Друзья и враги Пастернака
20.09.2017 455 0 0 vakin

Друзья и враги Пастернака

---
0
В закладки


Записка

генерального прокурора СССР Р.А. Руденко о допросе Б.Л. Пастернака 14 марта 1959 г.

Секретно ЦК КПСС

Направляю копию протокола допроса Пастернака Б.Л. На допросе Пастернак вел себя трусливо. Мне кажется, что он сделает необходимые выводы из предупреждения об уголовной ответственности.
Генеральный прокурор СССР Р. РуденкоПриложение: Протокол допроса Б.Л. Пастернака 14 марта 1959 года

Протокол

допроса Б.Л. Пастернака 14 марта 1959 года

Генеральный прокурор СССР действительный государственный советник юстиции Руденко Р.А. допросил нижепоименованного гр-на, который сообщил о себе следующие сведения:

Пастернак Борис Леонидович, 1890 года рождения, по национальности еврей, семейный, беспартийный.

Гр. Пастернаку разъяснено, что он вызван для допроса в связи с его действиями, нарушающими законы Советского государства.

ВОПРОС: Общеизвестно, что Ваше сочинение «Доктор Живаго», содержащее клеветнические измышления, порочащие общественный и государственный строй СССР, использовано международной реакцией в проведении враждебной деятельности против СССР. Ваши действия образуют состав особо опасного государственного преступления и в силу закона (ст. 1 закона о государственных преступлениях) влекут уголовную ответственность. Также общеизвестно единодушное осуждение советской общественностью Ваших действий, несовместимых с нормами поведения советского гражданина. Я спрашиваю, прежде всего, действительно ли искренним было Ваше заявление, опубликованное в ноябре 1958 года, о своем патриотизме и осуждении своих ошибок и заблуждений.

ОТВЕТ: Да, это заявление с моей стороны было вполне искренним.

ВОПРОС: Прокуратура СССР располагает материалами о том, что Вы, злоупотребив гуманным отношением, проявленным со стороны Советского правительства, и несмотря на публичное заверение о своём патриотизме и осуждении своих ошибок и заблуждений, которое, как Вы сейчас утверждаете, было искренним, стали на путь обмана и двурушничества, тайно продолжали деятельность, сознательно и умышленно направленную во вред советскому обществу. Ответьте, передавали ли Вы после этих публичных заверений кому-либо из иностранных корреспондентов свои антисоветские сочинения?

ОТВЕТ: Действительно, в начале февраля этого года имел место случай неосторожной передачи нескольких стихотворений, в том числе стихотворения «Нобелевская премия», корреспонденту английской газеты «Дейли мейл», который посетил меня на даче. Передавая эти стихотворения Брауну, я сказал, что не предназначаю их для опубликования, а даю их в качестве просимого автографа. Передача мной стихотворения «Нобелевская премия» с таким содержанием, которое легко может быть истолковано как поклёп на действительно гуманное ко мне отношение со стороны Советской власти, — роковая неосторожность, которая справедливо может быть расценена как двурушничество.

ВОПРОС: Вам предъявляется газета «Дейли мейл» от 11 февраля с.г. с опубликованным Вашим стихотворением «Нобелевская премия» и воспроизведением Вашего факсимиле, где корреспондент Браун утверждает, что это стихотворение Вы ему передали для опубликования. Что Вы можете сообщить о его утверждении?

ОТВЕТ: Если мне не изменяет память, стихотворения ему я для опубликования не передавал. Ознакомившись с предъявленной мне газетой, я на деле убеждаюсь в том, что мои слова и писания используются с целью клеветнических выпадов и измышлений против советского общества. Этот новый случай особенно прискорбен для меня потому, что он ставит под сомнение искренность моих решений служить своей Родине. Я осуждаю эти свои действия и отчетливо понимаю, что они влекут за собой мою ответственность по закону как советского гражданина.

