Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате...Москва, Россия
---
1) В 2011 году после успешной экскурсии по московскому метро для студентов 3 курса РУДН в рамках спецдисциплины "Философия искусства в России" мы с преподавателем русской философии Еленой Гревцовой обсуждали проект новой прогулки под названием "Москва философская". К сожалению, тогдашний проект не получил своего развития, однако от него остался визит в мемориальную квартиру поэта-символиста Андрея Белого на улице Арбат, куда я решил на днях снова сходить (живу теперь в Москве, а столько ещё неизведанного здесь).
2) Квартира поэта Серебряного века расположена на улице Арбат, дом 55 на 3 этаже. С этой квартирой связаны его первые отчетливые "миги сознания", детские воспоминания о мире, людях и о себе. Здесь прошли годы его учебы – в частной гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, потом – в Московском университете. Здесь он пережил первые волнения страсти (мистическую влюбленность в Маргариту Морозову) и постиг горе утраты - смерть отца. Здесь он и прожил первые 26 лет его жизни с 1880 до 1906 год.
3) Бывший доходный дом занимал особое место в культурном ландшафте Москвы. Его хозяин Николай Рахманов был доцентом в Московском университете. Контингент жильцов составлял в основном московскую университетскую профессуру. Напротив квартиры Андрея Белого (настоящее имя- Борис Бугаев) жил украинский историк Михаил Грушевский.
На 2 этаже жил Михаил Соловьев, сын историка Сергея Соловьёва и брат философа Владимира Соловьёва. В гостях у Соловьёвым Борис Бугаев знакомится с поэтами В. Брюсовым, В. Мережковским, З. Гиппиус. Общение с Владимиром Соловьёвым будущий Андрей Белый посчитает для него судьбоносным и символическим. Александра Блока он позже будет считать своим "крёстным братом". Сами Соловьёвы помогли опубликовать в 1902 году его первую книгу- "Симфонию", они же ему и придумали литературный псевдоним "Андрей Белый".
3) Квартира Бугаевых была небольшой, по сравнению с малогабаритным жильём. Сам же дом оставался жилым до 1980-х гг., затем оно перешло в собственность МИДа СССР. В 2000 году на месте его бывшей квартиры и сделали музей.
4) Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
5) В 1912 в Берлине он познакомился с учёным Рудольфом Штейнером, стал его учеником в изучении антропософии (религиозно-мистического учения, выделившегося из теософии, основанное в 1912 г. с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека, характеризуемого как «науке о духе». В годы 1 мировой войны Андрей Белый участвует в возведении в Швейцарии всемирного центра антропософского учения- Гётеанума, своеобразной модели Вселенной.
6) В 1922 году Гётеанум был сожжён, предположительно, противником Рудольфа Штейнера. В квартире Андрея Белого сохранилось некоторое авторское видение этого сооружения, которое позднее было восстановлено к концу 20-х гг. XX века. Отображён переход от бездны в бесконечные небеса с использованием зеркал.
7) Сам Гётеанум.
8) В Берне в 1914 г. он женится на Анне Тургеневой, однако в 1916 году его вызывают в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию он прибывает на Родину. Жена за ним не последовала. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей.
9) С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. В октябре 1923 г. Белый возвращается в Москву к своей подруге Клавдии Васильевой, которая в 1931 году станет его супругой. «Белый — покойник, и ни в каком духе он не воскреснет», — писал в «Правде» Лев Троцкий.
В марте 1925 года он снял две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер 8 января 1934 года от инсульта — следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
10) Осип Мандельштам откликнулся на известие о смерти Белого поэтическим циклом, начинающимся строками: «Голубые глаза и горячая лобная кость — Мировая манила тебя молодящая злость…» В газете «Известия» был опубликован некролог Белого, за авторством Б. Л. Пастернака, в котором Белый, не являвшийся центральной или значительной фигурой в складывавшейся советской литературе, трижды был назван «гением». Власти распорядились изъять его мозг и передать на хранение в Институт мозга человека.
11) Авторами музейной экспозиции стремились показать прямое назначение каждой из комнат и одновременно - их отражение в призме автобиографической прозы Белого; дать понять, как рос в этой квартире Боря Бугаев и одновременно - как мыслил и чем жил писатель тогда, когда создавал свои автобиографические произведения.
