Бережливая поликлиника по-белгородски
---
Ух ты, как лихо в Белгороде власти стали рапортовать о начале и финише реализации проекта «Бережливая поликлиника». Так распиарили, что даже я поверил в светлое будущее нашей медицины. Правда, пока не изучил проект и не пообщался с врачами, на которых возложили это ноу-хау. Скажу вам: не радужная перспектива.
«Бережливая поликлиника» — совместный проект Министерства здравоохранения РФ и государственной корпорации «Росатом». Его цель — оптимизация работы поликлиник, снижение времени пребывания в учреждении, разделение потоков пациентов и упрощение записи на прием к врачу. Проект называют президентским, и Путин с ним (в том числе) пойдёт на выборы.
Меня, как простого обывателя, смутило то, что этот проект будет реализовывать корпорация «Росатом». Корпорация, которая занимается оптимизацией строительства и эксплуатации атомных станций, вдруг стала реализовывать проект в системе здравоохранения. Их основная забота — атомные станции. В «Росатоме» давно развивают бережливое производство, используя не только опыт «Тойоты» и «Боинга», но и советскую систему научной организации труда. «Поликлиника — такой же маленький завод, — сказал Обозов. — Потери в медучреждении и в цеху примерно одинаковые». Только вот зарплаты отличаются, что существенно влияет на стимул-энтузиазм к работе. Очень сложно требовать от человека выполнения своих обязанностей чётко по графику, когда он получает зарплату в 13 тысяч рублей (это я медсёстрах). Да и кадры решают многое. О них я скажу дальше.
Ну да ладно, им виднее.
Кроме главных целей, авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего — когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить в поликлиники заниматься собственным здоровьем». Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…
Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом.
Согласитесь, цели хорошие, только всё это сомнительно, и сейчас я выскажу свою точку зрения.
Что говорят нам чиновники:
«В Белгороде заработал проект «Бережливая поликлиника», который, по мнению его инициаторов, должен улучшить работу городских больниц. Сейчас он реализуется только во взрослой и детской поликлиниках №4. В мэрии Белгорода заявляют, что за два месяца с запуска проекта в поликлинике разделили очереди с больными и здоровыми пациентами, создали комфортные условия содержания больных и поставили навигационные знаки, помогающие быстрее найти нужного специалиста. Это, по мнению чиновников, сократит очереди и ускорит работу поликлиники».
За 2 месяца взяли и очереди исчезли? Даже не смешно.
А что мешало вот так легко взять и всё сделать до проекта? А в чём ноу-хау этого проекта? Абсолютно ни в чём. В этом проекте изложено ровно то, как и должна работать система поликлиники, и ничего нового нет. Ну вот смотрите сами:
— создание обучающих буклетов для персонала поликлиник,
— запись на прием через интернет,
— забор анализов без очередей за счет увеличения пропускной способности кабинетов,
— изменение принципов работы с картами пациентов (введение электронных карт),
— упрощение интерфейсов электронных систем записи (интернет, терминал),
— унифицирование бланков,
— исключение повторного обращения в регистратуру
— перераспределение потоков пациентов.
Разве всего этого не было до проекта «Бережливая поликлиника»? Конечно, было.
Ну тогда как они избавились от очередей и сократили время нахождения пациента в поликлинике? Покрасили стены, установили указатели, нарисовали картинки с природой и установили диваны, и — ОПА! — всё, мы проект реализовали, народ доволен, очередей нет и наступил рай. А где показатели? Где статистика и аналитика до реализации проекта и после? Где отчёт по оборудованию, которое было закуплено (если закуплено) для реализации проекта, чтобы ускорить приём пациентов. Ну и один из важных вопросов: сколько денег уйдет на одну поликлинику? Ничего этого нет, и никто так и не увидел.
А теперь о главном и серьёзном.