В заключение допроса Генеральный прокурор СССР разъяснил:

На данной стадии расследования я должен предупредить Вас, что если эти действия, которые, как уже сказано выше, образуют состав преступления, не будут прекращены, то в соответствии с Законом Вы будете привлечены к уголовной ответственности. Также должен предупредить Вас в соответствии со ст. 96 Уголовного Кодекса РСФСР об ответственности за разглашение данных расследования. Вам это понятно?

ОТВЕТ: Совершенно понятно и будет мной исполнено безоговорочно.
Допрос производился в Прокуратуре СССР, начат в 12 часов и закончен в 14 часов.
Протокол мной прочитан, ответы с моих слов записаны правильно.
Подпись (Б. Пастернак)

ДОПРОСИЛ: Генеральный прокурор СССР — Р. Руденко (подпись)

Запись протокола допроса вел следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР — Н. Преображенский (подпись)



***
О выявлении связей Б.Л. Пастернака с советскими и зарубежными гражданами 16 февраля 1959 г.

Особая папка


Совершенно секретно ЦК КПСС

Докладываю, что органами госбезопасности выявлены следующие связи Пастернака из числа советских граждан: писатель Чуковский К.И.1,писатель Иванов В.В., музыкант Нейгауз Г.Г,2 народный артист СССР Ливанов Б.Н.,3 поэт Вознесенский А.,4 редактор Гослитиздата Банников Н.В.,5 ранее работал в Отделе печати МИДа СССР, переводчица Ивинская О.В., работает по договорам, является сожительницей Пастернака. 8 февраля, в связи с днем рождения Пастернака, его навестили дочь композитора Скрябина,6 вдова композитора Прокофьева,7 пианист Рихтер8 с женой и жена народного артиста СССР Ливанова. Кроме того, Пастернака посещают московские корреспонденты английской газеты «Дейли экспресс» Добсон и Берчет, корреспондент западногерманской радиокомпании «Вестдейчер рундфунк» Руге. В феврале текущего года у Пастернака были американский гражданин Тейлор и постоянный корреспондент английской газеты «Дейли мейл» в Париже А. Браун,9 находившиеся в Москве в качестве туристов.

По имеющимся данным, Пастернак во время беседы с Брауном передал ему написанное в антисоветском духе стихотворение «Нобелевская премия», которое затем 11 февраля было опубликовано в английской прессе.10 Ивинская антисоветски настроена, несколько раз высказывала желание выехать с Пастернаком за границу, в ряде случаев оказывает на него отрицательное влияние. Комитету госбезопасности известно, что Ивинская была против передачи иностранному корреспонденту антисоветского стихотворения Пастернака «Нобелевская премия», в связи с чем высказывает недовольство Пастернаком и заявляет о своих опасениях быть арестованной.

Председатель Комитета госбезопасности А. Шелепин

***
О материалах в отношении писателя Пастернака Б.Л. 18 февраля 1959 г.

Особая папка

Совершенно секретно ЦК КПСС

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР докладывает ЦК КПСС о материалах, имеющихся в органах госбезопасности в отношении писателя Пастернака Б.Л.

Письмо писателя К.Федина в ЦК КПСС 28 октября 1958 г. Д.А. Поликарпову

28.X. Дача Дорогой Дмитрий Алексеевич, сегодня ко мне в 4 часа пришла Ольга Всеволодовна (не помню ее фамилию — друг Пастернака) и — в слезах — передала мне, что сегодня утром Пастернак ей заявил, что у него с ней «остается только выход Ланна» (Прим. Писатель Е.Л. Ланн вместе со своей женой незадолго до описанных событий покончили жизнь самоубийством).

