Путеводитель по Союзу советских писателей. Серия 1
13.09.2017 470 0 0 vakin

Путеводитель по Союзу советских писателей. Серия 1

---
0
В закладки


Как в сталинскую эпоху становились советскими писателями и как переставали ими быть, какие у них были заботы, чем они жили, как питались, сколько зарабатывали и как умирали

Первый лозунг советских писателей

Союз писателей СССР пришел на смену Российской ассоциации проле­тарских писателей (РАПП), выполнявшей роль надсмотрщика в литературе. Вот поче­му большинство литераторов приняли роспуск РАППа восторженно.

«Это произошло в день падения РАППа, 23 апреля 1932 года, — мы узнали об этом событии утром, развернув газеты. Оно было неожиданностью для всех. Я застала [писателей] Тихонова и Павленко за столом, перед бутылочкой вина. Они чокались и праздновали победу. „Долой РАППство“, — кричал находчивый Тихонов, а Павленко, человек гораздо более умный и страшный, только помалкивал…»

Надежда Мандельштам. Воспоминания

Значение советских писателей


Юрий Олеша. 1930-е годы
Российский государственный архив литературы и искусства

«Инженерами человеческих душ» назвал писателей Сталин на встрече с литераторами 26 октября 1932 года в квартире Горького. Он повторил формулу за Юрием Олешей, но именно слетев с уст Сталина, она стала крылатой. Там же Сталин произнес фразу, которая сделала профессию писателя фактически главной в Советском Союзе:

«Позже, во время одного высказывания на вечере, когда Сталин говорил о первостепенной важности "производства душ" в сравнении с остальным производством машин, авиации, танков, Ворошилов подал реплику: „Как когда“. Все зааплодировали. Реплика показалась удачной. В ней прозвучало — мементо беллюм (помни о войне). Сталин не прошел мимо реплики. Как так, его мысль, оказывается, была приблизительной, неточной. Она может быть подправлена.

— Нет, товарищ Ворошилов, — сказал Сталин, поворачиваясь всем корпусом, стоя, к нему, — ничего ваши танки не будут стоить, если души в них будут гнилые. Нет, производство душ важнее производства танков».

Корнелий Зелинский. «Одна встреча у М. Горького (Запись из дневника)»

Первая встреча советских писателей


Делегаты I Всесоюзного съезда советских писателей в Колонном зале Дома союзов. 1934 год
Иван Шагин / РИА «Новости»

400 патефонов, 8000 грампластинок, 50 велосипедов, 200 карманных часов и другие дефицитные товары были завезены в специализированный магазин № 118 для обеспечения I съезда советских писателей. Он открылся 17 августа 1934 года и длился две недели. Специально для его проведения был арендован Колонный зал Дома союзов. Приезжавшим в Москву делегатам предлагался план мероприятий, среди которых были экскурсии по Москве, посещение театров, кино. Всего на проведение съезда было затрачено около 1 миллиона 200 тысяч рублей, что соизмеримо с годовой заработной платой 754 человек.

Кто мог стать советским писателем

«Членами Союза советских писателей могут быть писатели (беллетристы, поэты, драматурги, критики), стоящие на платформе советской власти и участвующие в социалистическом строительстве, систематически занимающиеся литературным трудом…»

Устав Союза советских писателей СССР, 1934 год

Отчасти из-за роскошно проведенного I съезда Союза советских писателей они воспринимались как небожители. В правление Cоюза обращалось огромное количество людей с просьбой принять их в свой состав, зачастую они даже не скрывали корыстных намерений.

Например, некая Л. Иванова, боясь, что ее не примут, просила у коллег содействия и сочувствия:

«Я не могу не говорить, потому что мне умирать надо, потому что я с вами, писателями, уже 10 лет, с 18-ти лет, и если вы меня выбросите из этого будущего Союза советских писателей, я пущу себе пулю в лоб».

Назвать свои произведения кандидатка не смогла, так как ничего не написала, а причиной ее литературного молчания были «плохие жилищные условия».

