обсуждали бы все, кому не лень. Что такое Новоуральск сейчас? Да вроде есть какой-то город непонятно где. А с памятником Берии каждый в России знал бы, что Новоуральск - это там, где поставили первый памятник Берии. Ах, как бы нас за него ненавидели и как бы нами восхищались.
Идея этого памятника примерно та же, что и в "Журавлях", памятнике жертвам политических репрессий. Были у сталинской эпохи и свои герои, и свои жертвы, только мы не знаем поимённо ни тех, ни этих. Или не хотим знать. На постаменте "Журавлей" нет ни слова о сталинских репрессиях, здесь нет ни одного имени.
А перед частично выкрашенным в честь установки монумента фасадом института играет оркестр и собираются люди. И всё это осеняет обрывок надписи на бегущей строке"... ика атомной пром...".
Ой, кто это там в кожаном плаще, а-ля Глеб Жеглов?
Для приглашённых ветеранов атомной промышленности приготовлены скамейки.
Покрасить скамейки к празднику не удосужились, и они так и остались исписанными всякой гадостью. Видите там свастику и надпись "Гитлер с нами"? Я вижу. И представляю, как неприятно будет ветеранам, если они тоже её заметят.
Всё в этом памятнике всенародно и обобщённо, только сама центрифуга предельно детализована, проработана, конкретна и сияет медными боками, как суксунский самовар. Что как бы намекает, что машина тут первична, а человек вторичен.
И последнее, на чём хочется остановиться - это рельефы по бокам памятника. Они, кстати сказать, понравились нам больше всего. Трёхчастная композиция, где слева - атом, в центре - изображение цеха, где стоят сотни тысяч таких центрифуг, и справа - центр управления разделительным производством.
Ждать начала церемонии открытия памятника мы уж не стали, двинулись домой. Так что не слышали мы ни речей, ни песен. Да и сам памятник не кажется мне удачным. Люди уже нашли в нём множество разных недостатков, не буду уж на них останавливаться. Это типичный монумент, при установке которого последнее слово было за чиновниками, а не за художниками. Чиновникам было достаточно громкого имени автора, а художников скорее всего никто и не спрашивал. Что же до нас, обыкновенных "потребителей искусства", то скажу лишь одно. Привыкнем.
Ну, и последняя фотка. Памятник ночью.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]