Командировка в блокаду. Каким представал наш город летом 1943 года?
13.10.2025 46 284 0 +1365 Сегодня о важном

Командировка в блокаду. Каким представал наш город летом 1943 года?

---
+1365
В закладки
В разгар блокады редкому эвакуированному ленинградцу доводилось вернуться в родной город. Одним из таких счастливчиков стал геолог Виталий Иванович Бодылевский, преподаватель Горного института, летом 1943 года. Его командировка за учебными пособиями для института, эвакуированного в Иркутскую область, оставила после себя уникальные свидетельства — письма, в которых он подробно описал свое путешествие и впечатления от осажденного Ленинграда.

Путь в город был долгим и опасным. Прямое пассажирское сообщение с Ленинградом прекратилось из-за обстрелов. Добираться пришлось через Ладожское озеро. Бодылевский описывал строгий санитарный осмотр в Кобоне и многочисленные проверки документов в поезде. Его поразили ленинградцы, ехавшие в город на работу: «Молодежь с лицами здоровыми и румяными. Никаких следов дистрофии... Веселый смех и разговоры о танцах».

Первое, что бросилось в глаза по приезде, — чистота на улицах, хотя город жил под постоянными обстрелами. «Ленинградцы к обстрелам явно привыкли, но вновь приехавшим трудно понять, когда стреляют в нас, а когда от нас…», — писал он.

В его письмах много бытовых деталей жизни города летом 1943 года: повсюду огороды, у Казанского собора — цветник, в Елисеевском магазине — плакат о приготовлении блюд из дикорастущих растений. Попасть в театр было невозможно — все билеты были раскуплены на недели вперед.

Самым сильным переживанием стало посещение собственной квартиры. Снаряд пробил потолок в ванной, а дверь в комнату дочери была завалена. С помощью детской лопатки Бодылевский расчистил проход и застал комнату точно в таком виде, в каком оставил ее в марте 1942-го: «Поразительно, как будто время остановилось!». Радио, которое он не выключил, работало без остановки уже больше года.

Выполнив задание, геолог вернулся в Черемхово, где некоторые коллеги встретили его с недоумением: «Зачем вы приехали сюда?! Вот мы вот ждем — не дождемся вернуться в Ленинград». Однако вскоре пришло известие, подтвердившее, что опасения Бодылевского были не напрасны: здание Горного института сильно пострадало от обстрела, погибли люди.

Весной 1945 года институт вернулся в Ленинград. Семья Бодылевского воссоединилась: супруги продолжили научную работу, а их дочь Ия, найдя в квартире свой довоенный трехколесный велосипед, была огорчена, что уже выросла из него. Впоследствии она пошла по стопам родителей, окончила Горный институт и тоже стала геологом.

Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]