Этот проект никак не нацелен на главное — это решения кадрового голода среди врачей в поликлиниках. Ведь очереди как раз от этой проблемы! Или кто-то хочет поспорить? Я уже молчу об оборудовании, которое в поликлинках ужасное и старое, как например в Белгородской ЦРБ. У меня там зрение 25 минут проверяли, из них только 20 минут – настройка оборудования, которое старше меня.
Давайте для примера возьмём поликлинику №7 города Белгорода, где более-менее обстоят дела с кадрами. Поликлиника обслуживает 26 участоков. Общее количество — почти 50 тысяч человек. Сколько должно быть терапевтов? Правильно, по одному на каждый участок. А знаете сколько их сейчас? ВОСЕМЬ. Получается 26 участков обслуживает только 8 терапевтов. Из этих восьми кто-то должен находится на приёме в поликлинике, а кто-то выезжать на участки. Логичный и простой вопрос: как эти восемь человек могут обслуживать население с 26 участков? Ответ очевиден – никак.
В целом поликлиника оснащена на 70% другими специалистами, и если один уйдёт в отпуск, то других нет. Недавно из поликлиники ушла заведующая, а за ней сразу 11 специалистов – катастрофа! Вот тут можно почитать комментарии людей, которые часами сидят на приём к врачам. Или зайти в «Чёрный список» и почитать там.
Из физики известно, что увеличение скорости потока приводит к увеличению объема протекающего за единицу времени. Если провести аналогию с потоком пациентов, то надо увеличить количество врачей и/или скорость их работы. Или я не прав? А если нет достаточного количества врачей? Остается только интенсификация их труда. А каковы пределы возможностей врача? Ну некоторые поликилиники в регионе, может, и наберут кадры (на 1-2 бережливые поликлиники), а что делать с остальными?
Ну и скажите мне, пожалуйста, как проект «Бережливая поликлиника» будет тут работать? Вот и я не могут понять.
Как обычно? На бумаге и на красивых словах? У них на бумагах всё хорошо. Зарплаты растут, народ медициной доволен и т.д. Эдакий очередной опиум для народа. А вот человек в шесть утра приходит в поликлинику, где очередь за талонами начинается в пятидесяти метрах от входа… И весь «положительный образ» как рукой… Точно так было и с оптимизацией-реформой больниц и койко-места. Характерная реакция чиновников от здравоохранения: сокращается число коек – ну, значит, они более эффективно используются. Растёт заболеваемость – значит улучшается диагностика. Всё правильно, мы идём верным путём. Разумеется, «официальные лица» из телевизора всегда будут убеждать нас, что всё хорошо. Мы живём в условиях «свободы слова», т.е. победившего тотального вранья. Но ведь и врачи, и пациенты живут не на другой планете. Мы живём в реальности, а чиновники от здравоохранения – в статистике.
Мне вот интересно, а кто из чиновников от здравоохранения, придя на приём к врачу, взял талон, и сразу к нему попал? Или только мне одному всегда не везёт? Получение талончика к врачу и вовсе превращается в невеселую лотерею. Вон даже Путин недавно высказался: «К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы – дожидаемся три месяца. За деньги – в любое время». Это просто прямое нарушение закона, это криминал, за этим нужно следить».
Так как проект решает эти проблемы? Почему никто не говорит о реальных проблемах? Для выполнения задач, стоящих перед здравоохранением, необходимо обеспечение поликлиник достаточным количеством квалифицированных кадров. Нагрузка на врача должна быть оптимальной, на приеме должна быть медицинская сестра. В документе (проекте) говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом». Сегодня в России врач больше, чем врач — он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе. Заполнение медицинской документации не должно занимать большую часть врачебного приема (надо исключить дублирование записей на бумажный и электронный носители, максимум — автоматизировать отчетность).
Возникает другой логичный вопрос: а откуда вдруг возьмутся необходимые медсёстры? Мне неясно.
