Петр I в «глобалистической инсталляции»: новый проект памятника в Лахта Центре
---
На днях Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект триумфального столпа в честь победы в Северной войне, которую планируют установить в Лахта Центре по инициативе руководства Газпрома.
Мемориальный столп представляет собой колонну высотой 42 метра на постаменте, которую венчает фигура Петра I высотой 9,5 метра. Общая высота композиции составляет 82 метра (для сравнение: высота Александровской колонны на Дворцовой площади 47,5 метра).
В основу памятника легла модель столпа, созданного в 18 веке по указу Петра I, которая в настоящее время хранится в Эрмитаже, авторства Бартоломео Растрелли и Андрея Нартова. Первоначально её планировали установить на Васильевском острове в качестве маяка, однако после кончины Петра от этого замысла, как и от многих других идей императора, отказались.
Памятник в целом получил одобрение у членов комиссии, уважаемых архитекторов города, однако возник вопрос: уместно ли располагать классический памятник в модернистском антураже, да ещё повторяющем господствующую вертикаль небоскреба? Тем более что он обещает быть не единственным – по проекту комплекса там планируется построить ещё две башни.
На этот счет один из авторов столпа скульптор Михаил Мамошин ответил, что видит такое расположение памятника «маленькой частью Петербурга в абстрактной глобалистической инсталляции». На что ему возразили эксперты. Так, Святослав Гайкович заявил, что ставить «в это царство вертикали ставить столп — это насмешка над столпом». Архитектор Михаил Кондиайн назвал этот спор «спором между современностью и классикой», в котором «не возникает гармоническое взаимодействие».
Тем не менее, сам памятник не получил нареканий, за исключением некоторых деталей композиционного включения в пейзаж. Ещё одним камнем преткновения стала высокая двухметровая ограда вокруг памятника, закрывающая обзор декора на постаменте колонны. А там находятся медальоны с главными битвами Северной войны, без которых выход России на Балтику был бы невозможен. Некоторые их названия сегодня имеют особый символический смысл:
«Бой у деревни Лесной. 28 сентября (9 октября) 1708 года», «Полтавский бой. 27 июня (8 июля) 1709 года», «Осада Риги. 1709–1710 года», «Осада Ревеля. 1710 год», «Русский и турецкий лагеря при Пруте. 1712 год», «Бой под Фридрихштадтом. 1713 год», «Гангутский бой. 1714 год» и «Церемония сдачи Дербента. 1722 год».
Кстати, в комплексе Лахта Центра уже есть памятник Петру I в образе спасателя утопающих, он был установлен в прошлом году. Что касается новой скульптурной композиции, то её судьбу члены Градостроительного совета определят очно-заочным голосованием. Один из автором памятника, скульптор Мамошин не исключает, что окончательный вариант памятник претерпит некоторые изменения.
Мемориальный столп представляет собой колонну высотой 42 метра на постаменте, которую венчает фигура Петра I высотой 9,5 метра. Общая высота композиции составляет 82 метра (для сравнение: высота Александровской колонны на Дворцовой площади 47,5 метра).
В основу памятника легла модель столпа, созданного в 18 веке по указу Петра I, которая в настоящее время хранится в Эрмитаже, авторства Бартоломео Растрелли и Андрея Нартова. Первоначально её планировали установить на Васильевском острове в качестве маяка, однако после кончины Петра от этого замысла, как и от многих других идей императора, отказались.
Памятник в целом получил одобрение у членов комиссии, уважаемых архитекторов города, однако возник вопрос: уместно ли располагать классический памятник в модернистском антураже, да ещё повторяющем господствующую вертикаль небоскреба? Тем более что он обещает быть не единственным – по проекту комплекса там планируется построить ещё две башни.
На этот счет один из авторов столпа скульптор Михаил Мамошин ответил, что видит такое расположение памятника «маленькой частью Петербурга в абстрактной глобалистической инсталляции». На что ему возразили эксперты. Так, Святослав Гайкович заявил, что ставить «в это царство вертикали ставить столп — это насмешка над столпом». Архитектор Михаил Кондиайн назвал этот спор «спором между современностью и классикой», в котором «не возникает гармоническое взаимодействие».
Тем не менее, сам памятник не получил нареканий, за исключением некоторых деталей композиционного включения в пейзаж. Ещё одним камнем преткновения стала высокая двухметровая ограда вокруг памятника, закрывающая обзор декора на постаменте колонны. А там находятся медальоны с главными битвами Северной войны, без которых выход России на Балтику был бы невозможен. Некоторые их названия сегодня имеют особый символический смысл:
«Бой у деревни Лесной. 28 сентября (9 октября) 1708 года», «Полтавский бой. 27 июня (8 июля) 1709 года», «Осада Риги. 1709–1710 года», «Осада Ревеля. 1710 год», «Русский и турецкий лагеря при Пруте. 1712 год», «Бой под Фридрихштадтом. 1713 год», «Гангутский бой. 1714 год» и «Церемония сдачи Дербента. 1722 год».
Кстати, в комплексе Лахта Центра уже есть памятник Петру I в образе спасателя утопающих, он был установлен в прошлом году. Что касается новой скульптурной композиции, то её судьбу члены Градостроительного совета определят очно-заочным голосованием. Один из автором памятника, скульптор Мамошин не исключает, что окончательный вариант памятник претерпит некоторые изменения.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]