Марроканские железные дороги
---
Железные дороги в Марокко развиты очень хорошо. Конечно сеть охватывает далеко не все уголки страны, и, более того, заканчивается где-то на её середине. Но, тем не менее, большинство главных городов страны рельсами соединено, и путешествовать на поездах по Марокко вполне удобно и комфортно.
Сеть выглядит примерно так. Три основных направления, расходящиеся лучами из центра страны. Основная магистраль: Танжер - Кенитра - Рабат - Касабланка - Марракеш, и отходящая от неё на восток магистраль Кенитра - Фес - Ужда. Далее линия идёт в Алжир, но трансграничного движения нет.
Остальные линии носят локальный характер.
Основные магистрали электрифицированы, двухпутны, скорости здесь довольно высокие.
Движение, что интересно, левостороннее. Даже странно, ведь Марокко не было британской колонией.
Подвижной состав же - обычные сидячие вагоны как в Европе. Купе на 6 мест.
В этом плане ничего технологически удивительного тут нет.
Проход.
Судя по всему, вагоны пришли сюда новые, где-то десяток-другой лет назад. Состояние большинства из них вполне приличное.
Есть и классическая сидячка в виде рядов кресел.
В некоторых из них такие мягкие диваны.
И такие занятного вида пассажирки.
Особенно стоит упомянуть двухэтажные составы. Это вообще высший уровень комфорта.
Они ходят между Касабланкой и Рабатом (экономической и политической столицами страны - двумя главными городами), и между Касабланкой и аэропортом.
Рейс в аэропорт идёт экспрессом и стоит довольно дорого по местным меркам (порядка 4 евро).
Неоднократно натыкался на информацию о том, что существуют также ещё и ночные поезда (их было всего два: Фес - Марракеш и Касабланка - Ужда) со спальными вагонами, но мне их найти не удалось. На сайте ONCF их не видно, в расписаниях они тоже не были нигде указаны. Видимо не ходят сейчас. А жаль, я бы прокатился.
(Впрочем, покопавшись ещё на их сайте, нашёл поезд "Касабланка - Ужда" со спальным вагоном. Стоит 690 дирхамов, или 70 долларов).
А это местная электричка. Идёт из окрестностей Касабланки, города-спутника Сеттат.
Даже электрички вполне опрятны в Марокко.
Схема ж.д. в электричке.
В общем, полнейший контраст с соседней страной. Было бы интересно, если бы когда-нибудь эти ж.д. сети были бы соединены.
Рассмотрим теперь вокзалы. Большинство из них - настоящие шедевры архитектуры!
Станция Танжер. Первая наша железнодорожная станция в Африке.
Сале-Табрикь (Sale - Tabriqet). Станция на окраине города-спутника Рабата Сале.
Станция Сале-город (Gare de Sale Ville). Центральный вокзал города Сале.
Цивильный внутри вполне.
Станция Марракеш. Редкий тупиковый вокзал (второй в Танжере, и ещё один есть в Касабланке), самая южная точка марроканских железных дорог на данный момент.
Впрочем, планируется строительство высокоскоростной магистрали дальше на юг, через Атласовы горы, в Агадир.
В самом крупном городе - Касабланке аж три ж.д. вокзала! Оазис (Casa Oasis) - на который я приехал. Пассажиры в зале ожидания.
В самом центре крупный вокзал Casa Port.
Современный гигантский комплекс, куда приходят самые главные поезда.
Каса-Порт - тупиковый вокзал. Транзитные поезда сюда не заходят. С главной ветки сюда с обеих направлений ведёт ответвление.
И на северной окраине города вокзал "Касабланка-Путешественники" (Casa Voyageurs).
Кстати, интересно, что жаргонное сокращённое название города "Каса", которое часто используется в разговорной речи в Марокко, на железной дороге используется официально. Все станции так и называются: "Casa-...". Помнится, первый поезд, на котором мы ехали из Танжера в Рабат, следовал как раз до станции Casa Voyageurs. Я не понимал, что это речь о Касабланке, думал, что это где-то такой посёлок с странным билингвальным названием есть в Марокко.
