Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию
19.02.2025 5 351 0 +179 onyzesa

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию

---
+179
В закладки
Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Пожалуй, самый важный из инструментов в музыке — это нотный стан. Благодаря нотной записи можно не только передать, но и понять, а также впоследствии и исполнить музыкальное произведение. История нотной записи начинается в глубокой древности, потому что создавать музыку человек начал наравне и с другими произведениями искусства. Но, безусловно, по прошествии столь длительного времени с нотами произошло много изменений.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Нотный стан

Музыка всегда сопровождала человек, она была важной частью жизни. Во время проведения ритуалов, религиозных практик, военных походов и простой жизни. Со временем она начала развиваться, стали появляться разные музыкальные стили и инструменты. И конечно, стало проблематично просто запоминать большое количество музыкальных произведений на слух, потому что воспроизвести её можно было лишь приблизительно. Её стало необходимо как-то записывать.

Самые первые прародители нот появились в Древнем Египте в период Древних и Средних царств. Тогда местные музыканты пользовались простейшими изображениями — пиктографической нотацией, благодаря этому фиксировались мелодии. На территории Сирийского государства также существовали системы для записи музыки, во втором тысячелетии до нашей эры. В Угарите археологи нашли странную табличку из глины, на ней изображены разнообразные музыкальные знаки. Написаны они были горизонтально, слева направо на xурритском языке. Учёные смогли расшифровать, что именно было написано на этой табличке — это были музыкальные ноты и инструкции о том, как именно нужно играть, а также текст композиции. Удалось даже установить, кому посвящена эта музыка — супруге бога Луны — Никале.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Хурритский гимн

Конечно же, музыка не обошла и Древнюю Грецию. Там она была важной частью культуры и жизни. Музыканты Древней Греции применяли специальные символы, чтобы записать мелодии, но это был и самый универсальный метод. Они были обнаружены на колоннах, плитах, а также гробницах. И датируются вторым веком до н.э. Все эти произведения — гимны в честь Аполлона. Между строками были размещены символы, которые представляют из себя самые ранние музыкальные нотации. Были обнаружены и несколько записей музыкальных произведений на папирусах.

С третьего по пятый век уже нашей эры Алипий, которого можно назвать музыкальным теоретиком, начал разрабатывать нотную систему, которая стала использоваться повсеместно. Там для каждого символа было своё значение, а также были алфавитные и пcевдоалфавитные знаки. Благодаря тому, что их все использовали, они хорошо сохранились до наших дней. Греки применяли так называемую буквенную нотацию, чтобы обозначать ступени каждого музыкального лада. Она была разделена на диатоническу — это более древняя версия и энгармонически-xроматическую, уже применявшуюся для вокального исполнения. В Риме тоже развивалась своя нотная система, но она осталась очень примитивной, как и в иных культурах: Индии, Месопотамии, Персии.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

В Греции тоже любили музыку

С наступлением Средних веков всё это оказалось забыто. Вместо греческой системы стали использоваться ритмические и темповые особенности в текстах — невмы (знаки). Они применялись в григорианской музыке и были некими визуальными подсказками, чтобы исполнители могли правильно менять интонации. Они показывали мелодичные фразы, повторы звуков и изменения в тонах. Хотя сами ноты не указывали. Они скорее обозначали количество звуков, которые должны быть произнесены одним слогом. Но у всех исполнителей была свобода в оригинальном исполнении произведений. И использовались они только для вокальной музыки, представляя из себя точки и запятые разной длинны. А размещались над текстами псалмов.

И только в девятом веке буквенная нотация снова стала использоваться, но уже в ином варианте. Начались попытки улучшить непонятные для молодых исполнителей невмы и добавить к ним другие обозначения для высоты звуков при помощи букв. Так появилась квадратное нотописание, на котором невмы уже рисовались на линиях. И получила эта система название — хоральная нотация. Она стала основой для нотного письма. Происходит она от — хорала, которое обозначает церковное песнопение. Со временем возникло даже несколько разновидностей хорала: римский, галльский, мозарабский и т.д. Но это было одноголосное пение.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Папирус с греческими нотами

А произошло это всё благодаря музыканту Гуидо д’Aреццо. Он первым придумал шестиступенчатую версию написания символов с линиями и пробелами и считается создателем нотного стана. В десятом веке, чтобы улучшить высоту звуков, к латинским буквам в записях стали добавлять горизонтальную линию, она обозначала тон, который вписывался буквой — F.

Он преподавал пение в церкви и, конечно, как и все музыканты, испытывал много неудобств из-за невмов, в которых путались молодые музыканты. Для того, чтобы упростить и улучшить систему, он сначала начал записывать две линейки, которые обозначали ключи F и С, так высота звуков точно была зафиксирована. А после уже придумал и систему сольмизации. Невмны начали размещаться в четырёх линиях, высота тона указывалась более чётко.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Невмы и правда сложно понять

По прошествии времени все обозначения высоты тонов, записанные буквами, стали трансформироваться в ключи. Это уже были условные символы, которые указывали на высоту каждой ноты. А чтобы и музыканты могли легко это читать, Гуидо придумал шестиступенчатый звукоряд, который был определён интервалами — гексахоpд. А все ступени получили название от молитвы Святому Иоанну: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Каждая исполнялась на один тон выше предыдущей. К одиннадцатому веку были заложены основы сольмизационной системы. Ей пользовались в мире музыки до восемнадцатого века. Также была разработана и специальная техника, которая получила название — гвидоновая рука, в ней названия каждой ноты зарисовывались на пальцах. В одиннадцатом веке песни и музыкальные произведения наконец-то вышли за пределы церкви и стала звучать в театрах и домах знати, а позже и у простых людей.

Такое усовершенствование поспособствовало стандартизации при записи высоты звуков. Музыка продолжала развиваться, и как только появилась полифоническая, то есть двухголосная версия музыки, то для неё потребовался и более сложный нотный стан. Так появились ноты с белой и чёрной обводкой. Также начались разнообразные эксперименты с системами нотной нотации. Такие композиторы, как Бах и Моцарт уже использовали четкие и структурированные, стандартизированные системы записи нот, музыка развивались уже на совершенно ином уровне.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Создатель нот Гуидо д’Aреццо

На Руси тоже существовало своё особенное музыкальное письмо. Оно состояло из крючков и так называемых знамён. По своему становлению она делится на три периода, и два из них были заимствованы из Византии. Но при этом все техники полностью были использованы для исполнения в церкви. Эти крюки также обозначали изменение высоты тонов, а также когда стоило ускориться, замедлиться или сделать паузу при исполнении. Aзбука знаменного пения — одна из наиболее детально сохранившихся систем, она была создана в самом начале семнадцатого века. А вот переход от записи крюками к пятилинейной нотациии произошёл лишь в конце века.

Раньше ноты были ничем не ограничены и стандартной длины звучания не имели. Чтобы как-то систематизировать их была придумана — мензуральная нотация. Она создала виды ритмического деления — трёхдольные и двухдольные длительности называемые мензурами. По прошествии некоторого времени все мензуры превратились в описание такта. Длительность стала 1:2, а ноты начали записывать округлыми.

Как нотный стан от крючков над словами перешёл к записи семи нот в одну линию также, звуков, записи, чтобы, стала, музыкальные, высоты, стали, которые, системы, музыки, только, музыканты, использоваться, начал, записывать, название, времени, символы, прошествии

Современные ноты
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]