Среды на Пушкарской. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Шмитта-Фогелевича
10.10.2025 2 847 0 +113 Сегодня о важном

Среды на Пушкарской. Исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Шмитта-Фогелевича

---
+113
В закладки
Те, кто был знаком с Николаем Павловичем лично, до сих пор вспоминают его как человека-легенду и невероятного коллекционера открыток. В то время, когда найти информацию о истории города было очень сложно, к нему постоянно обращались за помощью краеведы, реставраторы, экскурсоводы и журналисты. Все знали о его отзывчивости и были уверены, что в его коллекции найдется именно та открытка, которая им нужна. Чаще всего люди искали изображения зданий Петербурга, которые уже были разрушены и сохранились только на почтовых карточках.
Николай Павлович разрешал фотографировать открытки из своей коллекции. Эти снимки потом публиковали в газетах и журналах, книгах и показывали по телевизору. Как вспоминал краевед Анатолий Иванов, Шмитт-Фогелевич очень радовался, что его материалы помогают другим. Он был бескорыстным человеком и искренне делился своими знаниями, не пытаясь на этом заработать. Главной своей целью он считал сохранение настоящей истории города.
Собирать открытки он начал после того, как его старшая сестра подарила ему в эвакуации набор из восьми маленьких открыток с видами Ленинграда. До этого он пережил первую блокадную зиму, работая на заводе подростком. Его эвакуировали с сильным истощением. В 1946 году он вернулся в Ленинград и более сорока лет проработал инженером на заводе «Двигатель», закончив с отличием Кораблестроительный институт.
А всё своё свободное время он посвящал коллекции открыток, главной темой которой был Петербург. Со временем коллекция выросла до огромных размеров — более ста тысяч экземпляров. Но ему было интересно не просто собирать открытки, а изучать по ним историю города. Он читал дореволюционные книги и газеты и постепенно стал настоящим экспертом по Петербургу.
Краевед Александр Кобак, руководитель Фонда имени Д. С. Лихачева, вспоминает, как познакомился с Николаем Павловичем в конце 1970-х. Его привели в коммунальную квартиру на Большой Пушкарской, 39. Там по средам собирались небольшие компании — пять-шесть человек. Они пили чай, а потом рассматривали и обсуждали старые открытки с видами города.
Елена Кальницкая, будущий директор Петергофа, тогда работавшая в Эрмитаже, тоже часто бывала у Шмитта-Фогелевича. Она запомнила раздел его коллекции под названием «Курьезы и забавы». Там хранились открытки, напечатанные с ошибками — например, в зеркальном отражении или с неправильными подписями.
А тем, кого Николай Павлович считал знатоками Петербурга, он показывал особый альбом с открытками, где были изображены неузнанные места. Он надеялся, что свежий взгляд гостя поможет опознать, что же это за вид.
В 1998 году Шмитт-Фогелевич получил Анциферовскую премию за вклад в краеведение. За несколько лет до смерти он подарил все свои книги по истории города Фонду имени Лихачева. Они стали основой для Анциферовской библиотеки, которую потом передали в библиотеку имени Маяковского.
А свою огромную коллекцию открыток он завещал музею-заповеднику «Петергоф». Он хотел, чтобы его собрание хранилось государством. Вместе с открытками туда попали вырезки из газет, фотографии, гравюры и даже около четырехсот экслибрисов — специальных книжных знаков, созданных художниками.
Источник и продолжение: Санкт-Петербургские ведомости, spbvedomosti.ruуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]