Современное состояние парка вертолетов Ми-24 на Украине
14.08.2017 739 0 0 bmpd

Современное состояние парка вертолетов Ми-24 на Украине

---
0
В закладки
Оригинал взят у коллеги kloch4 в Остатки на счетах



Цыплят по осени считают, как гласит русская поговорка. Так и было в двух предыдущих статьях, посвящённых боевому составу Ми-24 армейской авиации киевской хунты.

В этот раз нет смысла тянуть резину, да и акцент будет несколько изменён. Попытаюсь охватить весь наличный состав «крокодилов». Опубликованный недавно отчёт об экспорте вооружений в 2016 году показал отсутствие в нём ударных вертолётов. Не думаю, что спрос на секонд-хэнд по бросовым ценам снизился – просто продавцы как-то сникли и помельчали, ничего уже предложить не могут. Нет, хлама ещё много, но уже прошёл целый год от последней передачи в укровермахт трёх «модернизированных» Ми-24ПУ1 и наступило затишье. Правда, был ещё один случай, но о нём несколько позднее.

Как всегда, начну с истории вопроса. Разные источники сообщают разное количество машин, доставшихся укропу в 1992 году.

Наиболее детально боевой состав обозначен как:

318-я отдельная вертолетная эскадрилья огневой поддержки (Белая Церковь): 12 Ми-24 боевых; 6 Ми-8 транспортных
217-я смешанная авиационная эскадрилья (Одесса): 9 Ми-8, 1 Ми-6, 2 Ми-24К
111-я смешанная авиационная эскадрилья (Броды): 8 Ми-8, 2 Ми-24К, 1 Ми-24Р, 2 Ми-9
441-й отдельный вертолетный полк (Коростень): 35 Ми-24 боевых; 23 Ми-8
513-й отдельный вертолетный полк (Бердичев): 43 Ми-24 боевых; 21 Ми-8
18-я отдельная вертолетная эскадрилья (Житомир): 7 Ми-8, 1 Ми-6, 3 Ми-24К, 3 Ми-24Р
119-й отдельный вертолетный полк (Броды): 42 Ми-24 боевых; 15 Ми-8
442-й отдельный вертолетный полк (Жовтневое): 30 Ми-24 боевых; 20 Ми-8, 3 Ми-9
119-я отдельная вертолетная эскадрилья (Дубно): 6 Ми-8, 1 Ми-6, 5 Ми-24К
335-й отдельный вертолетный полк (Калинов): 40 Ми-24 боевых; 24 Ми-8, 6 Ми-9
488-й отдельный вертолетный полк (Вапнярка): 40 Ми-24 боевых; 25 Ми-8, 4 Ми-9
318-я отдельная вертолетная эскадрилья огневой поддержки (Белая Церковь): 12 Ми-24 боевых; 6 Ми-8 транспортных

Итого: 274 вертолёта (12 Ми-24К, 4 Ми-24РХР и 258 «боевых»). Скорее всего, в полках были свои «РХР», да и число «К» подозрительное.

По другим данным имелось 250 (явно занижено), 285 (ближе к телу) и 290 (наиболее вероятно) машин.

С 1996 по 2015 год официально было продано 138 вертолётов (4 единицы «К», 2 – «Д», 16 – «РХР», 24 – «П», остальные «В»). Реестроведы утверждают , что было достаточно много неучтёнки и дают общую цифру в 157 геликоптеров.

