
Кто такие затырщица и городушник, или Кого ещё боялись горожане в поездах и на улицах в начале XX века
---

Уголовные профессии начала XX века были разнообразными, но среди них воровские занимали наибольшую часть. Среди них были форточники и медвежатники, причем каждый строго занимался своей узкой специальностью. Сформировалось много криминальных личностей, среди которых вспоминаются сочинские: аферист Зорич подделывал антиквариат, затырщица Люба помогала сбывать краденое, марушник Лейдерман «работал» в поездах, усыпляя и грабя пассажиров. Были городушники, работающие в магазинах, поездушники, домушники. Насчитывалось до 25 воровских профессий, при этом воры считали оскорблением, если на них «вешали» преступление не их специальности.
Преступные профессии

Преступность в Санкт-Петербурге в 19 веке.
Преступность начала приобретать иерархию с начала XX века. Дореволюционная преступность конца XIX века не была исключением, но преступления носили скорее примитивный характер, поэтому «отпетых» преступников было мало. В основном промышляли кражами, составлявшими большую часть криминального мира. Со временем появилось разделение на узкие специальности. Воровская когорта была самой большой – насчитывалось от 19 до 25 профессий, но на деле их было еще больше.
Уголовники работали в одиночку или группами, в зависимости от рода деятельности. Кто-то вытаскивал кошельки, а кому-то требовалась помощь для отвлечения внимания граждан. В это же время у полицейских появились маленькие брошюрки с фото популярных преступников.
Наибольшее скопление представителей из преступного мира собиралось там, куда съезжались люди отдыхать – курорты. Одним из таких было Сочи, особенно после присвоения ему статуса курортного города и стали благоустраивать. Хотя и до революции Сочинский посад не обходился без воришек, а за поклажей и карманами нужен был глаз да глаз.
Обмани ближнего: подделка антиквариата аферистом Константином Зоричем

Леонид Куравлев в роли афериста.
Обмануть ближнего, особенно когда тот практически желает быть обманутым, было делом чести для разного рода аферистов. Чего только они не придумывали, чтобы выманивать деньги. В Сочи было открыто шесть контор, которые по-разному разводили граждан, желающих приобрести антиквариат. Это количество превышало все вместе взятое на территории Крыма того времени. Медные опилки продавали как золотой песок, подделывали векселя и квитанции, подменяли накладные, обсчитывали покупателей и подсовывали фальшивые банкноты, открывали фейковые организации и фонды. Складывается ощущение, что за сто лет ничего не изменилось. Но, скорее всего, изменения есть – воры стали действовать еще более утонченно и профессионально.
Сочинский аферист Костя Зорич по кличке Шило проявил себя как благотворитель и на этом хорошо заработал. Он когда-то работал в банке, поэтому прекрасно понимал структуру работы финансовых организаций. Придумал свою организацию – «Фонд помощи детям Черноморья», сиротам, которые стали таковыми вследствие переселения малых народов Кавказа. Эту идею поддержала даже императрица Александра. Деньги в фонд начали поступать быстро, однко Зорич выводил их на чужие счета во французские банки, а затем присваивал. Зорич заявлял, что деньги идут на строительство пансионатов в Анапе и Сочи, но они так и не были построены. Эта махинация принесла ему 20 000 рублей золотом. Поймать его удалось в Париже, где и осудили на 20 лет, но после революции наступила амнистия, и он был освобожден, а потом снова получил известность как личность, занимающаяся благотворительностью.
Зорич считается основателем лагеря «Орленка», был на приеме у Ленина и взялся тогда облагораживать досуг бедных беспризорников. Он организовал для 55 тысяч бездомных детей поездку к Черному морю, и даже дал название поселению: «Рваная Республика». Именно такой она и получилась. Вместо поселения на берегу установили драные палатки, через которые можно было видеть звезды. На этом благоустройство закончилось, а Зорич продолжал свою благотворительность.
Затырщица Люба – правая рука вора

Публичный дом 19 века.
В воровских кругах существует разделение труда: одни воруют, другие – сбывают краденое. Так было и в банде Федорова, к которому присоединилась молоденькая Люба Лиманская, сбежавшая от матери ради самостоятельности в криминальном бизнесе. До этого она уже сумела набить руку на воровстве. Ее мать содержала подпольный бордель, а Люба обворовывала пьяных клиентов – это было поставлено на поток. Соседняя комната всегда оставалась пустой. Там Люба пережидала и заходила в комнату клиента, когда тот пьяный засыпал. Чтобы убедиться, что мужчина спит, она полураздетая, с корсетом в руках, прикидывалась, что ошиблась комнатой, если он не спал. Если клиент не просыпался, Люба обшаривала его карманы и забирала треть суммы. Полностью все деньги хипесники (когда женщины легкого поведения помогали обворовывать) никогда не забирали у клиента, чтобы он не догадался о воровстве. За юный возраст Люба получила кличку Гимназистка.

