
«Конструктор» возвращается в строй
---
В тот день военный сторожевой корабль «Конструктор», на котором через Ладогу переправлялись на Большую землю работники завода «3везда» им. К. Е. Bорошилова и члены их семей, был атакован тремя фашистскими «Юнкерсами». Одна из сброшенных ими бомб попала в носовую часть корабля…
B редакционном архиве "Санкт-Петербургских ведомостей" сохранились воспоминания капитана 1‑го ранга Георгия Алексеевича КУПИДOНOBА, который был назначен командиром «Конструктора» как раз за месяц до того злополучного дня. Письмо от него мы получили в ноябре 1991 года, когда на заводе «3везда», где установлен памятник, и у братской могилы в бухте Морье поминали тех, кто погиб в холодных водах Ладоги. Но сначала несколько слов о предприятии, которое во время войны называлось заводом № 174 им. К. E. Bорошилова. К середине 1941 года это было современное танкостроительное производство, где трудились около 9 тысяч человек. За почти десятилетний предвоенный период завод изготовил свыше 14 тысяч танков, составивших основу бронетанковой мощи Красной армии. Здесь выпускали легкие танки T-26, а также велось освоение новых легких танков T-50. К августу 1941 года на фронт было отправлено 126 танков T-26.
В июле-августе завод решили эвакуировать из Ленинграда. До начала блокады за Урал удалось отправить шесть эшелонов с людьми и снаряжением. Сначала оборудование и специалистов переправили в город Чкалов (Оренбург), а в марте 1942 года — в Омск, где был налажен выпуск новых танков T-34.
Два последних эшелона не успели покинуть Ленинград — железнодорожное сообщение со страной было прервано. Эшелоны объединили в один (в нем оказались 642 работника и 730 членов их семей) и в ноябре 1941 года начали готовить к эвакуации через Ладожское озеро.
В ночь на 4 ноября состав подошел к Борисовой Гриве, с тем чтобы утром у Осиновецкого маяка приступить к пересадке людей и погрузке оборудования на корабли. Около десяти часов утра подошли три корабля Ладожской военной флотилии: канонерская лодка «Бурея» и сторожевые «Конструктор» и «Пурга». Еще спустя час началась погрузка на них людей и имущества. Из-за налетов немецкой авиации погрузку все время приходилось прерывать.
Дальше слово Георгию Алексеевичу Купидонову, тогда еще капитану 3‑го ранга: «В просторных кубриках в носовой части «Конструктора» разместились 256 человек. За порядком наблюдал милиционер. Холодный шквалистый ветер поднимал брызги и нес их по палубе — все поспешили укрыться в помещениях.
B 19.00 наш корабль снялся с якоря у Осиновецкого маяка и пошел малым ходом в сторону восточного берега курсом на Новую Ладогу. Минут через 15 послышалось гудение летящих самолетов, которые вскоре пронеслись на малой высоте вблизи корабля. Зенитчики открыли по ним огонь. Две сброшенные с двух немецких самолетов бомбы легли за кормой «Конструктора».
Но тут из облаков вынырнул еще один «Юнкерс». Остальное произошло за несколько секунд. Одна из сброшенных фашистом бомб попала в носовую часть корабля, в промежуток между первым орудием (пушкой. — Прим. ред.) и ходовым мостиком, который упал в воду.
Взрыватели оказались с замедленным действием, поэтому бомба взорвалась не при ударе о палубу, а когда пробила ее и проникла в артиллерийский погреб и жилой кубрик.
От взрыва корабль сильно содрогнулся, тут же погас свет, завыла сирена. Взрывом оторвало носовую часть корабля вместе с кубриками и другими помещениями, где находились женщины, дети и моряки, свободные от вахты. Носовая часть с тремя спрессованными палубами опустилась в воду. Все, кто там находился, погибли.
Котел № 1 вышел из строя. Машинное отделение не пострадало, но из‑за отсутствия пара машины не работали… «Конструктор» начал погружаться в воду. Она стала быстро заполнять не пострадавшую от взрыва остальную часть верхней палубы, пугая находившихся там пассажиров. Угол наклона на нос угрожающе увеличивался.
Мне, да и всем остальным, казалось, что судно проваливается в Ладогу. Положение корабля было критическим. Но команда из пятнадцати оставшихся моряков под руководством механика П. А. Можейко, с помощью мичмана З. А. Новикова, боцмана Хохлова, с уцелевшими рабочими завода упорно боролась за его спасение. Они откачивали воду помпами, заделывали пробоины, ставили переборки. Через полчаса вода пошла на убыль, но положение продолжало оставаться угрожающим.
К борту нашего корабля подошла канонерская лодка «Бурея», началось спасение оставшихся в живых. На лодку было передано 56 пассажиров, среди которых находилось 23 ребенка. Всего удалось спасти 106 человек. Прибывший на канонерской лодке командир дивизиона капитан 3‑го ранга К. М. Балакирев решил снять с «Конструктора» команду, однако для продолжения борьбы за живучесть корабля оставил под моим командованием 15 человек. Моряки продолжали заделывать пробоины и откачивать воду. «Конструктор» был спасен.
Спустя некоторое время с приподнятой кормой и торчащими из воды оголенными лопастями гребного винта, подрабатывая своими машинами, наш сторожевик, буксируемый спасательным кораблем «Сталинец» и буксиром «Hикулясы», кормой вперед входил в пустынную бухту Морье».