Тем не менее очень часто за вступление того или иного человека в Союз хлопо­тали сами писатели, понимая, что это, возможно, единственный способ как-то улучшить его жизненную ситуацию:

«Некий Гольдберг пришел к Н. Погодину [Николай Погодин (1900–1962) — советский сценарист и драматург, член Союза писа­телей]

20 августа 1940 года с просьбой принять его в ССП: „Поэтическая секция единогласно рекомендует его в Союз. Не знаю, помогут ли ему в последнем… У него парализован сын, после того как попал под трамвай… Нужны средства. А их нет…“». [Цит. по кн.: В. Антипина. Повседневная жизнь советских писателей. 1930–1950-е годы. М., 2005.] 

Формально же (по уставу) прием в члены Союза советских писателей производился на основе заявления писателя. К нему необходимо было приложить все данные о литературной и общественной деятельности писателя. Затем на заседании правления решался вопрос о принятии заявителя в Союз. Каждая кандидатура рассматривалась отдельно, причем большое значение имело ходатайство за писателя. Не обходилось без происшествий: так, однажды на заседание президиума пришел только один член президиума, и принимаемые в Союз советских писателей должны были голосовать сами за себя.

Кто не сразу захотел стать советским писателем


Анна Ахматова. 1920-е годы
Российский государственный архив литературы и искусства

«Заявления о принятии в Союз писателей написали буквально все писатели. Не осталось ни одного писателя, за исключением Анны Ахматовой, которые не подали бы заявления в Союз. Только она одна не подала такого заявления». [Цит. по ст.: Л. Максименков. Очерки номенклатурной истории советской литературы (1932–1946) // Вопросы литературы. № 5. 2003.]

Она все же вступила в Союз в 1939 году.

Что случилось с советскими писателями между I и II cъездами

К августу 1934 года Cоюз насчитывал 2500 человек вместе с кандидатами. В годы Большого террора 182 из 597 делегатов I съезда были арестованы и расстреляны, еще 38 были репрессированы, но выжили.


Корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов читает бойцам и офицерам свои фронтовые стихи. 1943 год
Фотохроника ТАСС

В Великую Отечественную войну более тысячи литераторов добровольно ушли на фронт или работали военными корреспондентами. 962 писателя были награждены боевыми орденами и медалями, 417 пали смертью храбрых (из тех, кто участвовал в I съезде, погибли на войне 17 человек.

Главный творческий метод советских писателей

Согласно уставу, принятому на I съезде, основным методом советской литературы был соцреализм, надолго ставший определяющим для всей многонациональной советской литературы, — метод, который «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» [Цит. по: Устав Союза писателей СССР // Правда. № 123. 1934.].

Кто обеспечивал советских писателей

Одним из самых значимых подразделений Союза писателей был Литературный фонд, за счет средств которого оказывалась материальная помощь писателям (в том числе будущим), содержался Литературный институт.


Здание Литературного института на Тверском бульваре. Фотография 2010 года
Wikimedia Commoms

Предполагалось, что средства всего писательского союза будут складываться из членских взносов, доходов от его имущества и средств Литфонда. Лит­фонд же формировался из отчислений издательств (10 % гонорара писателей) и отчислений от сбора спектаклей, из доходов от имущества, принадлежавшего Литфонду, и субсидий государства. На деле около половины бюджета формировалось за счет государства. Взносы же писатели вообще платили неохотно (не говоря о том, что у многих были долгие периоды безденежья):

«Как-то Александр Фадеев разослал большой группе писателей письмо примерно такого содержания:

„Уважаемый такой-то! Тогда-то в Цен­тральном Доме литераторов состоится собрание по очень важному делу. Ваше присутствие весьма желательно и необходимо. А. Фадеев“. Полу­чившие приглашение были горды, не получившие решили явиться про­сто так — мучило любопытство. В назначенный день и час зал ЦДЛ был переполнен. Вошел Фадеев и громко произнес:

— Товарищи, я пригласил вас сюда как самых злостных неплательщи­ков Литфонда. До каких пор будет продолжаться это безобразие?»

Зиновий Паперный. «Не заказывайте здесь молоко и какао»

Что общего между советскими писателями и НКВД

Высшим руководящим органом Союза советских писателей был Всесоюзный съезд. Внутри — секции прозы, поэзии, критики, драматургии, секция детской литературы, по литературам народов СССР, иностранная, секция по работе с молодыми писателями и даже оборонная секция. Во главе каждой секции — секретариат или бюро. Исполнительный орган съезда — правление, из состава которого выбирался председатель, президиум и секретариат Союза.

