Изразцовые печи: от средних веков до наших дней
---
Изразцы — это специальная плитка, которой испокон веков украшали печи и камины, а также дома, в том числе и на Руси. И если уж мы начали говорить про печи, будет преступлением обойти стороной такое уникальное, невероятной красоты явление, как изразцы.
Немного истории
Изразцы появились на Руси в 15-16 веке, их изготовлением занимались только самые искусные мастера, чья работа очень высоко ценилась. Единого стандарта для изготовления изразцов нет и никогда не было, так как все мастера работали по-разному и создавали что-то свое.
Но изразцы не сразу проложили путь в дома, сначала они применялись лишь при строительстве монастырей и церквей, и только потом, десятилетия спустя, плитка стала украшать убранство домов.
Когда же изразцы «обосновались» на печах? Это произошло в эпоху царствования Петра Первого. Он ввел правило делать безопасные печи из огнестойкого кирпича и изразцового кафеля в голландском стиле. Сначала новую моду приняли лишь в крупных городах — Санкт-Петербурге и Москве, и уже много позже, в начале 19 века, изразцы распространились по всей стране.
Конструкция и особенности изразцовой плитки
На самом деле, называть изразцы плиткой — это не совсем правильно. Они имеют совершенно иную конструкцию: изразец выполнен в форме короба с одной открытой стороной, и с нарядной, украшенной лицевой частью. Задняя поверхность называется «румпа», ее фиксируют в кирпичной кладке печи или дома с помощью проволоки.
Делают изразцы из глины, сырье используют самое разное. Обычно глину разделяют на беложгущуюся и красножгущуюся, высокопористую и низкопористую. Качества глины, ее внешний вид зависит от химических свойств материала, если в глине много железа — она будет иметь красный оттенок, если в ней больше каолина — будет более белой. Выбор материала зависит от поставленной перед мастером задачей.
Создание изразцов проходит в несколько этапов:
Так выглядят формы для изразцов
Если говорить про лицевую часть, то все изразцы принято делить на глазурованные и неглазурованные. Глазурь — это разноцветное или прозрачное стекловидное вещество, которое наносят на готовый изразец тонким слоем, а затем отправляют на обжиг (теперь понятно, почему количество обжигов может доходить до 6-8 для одного изделия). Глазурованные изразцы смотрятся богаче и красивее, они отличаются особенным блеском, насыщенностью и прочностью. По большей части до наших дней дошли именно такие изразцы и именно потому, что глазурь сделала их прочными.
Отличались изразцы и по рельефу — здесь он высокий, на фото ниже — практически гладкий
Есть отличия и в методе декорирования. Существуют расписные и гладкокрашеные изразцы. Расписные первым делом покрывают росписью, затем накладывают глазурь и обжигают.
Еще есть, например, муравленые изразцы. Они покрыты зеленой глазурью, что напоминает траву-мураву, как ее любили называть в прошлом, отсюда и название. Такие изразцы часто можно встретить до сих пор, их часто использовали для печей и каминов.
Сюжеты для росписи изразцов тоже выбирали самые разные, все зависело от конкретного мастера и местности. Встречались бытовые и религиозные сюжеты, изображения зверей и птиц, кружева узоров, географические картины и т.д.
Радует, что и в наше время есть мастера, которые умеют создавать красоту и делают невероятные изразцы и по качеству, и по внешнему виду. Поэтому если хотите обзавестись такой красотой дома, то все возможно. Только стоит помнить, что удовольствие это не из дешевых, все же ручная работа и какая искусная!
Напоследок предлагаем полюбоваться подборкой самых красивых печей и каминов, а также отдельных изразцов:
Немного истории
Изразцы появились на Руси в 15-16 веке, их изготовлением занимались только самые искусные мастера, чья работа очень высоко ценилась. Единого стандарта для изготовления изразцов нет и никогда не было, так как все мастера работали по-разному и создавали что-то свое.