Вокзал Каса-Путешественники, пожалуй, самый красивый в Марокко. Элегантное историческое здание с часовой башенкой.
Внутри вполне себе атмосферно.
Фонари... Часики.. мммм.. Как сказал бы автор проекта "Заповедные железные дороги" Миша Кончиц (mishbanych) - какая милота.
Вокзал должен быть больше, чем просто приёмный и отправочный пункт для пассажиров..
На южной окраине города ещё есть полустаночек "Факультеты" (Gare des Facultes).
Предупределительная надпись: "Переход через пути строго запрещён".
Сюда можно доехать на трамвае. А останавливаются здесь редкие электрички из Сеттата.
А это станция L'Aeroport. С трудом вышел отсюда. Мне в сам аэропорт то было не надо, я хотел выйти на улицу. Но выход со станции только в здание аэропорта с соответствующим досмотром. Встал в очередь желающих, которым не надо было в аэропорт, полицейский забрал у нас паспорта (дал ему, правда, ISIC), довёл до выхода, где их вернул. Вышло, правда, не сильно быстрее, чем если бы мы проходили обычный досмотр вещей.
Ветка в аэропорт.
На больших станциях всегда есть электронные табло прибытия-отправления.
И на станциях табло прибытия ближайшего поезда.
Всё на арабском и французском.
"Поезд №618 сообщением Марракеш-Фес отправляется с 3 пути". Сижу как-то на ж.д.вокзале Касабланки и жду когда закончится футбольный матч, когда мой коучсёрфер освободится и заберёт меня на вписку :)) А пока наслаждаюсь вокзальным духом, который очень слабо своей цивильностью соответствует марроканской действительности, слушаю объявления поездов, гудки электровозов.. Наша любимая железнодорожная романтика тут присутствует в полной мере.
Обязательно должен быть сверху вождь! Здесь, между прочим, вождь, это полноценный король! Мохаммед VI.
Порой только арабица.
На мелких станциях табло нет, только щиты с названиями станций. Везде приписка "Gare de". Это как РЖД повадилось последнее время писать на табличках "Станция Подсосенка", или "Вокзал Камышин". Будто можно подумать, что это здание не железнодорожная станция, а булочная.
Обратите внимание: поезда в Марокко ходят по тактовому расписанию.
Здесь видно нагляднее. Поезда одного формата в одном направлении будут отправляться обычно в одни и те же минуты часа, причём часто промежутки в количестве часов у них будут тоже одинаковыми. Это очень удобная система, она хорошо запоминается. Знаешь, например, что поезд из Марракеша в Фес всегда уходит в чётные часы в 35 минут.
Небольшой ликбез по тому как покупать билеты. Можно делать это в кассах, можно - в автоматах.
Выбираете название станции, поезд, время отправления, класс. Можно платить наличными, можно карточкой. Строгих мест в поезде нет, можете занимать любое, какое вам достанется.
Можно купить билет и в интернете на официальном сайте Марроканских железных дорог. Но имейте в виду, что сайт только на французском (интересно, что нет даже арабской версии). В принципе, интуитивно понятно что и как даже если вы его не знаете. Хотя я обычно использовал сайт для проверки расписаний и цен, а билеты покупал уже на вокзале.
Цены, не сказать, чтобы очень низкие - вполне умеренные. Примерно 0,3 дирхама (0,03 доллара или 2 рубля) за километр (1 дирхам = 6 рублей). Между Касабланкой и Марракешем чуть меньше 300 км, а цена - 95 дирхам, что есть около 600 рублей. Билет из Танжера в Сале справа на двоих человек.
Сами марроканцы очень любят пользоваться поездами. Это куда удобнее и часто быстрее, чем на автобусах.