В музеи и экспозиции попало 18 вертолётов

1. Харьков, военная кафедра ХАИ - Ми-24Д б/н 34 (помнится, в начале 90-х их там было два):



2. Конотоп, завод «Авиакон»
Ми-24В б/н 39:



Ми-24В б/н 33:



Ми-24А б/н 18:



2. Винница, музей ВВС - Ми-24В б/н 6:



3. Киев, академия им. Черняховского – очень ранний Ми-24Д б/н 24:



4. Учебный образец ХУВС - Ми-24К б/н 85:



5. Запорожье, выставка возле АО «Мотор Сич» - Ми-24В б/н 16:



6. Горд Васильков Киевской области, учебный аэродром ШМАС - Ми-24В б/н 23:



7. Авиамузей на аэродроме Жуляны
Ми-24П б/н 72:



Ранее был в Славянском авиатехникуме:



Ми-24В б/н 70:



Створка от бокового люка у него не «родная» - от Ми-24РХР. Подозреваю, что оригинальная была подменена для машин, ушедших в Азербайджан или Шри-Ланку. Такая же история ещё у двух музейных – 72-го и 39-го.

Ми-24В б/н 07 и Ми-24А б/н 32:



8. Киев, музей Великой Отечественной войны - Ми-24В б/н 03:



9. Луганск, учебный аэродром ЛВАУШ
Ми-24К б/н 03:



Ми-24РХР б/н 41:



Ми-24А:



10. Пожарная учебка в селе Подворки (пригород Харькова) - Ми-24П б/н 16:



К сожалению, в 2016 году его распилили:



Можно допустить, что эти три Ми-24А двадцать пять лет назад уже вряд ли были в боевом составе.

Кроме боевых частей некоторое количество матчасти хранилось в других местах

1. Неподалёку от аэродрома 16-й бригады армейской авиации находится эта площадка. Там остались одни летающие артиллерийские корректировщики Ми-24К:



К настоящему времени уже она почти опустела – последний доступный спутниковый снимок показывает всего 13 вертолётов:



2. Аэродром в городе Александрия Кировоградской области. К сожалению, «живых» фотографий оттуда так и не удалось найти. До войны было всего шесть Ми-24:



Спутниковый сервис «Террасервер» на 08.08.2016 года показал, что их осталось четыре:



3. Авиаремонтный завод «Авиакон» в городе Конотоп Сумской области. По фотосвидетельствам на начало сентября 2016 года на площадке осталось всего четыре вертолёта Ми-24 ремфонда:



Причём два из них модификации «В», два других – «К»:



Там же и тогда же был замечен ещё один перекрашенный «корректировщик»:





Интересно, что первый раз его засекли в Запорожье в 2015 году:



Возможно, одного из оставшихся Ми-24В зимой 2017 года уже видели .

4. Вертолётный цех АО «Мотор Сич» располагается на аэродроме «Мокрая» в Запорожье. До войны там было замечено семь единиц Ми-24В:





Причём один из них ранее был в боевом составе:





Ещё один Ми-24В неведомыми путями попал на авиаремонтный завод в белорусском городе «Орша», хотя сведений о таком экспорте, как военной техники, не поступало:



В 2015 году «Мотор Сич» продал в Южный Судан три штуки «Ми-24В-МСБ», ещё один был установлен в 2012 году как памятник (картинка есть выше). Одну кабину отрезали под тренажёр:





Есть предположение, что распилили Ми-24К:



Спутниковый снимок от июля 2016 года показывает, что, по-прежнему, минимум семь тушек Ми-24 имеются в наличии:





Есть ещё один не до конца прояснённый момент. Фото этого Ми-24П было выложено в 2016 году, есть подозрения про серый экспорт:



К примеру, этот угандийский Ми-24П был сфотографирован в Запорожье осенью 2014 года:



Подводя промежуточный итог расследования, можно просуммировать небоевые источники:

15 (памятники) + 13 ("К", Броды) + 4 (Александрия) + 5 (Конотоп) + 7 (Запорожье) + 1 (кабина-тренажёр) = 45 единиц Ми-24.