Я тут прочитал интервью главрача белгородской детской поликлиники №4 господина Семененко по проекту, и вот что он говорит:
Передвинули урну и убрали шкаф — проект успешно реализован.
Ну что вам после этого сказать? Даже не знаю.
«Бережливая поликлиника» — совместный проект Министерства здравоохранения РФ и государственной корпорации «Росатом». Его цель — оптимизация работы поликлиник, снижение времени пребывания в учреждении, разделение потоков пациентов и упрощение записи на прием к врачу. Проект называют президентским, и Путин с ним (в том числе) пойдёт на выборы.
Меня, как простого обывателя, смутило то, что этот проект будет реализовывать корпорация «Росатом». Корпорация, которая занимается оптимизацией строительства и эксплуатации атомных станций, вдруг стала реализовывать проект в системе здравоохранения. Их основная забота — атомные станции. В «Росатоме» давно развивают бережливое производство, используя не только опыт «Тойоты» и «Боинга», но и советскую систему научной организации труда. «Поликлиника — такой же маленький завод, — сказал Обозов. — Потери в медучреждении и в цеху примерно одинаковые». Только вот зарплаты отличаются, что существенно влияет на стимул-энтузиазм к работе. Очень сложно требовать от человека выполнения своих обязанностей чётко по графику, когда он получает зарплату в 13 тысяч рублей (это я медсёстрах). Да и кадры решают многое. О них я скажу дальше.
Ну да ладно, им виднее.
Кроме главных целей, авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего — когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить в поликлиники заниматься собственным здоровьем». Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…
Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом.
Согласитесь, цели хорошие, только всё это сомнительно, и сейчас я выскажу свою точку зрения.
Что говорят нам чиновники:
«В Белгороде заработал проект «Бережливая поликлиника», который, по мнению его инициаторов, должен улучшить работу городских больниц. Сейчас он реализуется только во взрослой и детской поликлиниках №4. В мэрии Белгорода заявляют, что за два месяца с запуска проекта в поликлинике разделили очереди с больными и здоровыми пациентами, создали комфортные условия содержания больных и поставили навигационные знаки, помогающие быстрее найти нужного специалиста. Это, по мнению чиновников, сократит очереди и ускорит работу поликлиники».
За 2 месяца взяли и очереди исчезли? Даже не смешно.
А что мешало вот так легко взять и всё сделать до проекта? А в чём ноу-хау этого проекта? Абсолютно ни в чём. В этом проекте изложено ровно то, как и должна работать система поликлиники, и ничего нового нет. Ну вот смотрите сами:
— создание обучающих буклетов для персонала поликлиник,
— запись на прием через интернет,
— забор анализов без очередей за счет увеличения пропускной способности кабинетов,
— изменение принципов работы с картами пациентов (введение электронных карт),
— упрощение интерфейсов электронных систем записи (интернет, терминал),
— унифицирование бланков,
— исключение повторного обращения в регистратуру
— перераспределение потоков пациентов.
Разве всего этого не было до проекта «Бережливая поликлиника»? Конечно, было.
Ну тогда как они избавились от очередей и сократили время нахождения пациента в поликлинике? Покрасили стены, установили указатели, нарисовали картинки с природой и установили диваны, и — ОПА! — всё, мы проект реализовали, народ доволен, очередей нет и наступил рай. А где показатели? Где статистика и аналитика до реализации проекта и после? Где отчёт по оборудованию, которое было закуплено (если закуплено) для реализации проекта, чтобы ускорить приём пациентов. Ну и один из важных вопросов: сколько денег уйдет на одну поликлинику? Ничего этого нет, и никто так и не увидел.
А теперь о главном и серьёзном.
Этот проект никак не нацелен на главное — это решения кадрового голода среди врачей в поликлиниках. Ведь очереди как раз от этой проблемы! Или кто-то хочет поспорить? Я уже молчу об оборудовании, которое в поликлинках ужасное и старое, как например в Белгородской ЦРБ. У меня там зрение 25 минут проверяли, из них только 20 минут – настройка оборудования, которое старше меня.