Перонная суета..
Мы же старались перемещаться ТОЛЬКО на поездах.
С ребёнком это вообще очень удобно.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Сеть выглядит примерно так. Три основных направления, расходящиеся лучами из центра страны. Основная магистраль: Танжер - Кенитра - Рабат - Касабланка - Марракеш, и отходящая от неё на восток магистраль Кенитра - Фес - Ужда. Далее линия идёт в Алжир, но трансграничного движения нет.
Остальные линии носят локальный характер.
Основные магистрали электрифицированы, двухпутны, скорости здесь довольно высокие.
Движение, что интересно, левостороннее. Даже странно, ведь Марокко не было британской колонией.
Подвижной состав же - обычные сидячие вагоны как в Европе. Купе на 6 мест.
В этом плане ничего технологически удивительного тут нет.
Проход.
Судя по всему, вагоны пришли сюда новые, где-то десяток-другой лет назад. Состояние большинства из них вполне приличное.
Есть и классическая сидячка в виде рядов кресел.
В некоторых из них такие мягкие диваны.
И такие занятного вида пассажирки.
Особенно стоит упомянуть двухэтажные составы. Это вообще высший уровень комфорта.
Они ходят между Касабланкой и Рабатом (экономической и политической столицами страны - двумя главными городами), и между Касабланкой и аэропортом.
Рейс в аэропорт идёт экспрессом и стоит довольно дорого по местным меркам (порядка 4 евро).
Неоднократно натыкался на информацию о том, что существуют также ещё и ночные поезда (их было всего два: Фес - Марракеш и Касабланка - Ужда) со спальными вагонами, но мне их найти не удалось. На сайте ONCF их не видно, в расписаниях они тоже не были нигде указаны. Видимо не ходят сейчас. А жаль, я бы прокатился.
(Впрочем, покопавшись ещё на их сайте, нашёл поезд "Касабланка - Ужда" со спальным вагоном. Стоит 690 дирхамов, или 70 долларов).
А это местная электричка. Идёт из окрестностей Касабланки, города-спутника Сеттат.
Даже электрички вполне опрятны в Марокко.
Схема ж.д. в электричке.
В общем, полнейший контраст с соседней страной. Было бы интересно, если бы когда-нибудь эти ж.д. сети были бы соединены.
Рассмотрим теперь вокзалы. Большинство из них - настоящие шедевры архитектуры!
Станция Танжер. Первая наша железнодорожная станция в Африке.
Сале-Табрикь (Sale - Tabriqet). Станция на окраине города-спутника Рабата Сале.
Станция Сале-город (Gare de Sale Ville). Центральный вокзал города Сале.
Цивильный внутри вполне.
Станция Марракеш. Редкий тупиковый вокзал (второй в Танжере, и ещё один есть в Касабланке), самая южная точка марроканских железных дорог на данный момент.
Впрочем, планируется строительство высокоскоростной магистрали дальше на юг, через Атласовы горы, в Агадир.
В самом крупном городе - Касабланке аж три ж.д. вокзала! Оазис (Casa Oasis) - на который я приехал. Пассажиры в зале ожидания.
В самом центре крупный вокзал Casa Port.
Современный гигантский комплекс, куда приходят самые главные поезда.
Каса-Порт - тупиковый вокзал. Транзитные поезда сюда не заходят. С главной ветки сюда с обеих направлений ведёт ответвление.
И на северной окраине города вокзал "Касабланка-Путешественники" (Casa Voyageurs).
Кстати, интересно, что жаргонное сокращённое название города "Каса", которое часто используется в разговорной речи в Марокко, на железной дороге используется официально. Все станции так и называются: "Casa-...". Помнится, первый поезд, на котором мы ехали из Танжера в Рабат, следовал как раз до станции Casa Voyageurs. Я не понимал, что это речь о Касабланке, думал, что это где-то такой посёлок с странным билингвальным названием есть в Марокко.
