ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию
---
У нас на разборе - очень необычный герой. Его сложно назвать концептом да и автомобилем вообще. Зато по оригинальности конструкции и масштабу у советской ТЭС-3 немного соперников. Ведь это — передвижная атомная электростанция, построенная на рубеже 1960-х!
Освоение Крайнего Севера требовало новых решений
Зачем вообще нужна мобильная атомная станция? Неужели кому-то не хватает электричества? Ответ на этот вопрос кажется очевидным только жителям тех частей страны, куда уже добралась цивилизация. Но представьте себя в другом времени и другом месте.
На дворе 1950-е, когда Советский Союз планировал обширную программу освоения Крайнего Севера. То есть территорий, где зимой не то что работать, выживать крайне проблематично. Именно из-за необходимости получить тепло и свет в абсолютно любом, даже совершенно неприспособленном к жизни уголке земного шара и родилась идея передвижной атомной станции.
Первый вариант мобильной атомной станции был железнодорожным
Впервые о мобильной АЭС заговорили в 1955 году. Концепцию приписывают Ефиму Павловичу Славскому — министру среднего машиностроения СССР, или, как его ещё называли, атомному министру. Человеком он был талантливым, деятельным, исполнительным и пробивным.
Именно Славский поделился мыслями о самоходной атомной станции с директором Кировского завода Синёвым. Намёк был понят с полуслова. Вскоре ленинградцы совместно с Ярославским тепловозостроительным заводом представили проекты ТЭС-1 и ТЭС-2 — сравнительно компактные образцы мобильной атомной электростанции для обеспечения электричеством гражданских и военных объектов Крайнего Севера и Сибири.
Обе мобильные АЭС предполагалось транспортировать по железной дороге, а друг от друга ТЭС-1 и ТЭС-2 отличались принципиальной схемой работы. Единичка подразумевала одноконтурный реактор с газотурбинной установкой, двойка — схему с использованием паротурбинной установки самого локомотива.
Но сразу возникла проблема. Железную дорогу где угодно не проложить, а на Крайнем Севере — тем более. А что, если поставить всю конструкцию мобильной АЭС на колёса? Точнее, на гусеницы.
В комплект поставки входило четыре мобильных модуля
Министр Славский распорядился подключить к проекту ТЭС-3, то есть «Транспортабельная электрическая станция, вариант 3», специалистов из Физико-энергетического института Обнинска. Подрядчиком же назначили Кировский завод.
Работы начались в ноябре 1956 года. Учитывая заинтересованность на самом высоком уровне и масштаб инвестиций, можно сказать, что дело продвигалось весьма оперативно. Уже в 1957-м концепцию мобильной АЭС реализовали в макете, а затем приступили к постройке рабочего прототипа.
Выглядело это всё следующим образом. На шасси четырёх тяжёлых танков Т-10 (другое название ИС-8) смонтировали всё необходимое оборудование ТЭС-3.
На двух тележках разместили реакторную парогенераторную установку. Это было сердце ТЭС-3 — водо-водяной реактор на тепловых нейтронах с двухконтурной схемой выработки пара электрической мощностью 1,5 МВт. Остальную периферию, включая системы управления, допоборудование и турбогенератор, поставили на другие шасси.
К слову, габаритное оборудование потребовало увеличить длину шасси танка Т-10 до 10 катков. Суммарный же вес установки, не считая шасси, составил 200 тонн. Ерунда для квартета 750-сильных дизельных наддувных V12! Конечно, максимальная скорость ТЭС-3 не впечатляла — всего 15 км/ч. Но мобильная атомная станция — последняя машина на планете, которой требуется спешка.
При создании ТЭС-3 инженеры из Обнинска старались максимально унифицировать технологии и решения, уже опробованные при разработке атомохода «Ленин» и реакторов типа ВМ, размещаемых на подводных лодках. Естественно, весь проект был испещрён грифом «Совершенно секретно».
Для снижения уровня радиации АЭС просто закапывали в землю
Весьма оригинально решались и самые важные вопросы, сопровождающие атомную энергетику, — про радиацию. Для защиты реактора ТЭС-3 (правильнее сказать — защиты от реактора) применялась трёхуровневая схема.
