Мировой рынок наземных робототехнических комплексов
Различные образцы наземных робототехнических комплексов американского производства (с) moddb.com
В последние годы в России и за рубежом наблюдается рост интереса со стороны прессы и общественности к тематике наземных робототехнических комплексов (РТК, в английском языке обычно используется термин Unmanned Ground Vehicle – UGV), создаваемых в интересах военных, спецслужб и правоохранительных органов. РТК часто стали выходить на первые полосы. Создается впечатление, что в ближайшие пять-десять лет ожидается резкий рост рынка РТК, а их роль в военном деле значительно возрастет. Действительно, ведущие мировые державы уделяют внимание развитию РТК для использования в военных целях. Тем не менее ситуация является более сложной и требует более сдержанных оценок.
Оценить реальные перспективы рынка РТК даже в краткосрочной перспективе представляется весьма сложным. Тем не менее и весьма грубые оценки позволяют сделать ряд важных выводов. Так, по сделанному в феврале 2017 г. прогнозу группы IHS Jane’s, продажи новых РТК в 2015–2025 гг. оцениваются в 30 тыс. единиц общей стоимостью 4,9 млрд долл. Ежегодные продажи должны вырасти с 200 млн долл. в 2016 г. до 800 млн долл. в 2025 г. В то же время продажа беспилотных летательных аппаратов (БЛА) за тот же период оценивается в 63 тыс. единиц общей стоимостью 82 млрд долл.[i]
Таким образом, несмотря на значительный, в четыре раза, прогнозируемый рост рынка РТК в абсолютных показателях, он все равно будет составлять менее 1 млрд долл. в год. А общие же продажи в течение 2015–2025 гг. будут составлять всего лишь 6% от продаж БЛА.
Рынок РТК в ближайшей перспективе останется весьма небольшим по объему, а его развитие – труднопредсказуемым. В отличие от БЛА, РТК еще не оформились как полноценный тип военной техники. РТК смогли занять несколько достаточно узких и специфических ниш, но военные ведущих мировых держав продолжают поиск и определение возможных мест их применения.
С технологической точки зрения создание РТК сталкивается с рядом проблем, которые не столь остры для БЛА – сложно обеспечить уверенное передвижение по пересеченной местности вдали от дорог с качественным покрытием и дистанционное управление на значительном расстоянии. С экономической точки зрения выгода от внедрения РТК часто бывает весьма низкой по сравнению с выгодой от внедрения БЛА, которые заменяют дорогостоящие в производстве и эксплуатации (особенно с учетом подготовки летного состава) пилотируемые самолеты и вертолеты. Наконец, создание РТК для военных и правоохранителей является достаточно сложным и трудоемким делом на фоне быстрорастущего рынка бытовых и развлекательных роботов. Ниже эти и другие проблемы развития РТК военного назначения будут рассмотрены подробнее.
От лабораторий к полю боя
Как и их более многочисленные собратья, БЛА, РТК не являются чем-то принципиально новым. Широко известны радиоуправляемые телетанки, разрабатывавшиеся в Советском Союзе в 1930-е гг. В ходе советско-финской войны применялся выпущенный небольшой серией телетанк ТТ-26. Успеха они, впрочем, не имели. В послевоенный период работы по танкам с дистанционным управлением велись с перерывами в СССР вплоть до 1990-х гг.
За рубежом после Второй мировой войны работы над тематикой РТК продолжились, прежде всего в США за счет средств Агентства перспективных исследований министерства обороны США (DARPA). Так, еще в конце 1960-х гг. в рамках финансируемого DARPA проекта Стэнфордского исследовательского института по исследованию искусственного интеллекта был создан РТК Shakey[ii].
В 1980-е гг. разработкой РТК активно занимались американские армия и корпус морской пехоты (КМП). Число отдельных проектов стало столь велико, что в 1990 г. общее управление всеми проектами в сфере разработки РТК видов вооруженных сил DARPA было передано специальной структуре внутри аппарата министра обороны США – Joint Robotics Program.
Работы в сфере разработки РТК интенсифицировались в США в 1990-е гг. с окончанием холодной войны, а в 2000-е гг. на американском рынке произошел настоящий «робототехнический бум». Это стало возможным благодаря трем факторам. Во-первых, к концу 1990-х гг. накопленный опыт и технологический задел, который был сформирован во многом благодаря проектам, финансируемым DARPA, позволил американскому ВПК перейти от интенсивных НИОКР к массовому серийному производству. Во-вторых, с приходом администрации Дж. Буша-младшего начался рост военных расходов. В-третьих, военные операции в Афганистане и Ираке сделали РТК по-настоящему востребованной продукцией. Пожалуй, именно последний фактор сыграл важнейшую роль.
В Ираке и Афганистане главной угрозой жизни и здоровью американских военных стали взрывные устройства (ВУ), преимущественно самодельные. На борьбу с ними были брошены значительные силы и средства, а саперные и инженерные подразделения быстрыми темпами стали получать РТК для обезвреживания ВУ (Explosive Ordnance Disposal, EOD). Созданное в 2002 г. подразделение армии США по быстрой поставке в войска недостающего снаряжения и вооружения (Rapid Equipping Force) начало свою деятельность именно с внедрения РТК. В 2004 г. США направили в войска в Ираке и Афганистане 162 РТК, а уже через год их число в зоне ответственности Центрального командования достигло 1800[iii] и продолжало быстро расти.
К 2012 г. США обладали уже 12 000 РТК[iv], большая часть которых была сосредоточена в Ираке и Афганистане. Более 1000 РТК было потеряно или повреждено в результате взрывов[v]. Вслед за США РТК заинтересовались и некоторые американские союзники, также втянутые в иракскую и афганскую кампании, например, Великобритания, Канада и Франция. Но их интерес был значительно ниже в связи с меньшими ресурсами, меньшим уровнем военного участия и, соответственно, меньшим количеством потерь.
«Робототехнический бум» 2000-х гг. естественным образом сменился спадом на рынке в начале 2010-х гг. Период роста военного бюджета закончился вследствие глобального экономического кризиса и сменился периодом сокращения расходов на оборону. Это, а также свертывание операций в Ираке и Афганистане привело к резкому падению спроса со стороны основного мирового потребителя РТК – армии США.
Проблемы на рынке РТК в конце 2000-х – начале 2010-х гг.
Сокращение военных расходов и вывод войск из Ирака и Афганистана были ключевыми, но далеко не единственными причинами спада на рынке РТК. Значительная часть закупленных в 2000-е гг. американскими военными РТК (более 7000 единиц) была приобретена за счет дополнительных средств бюджета на заморские операции (Overseas Contingency Operations) как нестандартное оборудование для скорейшего удовлетворения текущих потребностей войск в Ираке и Афганистане[vi]. Благодаря этому Пентагон смог закупить имеющиеся на рынке коммерческие (Commercial-off-the-Shelf) РТК в больших объемах и в сжатые сроки и направить их для применения в зоне боевых действий. Обратной стороной стала разнотипица, высокая стоимость закупаемых РТК и их обслуживания. РТК различных производителей были несовместимы по программному обеспечению и системам управления.
Взято: bmpd.livejournal.com