Давайте для примера возьмём поликлинику №7 города Белгорода, где более-менее обстоят дела с кадрами. Поликлиника обслуживает 26 участоков. Общее количество — почти 50 тысяч человек. Сколько должно быть терапевтов? Правильно, по одному на каждый участок. А знаете сколько их сейчас? ВОСЕМЬ. Получается 26 участков обслуживает только 8 терапевтов. Из этих восьми кто-то должен находится на приёме в поликлинике, а кто-то выезжать на участки. Логичный и простой вопрос: как эти восемь человек могут обслуживать население с 26 участков? Ответ очевиден – никак.
В целом поликлиника оснащена на 70% другими специалистами, и если один уйдёт в отпуск, то других нет. Недавно из поликлиники ушла заведующая, а за ней сразу 11 специалистов – катастрофа! Вот тут можно почитать комментарии людей, которые часами сидят на приём к врачам. Или зайти в «Чёрный список» и почитать там.
Из физики известно, что увеличение скорости потока приводит к увеличению объема протекающего за единицу времени. Если провести аналогию с потоком пациентов, то надо увеличить количество врачей и/или скорость их работы. Или я не прав? А если нет достаточного количества врачей? Остается только интенсификация их труда. А каковы пределы возможностей врача? Ну некоторые поликилиники в регионе, может, и наберут кадры (на 1-2 бережливые поликлиники), а что делать с остальными?
Ну и скажите мне, пожалуйста, как проект «Бережливая поликлиника» будет тут работать? Вот и я не могут понять.
Как обычно? На бумаге и на красивых словах? У них на бумагах всё хорошо. Зарплаты растут, народ медициной доволен и т.д. Эдакий очередной опиум для народа. А вот человек в шесть утра приходит в поликлинику, где очередь за талонами начинается в пятидесяти метрах от входа… И весь «положительный образ» как рукой… Точно так было и с оптимизацией-реформой больниц и койко-места. Характерная реакция чиновников от здравоохранения: сокращается число коек – ну, значит, они более эффективно используются. Растёт заболеваемость – значит улучшается диагностика. Всё правильно, мы идём верным путём. Разумеется, «официальные лица» из телевизора всегда будут убеждать нас, что всё хорошо. Мы живём в условиях «свободы слова», т.е. победившего тотального вранья. Но ведь и врачи, и пациенты живут не на другой планете. Мы живём в реальности, а чиновники от здравоохранения – в статистике.
Мне вот интересно, а кто из чиновников от здравоохранения, придя на приём к врачу, взял талон, и сразу к нему попал? Или только мне одному всегда не везёт? Получение талончика к врачу и вовсе превращается в невеселую лотерею. Вон даже Путин недавно высказался: «К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы – дожидаемся три месяца. За деньги – в любое время». Это просто прямое нарушение закона, это криминал, за этим нужно следить».
Так как проект решает эти проблемы? Почему никто не говорит о реальных проблемах? Для выполнения задач, стоящих перед здравоохранением, необходимо обеспечение поликлиник достаточным количеством квалифицированных кадров. Нагрузка на врача должна быть оптимальной, на приеме должна быть медицинская сестра. В документе (проекте) говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом». Сегодня в России врач больше, чем врач — он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе. Заполнение медицинской документации не должно занимать большую часть врачебного приема (надо исключить дублирование записей на бумажный и электронный носители, максимум — автоматизировать отчетность).
Возникает другой логичный вопрос: а откуда вдруг возьмутся необходимые медсёстры? Мне неясно.
Я тут прочитал интервью главрача белгородской детской поликлиники №4 господина Семененко по проекту, и вот что он говорит:
Передвинули урну и убрали шкаф — проект успешно реализован.
Ну что вам после этого сказать? Даже не знаю.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]