Alvis, но не Пресли.
---
Alvis Salamander. Пожарник для сложных ситуаций. Хорошо видная подвеска, тормоза, частично двигатель и трансмиссия.
В этой лекции мы отвечемся от Tatra и разберем британские универсальные армейские шасси 50-60 годов прошлого века. Жила была такая себе компания Alvis, которая пыталась выпускать спорткары и спортседаны. Учитывая, что в Англии таких умников было хоть пруд-пруди, с коммерческой точки зрения успехи у компании были не очень. Хотя коллекционеры, конечно, Элвисы любят. Потому после войны было решено потихоньку завязать со спортом (и в 1967-м году завязали) и выпустить нечто такое, от чего армия, флот и вообще разообразные спецы не смогут отказаться. Разумеется, речь идет об универсальном полноприводном шасси. В данном случае 6х6. Шасси стандартизировали как FV-600 (1948 год). На его базе в 1952 году был выпущен БТР Saracen. А позже и другие машины.
Бронетранспортер Saracen.
Он же спереди в полицейском варианте с сетками от камней и бутылок с бензином. Такие машины стали визитной карточкой гражданской войны в Северной Ирландии, особенно в Ольстере и Белфасте. Закончилась эта война в общем-то ничем, но кровушки католики, протестанты и марксисты из ИРА попили у друга знатно. В СССР даже был чудные сериал по новостям: "преступления хунты Тэчер британский империалистов в Ирландии". Я конечно, сочуствовал бойцам за свободу, ибо был примерным пыонэром...
Амфибия FV-622 Stalwart Mk-II (1966 год), грузоподъемностью 5 тонн. Масса машины 8,4 тонны.
Конструкцию разберем на примере второго шасси FV-651, которое отличается главным образом расположением двигателя. Он находится сзади. Шасси применялось для указанного в начале пожарного автомобили и для амфибии Stalwart (Mk I 1959 год). Для этого воспользуемся книгой тов. Селиванова "Автомобили и транспортные гусеничные машины высокой проходимости" Издательство "Наука" 1967 год. Итак, на черно-белом рисунке-"рентгене" прекрасно видно, что подвеска машины полностью независимая на продольных торсионах и двух рычагах на каждое колесо. Кроме того Передние и средние колеса -- управляемые, что повышает маневренность, а значит и шансы выжить в бою. Тормоза всех колес -- дисковые и герметизированые. Трансмиссия -- с бортовыми валами, которые приводят все шесть колес от одноступенчатой раздаточной коробки и одного дифференциала (самоблокирующегося). Все колеса снабжены колесными редукторами. Рулевое -- с гидроусилителем.
Саламандер с другого ракурса
Получилась замороченная, но с другой стороны весьма живучая конструкция. Кроме того бортовые валы позволили установить двигатель и КПП ниже и тем самым понизить центр тяжести. Кстати, коробка передач в 50-х была 5-ступенчатая полуавтоматическая с гидромуфтой, позже появилась обычная ручная. Причем она позволяла двигаться вперед и назад почти с одинаковой скоростью. Кроме того, через валы отбора мощности приводятся два водомета и два насоса с гидроприводом для откачки воды (только на амфибии) с производительностью 270 литров в минуту каждый.
Пушечный автомобиль Аlvis Saladin Mk-2 (1953 г.) с 76 мм орудием. Почти на таком же кувейтские бойцы не побоялись вступить в бой с танками Хусейна в начале первой Иракской войны.
Основной мотор -- восьмицилиндровый рядный Rolls-Royce B81, бензиновый, водяного охлаждения, мощность 220 л.с. при 3800 об/мин. Рабочий объем 6513 см3. Кроме того, семейство могло комплектоваться и двухтактным многотопливным дизелем той же фирмы мощностью 240 л.с. (Для броневиков часто использовался тот же бензиновый мотор, только 170 л.с.) Скорость до 80 км/ч по шоссе (зависит от модификации, конечно) и 8 км/ч на плаву (для амфибии, понятно).
Stalwart Mk-I. Основное отличие от Mk-II -- это боковые окна кабины и металлические герметизированные борта кузова.
На данном фото изображен автомобиль FV 623 к гидравлическим краном-манипулятором для перегрузки боеприпасов к самоходной гаубице 105 мм FV433 Abbot SPG
На этом фото уже Mk II. Легко отличить по новым бортам из стеклопластика с металлическими усилителями, и стеклопластиковой кабине с увеличенными боковыми передними окнами.
А здесь криво сфотографированная рекламная листовка с моделью MkI.
Интересно, что водяные насосы так же могут работать как дополнительные водометы, на 1-2 км/ч увеличивая скорость машины. А если и насосы и водометы выйдут из строя, то возможно преодолевать водные приграды за счет вращения колес. На испытаниях два Stalwart так переплыли Ла-Манш! Выпускали амфибии до 1983 года. Saladin до 1972 года.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]