Но изразцы не сразу проложили путь в дома, сначала они применялись лишь при строительстве монастырей и церквей, и только потом, десятилетия спустя, плитка стала украшать убранство домов.
Когда же изразцы «обосновались» на печах? Это произошло в эпоху царствования Петра Первого. Он ввел правило делать безопасные печи из огнестойкого кирпича и изразцового кафеля в голландском стиле. Сначала новую моду приняли лишь в крупных городах — Санкт-Петербурге и Москве, и уже много позже, в начале 19 века, изразцы распространились по всей стране.
Конструкция и особенности изразцовой плитки
На самом деле, называть изразцы плиткой — это не совсем правильно. Они имеют совершенно иную конструкцию: изразец выполнен в форме короба с одной открытой стороной, и с нарядной, украшенной лицевой частью. Задняя поверхность называется «румпа», ее фиксируют в кирпичной кладке печи или дома с помощью проволоки.
Делают изразцы из глины, сырье используют самое разное. Обычно глину разделяют на беложгущуюся и красножгущуюся, высокопористую и низкопористую. Качества глины, ее внешний вид зависит от химических свойств материала, если в глине много железа — она будет иметь красный оттенок, если в ней больше каолина — будет более белой. Выбор материала зависит от поставленной перед мастером задачей.
Создание изразцов проходит в несколько этапов:
- Набивка в формы. Глину набивают в готовые формы, раньше их тоже делали из глины, теперь — из гипса. Форма говорит о мастерстве художника, ведь именно она определяет рельеф, который в идеале должен быть максимально точным и тонким, мастерски проработанным.
Так выглядят формы для изразцов
- Когда глина высохнет, ее достают из формы и отправляют в сушку. Здесь важен правильный температурный режим и условия, так как малейшее отклонение может испортить готовый изразец.
- Затем происходит первый обжиг, он продолжается довольно долго, около 30 часов.
- И только после этого изразцы наконец отправляются в опытные руки художников и глазуровщиков, которые расписывают изделие. Для этого обычно берут керамические глазури, эмали, пигменты — мастера используют множество самых разных материалов для получения красоты.
- Но и это еще не все! Далее следуют новые обжиги, их может быть много. Бывает, что художники прописывают детали прямо поверх глазури, порой используют в росписи золото, что требует дополнительного обжига.
Если говорить про лицевую часть, то все изразцы принято делить на глазурованные и неглазурованные. Глазурь — это разноцветное или прозрачное стекловидное вещество, которое наносят на готовый изразец тонким слоем, а затем отправляют на обжиг (теперь понятно, почему количество обжигов может доходить до 6-8 для одного изделия). Глазурованные изразцы смотрятся богаче и красивее, они отличаются особенным блеском, насыщенностью и прочностью. По большей части до наших дней дошли именно такие изразцы и именно потому, что глазурь сделала их прочными.
Отличались изразцы и по рельефу — здесь он высокий, на фото ниже — практически гладкий
Есть отличия и в методе декорирования. Существуют расписные и гладкокрашеные изразцы. Расписные первым делом покрывают росписью, затем накладывают глазурь и обжигают.
Еще есть, например, муравленые изразцы. Они покрыты зеленой глазурью, что напоминает траву-мураву, как ее любили называть в прошлом, отсюда и название. Такие изразцы часто можно встретить до сих пор, их часто использовали для печей и каминов.
Сюжеты для росписи изразцов тоже выбирали самые разные, все зависело от конкретного мастера и местности. Встречались бытовые и религиозные сюжеты, изображения зверей и птиц, кружева узоров, географические картины и т.д.
Радует, что и в наше время есть мастера, которые умеют создавать красоту и делают невероятные изразцы и по качеству, и по внешнему виду. Поэтому если хотите обзавестись такой красотой дома, то все возможно. Только стоит помнить, что удовольствие это не из дешевых, все же ручная работа и какая искусная!
Напоследок предлагаем полюбоваться подборкой самых красивых печей и каминов, а также отдельных изразцов:
Источник: sam.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]