Армейская авиация. Вопреки традиции начну с 16-й авиабригады

Боевой состав уже неоднократно уточнялся, относительно прошлогодней статьи прибавился один борт – 22П:



Есть обоснованные подозрения, что вернули в строй ветерана:



По остальным машинам без изменений, только их бывший Ми-24ПУ1 б/н 04 после капремонта попал в полтавскую 18-ю авиабригаду:



На весну-лето 2014 года, кроме известной номерной техники (она в это время убыла на фронт) спутниковые снимки выявили всего семь вертолётов, скажем так, второго состава. Это, уже упоминавшийся, 22П:



05П, но к настоящему времени покинул этот тупик:



07П – тогда пытались оживлять:



53РХР – однозначный покойник:



98К – собрат предыдущего по несчастью:



У этой машины качественное фото только одно, вроде бы б/н 08:



Ещё один борт не удалось идентифицировать по номеру и модификации, но точно не РХР:



Кроме самопально окрашенного бывшего ООН-новца других известных пополнений не отмечено. Спутниковый снимок от апреля 2016 года показал ещё двух молочно-белых братьев без лопастей несущего винта:



Скорее всего, они там оказались транзитом перед заводом. Все выгоревшие серые и один зелёный на месте.

Чтобы свести воедино всю матчать 16-й авиабригады нужно упомянуть ещё про одну машину, что разбилась в далёком уже 2003 году.

Таким образом, весь наличный состав Ми-24 составит:

(Номерные) 02П, 03П, 04ПУ1, 05П, 06ВП, 07П, 08П, 09П, 12ВП, 14П, 22П, 24П, 25П, 40П, 53РХР, 87ПУ1, 88ПУ1, 91РХР, 98К.
плюс разбитый в 2003 году, один неопознанный и один перекрашенный бывший ООН-новец.

Всего бригада оперировала 22-мя вертолётами Ми-24 разных модификаций.
Разумеется, какая-то часть их техники ушла в африканские миссии ООН (например б/н 18П), но они будут учтены в своём разделе.

11-я бригада армейской авиации

На начало войны располагала внушительным парком нелетающих геликоптеров Ми-24. Начну, пожалуй, с раритетов, коих в дальних углах скопилось множество.

Это уже упоминавшийся Ми-24К б/н 14:



Ещё один Ми-24К из миссий ООН 90-х годов:



«Корректировщик» бортовой номер 12:



Фото неважные, ещё два Ми-24К без номеров:





Радиохимики тоже представлены прилично, на этом фото от 2013 года их сразу два:



У одного перекрасили номер:



Второй ещё в выгоревшем советском трилистнике:



Белоснежный 23РХР пытался прорваться на фронт, даже получил полосы быстрого опознавания:



Ещё два «химика» много лет так и простояли на самой дальней стоянке:





Война ускорила оборот техники. Все полузабытые Ми-24П покинули насиженные места. Некоторые вернулись из капитального ремонта с «родными» номерами:





Другим повезло меньше. Например, этот 04-й в предыдущей жизни был 01-м, что снимался в фильме Феди-кокаина «9-я рота»:





Номер 01 в бригаде уже не присваивают из суеверий – такой борт разбился в Крыму в 2013 году:



Свежеотремонтированные 05, 07 и 30 ранее имели бортовые номера 33, 36, 37:











На июль 2016 года в отстойнике находились не менее 12 вертолётов Ми-24 – уже упоминавшиеся «К» и «РХР», побитый осколками в Краматорске Ми-24П б/н 26 и машины, прибывшие из Кот-д'Ивуар:



Все «поляки» (б/н 02, 17. 19, 24 и 25) на этот момент стояли без лопастей несущего винта.

Исчезли две машины - это Ми-24П б/н 22 и 28 – скорее всего их отправили в ремонт на «Авиакон» под африканские миссии:





Подводя итог по 16-й авиабригаде:
- 5 единиц РХР плюс 5 единиц «К» - явно нежильцы на этом свете;
- пять «поляков» возможно реанимируют;
- UN-473 и UN-474 скорее всего тоже;
- один битый остался в Крыму, один битый на Донбассе попал на кладбище;
- «на крыле» сейчас 03, 04, 05, 07, 27, 30, 34.