Вокзал Каса-Путешественники, пожалуй, самый красивый в Марокко. Элегантное историческое здание с часовой башенкой.
Внутри вполне себе атмосферно.
Фонари... Часики.. мммм.. Как сказал бы автор проекта "Заповедные железные дороги" Миша Кончиц (mishbanych) - какая милота.
Вокзал должен быть больше, чем просто приёмный и отправочный пункт для пассажиров..
На южной окраине города ещё есть полустаночек "Факультеты" (Gare des Facultes).
Предупределительная надпись: "Переход через пути строго запрещён".
Сюда можно доехать на трамвае. А останавливаются здесь редкие электрички из Сеттата.
А это станция L'Aeroport. С трудом вышел отсюда. Мне в сам аэропорт то было не надо, я хотел выйти на улицу. Но выход со станции только в здание аэропорта с соответствующим досмотром. Встал в очередь желающих, которым не надо было в аэропорт, полицейский забрал у нас паспорта (дал ему, правда, ISIC), довёл до выхода, где их вернул. Вышло, правда, не сильно быстрее, чем если бы мы проходили обычный досмотр вещей.
Ветка в аэропорт.
На больших станциях всегда есть электронные табло прибытия-отправления.
И на станциях табло прибытия ближайшего поезда.
Всё на арабском и французском.
"Поезд №618 сообщением Марракеш-Фес отправляется с 3 пути". Сижу как-то на ж.д.вокзале Касабланки и жду когда закончится футбольный матч, когда мой коучсёрфер освободится и заберёт меня на вписку :)) А пока наслаждаюсь вокзальным духом, который очень слабо своей цивильностью соответствует марроканской действительности, слушаю объявления поездов, гудки электровозов.. Наша любимая железнодорожная романтика тут присутствует в полной мере.
Обязательно должен быть сверху вождь! Здесь, между прочим, вождь, это полноценный король! Мохаммед VI.
Порой только арабица.
На мелких станциях табло нет, только щиты с названиями станций. Везде приписка "Gare de". Это как РЖД повадилось последнее время писать на табличках "Станция Подсосенка", или "Вокзал Камышин". Будто можно подумать, что это здание не железнодорожная станция, а булочная.
Обратите внимание: поезда в Марокко ходят по тактовому расписанию.
Здесь видно нагляднее. Поезда одного формата в одном направлении будут отправляться обычно в одни и те же минуты часа, причём часто промежутки в количестве часов у них будут тоже одинаковыми. Это очень удобная система, она хорошо запоминается. Знаешь, например, что поезд из Марракеша в Фес всегда уходит в чётные часы в 35 минут.
Небольшой ликбез по тому как покупать билеты. Можно делать это в кассах, можно - в автоматах.
Выбираете название станции, поезд, время отправления, класс. Можно платить наличными, можно карточкой. Строгих мест в поезде нет, можете занимать любое, какое вам достанется.
Можно купить билет и в интернете на официальном сайте Марроканских железных дорог. Но имейте в виду, что сайт только на французском (интересно, что нет даже арабской версии). В принципе, интуитивно понятно что и как даже если вы его не знаете. Хотя я обычно использовал сайт для проверки расписаний и цен, а билеты покупал уже на вокзале.
Цены, не сказать, чтобы очень низкие - вполне умеренные. Примерно 0,3 дирхама (0,03 доллара или 2 рубля) за километр (1 дирхам = 6 рублей). Между Касабланкой и Марракешем чуть меньше 300 км, а цена - 95 дирхам, что есть около 600 рублей. Билет из Танжера в Сале справа на двоих человек.
Сами марроканцы очень любят пользоваться поездами. Это куда удобнее и часто быстрее, чем на автобусах.
Перонная суета..
Мы же старались перемещаться ТОЛЬКО на поездах.
С ребёнком это вообще очень удобно.
ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ
Взято: griphon.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]