Советское наследие Гданьска и Калининграда
---
В прошлый раз мы с вами выяснили, во что превратились после войны исторические районы польского Гданьска и нашего Калининграда. Но центр – это всё-таки очень небольшая территория. Другие районы этих городов изменились не меньше. Калининград всего за полвека (или скорее за 30 лет) превратился из типичного постганзейского в типичный советский город, но бич микрорайонного строительства не обошёл стороной и Гданьск. Пройдёт немало времени, прежде чем поляки смогут избавиться от его последствий.
В Польше строительство массового жилья велось одновременно с другими странами Восточного блока, то есть с 50-х и до конца 80-х, когда рухнула Польская Народная Республика. В 1960-е была принята программа, в соответствии с которой стройкомплекс должен был сдавать 220 тысяч квартир в год.
До сих пор в панельках живёт примерно каждый третий поляк. В Гданьске панельные районы занимают огромные площади, тоже где-то треть территории города. Прежде всего это районы Заспа, Пшиможе, Вжешч (или Вжещ), Бжежно, Хелм, Жабьянка и другие. Не все они полностью застроены многоэтажками, иногда это комбинация довоенных и "коммунистических" домов.
Основной конструктивный элемент, панель, поляки обозначали словосочетанием wielka płyta, то есть "большая плита". Сейчас так иногда называют сами дома.
У разных типов домов есть свои прозвища. Высотки или просто дома башенного типа называют словом "вежовец", то есть дословно "башенник", "дом-башня".
Длинный дом в форме зигзага чаще обозначают словом "фаловец" – "дом-волна". Чтобы осознать масштабы трудностей, с которыми столкнётся Гданьск лет через 30-50, когда все эти дома надо будет сносить, достаточно упомянуть "фаловец", построенный в Пжиможе в начале 70-х. Это самый длинный дом подобного типа в Польше: 860 метров (16 подъездов). При высоте в 11 этажей в таком доме проживает около 6000 человек. Не факт, что на фото именно он, но здание как раз типа "фаловец".
Панели, производимые на "районных" заводах (обычно цех возводили вблизи будущей стройки, чтобы не загружать и не портить дороги), отличались низким качеством. Некоторые просто не вписывались в нужные размеры. До 15% элементов получали повреждения во время транспортировки, и ещё столько же – на этапе строительства. Иногда это проявлялось уже в готовом здании, и приходилось заливать панели смолами, чтобы закрепить их и предотвратить растрескивание.
Кроме того, эти дома оказались неспособны нормально удерживать тепло. В связи с резким подорожанием услуг ЖКХ после обретения независимости Польши жить в них стало не так уж выгодно.
Начиная с середины 90-х в Польше ведётся реновация этих зданий, и внимание в основном уделяется теплоизоляции. Как правило, для утепления используется пенополистирол толщиной в несколько сантиметров. После этого здания покрывают новой штукатуркой и красят.
Гданьск стал одним из первых городов, где панельки стали пытаться облагородить. Однако полноценная реновация панельного здания стоит дорого. Эти дома в Польше обычно принадлежат жилищным кооперативам, которые в свою очередь неподолучают от жильцов деньги за коммунальные услуги. У государства денег на ремонт такого количества домов тоже нет, поэтому обычно всё ограничивается утеплением и покраской.
В целом эта проблема ещё серьёзнее, чем в Прибалтике. Во-первых, просто из-за того, что в Польше живёт в десятки раз больше людей. Во-вторых, польские города, особенно крупные, намного сильнее пострадали во время войны, и панельки тут строились активнее.
Входная группа. Всё выглядит очень аккуратно: прозрачная входная дверь, разумный наклон пандуса, довольно высокое качество работ.
Подъезд другого дома
С мусорными баками в Польше нестабильная ситуация. Иногда они мирно стоят на контейнерной площадке.
А иногда паркуются на газонах. Благо есть у кого брать пример.
В некоторых дворах специально есть специально выделенная под парковку территория.