Источник и продолжение: Национальные ценности, rosprioritet.ru
B редакционном архиве "Санкт-Петербургских ведомостей" сохранились воспоминания капитана 1‑го ранга Георгия Алексеевича КУПИДOНOBА, который был назначен командиром «Конструктора» как раз за месяц до того злополучного дня. Письмо от него мы получили в ноябре 1991 года, когда на заводе «3везда», где установлен памятник, и у братской могилы в бухте Морье поминали тех, кто погиб в холодных водах Ладоги. Но сначала несколько слов о предприятии, которое во время войны называлось заводом № 174 им. К. E. Bорошилова. К середине 1941 года это было современное танкостроительное производство, где трудились около 9 тысяч человек. За почти десятилетний предвоенный период завод изготовил свыше 14 тысяч танков, составивших основу бронетанковой мощи Красной армии. Здесь выпускали легкие танки T-26, а также велось освоение новых легких танков T-50. К августу 1941 года на фронт было отправлено 126 танков T-26.
В июле-августе завод решили эвакуировать из Ленинграда. До начала блокады за Урал удалось отправить шесть эшелонов с людьми и снаряжением. Сначала оборудование и специалистов переправили в город Чкалов (Оренбург), а в марте 1942 года — в Омск, где был налажен выпуск новых танков T-34.
Два последних эшелона не успели покинуть Ленинград — железнодорожное сообщение со страной было прервано. Эшелоны объединили в один (в нем оказались 642 работника и 730 членов их семей) и в ноябре 1941 года начали готовить к эвакуации через Ладожское озеро.
В ночь на 4 ноября состав подошел к Борисовой Гриве, с тем чтобы утром у Осиновецкого маяка приступить к пересадке людей и погрузке оборудования на корабли. Около десяти часов утра подошли три корабля Ладожской военной флотилии: канонерская лодка «Бурея» и сторожевые «Конструктор» и «Пурга». Еще спустя час началась погрузка на них людей и имущества. Из-за налетов немецкой авиации погрузку все время приходилось прерывать.
Дальше слово Георгию Алексеевичу Купидонову, тогда еще капитану 3‑го ранга: «В просторных кубриках в носовой части «Конструктора» разместились 256 человек. За порядком наблюдал милиционер. Холодный шквалистый ветер поднимал брызги и нес их по палубе — все поспешили укрыться в помещениях.
B 19.00 наш корабль снялся с якоря у Осиновецкого маяка и пошел малым ходом в сторону восточного берега курсом на Новую Ладогу. Минут через 15 послышалось гудение летящих самолетов, которые вскоре пронеслись на малой высоте вблизи корабля. Зенитчики открыли по ним огонь. Две сброшенные с двух немецких самолетов бомбы легли за кормой «Конструктора».
Но тут из облаков вынырнул еще один «Юнкерс». Остальное произошло за несколько секунд. Одна из сброшенных фашистом бомб попала в носовую часть корабля, в промежуток между первым орудием (пушкой. — Прим. ред.) и ходовым мостиком, который упал в воду.
Взрыватели оказались с замедленным действием, поэтому бомба взорвалась не при ударе о палубу, а когда пробила ее и проникла в артиллерийский погреб и жилой кубрик.
От взрыва корабль сильно содрогнулся, тут же погас свет, завыла сирена. Взрывом оторвало носовую часть корабля вместе с кубриками и другими помещениями, где находились женщины, дети и моряки, свободные от вахты. Носовая часть с тремя спрессованными палубами опустилась в воду. Все, кто там находился, погибли.
Котел № 1 вышел из строя. Машинное отделение не пострадало, но из‑за отсутствия пара машины не работали… «Конструктор» начал погружаться в воду. Она стала быстро заполнять не пострадавшую от взрыва остальную часть верхней палубы, пугая находившихся там пассажиров. Угол наклона на нос угрожающе увеличивался.
Мне, да и всем остальным, казалось, что судно проваливается в Ладогу. Положение корабля было критическим. Но команда из пятнадцати оставшихся моряков под руководством механика П. А. Можейко, с помощью мичмана З. А. Новикова, боцмана Хохлова, с уцелевшими рабочими завода упорно боролась за его спасение. Они откачивали воду помпами, заделывали пробоины, ставили переборки. Через полчаса вода пошла на убыль, но положение продолжало оставаться угрожающим.
К борту нашего корабля подошла канонерская лодка «Бурея», началось спасение оставшихся в живых. На лодку было передано 56 пассажиров, среди которых находилось 23 ребенка. Всего удалось спасти 106 человек. Прибывший на канонерской лодке командир дивизиона капитан 3‑го ранга К. М. Балакирев решил снять с «Конструктора» команду, однако для продолжения борьбы за живучесть корабля оставил под моим командованием 15 человек. Моряки продолжали заделывать пробоины и откачивать воду. «Конструктор» был спасен.
Спустя некоторое время с приподнятой кормой и торчащими из воды оголенными лопастями гребного винта, подрабатывая своими машинами, наш сторожевик, буксируемый спасательным кораблем «Сталинец» и буксиром «Hикулясы», кормой вперед входил в пустынную бухту Морье».
Источник и продолжение: Национальные ценности, rosprioritet.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]