По словам ее, П. будто бы спросил ее, согласна ли она «уйти вместе», и она будто бы согласилась. Цель ее прихода ко мне — узнать, «можно ли еще (по моему мнению) спасти П. или уже поздно, а если не поздно, то просить меня о совете — что (по-моему) надо сделать, чтобы его спасти». Я ответил, что такое заявление есть угроза, в данном случае мне, а во всех иных случаях — тому, кому оно сделано, и что под такой угрозой ни о каких советах просить нельзя. Вместе с тем я сказал, что единственно, что я считаю безусловно нужным посоветовать ей, это то, что она обязана отговорить П. от его безумного намерения.

Я сказал также, что не знаю, мыслимо ли теперь, после всего происшедшего, «спасти» П., наотрез отказавшегося от «спасения», когда оно было достижимым. О. В. заявила, что готова составить «любое» письмо, кому только можно, и «уговорить» П. подписать его. Я ответил, что не представляю себе, какого содержания могло бы теперь быть письмо и кому его можно было бы направить. Не в состоянии с уверенностью сказать, должен ли я рассматривать приход О. В. как обращение ко мне самого Пастернака (она клялась, будто ничего об этом не сказала ему, хотя немного позже говорила мне — он не хотел, чтобы она пошла ко мне). Но я считаю, Вы должны знать о действительном или мнимом, серьезном или театральном умысле П., о существовании угрозы или же о попытке сманеврировать ею. В долгом разговоре с О.В. она не раз спросила меня, к кому «лучше» адресовать письмо П. или к кому «пойти». Я не мог ей ничего на это ответить и только обещал, что напишу Вам о том, что она ко мне приходила, а Вы, конечно, поступите так, как найдете нужным, и может быть захотите вызвать ее либо Пастернака. На этот случай я взял ее телефон, чтобы передать его Вам (Б-7—33-70).

Уважающий Вас Конст. Федин

К документу приложена записка: «Ознакомить секретарей ЦК КПСС. (Указание тов. Фурцевой Е.А.). Н. Калинин 29/Х-58 г.». Ознакомившись с документом, на записке расписались М.А. Суслов, Л.И. Брежнев, Н.А. Мухитдинов, А.Б. Аристов.

На документе помета: «Тов. Кириченко А.И. ознакомился. Речмедин».



***

Письмо Бориса Полевого в ЦК КПСС

Секретно ЦК КПСС

Через писателей-друзей Запада Союз писателей СССР уже давно был осведомлен, что связанные с Соединенными Штатами реакционные силы, действующие в комитете по Нобелевским премиям, предполагают в пику Советскому Союзу дать премию по литературе Борису Леонидовичу Пастернаку за его творческую деятельность, а также за его не опубликованный в Советском Союзе, но широко и сенсационно публикующийся в западном мире роман «Доктор Живаго». Друзья предупреждают, что из этого на Западе может быть сделана новая антисоветская сенсация, поводом к которой будут разговоры об отсутствии свободы творчества в Советском Союзе, о зажиме из политических соображений ряда писателей и т.д.
Ставя Центральный Комитет в известность об этом, хотелось бы получить указание, какую позицию мы должны заранее занять в этом вопросе и какие меры нам следовало бы предпринять.

Б. Полевой

Поступило в ЦК КПСС 17 сентября 1958 г.
Резолюция на документе: «Тов. Ярустовскому Б.М. Тов. Фурцева просит срочно подготовить предложения Отдела. 19/IХ. Н. Калинин».

Справки:

«ЦК КПСС. Необходимые меры в связи с кампанией реакционной печати за рубежом вокруг романа Б. Пастернака и присуждением ему Нобелевской премии Отделом культуры ЦК КПСС были приняты.
Зав. сектором Отдела культуры ЦК Б. Ярустовский. 10/ХI-58 г.».

«Тов. Фурцева Е.А. ознакомилась. С мерами, принятыми Отделом ЦК и Союзом Сов. писателей, согласна.
Н. Калинин 12/ХI-58.»


Аркадий Семенович Кленов. Крылья и корни. Борис Пастернак. Срез морской раковины
10×7.5 см. Артхив

Источник - www.liveinternet.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]