Жесткая вертикальная структура делала Союз отчасти схожим с Народным комиссариатом внутренних дел (НКВД). Сходство усилилось в 1937 году, когда правления были заменены на институт уполномоченных с целью укрепления вертикали власти [это имело большое значение для областных союзов писателей: теперь они местные вопросы типа командировок решали не самостоятельно, а с помощью уполномоченных. То есть произошло усиление со стороны центрального Союза писателей в Москве. Но длилось это недолго: в 1939 году институт уполномоченных был упразднен].


Иосиф Сталин и Максим Горький. 1931 год
Wikimedia Commons

Перед I съездом весь предполагаемый состав руководства Союза писателей был одобрен в Центральном комитете (ЦК) ВКП(б) и утвержден на засе­дании Политбюро ЦК. Председателем был выбран Горький.

Первое заседание Литфонда состоялось сразу же поcле Съезда советских писателей. Было избрано правление Литфонда, а из членов правления, по образцу НКВД, тройка, которая занималась решением срочных вопросов — выдачей небольших ссуд и путевками в дома отдыха.

Ради чего работали советские писатели

Надежда Мандельштам по возвращении из воронежской ссылки в 1937 году замечает, как изменился писательский быт: «Когда мы покидали Москву, писатели еще не были привилегированным сословием, а сейчас они пускали корни и обдумывали, как бы им сохранить свои привилегии».

«Вечером мы сидели в новом писательском доме с парадным из мра­мора-лабрадора, поразившем воображение писателей, еще помнивших бедствия революции и Гражданской войны. В новой квартире у Катаева все было новое — новая жена, новый ребенок, новые деньги и новая мебель. „Я люблю модерн“, — зажмурившись, говорил Катаев, а этажом ниже Федин любил красное дерево целыми гарнитурами. Писатели обезумели от денег, потому что они были не только новые, но и внове. <…> Этажи в доме указывали на писательский ранг. Вишневский, например, настоял, чтобы ему отдали квартиру находившегося в отъезде Эренбурга: он считал, что при его положении в Союзе писателей неудобно забираться под самую крышу. Мотивировка официальная: Вишневский страдает боязнью высоты».

Надежда Мандельштам. Воспоминания


Поэт Алексей Сурков выступает с докладом на II съезде советских писателей. 1954 год
Михаил Озерский / РИА «Новости»

На II съезде писателей в 1954 году Алексей Сурков, читая доклад, сделал забав­ную, но характерную оговорку: «Мы, советские писатели, работаем ради мил­лионов рублей… то есть ради миллионов людей!» [Из воспоминаний Анны Ахматовой; цит. по кн.: М. Ардов. Легендарная Ордынка. М., 2001.]

Главная забота советских писателей

В январе 1938 года на страницах «Правды» было опубликовано письмо пяти литераторов, обсуждение подхватили «Комсомольская правда» и «Литератур­ная газета». Главным вопросом стал тот факт, что из-за обилия заседаний и общественной работы писателям было некогда писать:

«Что представляет собой Союз писателей на самом деле? Это огромный с чиновничьими методами работы департамент по литературным де­лам. <…> Полная оторванность от литературно-художественных и кри­тических журналов, от издательств. Длинная очередь в приемной ответственного секретаря Союза писателей тов. Ставского — очередь молодых, пожилых, седых советских литераторов, месяцами не могу­щих попасть на прием. И — бесконечные бюрократические заседания (с резолюциями, стенограммами, протоколами, выписками из протоко­лов), заседания, преисполненные зеленой скуки и отрывающие писа­телей от непосредственной писательской работы.