Девушка в банде.
В банде шниффиров Федорова Люба быстро стала затырщицей – правой рукой вожака, занимавшейся сбытом краденого. За это она получала 40% добычи. Она быстро заслужила доверие еще и тем, что составляла хитроумные планы для ограбления богатых домов. Люба могла притвориться несчастной молодой матерью и постучать в дверь, отвлекая внимание домочадцев, пока подельщики обчищали дом. Иногда устраивалась прислугой, рассказывая хозяевам, как ее обманули и бросили. Гимназистка с красивыми голубыми глазами и милым личиком не вызывала подозрений. Банда Федорова гастролировала по побережью благодаря хорошей «крыше» из полиции, поэтому их долго не могли поймать. Когда в 1912 году взяли банду и Гимназистку, Федорова уже не было с ними. Он был убит своими же во время дележа добычи.
Грабители в поездах: марушник Лейдерман

Грабители в поездах - марушники.
Отдельная категория воров «работала» в поездах, обворовывая пассажиров, - марушники. Они часто работали в паре: один отвлекал разговором, а другой в это время проверял карманы и сумки. Но были и одиночные гастролеры, которые усыпляли жертву, а потом делали свое дело. Таких называли мойщиками. Среди известных на «туапсинской» ж/д (между Сочи и Туапсе) «крутился» Марк Лейдерман по кличке Грач. Он был очень искусным вором в этом деле, потому что выучился на фармацевта в молодости, а потом применил свои знания для воровства.
Лейдерман подмешивал в чай порошок из трав, и пассажир спал как убитый. Мог проспать даже несколько дней. Когда Грач был пойман, то не поддался на уговоры и не раскрыл секретный состав снотворного. Известно лишь, что покупал доступные на то время ландыш и кокаин в аптеке, которые рекомендовались от ангины и бессонницы, поэтому находились в свободной продаже в любой аптеке. Но что он к ним добавлял – не сказал.
Карманные воры: самая мелкая каста воров

Карманные воры.
Тех, кто шарил по чужим карманам, называли по-разному – щипач, ширмач, шишбала. В Сочи отметился Аким Баглаев по кличке Трайножка. Кличка была взята из карточной игры в преферанс за ловкость пальцев. Он снимал часы на цепочках («рыжие бока»), вытаскивал кошельки из карманов («кожу») и не брезговал мелочью – мелкими женскими украшениями в виде булавочек и брошей. Он мог бы стать хорошим актером, потому что вживался в роль настолько, что трудно было заподозрить в нем игру. Однажды представился сыном владельца магазина, который в это время учился в Петербурге, и сказал, что на свадьбу ему нужно много материи. Собрал все рулоны и вынес на глазах продавцов, которые боялись что-либо сказать «сыну».
Аким Баглаев также относился к клюквенникам – ворам, которые промышляли в церкви. На их жаргоне церковь – клюква, и, соответственно, все, кто в ней пасется – клюквенники. Так вот, на большой праздник, Лазареву ночь в 1910 году, он был в храме Рождества Богородицы, который после загорелся. Ему даже пытались приписать поджог храма, но так и не нашли доказательств. Эта литургия была праздничной, поэтому на ней присутствовало много богатых вельмож, а для вора лучшего и не придумаешь. Поэтому Трайножка протискивался между прихожанами, попутно вычищая все из их карманов.
Профессии воровского мира

Банда Одессы.
Воровская профессиональная категория имеет наибольшее количество групп и подгрупп. Тот, кто специализируется на сейфах – медвежатники, взламывали их с помощью лома, а шнифферы работали аккуратно, подбирая ключи. Медвежатники никогда не занимались чем-то иным и считали оскорблением, если в этом их подозревали. Как-то задержали медвежатника по кличке Пан и хотели обвинить в убийстве. На что вор ответил, что на такую глупость не мог пойти, потому что у него есть своя специальность.
Городушниками называли тех, кто воровал в магазинах, на рынках. Предметами их интереса были вещи и ювелирные изделия, деньги в кассе, предметы на витрине. Даже эта категория разбивалась на более мелкие: менялы воровали из кассы, витринные воры – с витрин.
Много проблем доставляли воры, которые похищали багаж с повозок, развозимый по магазинам. В этом участвовала уже целая группа воришек. Тех, кто воровал с экипажей, называли «поездушниками». Отдельной категорией шли те, кто забирался в дома: домушники и форточники, по принципу того, как они попадали в помещение. Голубятники воровали одежду на крышах, конокрады – лошадей, собачники – породистых собак, капорщики – шапки, торбовщики – обычную поклажу крестьян, мешки.
С развитием цивилизации у воров изменился стиль и инструменты, но они никуда не делись и все так же промышляли там, где было многолюдно. В СССР воровской элемент имел уже большой арсенал разных методов, чтобы зайти в квартиру без взлома, и научились втираться в доверие к пассажирам в поездах без снотворного.
Источник: salt.mediasalt.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]