Но то ли её не хватает, то ли поляки чувствуют общность со своими восточными соседями. Некоторые стремятся поставить машину под окнами, желательно перегородив тротуар.
Междворовые проезды тоже превращены в парковку. Обратите внимание на отсутствие тротуаров! Как-то не по-европейски.
Те, кому не хватило места во дворах, устраивают стихийные парковки прямо на улицах.
Видимо, в Гданьске это такая же серьёзная проблема, как и в России. Газон никто щадить не собирается.
Помните, недавно мы обсуждали тактический урбанизм? В Гданьске тоже его применяют, получается неплохо.
Приятно, что по газонам можно ходить. А ещё на них можно загорать.
Но тут мы сталкиваемся с одним из главных минусов микрорайонной застройки по сравнению с квартальной. Огромные неиспользуемые пространства, которые невозможно преобразить в одночасье. Это для собачников рай, а для всех остальных – просто кусок неиспользуемой земли, которую слишком дорого обслуживать.
Гданьск и Калининград должны развивать партнёрскую программу по преобразованию пустырей. И нет, это не значит, что каждый свободный клочок земли надо застроить многоэтажками!
Спальные районы Гданьска в целом очень похожи на российские. Едва ли не главное отличие в том, что там ещё в безбожные времена стали строить "костёлы шаговой доступности". Строительство культовых сооружений не прекращается до сих пор, иногда попадаются очень необычные церкви.
Замахнулся на святое!
Да, стрит-арт на торцах домов – ещё одна отличительная черта Гданьска. Правда, как я уже сказал, иногда реновация раскраской и ограничивается.
Часто помимо рисунка на торец наносят краской название улицы и номер дома.
Видно, что стены отдали самым разным художникам, стилистического однообразия не наблюдается.
Коллаж с флагами. Все узнаете?
Ракета-тотем
Крутой люк с Нептуном
Вежливый Гданьск. Очень разумная рекомендация водителям соблюдать дистанцию и не пытаться столкнуть автомобилиста на тротуар или втереть его в ограждение.
Гданьску очень не повезло, потому что прямо посередине города, немного южнее центра, проходит трасса регионального значения №501. Её пересекает почти такая же магистраль, идущая на север. Нормально перейти эту дорогу можно только по подземному переходу.
С Калининградом то же самое, только трасс в центре больше.
В плане устройства города Гданьск и Калининград очень похожи, потому что и там, и там влепили широкую дорогу, которая разрубает город на части.
Любая магистраль для города – как будто стена, только не из кирпичей или бетона, а из автомобилей. Это практически непреодолимая преграда, из-за которой теряются все межрайонные связи: люди просто перестают ходить пешком из одной части города в другую.
Пешеходам сложно и неудобно перебираться на другую сторону внутригородских трасс. Надо либо карабкаться на мост, либо залезать под землю (хотя подземных переходов в Калининграде мало), либо в некоторых случаях идти метров 500 до ближайшей зебры. На Московском проспекте, например, организовали переход без светофора (!!!) через многополосную дорогу. Отличная идея!
В досоветские времена никакой магистрали в Кёнигсберге, конечно, не было. Проложить шоссе через центр города позволили масштабные разрушения в этом районе, но главной движущей силой была воля советских градостроителей.
Как и по всему Советскому Союзу, массовое жилищное строительство в Калининграде началось в 1950-х годах. Предполагалось, что оно будет вестись под лозунгом "разуплотнения" центра, то есть новые дома должны были вырастать на свободных участках. При этом довоенная планировка города почти не затрагивалась. Возможно, именно этим объясняется обилие пустырей вокруг острова Кнайпхоф, где стоит собор, и в прилегающих к ядру районах города. Однако многие жилые дома всё же были построены на месте разрушенных немецких зданий (особенно это касается Ленинского проспекта).