День за днем крутится бумажный конвейер, заседают секретариат, президиум, партгруппа, партийная организация, партийный комитет, бюро секций, правление Литфонда, ревизионная комиссия, специаль­ные комиссии, частные совещания. Но обсуждается на этих заседаниях все что угодно, кроме художественных произведений, кроме вопросов непосредственной писательской работы. <…> Порой можно подумать, что руководители Союза писателей не любят художественной литера­туры, равнодушны к ней. Хорошие произведения советских писателей руководство Союза встречает с кисло-сладкой улыбкой, как „неожидан­ность“» [Цит. по: А. Караваева, В. Катаев, А. Корней­чук, А. Толстой, А. Фадеев. О недостатках в работе Союза писателей // Правда. 26 ян­варя 1938 года.]. 

Кто мешал писать советским писателям


Статья «О работе нашего союза» в «Литературной газете». 20 марта 1938 года
«Литературная газета», № 16 (723), 1938

Основная критика была направлена против Владимира Ставского, ставшего фактическим руководителем Союза. Для разрешения назревших вопросов в Ленинградском правлении было созвано расширенное заседание, то есть бюрократическую проблему хотели решить бюрократическим же методом. Совещание продлилось 11 часов, однако обсуждения как такового не состо­ялось, оно было отложено «до более благоприятного срока»:

«Историческое постановление ПЦК ВКП(б) „О перестройке литератур­но-художественных организаций“ создало все необходимые условия к тому, чтобы и писатели, и их литературная организация могли все свое внимание и силы сосредоточить на творчестве.

Вражеская агентура, орудовавшая в Ленинградском союзе на протя­жении ряда лет, вплоть до последнего времени, мешала осуществить в полном объеме эту перестройку» [Цит. по: Н. Тихонов, М. Слонимский. О работе нашего союза // Литературная газета. 20 мар­та 1938 года.]. 

Нужды советских писателей

В 1937 году было принято положение о материальной помощи писателям. В случае нетрудоспособности каждый член Союза мог рассчитывать на месяч­ное пособие размером до 1000 рублей в месяц. Однако в год пособие не могло превышать суммы в 6000 рублей (среднемесячная зарплата в Москве составляла 271 рубль).

В 1939 году только в Москве на одного писателя было потрачено в среднем 1900 рублей, а, например, в Туркмении — 1000.

Ко II съезду писателей был подготовлен отчет о деятельности Литфонда. За двадцать лет (с 1934 года) Литфонд израсходовал 330 миллионов рублей. Из них на помощь писателям во время войны было потрачено 58 милллионов, 12 миллионов ушло на оказание лечебной помощи, 35 миллионов — на содер­жание клубов, а на творческие командировки писателей было потрачено более 10 миллионов рублей.

На что жили советские писатели

Определить точный размер писательских заработков трудно, так как большин­ство литераторов брали подработки: переводы, переделки сценариев кино. Одним из самых распространенных источников дохода были литературные выступления. Известно, однако, что в 1936 году более двух тысяч писателей жили на 2000 рублей в месяц (при средней зарплате в Москве 271 рубль в месяц).

Обстановка в национальных республиках была хуже: автор не получал гонорара за перевод произведения на русский язык, а ставка за произведение на нацио­нальном языке была гораздо ниже, чем на русском, и составляла не больше 120–150 рублей за печатный лист.

Выход книги и, соответственно, заработок писателя находился в прямой зави­симости от издательства или редактора. Нередко набор книги рассыпали в последний момент — конъюнктура менялась очень быстро. На заседаниях правления часто поднимались вопросы об увеличении ставки гонорара за печатный лист. В 1940 году она составляла 200 рублей, при этом, как гово­рилось в записке президиума Союза в руководящие органы, «писатель, серь­езно работающий над произведением, редко пишет более 10 печ. листов в год». Литератор не получал свой гонорар единовременно — большая часть выплаты выдавалась после выхода сигнального экземпляра.

В послевоенные годы писателей спасали выступления и переводы с националь­ных языков СССР. За индивидуальный творческий вечер продолжительностью до 2,5 часа лауреат Сталинской премии получал от 1500 до 3000 рублей. За литературный доклад «ведущие писатели» получали 1500 рублей, «остальные» — от 750 до 1000. Групповые выступления писателей оценивались дешевле: для «ведущих» писателей — 500 рублей, для «рядовых» — 300–400. Меньше всего платили за выступления на заводах и в кинотеатрах перед сеансами. Писатели получали за них от 200 до 300 рублей.

Источник - arzamas.academyуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]