Всего полный состав парка авиатехники 16 авиабригады – 26 единиц Ми-24.

7-й полк армейской авиации

Тут всё гораздо запущеннее. До войны в отстойнике находилось 15 единиц Ми-24:





Ещё два стояли отдельно:



Предвоенный боевой состав включал в себя четыре «рептилии» (б/н 180, 181, 182 и 183), два белых Ми-24РХР б/н 21 и 24, два бывших ООН-новца 07П и 09ВП и единственного выходца из Конотопа – 15П.

С весны 2014 года начался активный дерибан кладбища – в действующую армию ушли 29П, 33П и 37П. Чуть позднее к ним неудачно присоединился Ми-24ВП б/н 08. А борт 31П через некоторое время всплыл уже в Африке.

Пытались оживлять ещё одну машину (вроде б/н 17) – но что-то не срослось:



В отстойнике техники были замечены минимум три Ми-24К:







И один Ми-24РХР:



Пополнение было замечено всего из двух бортов – в фирменном конотопском камуфляже Ми-24П б/н 02 и не доехавший до Кот-д'Ивуар UN-474, которого кустарно перекрасили:



Последний доступный спутниковый снимок от августа 2015 даёт число машин в отстойнике - 11 единиц и одна, стоящая отдельно (это, скажем так, техника, не подлежащая ремонту):



За полный состав авиатехники 7-го полка, на мой взгляд, следует принять именно довоенный состав (отстойник и боевой) - 25 единиц Ми-24. «Жиденькое» пополнение взялось не из воздуха – это их же отремонтированная техника.

Вертолёты миссий ООН в Африке

Достаточно запутанная кредитная история, но пытался всё-таки разобраться, что к чему.

В связи с прекращением присутствия укропской авиации в Либерии и Кот-д'Ивуаре в феврале 2016 года техника было возвращена в четвёртый рейх. Два борта (UN-473 и UN-474, с ранними устройствами выпуска ложных тепловых целей АСО под хвостовыми балками), как уже писал выше, оказались в отстойнике в Чернобаевке.

Но один вертолёт, UN-472 более поздних годов выпуска («ловушки» по бокам фюзеляжа), так и не засветился:



Могу предположить, что его сразу отправили на «Авиакон» - готовить в другую ротацию, уже в Конго.

18-й отдельный вертолётный отряд, что сидит в Конго, за время войны провёл две ротации авиатехники.
В декабре 2015 года были заменены машины UNO-881 и UNO-883:





Через год, в декабре 2016 года были заменены сразу три аппарата - UNO-881, UNO-884, бортовой номер последнего в кадр не попал:







Таким образом, в миссиях ООН задействовано, как минимум 7 единиц Ми-24П.

Для верности приплюсуем ещё две белые машины из Брод.

Подводя окончательный итог расследования можно, с определённой долей достоверности, подсчитать наличный парк Ми-24, оставшийся в укропии:

45 единиц – небоевой состав;
22 единицы – 16-я бригада армейской авиации;
26 единиц – 11-я бригада армейской авиации;
25 единиц – 7-й полк армейской авиации;
9 единиц – техника миссий ООН.

В итоге – 127 единиц Ми-24 всех модификаций (кроме Ми-24А).

Суммируя с официозным экспортом (138 единиц) выходим на довольно скучную цифру – 265 машин. Что значительно меньше боевого состава в 1992 году. И подтверждает тезис и подпольной торговле протоукрами военной техникой.

Представляет интерес так же расклад по модификациям. Тут будут некоторые пробелы – нет данных по вертолётам из Александрии, одному из Брод и шести из Нового Калинова:

Ми-24А – 3 единицы;
Ми-24Д – 4 единицы;
Ми-24В – 109 единиц;
Ми-24П – 79 единиц.
Ми-24К – 29 единиц;
Ми-24РХР – 27 единиц;
Ми-24ВП – 5 единиц.уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]