Своих стройматериалов новому региону не хватало. Зато в середине 50-х годов в Калининграде оставалось ещё около 10 млн кубометров завалов, образованных при разрушении старых зданий. Поэтому немецкие дома просто разбирали, а уцелевшие элементы использовали при строительстве советских.
Первые типовые "хрущёвки" начали появляться в Калининграде в 1957 году – это четырёхэтажные дома на улицах Жданова, Грекова и проспекте Победы. Они построены как раз из материалов, добытых при разборе немецких зданий.
Контора "Калининградский облпроект" разработала план размещения жилищного строительства в Калининграде в 1958-1960 годы. С тех пор застройка города из фрагментарной превратилась в микрорайонную. На восстановление немецких зданий выделялось только 30% мощностей капитального строительства.
В начале 60-х в соответствие с курсом на упрощение и удешевление строительства в Калининграде начали строить жилые дома с плоскими крышами. Сначала новая застройка должна была быть трёх- и четырёхэтажной, но проект почти сразу переделали так, чтобы можно было возводить пятиэтажки. К концу десятилетия появилась идея перейти с 5-этажек на 9-этажки, а затем и на более высокие здания.
Сейчас классическая калининградская многоэтажка выглядит так. За десятилетия в городе выросли типичные спальные микрорайоны (Сельма) и даже группы микрорайонов ("Балтон"), но проблема ещё и в том, что целые гроздья многоэтажек концентрируются в центре.
Реновация по-русски. К чемпионату мира девятиэтажки в окрестностях нового стадиона решили облагородить.
У нас вот такой арт. Немного напоминает советские узоры из красного кирпича на серых домах, как любили при Брежневе делать.
Со стороны двора дом тоже подвергается косметическому ремонту.
Дальше покраски дело тоже не пошло. Дверь подъезда по-прежнему глухая, пандуса нет, плитку на лестницу положили скользкую...
Но в целом вышло очень похоже на то, что в Гданьске с такими же домами делают.
Можно ли было не превращать двор в парковку?
Нет.
Пустырь на набережной в центре города тоже используется в качестве парковки. Ну а как ещё? Не пляж же тут делать!
На другом берегу что-то роют. У меня был пост о том, как в Калининграде обновили набережную, так что теперь страшновато.
Чемпионат мира меньше чем через год. Интересно, что у них в итоге получится.
А ещё интереснее увидеть, что станет с городом лет через 30, когда эти многоэтажки придётся сносить. Построят новые муравейники, теперь 40-этажные?
Великая стройка, затеянная в середине прошлого века, не прекращается.
Советский город ждёт гостей из Европы.
Восстановление утраченного наследия: Польша и Россия
Этот пост разозлит поляков
Проект "Граница": Россия — Литва
Северный Сочи
Зеленоградск: плановое уничтожение города в мирное время
Можно вытащить Литву из Совка, но Совок из Литвы – никогда
Как могла бы выглядеть русская деревня под грузом европейских ценностей
Западные ворота России
Как живется пешеходам в России и Литве
Что стало с советскими панельками в России и Литве
Отношение к историческому наследию в жалкой Литве и Великой России
Нам есть чем гордиться!
Проект "Граница": Россия — Польша
Восстановление утраченного наследия: Польша и Россия
Почему у Гданьска получилось, а у Калининграда – нет
Проект "Граница": Россия — Финляндия
Иматра — Светогорск: как живут люди
Иматра – Светогорск: "Сказка о неудачном времени"
Простите, финны, мы всё про**али
Как мы могли бы жить: жилые районы Выборга и Лаппеэнранты
Секрет финского порядка...
Как Выборгу не повезло (а может, повезло) после войны
Мы и они
Проект "Граница": Россия — Эстония
Ивангород — Нарва
Ивангород – Нарва: Евросоюз на том берегу
Ивангород – Нарва: отношение к великой истории
Ивангород – Нарва: как живут люди
Достопримечательности Нарвы и Ивангорода
Ивангород – Нарва: где жить хорошо?
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]