Это, во-первых, свинцовый стакан, внутри которого размещался реактор, необходимый для транспортировки или ремонта ТЭС-3. Его окружал резервуар, заполненный борной кислотой. Именно она защищала танковое шасси от наведённой радиоактивности во время работы.
Основную же защиту от радиации обеспечивала работа в грунтовой траншее! Перед началом эксплуатации два шасси с атомным реактором просто закапывали в землю и по возможности обкладывали железобетонными плитами.
Испытания завершились успешно, но проект остановили на полпути
В теории, процесс работы мобильной АЭС выглядел следующим образом. На обычных грузовых платформах квартет шасси ТЭС-3 ехал до ближайшей к месту эксплуатации железнодорожной станции. Затем самодвижущиеся компоненты своим ходом добирались до нужного места. Две тележки с реактором заезжали в заготовленные траншеи и закапывались. Персонал подсоединял трубы, кабели и нажимал кнопку ВКЛ. Если всё было сделано по инструкции, то появлялись свет и тепло.
И это была не только теория. Во время полевых испытаний атомный танк ТЭС-3 подтвердил свою жизнеспособность. При скромном расходе до 14 граммов урана-235 в сутки установка выдавала 1,5 МВт энергии. Запас автономной работы составлял 250 суток. Более чем достаточно для зимней вахты. После чего ТЭС-3 можно было отправить на другую точку. Естественно, предварительно заправив реактор.
Жаль только, что к середине 1960-х власти СССР вдруг резко охладели к перспективам мобильных АЭС и свернули финансирование. На этом грандиозный по задумке проект и закончил свою активную фазу.
С 1969 года законсервированная ТЭС-3 находится в Обнинске. Правда, в середине 1980-х одно из четырёх шасси с турбиной отправили на Камчатку в распоряжение геолого-разведочной экспедиции.
Время от время идут разговоры о возможности превратить уникальный сухопутной атомоход в музейный экспонат.
Это интересно: есть вероятность, что ТЭС-3 украсит экспозицию строящегося музея атомной энергии в 19-м павильоне ВВЦ. Его обещают скоро открыть - декабре 2023 года.
Освоение Крайнего Севера требовало новых решений
Зачем вообще нужна мобильная атомная станция? Неужели кому-то не хватает электричества? Ответ на этот вопрос кажется очевидным только жителям тех частей страны, куда уже добралась цивилизация. Но представьте себя в другом времени и другом месте.
На дворе 1950-е, когда Советский Союз планировал обширную программу освоения Крайнего Севера. То есть территорий, где зимой не то что работать, выживать крайне проблематично. Именно из-за необходимости получить тепло и свет в абсолютно любом, даже совершенно неприспособленном к жизни уголке земного шара и родилась идея передвижной атомной станции.
Первый вариант мобильной атомной станции был железнодорожным
Впервые о мобильной АЭС заговорили в 1955 году. Концепцию приписывают Ефиму Павловичу Славскому — министру среднего машиностроения СССР, или, как его ещё называли, атомному министру. Человеком он был талантливым, деятельным, исполнительным и пробивным.
Именно Славский поделился мыслями о самоходной атомной станции с директором Кировского завода Синёвым. Намёк был понят с полуслова. Вскоре ленинградцы совместно с Ярославским тепловозостроительным заводом представили проекты ТЭС-1 и ТЭС-2 — сравнительно компактные образцы мобильной атомной электростанции для обеспечения электричеством гражданских и военных объектов Крайнего Севера и Сибири.
Обе мобильные АЭС предполагалось транспортировать по железной дороге, а друг от друга ТЭС-1 и ТЭС-2 отличались принципиальной схемой работы. Единичка подразумевала одноконтурный реактор с газотурбинной установкой, двойка — схему с использованием паротурбинной установки самого локомотива.
Но сразу возникла проблема. Железную дорогу где угодно не проложить, а на Крайнем Севере — тем более. А что, если поставить всю конструкцию мобильной АЭС на колёса? Точнее, на гусеницы.