Это зал «Комната матери» (или «Спальня родителей») посвящённый матери писателя, Александре Бугаевой, привившей сыну интерес к музыке, живописи, литературе. Здесь представлены материалы, относящиеся к раннему творчеству Андрея Белого и к истории московского символизма в целом.
12) Особое место в этой комнате отводится истории «мистических влюбленностей» Андрея Белого и его «музам» – Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок, жене А.А. Блока, и Маргарите Кирилловне Морозовой (урожденной Мамонтовой), хозяйке светского салона, жене крупного московского фабриканта и коллекционера живописи М.А. Морозова, ставшей прототипом главной героини (Сказки) в дебютной книге Андрея Белого («Симфония").
13)
14) В «Детской» размещены материалы, связанные с младенчеством и годами учебы. Представлена также история обращения Андрея Белого к автобиографической тематике
15) Своеобразное изображение жизненного пути, сделанного Андреем Белым, где мы можем увидеть индивидуальные взлёты и падения, невзгоды и жизненные взлёты.
16) В «Кабинете отца», профессора Николая Васильевича Бугаева, представлены экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, материалы, рассказывающие о жизни Андрея Белого в Советской России в 1920-1930-е гг., о его работе над романным циклом «Москва» (где прототипом главного героя, профессора Коробкина, стал отец писателя).
17) "Бесы, искушающие монаха" профессора Московского университета Н. Северцова, знакомого Бугаевых. Эх, а только я посмотрел фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
18) Белый работал над романом «Москва» в подмосковном поселке Кучино. Атмосфера его жилища представлена с помощью мебели, принадлежавшей писателю, гравюр и иллюстраций, висевших на стенах его комнаты.
19)
20) Гостиная.
21) В бывшей столовой Бугаевых – литературная экспозиция. Ее основу составляют книги, рукописи, фотографии, позволяющие рассмотреть биографию Андрея Белого в контексте времени. Эти материалы выступают в качестве своеобразного пояснения к центральному экспонату музея – «Линии жизни». Это разноцветное графическое панно – автобиография Андрея Белого, но не написанная, а нарисованная, вычерченная им самим в весьма эффектную и подробную схему.
22) Изображение невидимых сил, повлиявших на его жизненный путь (его собственный рисунок), где в качестве внешнего фактора присутствуют 1 мировая война, революция, ближайшие друзья и возлюбленные.
2) Квартира поэта Серебряного века расположена на улице Арбат, дом 55 на 3 этаже. С этой квартирой связаны его первые отчетливые "миги сознания", детские воспоминания о мире, людях и о себе. Здесь прошли годы его учебы – в частной гимназии Льва Поливанова на Пречистенке, потом – в Московском университете. Здесь он пережил первые волнения страсти (мистическую влюбленность в Маргариту Морозову) и постиг горе утраты - смерть отца. Здесь он и прожил первые 26 лет его жизни с 1880 до 1906 год.
3) Бывший доходный дом занимал особое место в культурном ландшафте Москвы. Его хозяин Николай Рахманов был доцентом в Московском университете. Контингент жильцов составлял в основном московскую университетскую профессуру. Напротив квартиры Андрея Белого (настоящее имя- Борис Бугаев) жил украинский историк Михаил Грушевский.
На 2 этаже жил Михаил Соловьев, сын историка Сергея Соловьёва и брат философа Владимира Соловьёва. В гостях у Соловьёвым Борис Бугаев знакомится с поэтами В. Брюсовым, В. Мережковским, З. Гиппиус. Общение с Владимиром Соловьёвым будущий Андрей Белый посчитает для него судьбоносным и символическим. Александра Блока он позже будет считать своим "крёстным братом". Сами Соловьёвы помогли опубликовать в 1902 году его первую книгу- "Симфонию", они же ему и придумали литературный псевдоним "Андрей Белый".
3) Квартира Бугаевых была небольшой, по сравнению с малогабаритным жильём. Сам же дом оставался жилым до 1980-х гг., затем оно перешло в собственность МИДа СССР. В 2000 году на месте его бывшей квартиры и сделали музей.
4) Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
5) В 1912 в Берлине он познакомился с учёным Рудольфом Штейнером, стал его учеником в изучении антропософии (религиозно-мистического учения, выделившегося из теософии, основанное в 1912 г. с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека, характеризуемого как «науке о духе». В годы 1 мировой войны Андрей Белый участвует в возведении в Швейцарии всемирного центра антропософского учения- Гётеанума, своеобразной модели Вселенной.
6) В 1922 году Гётеанум был сожжён, предположительно, противником Рудольфа Штейнера. В квартире Андрея Белого сохранилось некоторое авторское видение этого сооружения, которое позднее было восстановлено к концу 20-х гг. XX века. Отображён переход от бездны в бесконечные небеса с использованием зеркал.
7) Сам Гётеанум.
8) В Берне в 1914 г. он женится на Анне Тургеневой, однако в 1916 году его вызывают в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию он прибывает на Родину. Жена за ним не последовала. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей.
9) С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. В октябре 1923 г. Белый возвращается в Москву к своей подруге Клавдии Васильевой, которая в 1931 году станет его супругой. «Белый — покойник, и ни в каком духе он не воскреснет», — писал в «Правде» Лев Троцкий.
В марте 1925 года он снял две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер 8 января 1934 года от инсульта — следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
10) Осип Мандельштам откликнулся на известие о смерти Белого поэтическим циклом, начинающимся строками: «Голубые глаза и горячая лобная кость — Мировая манила тебя молодящая злость…» В газете «Известия» был опубликован некролог Белого, за авторством Б. Л. Пастернака, в котором Белый, не являвшийся центральной или значительной фигурой в складывавшейся советской литературе, трижды был назван «гением». Власти распорядились изъять его мозг и передать на хранение в Институт мозга человека.
11) Авторами музейной экспозиции стремились показать прямое назначение каждой из комнат и одновременно - их отражение в призме автобиографической прозы Белого; дать понять, как рос в этой квартире Боря Бугаев и одновременно - как мыслил и чем жил писатель тогда, когда создавал свои автобиографические произведения.
Это зал «Комната матери» (или «Спальня родителей») посвящённый матери писателя, Александре Бугаевой, привившей сыну интерес к музыке, живописи, литературе. Здесь представлены материалы, относящиеся к раннему творчеству Андрея Белого и к истории московского символизма в целом.
12) Особое место в этой комнате отводится истории «мистических влюбленностей» Андрея Белого и его «музам» – Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок, жене А.А. Блока, и Маргарите Кирилловне Морозовой (урожденной Мамонтовой), хозяйке светского салона, жене крупного московского фабриканта и коллекционера живописи М.А. Морозова, ставшей прототипом главной героини (Сказки) в дебютной книге Андрея Белого («Симфония").
13)
14) В «Детской» размещены материалы, связанные с младенчеством и годами учебы. Представлена также история обращения Андрея Белого к автобиографической тематике
15) Своеобразное изображение жизненного пути, сделанного Андреем Белым, где мы можем увидеть индивидуальные взлёты и падения, невзгоды и жизненные взлёты.
16) В «Кабинете отца», профессора Николая Васильевича Бугаева, представлены экспонаты, связанные с Московским университетом и московской профессурой, материалы, рассказывающие о жизни Андрея Белого в Советской России в 1920-1930-е гг., о его работе над романным циклом «Москва» (где прототипом главного героя, профессора Коробкина, стал отец писателя).
17) "Бесы, искушающие монаха" профессора Московского университета Н. Северцова, знакомого Бугаевых. Эх, а только я посмотрел фильм Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа".
18) Белый работал над романом «Москва» в подмосковном поселке Кучино. Атмосфера его жилища представлена с помощью мебели, принадлежавшей писателю, гравюр и иллюстраций, висевших на стенах его комнаты.
19)
20) Гостиная.
21) В бывшей столовой Бугаевых – литературная экспозиция. Ее основу составляют книги, рукописи, фотографии, позволяющие рассмотреть биографию Андрея Белого в контексте времени. Эти материалы выступают в качестве своеобразного пояснения к центральному экспонату музея – «Линии жизни». Это разноцветное графическое панно – автобиография Андрея Белого, но не написанная, а нарисованная, вычерченная им самим в весьма эффектную и подробную схему.
22) Изображение невидимых сил, повлиявших на его жизненный путь (его собственный рисунок), где в качестве внешнего фактора присутствуют 1 мировая война, революция, ближайшие друзья и возлюбленные.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]