Цветная революция: как глаз человека различает цвета и кто преуспел в этом лучше других
---
Выдающейся цветовосприимчивостью отличался художник Архип Куинджи
Обычный человек уверен, что у супергероев должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.
Непревзойденная игра света и цвета на полотнах Архипа Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие — он знакомил живописцев с физическими свойствами красок на специальных уроках.
Внутренние резервы
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880
Свет — это электромагнитные волны. Длины волн видимого нами спектра находятся в пределах от 380 до 760 нм. С изменением длины волны меняется и ощущение цвета, мы определяем это словами «красный», «оранжевый», «желтый», «синий» и пр. Спектр оттенков, которые видел Куинджи, гораздо богаче того, что различает среднестатистический человек.
Медосмотр: гендерное первенство
Глаз человека содержит два типа светочувствительных клеток: палочки различают яркость, а колбочки — цвета. Большинство людей обладают трихроматным зрением, то есть имеют три типа колбочек: чувствительные к длинноволновому излучению (красному), коротковолновому (синему) и средневолновому (зеленому). Человек с двумя типами колбочек страдает дальтонизмом, или цветовой слепотой.
Сравнительно недавно возникло предположение, что может быть не три, а четыре типа колбочек. Доктор Габриела Джордан из Кембриджского университета создала палитру в сине-зеленой гамме, воспринимаемую обычным человеком как один цвет. Предположительно, четвертый тип фоторецепторов возникает в процессе генетической ошибки. Одна Х-хромосома содержит дефектный ген, отвечающий за восприятие красного или зеленого. У человека может оказаться два типа фоторецепторов для зеленого (или красного) цвета, и они способны воспринимать его неодинаково.
Гипотетически люди с тетрахромным зрением должны иметь большую чувствительность к оттенкам. Но мог ли Куинджи обладать тетрахромным зрением? «Мог бы. Если бы он был женщиной», — говорит врач-офтальмолог, лазерный хирург Ольга Сугоняева. Все четыре рецептора не кодируются одной X-хромосомой. Их должно быть две, что возможно только у женщин.
ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН
Пьедестал
Зрение для художника — один из инструментов. Что не мешает обезоруженным оставаться мастерами своего дела
Обычный человек уверен, что у супергероев должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей.
Непревзойденная игра света и цвета на полотнах Архипа Куинджи удивляла современников. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Он был дружен с лучшим оптиком того времени — Федором Петрушевским, разработавшим «лунный спектрофотометр». Однажды ученый проверил зрение художников. Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Но одно лишь уникальное зрение не обеспечило бы успех. Куинджи обладал и глубокими знаниями о гармонии цветов. Он экспериментировал с новыми пигментами, чего побаивались другие художники. Менделеев принимал в этом активное участие — он знакомил живописцев с физическими свойствами красок на специальных уроках.
Внутренние резервы
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880
Свет — это электромагнитные волны. Длины волн видимого нами спектра находятся в пределах от 380 до 760 нм. С изменением длины волны меняется и ощущение цвета, мы определяем это словами «красный», «оранжевый», «желтый», «синий» и пр. Спектр оттенков, которые видел Куинджи, гораздо богаче того, что различает среднестатистический человек.
Медосмотр: гендерное первенство
Глаз человека содержит два типа светочувствительных клеток: палочки различают яркость, а колбочки — цвета. Большинство людей обладают трихроматным зрением, то есть имеют три типа колбочек: чувствительные к длинноволновому излучению (красному), коротковолновому (синему) и средневолновому (зеленому). Человек с двумя типами колбочек страдает дальтонизмом, или цветовой слепотой.
Сравнительно недавно возникло предположение, что может быть не три, а четыре типа колбочек. Доктор Габриела Джордан из Кембриджского университета создала палитру в сине-зеленой гамме, воспринимаемую обычным человеком как один цвет. Предположительно, четвертый тип фоторецепторов возникает в процессе генетической ошибки. Одна Х-хромосома содержит дефектный ген, отвечающий за восприятие красного или зеленого. У человека может оказаться два типа фоторецепторов для зеленого (или красного) цвета, и они способны воспринимать его неодинаково.
Гипотетически люди с тетрахромным зрением должны иметь большую чувствительность к оттенкам. Но мог ли Куинджи обладать тетрахромным зрением? «Мог бы. Если бы он был женщиной», — говорит врач-офтальмолог, лазерный хирург Ольга Сугоняева. Все четыре рецептора не кодируются одной X-хромосомой. Их должно быть две, что возможно только у женщин.
ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН
Пьедестал
Зрение для художника — один из инструментов. Что не мешает обезоруженным оставаться мастерами своего дела
Рембрандт Харменс ван Рейн, предположительно, имел косоглазие и, как следствие, страдал стереослепотой: информация, получаемая его мозгом от правого и левого глаза, не соединялась в единое изображение. Этот недостаток позволял жившему в XVII веке голландскому живописцу лучше отображать трехмерное пространство на своих полотнах.
Эдгар Дега в середине 1880-х годов начал ощущать, что у него изменилось восприятие мелких предметов и деталей из-за проблем с сетчаткой глаза. Это не повлияло на цветовосприятие. Но изображения на его картинах стали более размытыми, что было своего рода визитной карточкой французского художника-импрессиониста.
Винсент Ван Гог, согласно гипотезе, страдал ксантопсией, при которой все видится в желтом цвете. Но современные исследования это не подтверждают: голландец всегда умело использовал белый и зеленый, их больной ксантопсией просто не отличил бы от желтого. Предполагают, что Ван Гог, борясь с эпилепсией, принимал отвар наперстянки, меняющей цветовосприятие.
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]