В комплект поставки входило четыре мобильных модуля
Министр Славский распорядился подключить к проекту ТЭС-3, то есть «Транспортабельная электрическая станция, вариант 3», специалистов из Физико-энергетического института Обнинска. Подрядчиком же назначили Кировский завод.
Работы начались в ноябре 1956 года. Учитывая заинтересованность на самом высоком уровне и масштаб инвестиций, можно сказать, что дело продвигалось весьма оперативно. Уже в 1957-м концепцию мобильной АЭС реализовали в макете, а затем приступили к постройке рабочего прототипа.
Выглядело это всё следующим образом. На шасси четырёх тяжёлых танков Т-10 (другое название ИС-8) смонтировали всё необходимое оборудование ТЭС-3.
На двух тележках разместили реакторную парогенераторную установку. Это было сердце ТЭС-3 — водо-водяной реактор на тепловых нейтронах с двухконтурной схемой выработки пара электрической мощностью 1,5 МВт. Остальную периферию, включая системы управления, допоборудование и турбогенератор, поставили на другие шасси.
К слову, габаритное оборудование потребовало увеличить длину шасси танка Т-10 до 10 катков. Суммарный же вес установки, не считая шасси, составил 200 тонн. Ерунда для квартета 750-сильных дизельных наддувных V12! Конечно, максимальная скорость ТЭС-3 не впечатляла — всего 15 км/ч. Но мобильная атомная станция — последняя машина на планете, которой требуется спешка.
При создании ТЭС-3 инженеры из Обнинска старались максимально унифицировать технологии и решения, уже опробованные при разработке атомохода «Ленин» и реакторов типа ВМ, размещаемых на подводных лодках. Естественно, весь проект был испещрён грифом «Совершенно секретно».
Для снижения уровня радиации АЭС просто закапывали в землю
Весьма оригинально решались и самые важные вопросы, сопровождающие атомную энергетику, — про радиацию. Для защиты реактора ТЭС-3 (правильнее сказать — защиты от реактора) применялась трёхуровневая схема.
Это, во-первых, свинцовый стакан, внутри которого размещался реактор, необходимый для транспортировки или ремонта ТЭС-3. Его окружал резервуар, заполненный борной кислотой. Именно она защищала танковое шасси от наведённой радиоактивности во время работы.
Основную же защиту от радиации обеспечивала работа в грунтовой траншее! Перед началом эксплуатации два шасси с атомным реактором просто закапывали в землю и по возможности обкладывали железобетонными плитами.
Испытания завершились успешно, но проект остановили на полпути
В теории, процесс работы мобильной АЭС выглядел следующим образом. На обычных грузовых платформах квартет шасси ТЭС-3 ехал до ближайшей к месту эксплуатации железнодорожной станции. Затем самодвижущиеся компоненты своим ходом добирались до нужного места. Две тележки с реактором заезжали в заготовленные траншеи и закапывались. Персонал подсоединял трубы, кабели и нажимал кнопку ВКЛ. Если всё было сделано по инструкции, то появлялись свет и тепло.
И это была не только теория. Во время полевых испытаний атомный танк ТЭС-3 подтвердил свою жизнеспособность. При скромном расходе до 14 граммов урана-235 в сутки установка выдавала 1,5 МВт энергии. Запас автономной работы составлял 250 суток. Более чем достаточно для зимней вахты. После чего ТЭС-3 можно было отправить на другую точку. Естественно, предварительно заправив реактор.
Жаль только, что к середине 1960-х власти СССР вдруг резко охладели к перспективам мобильных АЭС и свернули финансирование. На этом грандиозный по задумке проект и закончил свою активную фазу.
С 1969 года законсервированная ТЭС-3 находится в Обнинске. Правда, в середине 1980-х одно из четырёх шасси с турбиной отправили на Камчатку в распоряжение геолого-разведочной экспедиции.
Время от время идут разговоры о возможности превратить уникальный сухопутной атомоход в музейный экспонат.
Это интересно: есть вероятность, что ТЭС-3 украсит экспозицию строящегося музея атомной энергии в 19-м павильоне ВВЦ. Его обещают скоро открыть - декабре 2023 года.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]