ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию
27.11.2023 3 979 0 +110 owylexot

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию

---
+110
В закладки
У нас на разборе - очень необычный герой. Его сложно назвать концептом да и автомобилем вообще. Зато по оригинальности конструкции и масштабу у советской ТЭС-3 немного соперников. Ведь это — передвижная атомная электростанция, построенная на рубеже 1960-х!

Освоение Крайнего Севера требовало новых решений

Зачем вообще нужна мобильная атомная станция? Неужели кому-то не хватает электричества? Ответ на этот вопрос кажется очевидным только жителям тех частей страны, куда уже добралась цивилизация. Но представьте себя в другом времени и другом месте.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

На дворе 1950-е, когда Советский Союз планировал обширную программу освоения Крайнего Севера. То есть территорий, где зимой не то что работать, выживать крайне проблематично. Именно из-за необходимости получить тепло и свет в абсолютно любом, даже совершенно неприспособленном к жизни уголке земного шара и родилась идея передвижной атомной станции.

Первый вариант мобильной атомной станции был железнодорожным

Впервые о мобильной АЭС заговорили в 1955 году. Концепцию приписывают Ефиму Павловичу Славскому — министру среднего машиностроения СССР, или, как его ещё называли, атомному министру. Человеком он был талантливым, деятельным, исполнительным и пробивным.

Именно Славский поделился мыслями о самоходной атомной станции с директором Кировского завода Синёвым. Намёк был понят с полуслова. Вскоре ленинградцы совместно с Ярославским тепловозостроительным заводом представили проекты ТЭС-1 и ТЭС-2 — сравнительно компактные образцы мобильной атомной электростанции для обеспечения электричеством гражданских и военных объектов Крайнего Севера и Сибири.

Обе мобильные АЭС предполагалось транспортировать по железной дороге, а друг от друга ТЭС-1 и ТЭС-2 отличались принципиальной схемой работы. Единичка подразумевала одноконтурный реактор с газотурбинной установкой, двойка — схему с использованием паротурбинной установки самого локомотива.

Но сразу возникла проблема. Железную дорогу где угодно не проложить, а на Крайнем Севере — тем более. А что, если поставить всю конструкцию мобильной АЭС на колёса? Точнее, на гусеницы.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

В комплект поставки входило четыре мобильных модуля

Министр Славский распорядился подключить к проекту ТЭС-3, то есть «Транспортабельная электрическая станция, вариант 3»,  специалистов из Физико-энергетического института Обнинска. Подрядчиком же назначили Кировский завод.

Работы начались в ноябре 1956 года. Учитывая заинтересованность на самом высоком уровне и масштаб инвестиций, можно сказать, что дело продвигалось весьма оперативно. Уже в 1957-м концепцию мобильной АЭС реализовали в макете, а затем приступили к постройке рабочего прототипа.

Выглядело это всё следующим образом. На шасси четырёх тяжёлых танков Т-10 (другое название ИС-8) смонтировали всё необходимое оборудование ТЭС-3.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

На двух тележках разместили реакторную парогенераторную установку. Это было сердце ТЭС-3 — водо-водяной реактор на тепловых нейтронах с двухконтурной схемой выработки пара электрической мощностью 1,5 МВт. Остальную периферию, включая системы управления, допоборудование и ​турбогенератор, поставили на другие шасси.

К слову, габаритное оборудование потребовало увеличить длину шасси танка Т-10 до 10 катков. Суммарный же вес установки, не считая шасси, составил 200 тонн. Ерунда для квартета 750-сильных дизельных наддувных V12! Конечно, максимальная скорость ТЭС-3 не впечатляла — всего 15 км/ч. Но мобильная атомная станция — последняя машина на планете, которой требуется спешка.

При создании ТЭС-3 инженеры из Обнинска старались максимально унифицировать технологии и решения, уже опробованные при разработке атомохода «Ленин» и реакторов типа ВМ, размещаемых на подводных лодках. Естественно, весь проект был испещрён грифом «Совершенно секретно».

Для снижения уровня радиации АЭС просто закапывали в землю

Весьма оригинально решались и самые важные вопросы, сопровождающие атомную энергетику, — про радиацию. Для защиты реактора ТЭС-3 (правильнее сказать — защиты от реактора) применялась трёхуровневая схема.

Это, во-первых, свинцовый стакан, внутри которого размещался реактор, необходимый для транспортировки или ремонта ТЭС-3. Его окружал резервуар, заполненный борной кислотой. Именно она защищала танковое шасси от наведённой радиоактивности во время работы.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

Основную же защиту от радиации обеспечивала работа в грунтовой траншее! Перед началом эксплуатации два шасси с атомным реактором просто закапывали в землю и по возможности обкладывали железобетонными плитами.

Испытания завершились успешно, но проект остановили на полпути

В теории, процесс работы мобильной АЭС выглядел следующим образом. На обычных грузовых платформах квартет шасси ТЭС-3 ехал до ближайшей к месту эксплуатации железнодорожной станции. Затем самодвижущиеся компоненты своим ходом добирались до нужного места. Две тележки с реактором заезжали в заготовленные траншеи и закапывались. Персонал подсоединял трубы, кабели и нажимал кнопку ВКЛ. Если всё было сделано по инструкции, то появлялись свет и тепло.

И это была не только теория. Во время полевых испытаний атомный танк ТЭС-3 подтвердил свою жизнеспособность. При скромном расходе до 14 граммов урана-235 в сутки установка выдавала 1,5 МВт энергии. Запас автономной работы составлял 250 суток. Более чем достаточно для зимней вахты. После чего ТЭС-3 можно было отправить на другую точку. Естественно, предварительно заправив реактор.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

Жаль только, что к середине 1960-х власти СССР вдруг резко охладели к перспективам мобильных АЭС и свернули финансирование. На этом грандиозный по задумке проект и закончил свою активную фазу.

С 1969 года законсервированная ТЭС-3 находится в Обнинске. Правда, в середине 1980-х одно из четырёх шасси с турбиной отправили на Камчатку в распоряжение геолого-разведочной экспедиции.

ТЭС-3: как в СССР построили самоходную атомную станцию шасси, мобильной, атомной, Крайнего, только, атомная, проект, станции, станция, время, реактор, работы, Севера, середине, другом, Естественно, следующим, сказать, образом, можно

Время от время идут разговоры о возможности превратить уникальный сухопутной атомоход в музейный экспонат.

Это интересно: есть вероятность, что ТЭС-3 украсит экспозицию строящегося музея атомной энергии в 19-м павильоне ВВЦ. Его обещают скоро открыть - декабре 2023 года.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]