Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом
13.10.2025 40 467 0 +1334 Сегодня о важном

Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом

---
+1334
В закладки
Петербург всегда был магнитом для людей. Еще во времена Петра I проживание в столице требовало специальных документов — паспортов, дающих разрешение на переезд. Со временем поток приезжих работников рос, и среди них встречалось немало лиц с сомнительной репутацией. Для контроля над этой ситуацией в 1809 году при полицейских управлениях Петербурга и Москвы были созданы Конторы адресов. По сути, эти учреждения выполняли функцию контроля за трудовыми мигрантами.

На Конторы адресов возложили задачу вести учет всех приезжающих в столицы «служащих частных домов» — как российских подданных, так и иностранцев, и выдавать им особые адресные билеты. Эти документы, выдававшиеся на год взамен паспорта, давали право на проживание и работу в Петербурге.

Для иностранцев правила были особенно строги. Приехав, иностранец должен был отдать свой заграничный паспорт хозяину дома, где он остановился. Тот относил документ в полицию для регистрации. На следующий день приезжий лично являлся к Военному губернатору или Обер-полицмейстеру, чтобы получить билет на пребывание, который нужно было предъявить квартальному надзирателю в течение суток.

Со временем эти «виды на жительство» стали подробнее. В них начали указывать вероисповедание, возраст и приметы владельца. Например, в билете саксонского подданного Иоганна Рера, выданном в 1838 году, отмечалось: «рост — высокой, волосы, брови темнорусые, глаза — карие...». А в графе «Особые приметы» лаконично указали: «По старости». На тот момент иностранцу было 82 года.

Приезжие работники делились на две категории. К первой относились учителя, гувернеры и воспитатели, ко второй — прислуга: повара, кучера, лакеи и другие. Размер пошлины за билет зависел от категории: для преподавателей — 10 рублей для мужчин и 5 для женщин, для прислуги — 3 и 1 рубль соответственно. Эти платежи были важной статьей пополнения казны.

В билете на нескольких языках прописывались правила: по истечении срока действия документ нужно было «возобновить». Кроме того, при каждой смене квартиры требовалась новая прописка в полиции.

Работодателям, нанимавшим людей без билетов, грозил солидный штраф — в Петербурге 5 рублей за каждый день нелегальной работы. Самого же мигранта без «вида на жительство» полиция имела право выслать из столицы.

При смене места работы Контора адресов (позже — Адресная экспедиция) выдавала новый билет, но только при наличии положительной характеристики от прежнего нанимателя. В коллекции Музея истории Петербурга хранится такой документ 1882 года на пекаря Петра Горшкова, о котором купец Иван Гусев отозвался кратко, но емко: «Жил чесно, хорошо».

Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]